Ф. К. Дзасохова
ИЗУЧЕНИЕ СИНОНИМИИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ
Работа представлена кафедройрусского языка в национальной школе Сеееро-Осетинского государственного университета.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент М. А. Цаликова
Статья посвящена анализу возможности изучения синонимии односоставных и двусоставных предложений как средства развития русской речи нерусских учащихся. Предлагаемая методика ориентирована на билингвальную аудиторию; используемый дидактический материал учитывает несовпадения в системах русского и осетинского языков.
The article is devoted to the analysis of synonymy of simple sentences as a means of development of Russian speech of non-Russian students. The method is directed at bilingual audience, the didactic material considers discrepancies in the systems of the Ossetian and Russian languages.
Развитие речи является основным направлением в обучении русскому языку в национальной школе; это сложный процесс, «поэтому он остается в центре внимания при изучении всех программных разделов»1. Следовательно, одной из основных задач изучения простого предложения рус-
ского языка в национальной школе является обогащение речи учащихся.
Важной составляющей процесса развития речи учащихся видится практическое изучение синонимичных средств языка, в данном случае - форм простого предложения. Особо актуально это в отношении си-
нонимии двусоставных и односоставных предложений. Русский язык богат множеством синонимических вариантов двусоставных и односоставных, а также разных типов односоставных предложений. Это дает большие возможности коммуникаторам для стилистического отбора синтаксических конструкций. Но зачастую у учащихся-билингвов не сформировано подобное умение. Проведенная экспериментальная работа показала, что учащиеся чаще пользуются двусоставными предложениями; поэтому речь бывает тяжелой, насыщенной однотипными конструкциями. Учащиеся-осетины с определенным трудом усваивают односоставные предложения русского языка, отдавая в своей речи предпочтение двусоставным. Эти синтаксические синонимы неоднородны в стилистическом отношении, поэтому очень важно, чтобы учащиеся-осетины усвоили значение стилистических функций и сферу употребления различных по назначению синтаксических конструкций. Например, определенно-личные предложения со сказуемым-глаголом в повелительном наклонении или в форме 1-го лица множественного числа служат в публицистическом стиле средством выражения волеизь -явления; со сказуемым-глаголом 1-го лица единственного числа придают тексту разговорную экспрессию, динамичность, а в научно-популярной речи со сказуемым-глаголом в 1-м лице множественного числа создают ощущение непринужденной беседы с читателем. Назывные предложения тоже являются ярким стилистическим средством, чаще используются в художественной и публицистической речи и служат средством живописания и эмоциональной оценки; они характеризуются краткостью и смысловой насыщенностью. В связи с этим для развития русской речи билингвов мы использовали и такой вид работы, как выработку навыков использования учащимися синонимических типов простого предложения: определенно-личные и безличные, неопределенно-личные и безличные, обобщенно-
личные и безличные, номинативные и безличные, инфинитивные и безличные и др.
Как уже было сказано, для развития русской речи билингвов важно, чтобы учащиеся уловили существующие синтаксическо-стилистические оттенки синонимичных конструкций. На занятии уместно предложить ученикам вставить в определенно-личное предложение подлежащее-местоимение, чтобы более четко представить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных. Путем сопоставительного метода учитель подводит учеников к выводу о том, что пропуск местоимений-подлежащих в односоставных предложениях придает речи динамичность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок. Кроме того, определенно-личные предложения помогают избежать излишнего повторения местоимений-подлежащих.
