Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА НА РЫБНЫЕ ПРЕСЕРВЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА НА РЫБНЫЕ ПРЕСЕРВЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБНЫЕ ПРЕСЕРВЫ / АССОРТИМЕНТ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Потапова Алла Андреевна, Королева Кристина Александровна, Медведев Сергей Владимирович

Статья посвящена изучению потребительских предпочтений рыбных пресервов на рынке г. Мичуринска. В работе представлен анализ социологического опроса потребителей рыбных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Потапова Алла Андреевна, Королева Кристина Александровна, Медведев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE DEMAND FOR FISH PRESERVES SOLD IN THE CONSUMER MARKET OF MICHURINSK, TAMBOV REGION

The article is devoted to the study of consumer preferences of fish preserves on the Michurinsk market. The paper presents an analysis of a sociological survey of consumers of fish products.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА НА РЫБНЫЕ ПРЕСЕРВЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 664.951

ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА НА РЫБНЫЕ ПРЕСЕРВЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Алла Андреевна Потапова

кандидат технических наук, доцент

а11ш14ек@тай. гц Кристина Александровна Королева

студент

Сергей Владимирович Медведев

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена изучению потребительских предпочтений рыбных пресервов на рынке г. Мичуринска. В работе представлен анализ социологического опроса потребителей рыбных товаров.

Ключевые слова: рыбные пресервы, ассортимент, рынок.

Потребительский рынок г. Мичуринска достаточно насыщен различными рыбными товарами: солеными, копчеными, сушеными, различными рыбными полуфабрикатами и т.д. [1, 2]. С целью повышения качества продукции и расширения ассортимента продукции из рыбы производители широко применяют овощное сырье богатое биологически активными веществами [3-6].

Рыбные пресервы представлены в достаточно широком ассортименте и разными предприятиями-изготовителями такими как, ООО «ТД Балтийский берег, ООО «Ряжская рыбоперерабатывающая компания», ООО «СОЮЗ-БИЛЛИОН», ООО «Тесей», ООО РК «Акватория» и многими другими.

В рамках изучения спроса и предложения было проведено исследование ассортимента рыбных пресервов на потребительском рынке г. Мичуринска Тамбовской области. Ассортимент рыбных пресервов изучался на примере рыбных павильонов, магазинов, рыбных отделов в супермаркетах.

С этой целью нами было опрошено 100 респондентов в 10 торговых точках г. Мичуринска, реализующих данную продукцию. Опрос проводился в форме анкетирования.

Анализ рыбной продукции на рынке г. Мичуринска показал, что соленая рыба и продукция из нее представлена более широко и на ее долю приходится 38% опрошенных. Это обусловлено тем, что соленая продукция имеет долгий срок хранения и доступные цены для потребителей разного социального положения. На мороженую рыбу приходится 28% опрошенных, на копченую продукцию, вяленую и сушеную рыбу - 14% и 12% соответственно. Меньшую долю занимает живая рыба - 8%, что обуславливается короткими сроками транспортировки, хранения и реализации.

Живая рыба 8%

Соленая рыба и продукция из нее

Мороженая рыба 28%%

38%%

продукция 12%

Копченая продукция 14%

Рисунок 1 - Анализ рыбной продукции на потребительском рынке г. Мичуринска

Рыбные пресервы пользуются стабильным спросом, этому способствуют следующие потребительские характеристики данной продукции: удобная и красочная упаковка и маркировка, вкус, запах рыбных пресервов, различная заливка. Достаточно высокий выход продукции и возможность создания различных рецептурных композиций на основе сочетания рыбного сырья, овощей (томат, перец и т.д.), позволяют разработать продукты не только с высокой пищевой и биологической ценностью, но и продукты, сбалансированные по составу, функционального назначения.

Все перечисленные выше характеристики создают дополнительный стимул к приобретению рыбных пресервов, стабилизируют спрос, увеличивают количество пробных покупок и повышают рейтинг популярности.

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ структуры ассортимента по видам рыбных пресервов (рисунок 2).

5% 2%

□ с пряностями

□ в маринаде

□ в растительном масле

□ в овощных заливках

□ в майонезе

□ в винной заливке

Рисунок 2 - Структура ассортимента по видам рыбных пресервов

Расчет структуры ассортимента по видам рыбных пресервов показал, что наибольшую долю в ассортименте занимают рыбные пресервы в масле (35%) и с пряностями (16%). Остальные виды пресервов представлены меньше всего, рыбные пресервы в овощных заливках 7%, в майонезе - 5%, в маринаде - 4%, в винной заливке - 2%.

