Научная статья на тему 'Изучение старшеклассниками элементов прикладной математики в общеобразовательной школе'

Изучение старшеклассниками элементов прикладной математики в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА / МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МАТЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Якупова Л. Ф.

Выделены элементы проектирования и реализации изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы элементов прикладной математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение старшеклассниками элементов прикладной математики в общеобразовательной школе»

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в необходимости расширения статистической составляющей содержания обучения старшеклассников для повышения качества среднего общего образования учащейся. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности//Башкирский химический журнал.-2008.- №3.- С. 133—136.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. — С. 34 - 37.

3. Каримов М.Ф., Хасанова Э.Н. Изучение особенностей математического моделирования действительности старшеклассниками средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. — 2018. - № 2(19). — С. 101 — 103.

© Каримов М.Ф., Хурматуллина В.Т., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Якупова Л.Ф. студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Выделены элементы проектирования и реализации изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы элементов прикладной математики.

Ключевые слова

Прикладная математика, модели и алгоритмы решения задач математики.

Прикладная математика как область элементарной и высшей математики, проектирующая и реализующая применение математических моделей и алгоритмов при решении задач науки, техники и технологий, составляет значимую и важную часть общего образования учащейся молодежи [1].

Методологическую основу прикладной математики, изучаемой фрагментарно старшеклассниками средних общеобразовательных школ и полностью студентами высших учебных заведений, образует математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, состоящее из таких этапов — элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

Учителя математики и физики средних общеобразовательных школ, ориентированные на обучение творчески целеустремленных, интеллектуально активных и научно компетентных старшеклассников [3], проектируют и реализуют на обязательных и факультативных занятиях вводной курс прикладной

математики с нижеследующими учебными темами.

1. Арифметические модели натурального, целого, рационального, иррационального и действительного числа.

2. Арифметические алгоритмы действий над натуральными, целыми, рациональными, иррациональными и действительными числами.

3. Математическая модель комплексного числа и различные формы его представления.

4. Математические алгоритмы действий над комплексными числами, выраженными в различных формах.

5. Алгоритмы нахождения процента от числа, целого по части и числа по части.

6. Математическое моделирование процентного отношения двух или нескольких чисел или величин.

7. Математическое моделирование процессов образования смесей веществ, металлических сплавов и химических растворов.

8. Математические алгоритмы формирования простых и сложных банковских процентов.

9. Алгебраические модели линейной и квадратичной функциональных зависимостей и их свойства.

10. Математические алгоритмы решения линейных и квадратичных уравнений.

11. Постановка и решение методом математического моделирования алгебраических задач на движение, совместную работу, смеси, сплавы и растворы, планирование процессов и на производительность труда.

12. Математическое моделирование простых объектов, процессов и явлений механики, термодинамики, молекулярной физики, электричества, магнетизма, электромагнетизма, оптики, атомной физики, ядерной физики и физики элементарных частиц.

13. Математические алгоритмы расчетов по химическим формулам, по приготовлению растворов, по химическим уравнениям, по определению состава смеси веществ.

14. Использование алгоритмов дифференциального исчисления для исследования поведения функциональных зависимостей математики, физики и химии.

15. Математический анализ нелинейных функциональных зависимостей между величинами моделей физических или химических объектов, процессов или явлений.

Дидактический опыт изучения старшеклассниками средней общеобразовательной школы элементов прикладной математики показывает его положительное влияние на повышение уровня их интеллектуального и творческого потенциала [4], необходимого при сдаче выпускниками среднего учебного заведения единых государственных экзаменов по математике, физике и химии.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что включение в содержание среднего общего образования учащейся молодежи элементов прикладной математики является необходимой дидактической составляющей повышения качества обучения старшеклассников естественно-математическим дисциплинам.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

4. Каримов М.Ф., Хасанова Э.Н. Изучение особенностей математического моделирования действительности старшеклассниками средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. -2018. - № 2(19). - С. 101 - 103.

© Каримов М.Ф., Якупова Л.Ф., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.