Неопределенно-личные предложения также могут быть синонимичны двусоставным. В стилистическом плане они интересны тем, что в них внимание сосредоточено на факте, событии, действии; особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное, тем самым повышается смысловая роль главного члена сказуемого. Такие предложения более лаконичны. Замена неопределенно-личных предложений в тексте двусоставными позволит учащимся выяснить стилистическую роль неопределенно-личных предложений, заключающуюся в том, что акцент делается на действии, но не на производителе действия. Для того чтобы учащиеся стилистически грамотно использовали в речи неопределенно-личные предложения, им нужно помнить об их семантико-грамматических свойствах, когда действующее лицо неизвестно говорящему и не представляется важным для данного сообщения; когда действующее лицо известно говорящему, но в силу разных причин он не называет его; когда действующее лицо
Изучение синонимии простых предложений как средство развития русской речи учащихся-билингвов
не может быть точно указано говорящим; действующим лицом является сам говорящий; редко единичный производитель действия указывается в контексте, но отказ от названия конкретного деятеля способствует выражению оттенка неопределенности и обобщенности. На это также указывала В. В. Бабайцева, отмечая, что «выяснение причин неопределенности деятеля позволяет уяснить стилистическую нагрузку неопределенно-личных предложений в конкретном тексте»2.
Изучение обобщенно-личных предложений помогает учащимся разнообразить речь. Поскольку они синонимичны двусоставным предложениям, постольку учащимся можно предложить упражнения на синонимическую замену этих конструкций, что позволит активизировать обобщенно-личные предложения в речи учащихся-осетин. Обобщенно-личные предложения служат для выражения общих суждений, которые не относятся к определенному лицу. Они выражают и обобщенные действия, чувства и мысли конкретных лиц.
Учащиеся должны усвоить, что обычно в обобщенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено глаголом в форме 2-го лица ед. ч. или 3-го лица мн. ч. изъявительного наклонения, а также глаголом в форме повелительного наклонения. Обобщенно-личные предложения также образ -ны, экспрессивны и выражают общие суждения и народную мудрость, их практическое усвоение важно для билингвов. Демонстрация стилистических возможностей этих предложений учащимся может быть проведена так: предложить заменить в тексте, где это возможно, предложения с подлежащим 2 л. мн. ч. на предложения с подлежащим 1 л. ед. ч. При помощи таких упражнений учащиеся сделают вывод, что в тексте утратился обобщенный характер действий и читатель уже не может чувствовать себя действующим лицом изображаемых событий. Обобщенно-личные предложения синонимичны и определенно-личным предложе-
ниям. Но замена обобщенно-личных предложений определенно-личными снижает разговорную экспрессию и непринужденность речи.
Исследователи всегда указывали на то, что безличные предложения, подразделяющиеся на несколько семантико-граммати-ческих разновидностей, считаются «самой пестрой и наиболее употребительной группой односоставных предложений»3. Безличные предложения способны выражать самые разные смысловые оттенки: стихийный характер явления; такое состояние человека, которое происходит с ним независимо от его желания, и др. Сравнивая синонимичные безличные и двусоставные предложения, учащиеся выясняют, что в двусоставных предложениях, в отличие от безличных, присутствует действующее лицо, следовательно, они передают активное действие. Под руководством учителя они за-мечают также, что двусоставные предложения не могут передавать оттенки, выражаемые безличными предложениями; сопоставление позволит более ярко почувствовать стилистические возможности безличных предложений и заметить, что замена безличного предложения двусоставным не всегда возможна.
Инфинитивные предложения, рассматривающиеся в курсе русского языка для национальных школ в числе безличных, также богаты смысловыми и стилистическими оттенками. Они побуждают к действию, передают приказы в категорической форме, имеют значения возможности или невозможности действия. Сказуемое, главный член инфинитивных предложений, является независимым глаголом неопределенной формы. Эти особенности придают данным предложениям особую экспрессивность, которую учащи-еся особенно легко могут заметить при сопоставлении их с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями. Синонимические варианты инфинитивных предложений (двусоставные, определенно-личные, обобщенно-личные) выра-
13 1
жают те же смысловые значения, но в них утрачивается выразительность высказывания
С помощью анализа синонимических форм учащиеся-билингвы лучше усвоят особенности типов простого предложения, а также почувствуют богатство синонимических средств русского языка, что будет способствовать обогащению их речи. Назывным предложениям свойственны особая выразительность и краткость, что позволяет им быть ярким стилистическим средством. Назывные предложения не переда -ют действия, они статичны, так как главный член в них - подлежащее. Однако при умелом употреблении существительных, образованных от глаголов, назывные предложения могут передавать и динамику событий. Назывным предложениям синонимичны двусоставные предложения, но с использованием в них сказуемого своеобра-зие текста теряется. Синонимичны назывным предложениям и безличные. Если сравнить эти предложения, то легко обнаружить, что безличные предложения выражают состояние окружающей среды, а назывные предложения - существование разных явлений (ср.: Темно. - Темень.). Замена назывных предложений синонимичными не всегда оправдана, так как это может повлиять на выразительность описываемых картин. Однако и злоупотребление назывными предложениями приводит к снижению их выразительных функций.
