Научная статья на тему 'Изучение способов изображения пространства в картине как метод развития творческих возможностей студентов художественно-графического факультета'

Изучение способов изображения пространства в картине как метод развития творческих возможностей студентов художественно-графического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1535
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБЫ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / MODES / DEPICTION / DEVELOPMENT / ART EDUCATION / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Марина Андреевна

Статья знакомит с методами обучения построению картинного пространства. Знания о различных способах пространственных построений позволяют студентам художественно-графического факультета эффективно проявлять себя в творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exploring ways to depict space in the picture as a way to develop students'' creative abilities on art-graphic faculty

This article introduces the contents and methods of organising courses for the study of persepective in drawing and painting. Тhis course allows students of the art-graphic department effectively expressing themselves through creative activities.

Текст научной работы на тему «Изучение способов изображения пространства в картине как метод развития творческих возможностей студентов художественно-графического факультета»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2. Игнатьева Т.В. Конструирование задач-компактов прикладной направленности и их использование в качестве средства совершенствования обучения математике в технических вузах: Дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 158 с.

3. Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Орел, 2003. - 17 с.

4. Коваленко Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе: Дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 1995. - 161 с.

5. КудрявцевВ.А., Демидович Б.П. Краткий курс высшей математики. - М.: Наука, 1986. - 576 с.

6. Кудрявцев Л.Д. Сборник задач по математическому анализу. Том 1. Предел. Непрерывность. Дифференцируемость / Л.Д. Кудрявцев, А.Д. Кутасов, В.И. Чехлов, М.И. Шабунин. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. - 496 с.

7. Кузьмина Т.А. Видоизменение задач, способствующее реализации профессиональной направленности обучения математике в учреждениях среднего профессионального образования: Дис. . канд. пед. наук. - Арзамас, 2005. - 150 с.

8. Плотникова С.В. Профессиональная направленность обучения математическим дисциплинам студентов технических вузов: Дис. . канд. пед. наук. - Самара, 2000. - 160 с.

9. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. - М.: Просвещение, 2005. - 255 с.

УДК 75.02

Алексеева Марина Андреевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В КАРТИНЕ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Статья знакомит с методами обучения построению картинного пространства. Знания о различных способах пространственных построений позволяют студентам художественно-графического факультета эффективно проявлять себя в творческой деятельности.

Ключевые слова: способы, изображение, развитие, художественное образование, творческое мышление.

Одной из важнейших задач в подготовке специалистов, в становлении их нравственной, художественной и интеллектуальной готовности к творческому осмыслению социокультурных ценностей является развитие творческих возможностей студентов художественно-графического факультета. Как известно, творческие качества человека развиваются в ходе познавательной деятельности, которая носит ярко выраженный творческий характер.

Важнейшей способностью личности, обеспечивающей успех в творческой деятельности, отмечает Я.А. Понамарев, является способность действовать в «уме». Организация действий во внутреннем плане, то есть, возможность человека действовать «в уме», тесно связана с проблемой развития пространственных представлений. Перед студентом художественно-графического факультета ставится задача изображения на двухмерной плоскости трехмерного пространства, свойственного не столько реальному миру, сколько образным моделям действительности, созданным пространственным мышлением художника.

Получение эффекта трехмерности и глубины картинного художественного пространства, в котором разворачивается действие, связано с целым рядом приемов и методов. К ним относится систе-

ма линейной перспективы как основной метод построения художественного картинного пространства с помощью линий, отображающих контуры предметов и границы перехода одних поверхностей в другие. Огромное значение в развитии творческих возможностей придается этой дисциплине по результатам ее воздействия на усиленное развитие пространственных представлений.

Курс линейной перспективы, позволяющий освоить систему способов изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости, является одним из основополагающих дисциплин в художественном образовании. Поступившие в вуз первокурсники, при изучении законов начертательной геометрии, перспективы, машиностроительного черчения, дизайна испытывают большие сложности, связанные не только с незнанием элементарных основ графических построений, но и неразвитостью пространственных представлений, творческого воображения, пространственного мышления. Студентам трудно осознать то, что задача построения картинного пространства является центральной в системе визуальных координат изображения и композиционно связана с созданием художественного образа.

