ИЗУЧЕНИЕ СКОРОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ИХ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
О.В. Гладышева, канд. с.-х. наук, ассистент
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Воронеж)
Б01:10.24412/2500-1000-2024-1-2-65-67
Аннотация. В статье приведены результаты исследования, целью которого явилось -выявление зависимости скорости мыслительных процессов у студентов-медиков разных возрастных групп в зависимости от уровня их личностной и ситуативной тревожности. В исследовании приняли участие студенты 1 курса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в количестве 109 человек. Исследование проводили с помощью шкалы тревоги Спилбергена-Ханина, опросника оценки мышления Г. Айзенка и методики для оценки скорости мышления Т.А. Ратанова и Н.Ф. Шляхта. Результаты исследования показали, что уровень ситуативной тревожности повышен у студентов 1 курса, и наоборот, личностная тревожность более характерна для студентов 3-4 курсов. При этом показатели теста образно-логического мышления и скорости мыслительных процессов выше у студентов 1 курса, что объясняется мобилизацией защитных сил организма в фазе тревожности Г. Селье и повышении активации мыслительных процессов.
Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, образно-логическое мышление, скорость мыслительных процессов.
Обучение в медицинском ВУЗе требует от студента высокой умственной и психоэмоциональной активности, что связано с необходимостью воспринимать и перерабатывать большой объем информации. С высокой нагрузкой связана и высокая тревожность у студентов, которая может приводить к снижению концентрации их внимания и основных процессов памяти, при этом учащимся становится трудно сосредоточиться на решении какой-либо задачи [1, 2].
Рассматривая данную проблему нам было интересно изучить влияние тревожности у студентов не только на основные процессы памяти и свойства внимания, но и на скорость мыслительных процессов у студентов-медиков разных возрастных групп.
Цель нашего исследования - выявление зависимости скорости мыслительных процессов у студентов-медиков разных возрастных групп в зависимости от уровня их личностной и ситуативной тревожности.
Объекты и методы исследования.
Объектами нашего исследования стали
студенты 1 курса лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов ВГМУ имени Н.Н. Бурденко в количестве 109 человек (47 человек с 1 курса и 62 человека с 3-4 курсов) в возрасте от 17 до 25 лет. Для данного исследования нами было выбрано 3 основные методики:
1. Методика Спилбергена-Ханина, позволила нам дифференциально измерить личностные свойства студентов, а также их состояния, связанные с текущими ситуациями [4].
2. Образно-логическое мышление проверяли при помощи методики Г. Айзенка, которая предназначена для оценки наглядно-образного мышления и невербальной логики [4].
3. Скорость мышления определяли по методике Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта «Изучение скорости мышления», предназначенной для оценки быстроты мышления [5].
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования личностной тревожности (ЛТ) у респондентов 1 курса показывают, что в целом личностная
тревожность имеет средние значения, у студентов 3-4 курсов отмечается более высокий её уровень. Ситуативная тревожность (СТ) у студентов 1 курса в 79% слу-
чаев от общего числа респондентов имеет высокие показатели, тогда как у студентов 3-4 курсов данный показатель имеет средние значения [6] (рис. 1).
Рис. 1. Показатели уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов-медиков с
1 -4 курсы по методике Спилбергена-Ханина
Полученные средние показатели (ЛТ) и высокие показатели (СТ) у студентов 1 курса объясняются тем, что на момент поступления в ВУЗ, внимание студентов более сосредоточено на процессе обучения и адаптации к ВУЗу, чем на личностных взаимоотношениях. Студенты 3-4 курсов, наоборот, уже более адаптированы к процессу обучения, поэтому личностные взаимоотношения у них выходят на первый план.