Для формирования и повышения языковой и речевой компетенции учащихся активно привлекались в качестве дидактического материала русские художественные тексты. Наблюдение за простым предложением в художественном тексте позволяет лучше усвоить языковую норму в области простого предложения и особенности их употребления в русской речи, стилистическую специфику. Мы старались реже прибегать к упражнениям на перевод, но текст упражнений на русском языке подбирали с учетом трудностей усвоения простого предложения учащимися-осетинами.
Как уже было сказано, перед учителем стоит задача пронаблюдать вместе с учащимися присущие синонимичным двусоставным и односоставным предложениям семантические оттенки, определить сферу употребления различных типов односоставных предложений, раскрыть на примерах из художественных произведений, публицистики, деловой речи их стилистическую роль и, следовательно, сформировать у учащихся навык потреблять в речи односоставные предложения в зависимости от условий и целей коммуникации. Работа над текстами художественных произведений предполагает преобразование предложений одного вида в другой, составление определен-но-личных и других типов односоставных предложений, распознавание их, а также упражнения по написанию сочинений, изложений, описания картин, окружающей среды, фотографий и др., с использованием различных типов простого предложения. Приведем некоторые виды работ над простыми предложениями с использованием художественных текстов.
1. Прочитайте. Найдите в тексте определенно-личные предложения. Подчеркните главный член предложения, назовите его форму. Определите стиль речи. Выражению какой стилевой черты служат данные определенно-личные предложения? 2.Прочитайте. Подчеркните неопределенно-личные предложения. Замените их двусоставными. Как изменился текст? Какую стилистическую роль играют неопределенно-личные предложения в тексте? 3. Прочитайте. Замените в обобщенно-личных предложениях, где это возможно, предложения с подлежа -щим вы на предложения с подлежащим я. Как изменился текст в стилистическом отношении? 4. Прочитайте. Определите тип односоставных предложений. Что они обозначают? (Имеются в виду безличные предложения, обозначающие явления природы, состояние человека.) Как вы думаете, каков стиль текста? 5. Прочитайте. Подчеркните назывные предложения. С какой стилистиче-
ской целью они использованы в тексте (например, в художественном тексте)? Замените их двусоставными синонимичными предложениями. Как изменится текст? 6. Напишите сочинение на тему «Пробуждение дня». Используйте односоставные предложения, в основном - безличные, раскрывающие явления и состояние природы, а также ваше внутреннее состояние и чувства, связанные с пробуждением дня.
В процессе выполнения таких упражнений происходит обогащение русской речи учащихся-осетин односоставными конст-
рукциями. У школьников появляются навыки оперирования разными языковыми средствами для выражения одной и той же мысли, что помогает им стилистически разнообразить свою речь. Кроме этого, вырабатывается умение пользоваться односоставными предложениями в зависимости от условий и целей сообщения.
Таким образом, систематическое изучение синтаксической синонимии простых предложений предполагает возможность сформировать и повысить языковую и речевую компетенцию учащихся-осетин.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Программа по русскому языку в национальной школе. М., 2000. С. 6.
2 Бабаицева В. В. Односоставные предложения в современном русском языке. М.: Просвещение, 1968. С. 37.
3 Там же. С. 53.