На этапе довузовской подготовки к изобразительной деятельности, некоторые знания пер-

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Алексеева М.А., 2015

Изучение способов изображения пространства в картине как метод развития творческих возможностей...

спективных построений даются в художественных школах, но в общеобразовательных школах, внимания обучению графическим построениям уделяется мало. Во многом это связано с тем, что в школах исчез такой предмет как черчение. Этот предмет давал основы знаний получения изображений на плоскости при помощи параллельных проекции, навыки графических построений. Всестороннее формирование пространственных представлений в общеобразовательной школе являлось также специальной задачей этого предмета, причем овладение некоторыми знаниями по черчению просто невозможно было без достаточно развитого представления.

Другой проблемой, на наш взгляд, является некоторая отстраненность, абстрагированность от эмоционального, чувственного опыта студентов, содержания программного материала по изучению закономерностей построения изображения на плоскости, в большей степени это касается изучения начертательной геометрии предшествующей изучению перспективы. В изучении правил построения линейной перспективы, как системы приемов, позволяющих изображать на плоскости объемные свойства предметов и их расположение в трехмерном пространстве, уже больше опоры на чувственное восприятие, на предметы окружающей действительности. Однако, после трудного, по мнению студентов, освоения основ начертательной геометрии у них остается эмоциональный барьер мешающий пробуждению интереса к изучению необходимых для художественного творчества знаний перспективы.

Осознанному освоению правил перспективы не способствует и небольшое количество часов на изучение данной дисциплины, не имение возможности закрепления изученных способов в творческих живописных работах, под руководством преподавателя ведущего курс перспективы. Поэтому студенты не всегда умеют анализировать построение пространства картины в художественных произведениях, слабо используют исторически отработанные законы, способы и приемы построения картинного пространства в своих творческих работах.

Создание художественного образа в изобразительном искусстве предполагает функционирование способностей относящихся к художественному восприятию, образному мышлению, изобразительным способностям. Логическое и абстрактное мышление развивается у студентов в ходе изучения графических дисциплин. На занятиях по этим дисциплинам (начертательная геометрия, перспектива, машиностроительное черчение, основы дизайна и т.д.), у студентов развиваются способности к стилизации, схематизации чувственного образа в графический знак, умение свободно оперировать им по представлению. Создание условий, в которых реализуется сочетание определенных способ-

ностей, дает возможность многостороннего развития творческого потенциала и его созидательных возможностей.

Для решения проблемы эффективного освоения способов пространственных построений на плоскости, и как следствие осознанного освоения, а затем творческого применения приемов и способов построения картинного пространства в художественных работах, нами был разработан курс «Построение картинного пространства в искусстве». Целью данного курса явилось ознакомление студентов с проблемой построения пространства в картине и рассмотрение способов построения картинного пространства в контексте художественно-исторического развития изобразительного искусства. Для реализации данных положений в программу курса был заложен материал, в котором раскрывались:

- понятие творчества как созидательной, преобразующей и социально активной деятельности, особенности художественного творчества;

- сущность перспективных изображений, виды перспективы, особенности систем построения картинного пространства в различные исторические периоды развития человечества;

- вариативность систем пространственного построения картины как условие эффективного отражения объективного мира, творческий подход в подборе приемов и методов пространственного решения картины с целью эффективного выражения художественного замысла.

Невозможно рассматривать картинное пространство вне его структурного образования -перспективы, в свою очередь анализ развития перспективных построений невозможен без учета исторически обусловленных периодов развития общества. Теоретический материал курса был основан на исследованиях П.А. Флоренского, Б.В. Раушенбаха, Л.В. Мочалова и др., которые рассматривали в своих работах различные системы изображения пространства на плоскости существовавшие в искусстве разных народов, различных эпох и условно разделили построения в живописи на древний, средневековый и современный этапы.