Показатели теста образно-логического мышления и скорости мыслительных процессов у студентов 1, а также 3-4 курсов в целом имеют средние значения. При этом более высокие показатели по двум тестам были отмечены у первокурсников на 13% и 15% соответственно в сравнение со сту-
дентами 3-4 курсов (рис. 2). Здесь можно предположить, что при повышенной ситуативной тревожности у студентов 1 курса (по теории Г. Селье) происходит мобилизация защитных сил организма, при этом усиливается распад белков, жиров, гликогена, которые превращаются в глюкозу, при этом кровь перераспределяется, чтобы питать мозг и сердце. Чем активнее питание мозга, тем активнее мыслительные процессы [3].
Повышенная (ЛТ) у студентов 3-4 курсов, наоборот, может приводить к тому, что в коре головного мозга будет менее эффективно обрабатываться информация за счет снижения нейронной активности, что приводит к снижению и мыслительных процессов.
^ /П | ^ гт— | ^ ■ иНжГ™"
О кН ^Г^ I
логическое логическое мышления мышления мышление мышление (студенты 1 (студенты 3-4
Рис. 2. Показатели образно-логического мышления и скорости мышления у студентов-
медиков с 1 -4 курсы
Вывод. Результаты исследования пока- тельных процессов оказались более высо-зали, что повышенный уровень (СТ) более кими для студентов 1 курса, так как в фазе ярко был выражен у студентов 1 курса, а тревожности у человека активизируются показатели (ЛТ) в большей степени были защитные силы организма, происходит ак-характерны для студентов 3-4 курсов. Од- тивное снабжение клеток головного мозга нако, показатели теста на образно- питательными веществами, что приводит к логическое мышление и скорость мысли- ускорению мыслительных процессов.
Библиографический список
1. Гладышева О.В., Хабарова Т.Ю., Припутневич Д.Н. Исследование основных свойств внимания у студентов-медиков первого курса // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2019. - №76. - С. 78-83.
2. Гладышева О.В., Хабарова Т.Ю., Немых Л.С. Исследование основных процессов памяти у студентов первого курса медицинского ВУЗа // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2019. - № 76. - С. 97-102.
3. Гуцол Л.О., Гузовская Е.В., Серебренникова С.Н. [и др.] Стресс (общий адаптационный синдром) // Байкальский медицинский журнал. - 2022. - № 1(1). - С. 70-80.
4. Прохоров О.А. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - С. 121-122.
5. Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. Учебное пособие для вузов. Серия: Библиотека психолога. - Москва: МПСИ - Флинта. 2005. - 320 с.
6. Хабарова Т.Ю., Гладышева О.В., Филозоп А.А. Тревожность как фактор снижения психических процессов у студентов медиков-первого курса // Интернет - журнал «Мир науки» World of Science. Pedagogy and psychology, 2018. - №6. - Т. 6. - С. 1-8. (идентификационный номер статьи 44PSMN618).
THE STUDY OF THE SOEED OF MENTAL PROCESSES IN MEDICAL STUDENTS OF DIFFERENT AGE GROUP, DEPENDING ON THE LEVEL OF THEIR PERSONAL
AND SITUATIONAL ANXIETY
O.V. Gladysheva, Candidate of Agricultural Sciences, Assistant Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko (Russia, Voronezh)
Abstract. The article presents the result of a study aimed at identifying the dependence of the speed of mental processes in medical students of different age group, depending on the level of their personal and situational anxiety. The study involved students of the 1st year of the N.N. Burdenco Higher State Medical University in the number of 109 people. The study was conducted using the Spielberger-Khanin anxiety scale, the G. Eysenck thinking assessment questionnaire and the methodology for assessing the speed of thinking by T.A. Ratanov and N.F. Shlyakh. The result of the study showed that the level of situational anxiety is increased in 1st - year students, and vice versa, personal anxiety is more typical for 3-4 year students. At the same time, indicator of the test of figurative-logical thinking and the speed of thought processes are higher in 1st year students, which is explained by the mobilization of the body's defenses in the phase of anxiety in Selye and increased activation of thought processes.
Keywords: personal anxiety, situational anxiety, imaginative and logical thinking, speed of thought processes.