Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восприятие / смысловое восприятие устной речи / логико-грамматические конструкции / старшие дошкольники / общее недоразвитие речи / perception / semantic perception of oral speech / logical and grammatical constructions / older preschoolers / general speech underdevelopment

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ойдиной Тарикулова

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования смыслового восприятия логико-грамматических конструкций языка у детей старшего дошкольного возраста. Определена сущность понятия «смысловое восприятие речи», показана роль логико-грамматических конструкций в диагностике речевого развития детей, описаны методический аппарат и результаты исследования смыслового восприятия логико-грамматических структур языка дошкольниками с общим недоразвитием речи. Авторы опираются на предположение о том, что пространственное восприятие при нарушении речевого развития имеет свою специфику и влияет на смысловое понимание логико-грамматических конструкций. Описаны особенности понимания таких конструкций дошкольниками с общим недоразвитием речи. Эта специфика обусловлена включенностью в смысловое восприятие вербального компонента, который вследствие речевого недоразвития отличается крайней ослабленностью, при этом являясь значимым фактором в оценке успешности расшифровки симультанных схем, лежащих в основе логико-грамматических конструкций. В условиях речевого дизонтогенеза способность полноценно понимать такого рода конструкции формируется с отставанием по сравнению с нормой. Данное положение подтверждается полученными достоверно значимыми различиями проведенного сравнительного исследования. Таким образом, уровень сформированности понимания логико-грамматических конструкций языка может расцениваться, по мнению авторов, в качестве маркера речевого онтогенеза и дизонтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ойдиной Тарикулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SENSE PERCEPTION OF LOGIC-GRAMMATIC CONSTRUCTIONS BY PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS

The article discusses the results of an experimental study of the semantic perception of logical and grammatical structures of the language in older preschool children. The essence of the concept of "semantic perception of speech" is determined, the role of logical and grammatical constructions in the diagnosis of speech development of children is shown, the methodological apparatus and the results of the study of the semantic perception of logical and grammatical structures of the language by preschoolers with general speech underdevelopment are described. The authors rely on the assumption that spatial perception in violation of speech development has its own specifics and affects the semantic understanding of logical and grammatical structures. The features of understanding such constructions by preschoolers with general speech underdevelopment are described. This specificity is due to the inclusion of the verbal component in the semantic perception, which, due to speech underdevelopment, is characterized by extreme weakening, while being a significant factor in assessing the success of decoding simultaneous schemes underlying logical-grammatical structures. Under the conditions of speech dysontogenesis, the ability to fully understand such constructions is formed with a lag in comparison with the norm. This position is confirmed by the obtained reliably significant differences in the comparative study. Thus, the level of formation of understanding of the logical-grammatical structures of the language can be regarded, according to the authors, as a marker of speech ontogenesis and dysontogenesis.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛОГИКО-

ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Ойдиной Тарикулова

Ташкентский государственный педагогический университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования смыслового восприятия логико-грамматических конструкций языка у детей старшего дошкольного возраста. Определена сущность понятия «смысловое восприятие речи», показана роль логико-грамматических конструкций в диагностике речевого развития детей, описаны методический аппарат и результаты исследования смыслового восприятия логико-грамматических структур языка дошкольниками с общим недоразвитием речи. Авторы опираются на предположение о том, что пространственное восприятие при нарушении речевого развития имеет свою специфику и влияет на смысловое понимание логико-грамматических конструкций. Описаны особенности понимания таких конструкций дошкольниками с общим недоразвитием речи. Эта специфика обусловлена включенностью в смысловое восприятие вербального компонента, который вследствие речевого недоразвития отличается крайней ослабленностью, при этом являясь значимым фактором в оценке успешности расшифровки симультанных схем, лежащих в основе логико-грамматических конструкций. В условиях речевого дизонтогенеза способность полноценно понимать такого рода конструкции формируется с отставанием по сравнению с нормой. Данное положение подтверждается полученными достоверно значимыми различиями проведенного сравнительного исследования. Таким образом, уровень сформированности понимания логико-грамматических конструкций языка может расцениваться, по мнению авторов, в качестве маркера речевого онтогенеза и дизонтогенеза.