Творческая потребность характеризуется уровнем знаний и представлений о творчестве как о созидательной силе человеческой деятельности, стремлением и интересом к творческому процессу. Программой курса был предусмотрено изучение материала, в котором раскрывались сущность явления творчества, его виды, пути исследования с исторической точки зрения, творчество рассматривалось как основополагающий элемент в развитии науки и искусства. Обосновывалась потребность в творчестве на современном этапе развития общества, превращение студента в субъекта творческого процесса шло через пробуждение в нем потребности в творчестве. Как показывают ис-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

115

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

следования гуманистических психологов (А. Мас-лоу, К. Роджерса, В. Сатра, Э. Фромма и многих других), потребность в самовыражении является одной из основных для человека. Творческая потребность характеризуется уровнем знаний и представлений о творчестве как о созидательной силе человеческой деятельности, а также стремлением и интересом к творческому процессу.

Теоретические знания о творчестве связывались с графической, изобразительной, педагогической, практической деятельностью студентов. Сознательному, глубокому, и прочному усвоению учебного материала способствовали различные виды графических задач и упражнений, как средство, развивающее психолого-познавательные характеристики (наблюдательность, внимание, память, воображение, мышление) которые являются психологической основой творческого процесса. Создание художественного образа связано непосредственно с активным визуальным восприятием несущим, как подчеркивал в своих работах Р. Арн-хейм, творческий характер. Творческое решение учебных задач обуславливалось включением в процесс решения задачи таких компонентов, как анализ, сопоставление, обобщение исходного материала; поиск эскизных вариантов; создание, на основе анализа исходного материала, творческого продукта.

Изучение способов решения художественного картинного пространства в курсе начинается с изучения системы изображений свойственных Древнему Египту. На взгляд Б.В. Раушенбаха, это искусство «предельного геометрического совершенства». Не удивительно что живопись Древнего Египта, для непосвященного в смысл системы построения изображений того времени, кажется загадочной и «странной». Цель изучения студентами данной темы это выявление художественных особенностей древнеегипетского стиля, анализ «чертежного метода», изучение канонов применяемых в изображениях. Кроме этого мы старались показать студентам применение древнеегипетских канонов и методов изображения в современных работах художников, дизайнеров.

Следующей темой, знакомящей с развитием способов изображения на плоскости, является способ аксонометрии в Древней Греции, знакомство с понятием «аспектива». Как известно, этот этап характеризуется отказом от передачи изображений объективной геометрии и возникновением геометрии «видимой», - то, что видит отдельный человек. В своих исследованиях Б.В. Раушенбах отмечает, что период от VI до IV века до н.э. называют временем становления «греческого чуда». В этот период художник стремился передать облик окружающих его объектов - предметов и людей, не канонично, а опираясь на свое зрительное впечатление. Такой способ изображения, основанный

на тактильных, осязательных ощущениях, рождающийся от рассматривания объекта вблизи, «ощупывания» его взглядом со всех сторон мы называем аспективным. Термин «аспектива» происходит от слова «аспект». Аспективный метод в целом характерен для античного искусства, в особенности античной живописи. В ходе изучения материала студентам предоставлялась возможность перспективного анализа помпеянских фресок, которые являются классическим примером аспективного изображения, выполнения эскизов с использованием изученных приемов.

Во времена античности считалось важным изображение отдельных, сравнительно небольших предметов ближайшего окружения человека. Оказалось, что для этого наилучшим образом подходит аксонометрия (исходное от «аспективы»). Так как изображения создавались на ограниченных, приближенных к художнику пространствах, возникали условия константности, то есть, кажущееся сужение предметов с увеличением глубины не было ярко выраженным для художника. Способы аксонометрии и обратной перспективы в изображениях на плоскости являются характерными для античности и средневековья.

С методом применения параллельных проекций в построении картинного пространства студенты знакомились на примерах живописи средневекового Китая и Японии, где аксонометрия нашла свое законченное развитие. Средневековая живопись этих стран имеет поистине замечательные примеры передачи глубокого пространства, которые достигалась способами чередования изобразительных планов присущих еще Древнему Египту. Дело в том, что картинное пространство в пейзажной живописи этих стран, в большинстве случаев, не несет в себе ни религиозного, ни нравоучительного смысла, оно выступает просто как элемент созерцательности. Такой подход делает равноценными любые элементы композиции, все планы пейзажа, стирая различия между содержательными и декоративными частями картины. Кроме того, китайские и японские живописцы, в создании картин, стремились больше опираться не на данные чувственного восприятия, а на результаты осмысления символической реальности. Поэтому для них аксонометрический способ изображения являлся наиболее уместным.

