ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ «ШКОЛЬНОЙ
КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
ТА. Наумова, доцент МГПИ им. М.Е. Евсевьева, к.пед.н.
Школа — живой организм, на состоянии ко- ный ответ на него. Более того, построить озна-
торого немедленно сказывается любое изменение в жизни общества. Общий упадок культуры в наши дни, вытеснение компьютером и СМИ интереса школьников к общению, чтению, знакомству с новыми явлениями словесной культуры, формирующими их духовность, немедлен-
комление с духовным наследием, выраженным в слове, таким образом, чтобы не частные вопросы, а всеобщие не остались без внимания, волновали сознание и душу читателей так же глубоко, как и творцов русской литературы.
Главная особенность великой русской лите-
но отразились на интеллектуальном и нравствен- ратуры в ее Православности, даже новая литература созидалась на традициях предшествующих веков, освященных идеалами Православия.
ном уровне современного школьника и, следовательно, на состоянии школьного преподавания. Школа сегодня занята активными поисками новых форм преподавания, увлечена разнообразием школьных программ. Одним из реальных способов развития личности ученика явля-
Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление. Это основа русского миропонимания и русского способа
ется формирование его духовного мира сред- бытия в мире. «Русский человек стремился внут-
ствами литературы, прочитанной в контексте русского Православия.
ренним возвышенным над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд» (1), -Основными идеями современного школь- эти слова выдающегося русского философа
ного литературного образования, отраженного И.В. Киреевского помогаютучителю-словесни-
ку и юному читателю понять важность и стремление русских писателей объяснить и осмыслить
в многочисленных программах и учебниках литературы, является критический пафос русской классической литературы, обличение его «порядков самодержавно-крепостнического строя», борьба за счастье народа, отраженность философских, этических, эстетических, социальных,
мир по законам православия: оттуда возжигание и поддерживание духовного огня в сердцах человеческих, внимание к внутреннему Я, согласному с Богом, признание совести мерилом всех
политических проблем, связанных с этим «про- жизненных ценностей. Важна мысль украинс-
явлением русского национального духа».
Естественно, что в таком подходе есть доля
кого писателя Ивана Франко: «... произведения русских мучили нас. Задевали нашу совесть, истины. Беспокоит другое: следуя традициям ате- пробуждали в нас человека» (2). Это о литерату-
истического миропонимания, сложившимся за ре Православия.
последние десятилетия, оставляем без внимания Уже на вводных уроках к изучению истори-
религиозный, нравственный характер отображе- ко-литературного курса в старших классах необходимо довести до учащихся мысль о том, что свое творчество русские писатели сознавали как служение пророческое, что в русском сознании
ния действительности в искусстве слова.
Составителей программ и авторов учебников, по-видимому, смущает общепринятое в ли-
тературоведении положение о том, что «рели- не смотря ни на что до сих пор сохранилось от-
гиозность нашей литературы проявляется в простой связи с церковной жизнью и во внимании к сюжетам священного писания». А ведь важно другое. Русские писатели смотрели на действительность, на события, характеры и стремления людей, озаряя их «светом евангельской истины», мыслили категориями Православия.
ношение к деятелям литературы как к «духовидцам, прорицателям». И подтверждением тому будут слова Н.А.Бердяева: «... В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира... Вся наша литература 19 в. ранена христианской темой, вся
Какие же меры вещей утверждались наши- она ищет спасения, вся она ищет избавления от
ми писателями? Это один из важнейших вопро-
ужаса
сов, которые задают старшеклассники на пер- личности, народа, человечества, мира. В самых
вых же уроках изучения историко-литературного курса. И словеснику необходимо найти вер-
значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью... Соединение муки о Боге
№ 1, 2001
с мукой о человеке делает русскую литературу христианской, даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской
веры» (3).
Отрадно отметить, что в русле нашей проблемы положение начинает исправляться. Школьники должны знать о том, что долгое время русская литература оценивалась однозначно, православность искусства слова обозначалась эпизодически. И лишь в последнее десятилетие появляются глубокие исследования творчества русских классиков в контексте русского Православия.
Необходимо, вместе с тем, указать и на то, что мы находимся лишь у истоков долгого процесса обновленного исторического познания русской литературы.
Становится ясной важнейшая задача такого познания: переход от социального или чисто эстетического анализа литературы к религиозному. «Наша литература была (воспользуемся гоголевским образом) «незримой ступенью к Христу, она преимущественно отразила то испытание верой, которое, собственно, и есть главное испытание, коему подвержены мы в земной жизни нашей» (4).
Какие же проблемы русская литература пытается решить? Что, как истина, определено Православием? К чему должно прийти в размышлениях о важнейшем в отечественной литературе? На что опереться в произведениях русской словесности? Эти и множество подобных вопросов должны быть в центре внимания в общении учителя и старшеклассников при истолковании произведений русской литературы. Задолго до изучения курса литературы словесник определяет главные темы и проблемы Православной культуры, определившие суть творчества многих русских писателей:
поиски православным человеком критериев истины в евангельских откровениях;
две системы жизненных ценностей и два типа культуры;
понимание добра и зла в сознании смысла человеческой жизни;
тяготение к духовному, возвышение небесного над земным;
нравственные поиски смысла жизни; гармония духовных сил личности: совести, стремления к правде и истине, смирения, ума, «умонаклонения к добру»;
стремление к единению, «соборности»;
смятенность души;
знание истины и следование истине.