Ключевые слова: восприятие; смысловое восприятие устной речи; логико-грамматические конструкции, старшие дошкольники; общее недоразвитие речи

STUDY OF SENSE PERCEPTION OF LOGIC-GRAMMATIC CONSTRUCTIONS BY PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS

Oydinoy Tarikulova

Tashkent State Pedagogical University

ABSTRACT

The article discusses the results of an experimental study of the semantic perception of logical and grammatical structures of the language in older preschool children. The essence of the concept of "semantic perception of speech" is determined, the role of logical and grammatical constructions in the diagnosis of speech development of children is shown, the methodological apparatus and the results of the study of the semantic perception of logical and grammatical structures of the language by preschoolers with general speech underdevelopment are described. The authors rely on the assumption that spatial perception in violation of speech development has its own specifics and affects the semantic understanding of logical and grammatical structures. The features of understanding such constructions by preschoolers with general speech underdevelopment are described. This specificity is due to the inclusion of the verbal component in the semantic perception, which, due to speech underdevelopment, is characterized by extreme weakening, while being a significant factor in assessing the success of decoding simultaneous schemes underlying logical-grammatical structures. Under the conditions of speech dysontogenesis, the ability to fully understand such constructions is formed with a lag in comparison with the norm. This position is confirmed by the obtained reliably significant differences in the comparative study. Thus, the level of formation of understanding of the logical-grammatical structures of the language can be regarded, according to the authors, as a marker of speech ontogenesis and dysontogenesis.

Keywords: perception; semantic perception of oral speech; logical and grammatical constructions, older preschoolers; general speech underdevelopment

Процесс восприятия опосредуется значениями, смыслом, т. е. является категоризированным. По меткому замечанию Л. С. Выготского, с определенного момента развития ребенка его «речь становится интеллектуальной, мышление становится речевым». Поскольку значения и смыслы передаются посредством речи, логично предположить, что восприятие при нарушениях речевого развития имеет свою специфику. Восприятие как психический процесс у детей с речевым недоразвитием практически не было предметом специальных исследований как в плане изучения формирования отдельных модальностей, так и изучения интермодальных связей. Существует всего несколько психологических работ, характеризующих отдельные аспекты процесса восприятия у детей с общим недоразвитием речи: восприятие цвета, формы, отдельных знаков дошкольниками (В. В. Юртайкин, 1986; Л. И. Белякова и др., 1991), перцептивное развитие младших школьников (Е. А. Захарова ), полимодальность восприятия (И. Ю. Мурашова). Однако восприятие как психическая функция не может рассматриваться изолированно. Его обязательное участие в разных видах

деятельности заставляет расширить диапазон исследовательского поиска. Восприятие рассматривается в разных аспектах: и как ориентировочно-исследовательское действие, и как смысловое восприятие. Согласно концепции Б. С. Мучника (1973), в процессе смыслового восприятия (декодирования) происходит переконструирование лингвистического значения высказывания (лексического, грамматического, синтаксического) в психологический смысл, что, по мнению В. Л. Роднянского (1986), подобно мыслительному акту, сопровождаемому многократным перекодированием лексических компонентов высказывания в компоненты смысловые. Функциональная недостаточность последних приводит к снижению способности детей полноценно овладевать такими языковыми навыками, как семантическая трансформация, языковая интерпретация, категоризация и верификация лингвистических структур. Подобная картина отмечается у детей с нарушениями речевого развития. 2. Роль логико-грамматических конструкций в диагностике речевого развития детей