Мы считаем, что студентам художественно-графического факультета, необходимо понимать то, что художник может рассматривать и отражать не только осязаемую, видимую сторону изображаемого ими объекта, но вкладывать в изображаемое, философский, символический смысл. Студенты должны знать возможности метода параллельных проекций (аксонометрии) - точно передавать облик сравнительно небольших объектов, находящихся на очень близком расстоянии, и то, что дале-

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Изучение способов изображения пространства в картине как метод развития творческих возможностей...

кие объекты, если их размеры не слишком велики, тоже видятся аксонометрически.

Используя эти особенности изображения объектов окружающего нас мира, обучающиеся, смогут наиболее эффективно выразить замысел картины, обогащая свое художественное виденье новыми аспектами действительности, более полно создать художественный образ в творческих работах.

«Обратная» перспектива - особая система изображения живописного пространства, пластический прием в живописи Средневековья, в византийских мозаиках и иконописи. Основные формальные признаки - изображенные предметы имеют точку схода не в глубине, а в пространстве зрителя. Имеются различные гипотезы, объясняющие данное построение изображений. Мы придерживаемся точки зрения, которая связывает явление обратной перспективы, с константностью нашего восприятия в условиях малых расстояний, величиной ракурса и шириной наблюдаемого объекта. При изучении данной темы, нашей задачей являлось ознакомление студентов с особенностями изображения живописного пространства в эпоху Средневековья, с целью использования знаний приемов «обратной перспективы» в работах творческого характера.

На протяжении тысячелетий художники совершенствовали способы изображения объемных тел, венцом этого развития считается система линейной перспективы. Одной из задач курса являлось ознакомление студентов с истоками возникновения новых взглядов на решение проблемы построения пространства и хронологией пространственных изменений в эпоху Ренессанса. Поэтапный анализ развития картинного пространства показывает, что характер изменений проявлялся как сложный, структурный процесс, который зависел от очень многих факторов, в том числе и философских, мировоззренческих, эстетических. В курсе рассматривается и то, что понимали теоретики Возрождения под понятием «отображение мира в искусстве», т.е. перспективу как методику, помогающую строить на холсте образ окружающего мира.

Невозможно достаточно полно представить композиционное и перспективное решение произведения того или иного художника без анализа построения картинного пространства. В заключении курса мы знакомили студентов с понятием перцептивной перспективы, решали задачи на проведение перспективного анализа картин известных мастеров эпохи Возрождения. Знакомясь с различными методами решения проблемы построения картинного пространства, будущие педагоги-художники расширяли знания способов изображения окружающего мира, вооружаясь эффективным инструментом для выражения своих замыслов. Они знакомились с приемами геометрического построения изображений, параллельной и обратной перспек-

тивой. В курсе лекций студенты находят основные теоретические положения и опорные задачи, положенные в основу грамотного построения картинного пространства, различных изображений в изобразительном искусстве.

Кроме освоения современных представлений о способах пространственных изображений в художественном творчестве, мы считали, что необходимым условием при формировании творческих возможностей у студентов должна являться организация практической деятельности, эффективно влияющей на развитие творческого потенциала. На практических занятиях закреплялся теоретический материал на примерах, приближенных к учебным и творческим задачам студентов по изобразительному искусству.

Основными формами работы при изучении курса являлись: лекция-визуализация с объяснением, элементами диалога, практические занятия, где происходило закрепление знаний в композиционных эскизах, творческой работе, решение графических задач; мини-просмотры творческих результатов. Изучение каждого раздела сопровождалось анализом произведений искусства, работой со справочным, иллюстративным материалом.

В результате освоения курса студенты узнают исторический процесс развития способов построения картинного пространства в искусстве с точки зрения эволюции человеческого миропонимания и мировоззрения; способы и методы систем изображения, применяемые в живописи; свойство центрального проецирования и его отличие от параллельного проецирования и обратной перспективы. Студенты начинают понимать построение пространства картины в художественных произведениях искусства; находить наиболее рациональные способы решения картинного пространства с учетом исторически опробованных методов и способов.