Главной же темой русской литературы М.М.Дунаев называет проблему «противоборства двух раздирающих душу и сердце наши стремлений - к сокровищам небесным и сокровищам земным». Это «проблема жизни, творческих поисков (нередко - метаний) и самих писателей». Эта тема особенно важна в 10-11 классах, когда старшеклассники стоят перед выбором жизненных ценностей.
Русское Православие содержит весь набор ценностных ориентаций. Это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Не о том ли и наша великая русская литература, в высшей степени духовная и душевная, герои которой в вечных поисках Бога и высшего смысла жизни, в искании горнего и правды на земле, в обращении себя к богу как к идеалу и совершенству. Ведь главная этическая ценность в Православии - это сам Бог. А Бог - это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда Православию. Именно эта идея определила сущность русского духовного национального характера, воспетого русской литературой, проявляющегося во всемирной отзывчивости и стремлении ко всечеловеческому единению. Наиважнейшей школьно-педагогической и социально-педагогической задачей сегодняшнего дня является формирование всевозможными средствами и, прежде всего, средствами русской словесности таких черт характера, как печаль о горе и страдании не только своего народа, но и всего мира, тревога обо всем человечестве, отсутствие национального эгоизма, любви, обращенной только на себя, отсутствие ненависти к другим народам, неприятие национализма, национальной спеси; ярко выраженное чувство солидарности, потребности во «всечеловеческом единении».
Из множества нравственных предписаний в школьные программы по литературе должна быть заложена еще одна заповедь Православия -любовь к ближнему. В Библии читаем: «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (5).
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель-словесник в связи с этим на уроках обращается к литературным типам и характерам, основа миропонимания которых - «привлекательность нашей русской природы» (Н.В.Гоголь): мягкость, привязанность, чуткость к восприятию состояния чужой души, жалостливость, сострадание, сочувствие бедному, обездоленному, слабому, угнетенному; забота о ближнем, милосердие, нежность, житейская отзывчивость и чрезмерная доброта». К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его, - пишет Николай Онуф-риевич Лосский. - Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа» (6).
В содержании литературного образования школьников должны быть заложены многие нравственные религиозные заповеди: учение о совести; христианское учение о цели жизни человека, коим является спасение; идея соборности как самоценности русского православия; идея духовной православной самобытности. Такой подход позволяет рассматривать литературу как учебный предмет в контексте всей русской пра-
Более того, ни в одном варианте школьных программ нет, например, жанра молитвенной лирики, не изучаются текстуально Предания и проповеди, Жития святых, стихотворные переложения Библии и духовные оды, христианский эпос.
А ведь последним жанром так богата русская словесность: это «Таврида» и «Древняя ночь вселенной» С.Боброва, «Давид» и «Агасфер» В.Кюхельбекера, «Мироздание» и «Разрушение Вавилона» В.Соколовского, «Таинственная капля» Ф.Глинки, «Сны» А.Майкова, «Грешница»
А.Толстого и др. Без множества вариантов молитвенной лирики, без ее «зова изнутри» трудно понять и познать всю самоценность русской поэзии XIX века. Достаточно ясная картина ее развития составляется из обязательного анализа таких текстов, как «Моя молитва» и «Сонет» Д. Веневитинова, «Сердце человека» К. Рылеева; «Молитва Господня», «Утренняя молитва», «Вечерняя молитва», «Молитва узника» В.Кюхельбекера; «К Богу», «Моление», «Молитва», «Молитва на пиру» Ф.Глинки, «Моя молитва» Н. Огарева; этот жанр встречаем у П.Вяземско-
вославной культуры, подчеркнет несомненность го, М.Лермонтова, Н.Станкевича, И.Козлова,
воспитательного характера русской словесности, которая целиком посвятила себя культивиро-
М.Дмитриева, А.Майкова.
Не отражены даже такие явления русской
ванию доброты и духовности, высокой нрав- литературы, такие темы и проблемы как:
ственности и художественности, справедливости и правды.
Круг православных тем и мотивов, включенный в школьный курс литературы, может быть чрезвычайно широк и разнообразен. Это в конечном итоге и придаст изучаемой школьниками русской классике ту духовную глубину, которая определяет ее место в мировой литературе.
Православные тематические линии, вопросы и проблемы, представляющие особый интерес в духовном становлении школьников, многоаспектны: это религиозно-нравственное преображение личности; духовной одаренности;
идея соборности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»;
сопряжение небесного и земного в «Войне и мире» Л.Н.Толстого;
проблема покаяния и проблема прощения в этом же романе;
идея права и благодати в «Братьях Карамазовых» Ф.М.Достоевского;
проблема пробуждения совести и искупления вины, христоцентризма и соборности в «Господах Головлевых» М.Е.Салтыкова-Щедрина;
Не прослежены школьными программами по «внутреннее устроение» человека, раскрытие литературе и религиозный вектор словесности XX
его сверхприродных возможностей; христианское отношение к ближнему; христианское неприятие «смертоубийства»; покой и беспокойство, и многие другие.