При исследовании был проведен анализ структуры ассортимента рыбных пресервов по фирмам-производителям. На современном рынке наиболее представлены рыбные пресервы следующих производителей: ООО «Союз-Биллион» - 16%, ИП Мачехин и ООО «Русский невод» - 18%, ООО «Вкусное мое» и ООО «Балтийский берег» - 9%, ООО «Рыба-меч» и ОАО ПКП «Меридиан» - 14% (рисунок 3).

□ ООО "Союз-Биллион"

□ ИП Мачехин

□ ООО "Вкусное море"

□ ООО "Балтийский берег"

□ ООО "Русский невод"

□ ООО "Рыба-меч"

□ ОАО ПКП "Меридиан"

Рисунок 3 - Структура ассортимента рыбных пресервов по фирмам-производителям

Анализируя ответы респондентов, можно получить достаточно объективную информацию о покупательских предпочтениях потребителей.

В ходе исследований было выявлено, что большинство опрошенных приобретают рыбные пресервы при желании удовлетворить свои потребности от основного свойства данного товара: 55% отмечают качество рыбных пресервов, 15% полагаются на рекомендации знакомых при выборе, и на 30% - новизна.

Из 100 опрошенных - 45 человек покупают рыбные пресервы по желанию. Именно этот вариант был самым распространенным (рисунок 4).

□ ежедневно

□ 1-2 раза в неделю

□ 1-2 раза в месяц

□ по желанию

□ несколько раз в год

□ по покупаю вообще

Рисунок 4 - Группы потребителей по частоте покупки рыбных пресервов

В результате социологического опроса было отмечено, что наибольшим спросом пользуются рыбные пресервы в масле. Филе-кусочки имеют свой определенный вкус и аромат. По результатам опроса было выявлено, что 39 человек предпочитают рыбные пресервы производства ОАО ПКП «Меридиан», 21 человек - ООО «Русский невод», 17 человек - ООО «Союз-Биллион», 15 человек - ООО «Рыба-меч», 8 человек - ООО «Балтийский берег».

Таким образом, можно сделать вывод, что рыбные пресервы производства ОАО «Меридиан» пользуется значительным спросом у потребителей. Этот выбор не случаен, он объясняется тем, что данные рыбные пресервы сочетают оптимальное соотношение качества и цены, а также в настоящее время происходит заметное увеличение объема отечественной продукции.

Список литературы:

1. Блинникова О.М., Новикова И.М., Чаплыгина И.В. Органолептическая оценка качества рыбных консервов, реализуемых на потребительском рынке города Мичуринск // Наука и Образование. 2021. Т. 4. №2 4.

2. Новикова И.М., Блинникова О.М. Маркетинговые исследования рыбопродукции, представленной на потребительском рынке г. Мичуринска // Агротехнологии XXI века: стратегия развития, технологии и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания университета. Пермь. 2020. С. 336-338.

3. Овощи как продукт функционального питания: монография / П. Ф. Кононков, В. К. Гинс, В. Ф. Пивоваров [и др.]. Москва: ООО «Столичная типография», 2008. 128 с.

4. Оценка мелкоплодных сортов томата по органолептическим показателям, содержанию каротина, витамина с и общей антиоксидантной активности / Д.В. Акишин, А.А. Потапова, В.Н. Макаров, М.Ю. Акимов, А.М. Миронов // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 1. С. 84-88.

5. Потапова А.А. Оценка потребительских свойств мелкоплодных сортов перца // Новые технологии. 2018. № 4. С. 68-73.

6. Suhareva T.N., Sergienko I.V. Proecting of functional structure of fish product // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 6th International Conference on Agriproducts Processing and Farming. 2020. С. 012055.

UDC 664.951

STUDY OF THE DEMAND FOR FISH PRESERVES SOLD IN THE CONSUMER MARKET OF MICHURINSK, TAMBOV REGION

Alla A. Potapova

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Kristina A. Koroleva student Sergei V. Medvedev

student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the study of consumer preferences of fish preserves on the Michurinsk market. The paper presents an analysis of a sociological survey of consumers of fish products.

Key words: fish preserves, assortment, market.

Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.