С точки зрения специальной психологии проблема понимания речи у детей с разными типами дизонтогенеза заслуживает отдельного рассмотрения с точки зрения как теории, так и практики коррекционного воздействия. По нашему мнению, неполноценность понимания устной речи стоит в ряду причин, которые обусловливают «сбой» на самых разных этапах проведения диагностического испытания. В начале исследования после предъявления инструкции и тестового задания возникает проблема на уровне семантизации. Испытуемому с недостатками речи может быть непонятно содержание инструкции и словесного материала, или это содержание может быть понято искаженно или фрагментарно, например, непонятны отдельные лексикограмматические или логико-грамматические конструкции. В случае, если стимульный материал в вербальной форме доступен для понимания испытуемому, у него может отсутствовать потенциал для выполнения задания на уровне речемыслительной деятельности. Иначе говоря, «сбой» возникает на этапе перехода от внутренней речи к внешней, причем к этим трудностям может добавиться утеря части информации в связи с нестойкостью следов памяти (запечатления). Если же нет затруднений в переходе от внутреннего мыслительного плана к этапу вербализации, то выполнение тестового задания может «буксовать» в связи с недостаточным уровнем речевого развития испытуемого. У него в силу дефекта могут отсутствовать нужные для актуализации слова, грамматические формы, может быть не сформирован в нужной степени навык связного изложения. И, наконец, у испытуемого с речевыми проблемами может отсутствовать так называемый мотив экспертизы, что блокирует включение его в деятельность, либо он может отрицательно относиться к вербальным заданиям, заведомо обрекающим его на неуспех. Выше

изложенные причины существенно ограничивают применение вербальных диагностических методик, особенно для исследования интеллектуального развития детей. Недостаточность понимания логико-грамматических конструкций (особенно пространственновременных) детьми впервые была отмечена Л. В. Яссман в ее исследовании особенностей грамматического строя речи при ЗПР. Логично было предположить, что и при других типах нарушенного развития подобные недостатки будут иметь место. Однако эта тематика долгое время не привлекала внимания исследователей. Включение логико-грамматических конструкций языка в речевой материал диагностических методик рассматривалось нейропсихологами как составная часть обследования ребенка. Это позволяло одновременно решать несколько диагностических задач: оценивать уровень владения грамматическим строем языка и исследовать операции мышления на материале этих языковых конструкций. Ведь считается, что сложность психологической обработки вербальной информации зависит от сложности построения речевой конструкции, т. е. связана с глубиной ее структуры. Еще А. Р. Лурия назвал данный тип конструкций «логическими единицами языка», наделяя их функцией средств отвлеченного логического мышления.

В свете диагностики успешность смыслового восприятия того или иного вида логико-грамматических конструкций выступает в прямой зависимости от иерархии связей между компонентами фразы: чем очевидней обозначены связи между этими непосредственными составляющими, тем результативнее будет понимание. Вполне закономерно предположить, что за процессами декодирования отличающихся по сложности конструкций стоят различные психологические механизмы, состояние которых и диагностируется специалистами. В авторских методиках нейропсихологов (А. Р. Лурия, 1973; А. В. Семенович, 2000; Т. В. Ахутина, 2002; Ж. М. Глозман, 1999; Л. С. Цветкова, 2000) пробы на понимание логико-грамматических конструкций — это неотъемлемый компонент диагностики. Правильная «расшифровка» этих конструкций свидетельствует о сформированности у ребенка операций словеснологического мышления, составляющих основу такой важной способности, как решение интеллектуальных задач, адекватных возрасту. Более того, ряд авторов (С. Ю. Киселев, 2009, 2011; Ю. Ю. Лапшина, 2011; И. А. Филатова, 1998) рассматривают специфическую взаимосвязь развития когнитивных функций и сформированности понимания старшими дошкольниками логикограмматических конструкций. Ведутся споры о том, недостаточность каких именно когнитивных функций обусловливает низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций языка в старшем дошкольном возрасте . Некоторые исследования указывают на неправомерно строгий подход к оценке понимания логикограмматических