Достаточно обратиться к изучаемой в школе литературе I половины XIX века и увидеть неполноценность курса. В большинстве программ русская словесность этого периода представлена в обзоре, но, самое главное, не названы произведения, в которых духовноправославные мотивы, темы и проблемы должны выполнить основную воспитательную функцию.
века, христианская литература Русского Зарубежья: Шмелев и Зайцев, Бунин, Алданов и др.
Даже многие хрестоматийные факты должны стать для учителя-словесника новым открытием и откровением.
Непреложными для учительства должны быть, например, такие факты:
- Ф.И.Тютчев, самый глубоко христианский из наших крупных поэтов XIX века, часто прибегает к евангельским образам, да и к самому Евангелию, которое в минуты борьбы, отчаяния и страдания приносит душе человека мир и успокоение.
И.С.Тургенев. Хотя проблема «Тургенев и Православие» никогда не ставилась, нельзя обойти стороной его рассказ «Живые мощи» из «Записок охотника» и «Дворянское гнездо», тема которых - смирение и долготерпение.
Вся литература XIX в., по Н.А.Бердяеву, поражена «религиозной болью и мукой». Гоголь, Тютчев, Толстой, Достоевский «ищут спасения, жаждут искупления, болеют о мире...» (7).
М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» и [омбровский. «Факультет ненужных вещей». Мистерия страстей Господних, тайны Зла.
Иван Денисович и Матрена у А.И.Солженицына-образы праведников.
«Реквием» Анны Ахматовой-тайна страданий Богоматери и таинства искупительных страстей Иисуса.
Б.К.Зайцев. Устремленность к горнему миру, умиротворенность и смирение.
Это и новое прочтение в контексте Православия многих произведений Н.А.Некрасова, осознание простой, ровной, без «умствований», сердечной веры И.А.Гончарова;
Это и-понимание нашими детьми влечения Н.С.Лескова «одушевиться со всею Русью» и порадоваться соборности как черте русского православного национального характера, уже не говоря о православности истолкования и осознания произведений А.С.Пушкина, А.А.Блока, В.Г.Распутина и Н.М.Рубцова, В.П.Астафьева и Дм. Балашова.
Важной проблемой школьного филологического образования является определение источников, которыми словесник должен руководствоваться в своей практике.
Работ методического плана практически нет. Что же касается содержания уроков литературы при прочтении произведений в контексте русского православия, то наполнить неповторимым, оригинальным материалом помогут последние работы М.М.Дунаева (пятитомник «Православие и русская литература». М.: Худ. л-ра. 1996-2000 гг.); И.А.Есаулова («Категория соборности
в русской литературе». Петрозаводск, 1995); А.А. и П.А. Гагаевых (Очерки русского мироздания. «Русская душа». Пенза, 1996); В.А.Котельникова (тема его многочисленных работ- «Православие в творчестве русских писателей 19 века»); труды директора пушкинского дома Н.Н.Скатова, А.М.Панченко (например. «Народное православие». СПб., 1988; «Русская история и культура». СПб. 1999).
Откровением для учителя-словесника будут работы В.Н.Катасоновао религиозно-нравственном смысле «Капитанской дочки» А.С.Пушкина; В.С.Непомнящего о духовной биографии
A.С.Пушкина; В.В.Розанова («Религия и культура»: В 2-х т. М., 1990) и многие-многие другие...
Особого внимания заслуживает православная философская концепция духовного своеобразия русской литературы. В связи с этим школь-ный курс русской словесности невозможно осознать без представления старшеклассникам русской философско-религиозной мысли конца 19-начала20 вв., представителями которой яв-ляютсяя В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, С.Л.Франк. А.Ф.Лосев,
B.В.Розанов, из современных - митрополит Иоанн (в миру И.М.Сычев) и др. Особая роль в обосновании определяющей роли православия в развитии русской духовности принадлежит
Н.А.Бердяеву и И.А.Ильину, последний вообще считал, что русская литература - это воплощение духа Православия.
Сегодня о своем отношении к Богу очень многие, вероятно, могли бы сказать словами Эжена Ионеско: «... мне кажется, я верую, не слишком веря, что верую» (8).
Вера, которая лишь «кажется», допускает разные толкования. В таких ситуациях часто обращаются к тем, чье мнение особенно зна-
А
чимо. Для современного школьника такими «значимыми» авторитетами должны стать наиболее религиозные гении русской литератур ы.
Литература
1. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.-С.232.
2. Цитир. по: Литературная газета. 1999. 16 мая. - С.7.
3. Современные записки. № 42. - С.334,338.
4. Цитир. по: Дунаев М.М. Православие и русская литература. 4.1. М., 1996.-С.108.
5. Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового Завета. От Матфея святое благовество
вание. С. 27.
6. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. -С.289.
7. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Проза. 1923.-С.25-26.
8. Эжен Ионеско. Противоядия. М., 1992.-С.369.