Творческая деятельность пробуждает интерес, интерес развивает творческие возможности, при этом познавательная активность начинает исходить от самих студентов. Повышение эффективности развития творческих возможностей студентов происходит за счет создания нового отношения, интереса личности к процессу творческого поиска.

Библиографический список

1. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

2. Моляко В.А. Психология творчества и подход к изучению одаренности // Вопросы психологии. -1994. - № 5. - С. 37-42.

3. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. - М.: Советский художник, 1983. - 375 с.

4. Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. - 303 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

117

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. - М.: Наука, 1980. - 288 с.

6. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. - М.: Наука, 1986. - 256 с.

7. Флоренский ПА. Иконостас. Избранные труды

по искусству. - СПб.: Русская книга, 1993. - 366 с.

8. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. - Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1967. - Т 3. - С. 381-416.

9. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. -СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

УДК 355.23

Баранчук Николай Александрович

кандидат педагогических наук Военная академия РВСН им. Петра Великого [email protected]

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье отражены основные вопросы решения ситуационных задач и их значимость при проектировании технологий подготовки офицерских кадров. Уточнены понятия: «игра», «игровая деятельность», «игропроцесс» и «игровые действия». Раскрыты функции игры и группы, к которым относятся: деловые игры, личностно-ориентированные игры.

Ключевые слова: офицерские кадры, подготовка, игра, деловые игры, личностно-ориентированные игры, игровая деятельность, игропроцесс и игровые действия, функции игры.

В строительстве и развитии Вооруженных Сил необходимым является совершенствования систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки [3].

Для эффективного освоения и реализации системы подготовки офицерских кадров, необходимым является исследование его содержания и внедрение механизмов практической реализации. Одним из подходов к решению задач можно отнести проектирование технологий подготовки офицерских кадров к решению ситуационных задач в современных условиях. Изучение данного подхода вызвано тем, что в настоящее время происходит информационное и психологическое воздействие на государство, общество и личность различными средствами массовой информации, сети Интернет и т.д. Поэтому решение данной проблемы возможно лишь формированием мыслительных способностей у личности с помощью проектирования технологий для решения ситуационных задач. К ситуационным задачам мы относим, такую форму деятельности как игра.

Слово «игра» может обозначать некоторую человеческую деятельность. В толковом словаре русского языка приводится такое главное значение этого слова: «...занятие с целью развлечения, основанное на известных условиях или подчиненное определенным правилам» [13].

К пониманию слова «игра» существует множество подходов, с нашей точки зрения, наиболее полное определение дал известный ученый С.Л. Рубинштейн: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - способность преобразовывать действительность» [14]. Это определение ха-

рактеризует игру, как человеческую деятельность, которая отражает стремление личности и формирует ее потребность вступать во взаимодействие с окружающим миром. «Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он слышал или читал. Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях» [9].

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, военные педагоги и психологи изучали ряд аспектов использования игр в подготовке офицерских кадров. В различных научных трудах игра рассматривалась как: активный метод обучения, способствующий развитию творческого мышления (А.В. Барабанщиков [2] и Э.Н. Коротков [10]); как средство активизации познавательной деятельности (Ю.Ф. Худолеев [15], М.Ф. Овчар [12]); как форма активного обучения (Н.А. Давыдов и Н.А. Бойченко [6]); как метод активного обучения (А.И. Каменев [7]).

Игра представляет собой специфическую форму игрового опыта, процесс «экстериоризации ранее интериоризированного» слушателем или курсантом игрового опыта. Ее также рассматривают как деятельность по разрешению проблемы, преодоление которой инициирует функционирование «зоны ближайшего развития» [5]. При этом игра реализует не только функцию обучения, но и функции воспитания, развития, коррекции и руководства [1]. Она предназначена для развития творческого мышления и формирования профессионально-важных качеств. Профессиональная игра представляет собой, в определенной степени, репетицию предстоящей деятельности выпускника, который в ходе ее проведения приучается

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Баранчук Н.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.