конструкций как маркера сформированности логического мышления в дошкольном возрасте. Ведь на разных этапах дошкольного детства «опосредователи» смыслового восприятия языковых конструкций (в том числе логико-грамматических) меняются, поскольку так постепенно подготавливаются более сложные языковые операции для их обработки, и, как утверждает Е. С. Слепович, это естественный процесс, которому не требуется специально обучать. В специальной литературе не разработаны критерии качественной оценки понимания логикограмматических конструкций у дошкольников. Очевидно, что в их основу должны быть положены возрастные возможности ребенка пользоваться грамматическим инструментарием языка как средством логического мышления. В то же время в условиях речевого дизонтогенеза (например, при общем недоразвитии речи) у дошкольников всегда отмечаются трудности восприятия и осмысления таких конструкций, что объясняется когнитивной слабостью их языковой способности. Более того, трудности смыслового восприятия речи сохраняются у них и на более поздних возрастных этапах (И. Т. Власенко, 1990; О. Е. Грибова, 2010; Т. А. Фотекова, 2003; Ю. А. Шулекина, 2008, 2011), что, несомненно, влияет на механизмы раскрытия потенциальных возможностей обучения и коммуникации. Характеризуя процессы вербального восприятия детей с общим недоразвитием речи, О. Е. Грибова обращается к анализу механизмов, обусловливающих их неполноценность. Автором подчеркивается тот факт, что на начальных этапах обучения дети с устойчивой формой общего недоразвития речи пользуются специфическими стратегиями нерасчлененного восприятия вербального материала, что, в свою очередь, препятствует полноценному формированию их языковой способности. В то же время поздно возникающие стратегии дифференцированного восприятия, обеспечивающие динамичное формирование речевых действий и операций по смысловой обработке речи, отличаются, согласно экспериментальным данным О. Е. Грибовой, выраженной спецификой. Иными словами, в процессе коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи формируются определенные стратегии анализа различных языковых структур, например, синтаксических, оказывающиеся неэффективными [9]. В логопедической науке задания на понимание логико-грамматических конструкций используются преимущественно в методиках обследования речи младших школьников (Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова, Ю. А. Шулекина) и предъявляются, как правило, на слух. Для решения аналогичных задач дошкольникам предлагают описать картинки, изображающие логические, пространственные или иные отношения (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1991; Е. Ф. Соботович, 1998; Е. Л. Малиованова, 2009; Л. А. Андрусишина, 2012).

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

REFERENCES

1. Анастази, А. Психологическое тестирование : пер. с англ. / А. Анастази ; под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М. : Педагогика, 1982.

2. Андрусишина, Л. Е. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Андрусишина Л. Е.. — Киев, 2012.

3. Валявко, С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития / С. М. Валявко // Системная психология и социология. — 2014. — № 2 (10).

4. Валявко, С. М. Изучение психологического возраста старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко // Системная психология и социология. — 2014. — № 1 (9).

5. Валявко, С. М. Некоторые теоретико-методологические вопросы диагностики в логопсихологии на современном этапе / С. М. Валявко // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии : материалы 5-го Междунар. теоретико-методологического семинара / МГПУ. — М. : Логомаг, 2013. — Т. 1.

6. Валявко, С. М. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития / С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина // Специальное образование. — 2013. — № 3 (31).

7. Валявко, С. М. Пространственные представления в структуре смыслового восприятия речи младших школьников с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина // Системная психология и социология. — 2016. — № 1

(17).

8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1999.

9. Грибова, О. Е. Специфика восприятия синтаксических конструкций в процессе аудирования учащимися начальных классов с тяжелой речевой патологией / О. Е. Грибова // Детская речь как предмет лингвистического исследования : материалы конференции. — М., 2004.

10. Захарова, Е. В. Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Захарова. — Н. Новгород, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.