Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ БИОГРАФИИ А. М. ЕТОБАЕВА - СНАЙПЕРА, УЧАСТНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ БИОГРАФИИ А. М. ЕТОБАЕВА - СНАЙПЕРА, УЧАСТНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / А. М. ЕТОБАЕВ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Борис Рашидович, Хантакова Елизавета Николаевна

В статье авторы приводят представление об использовании исторического краеведения в школьном обучении во внеклассной работе. Сделаны выводы о том, что научные исследования формируют чувство гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Опираясь на жизнь и биографию знаменитого снайпера Арсения Михайловича Етобаева, героя Великой Отечественной войны, мы попытались воспитать человека-патриота своей малой родины, в истории и культуре которой он будет принимать активное участие. В работе показано, что в результате самостоятельных исследований судеб своих земляков у школьников расширяются и углубляются общеисторические знания. Изучение краеведческих материалов вырабатывает стремление у школьников к работе с художественной, исторической, научно-популярной литературой, воспитывает любовь к малой родине, интерес к истории в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE BIOGRAPHY OF A SNIPER, PARTICIPANT IN THE GREAT PATRIOTIC WAR A. M. ETOBAEV BY SCHOOLCHILDREN

In the article, we give an idea of implementing regional studies through history in extracurricular activities at school. It has been concluded that scientific research develops a sense of citizenship and patriotism in the younger generation. Based on the biography of a famous sniper, hero of the Great Patriotic War Arseny Mikhailovich Etobaev, we tried to cultivate patriotism in schoolchildren, devotion to their small homeland, active participa tion in its history and culture. The study has shown that schoolchildren can expand and deepen their general historical knowledge through independent research of the fate of their countrymen. The study of local history develops the desire of schoolchildren to work with artistic, historical, popular science literature, instil in children a love for their small homeland, interest in general history.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ БИОГРАФИИ А. М. ЕТОБАЕВА - СНАЙПЕРА, УЧАСТНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Научная статья

УДК 94(093)"1902/11"

DOI: 10.18101/2305-753X-2022-1-49-54

ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ БИОГРАФИИ А. М. ЕТОБАЕВА — СНАЙПЕРА, УЧАСТНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© Васильев Борис Рашидович

магистрант,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 brvas1993@gmail.com

© Хантакова Елизавета Николаевна

доктор исторических наук, доцент,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 palelizaveta@yandex. т

Аннотация. В статье авторы приводят представление об использовании исторического краеведения в школьном обучении во внеклассной работе. Сделаны выводы о том, что научные исследования формируют чувство гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Опираясь на жизнь и биографию знаменитого снайпера Арсения Михайловича Етобаева, героя Великой Отечественной войны, мы попытались воспитать человека-патриота своей малой родины, в истории и культуре которой он будет принимать активное участие. В работе показано, что в результате самостоятельных исследований судеб своих земляков у школьников расширяются и углубляются общеисторические знания. Изучение краеведческих материалов вырабатывает стремление у школьников к работе с художественной, исторической, научно-популярной литературой, воспитывает любовь к малой родине, интерес к истории в целом.

Ключевые слова: историческое краеведение, патриотизм, А. М. Етобаев, Великая Отечественная война.

Для цитирования

Васильев Б. Р., Хантакова Е. Н. Изучение школьниками биографии А. М. Етобаева — снайпера, участника Великой Отечественной войны // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2022. Вып. 1. С. 49-54.

Современное российское образование предъявляет школам ряд задач — сформировать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, коммуникативные, практические умения, воспитать человека с гражданской ответственностью, повысить патриотизм и др. Школа должна способствовать гармоничному развитию гражданской личности и выступать одним из источников формирования. Также задачи успешно решаются на уроках истории и краеведения.

В работе «Усть-Ордынский Бурятский округ в канун и в годы Великой Отечественной войны» проанализирована краткая история округа, освещается жизнь предбайкальских районов в условиях автономного округа (1937-1941 гг.). Ос-

новное внимание уделено тому как Великая Отечественная война отразилась в судьбе жителей (1941-1945 гг.). Освещается участие в боевых действиях бойцов из округа. Показан посильный вклад округа в Победу. Также выделяется идея единства фронта и тыла, дружбы народов СССР. Статья представляет интерес для участников войны и их родственников, а также для учащихся школ округа и Республики Бурятия [4, с. 2].

Основное внимание уделено изучению коренных перемен, происходивших в 1920-1930-х гг., в трудных условиях административно-командной системы управления страной. Освещено участие народов края в Великой Отечественной войне, их посильный вклад в Победу, в дальнейшем отражены события послевоенного периода, рассмотрен современный этап исторического развития (1986 г. — начало XXI в.) края, переход от одного общественного строя к другому [5].

Истории двух районов посвящена работа Д. П. Дмитриева «Из истории Бохан-ского и Осинского районов. Краткий историко-этнографический очерк» [6, с. 3].

Краеведение помогает установить связь времен из поколения в поколения. Поэтому воспитать у подрастающего человека чувство сопричастности к происходящим событиям, а именно к родному краю, особенно важно. Историческая память послужит в дальнейшем неким ориентиром ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Историческое краеведение — прошлое и настоящее какого-либо «края». Это форма общественной деятельности, к которой имеют отношение не только ученые, но и местные жители. Они участвуют в разработке и воплощении в жизнь государственных программ, касающихся восстановления исторической среды проживания различных народов, основываясь при этом на принципе комплексности [1, с. 192].

Важнейшей функцией является освоение исторического опыта в данной местности, выявление, сохранение и изучение природного наследия, а также исследование культуры народов.

Тематику Великой Отечественной войны определяют как одну из приоритетных в школьном краеведении во всех субъектах РФ. В каждой семье, районе, регионе есть участники войны, в частности жители Иркутской области. Приведем героический путь Арсения Михайловича Етобаева, жизнь и подвиги которого легли в основу книги «Осинский снайпер» земляка С. Тулугоева к 70-летию Великой Победы [2, с. 192].

В работе подробно описана жизнь выдающегося земляка. Путь мальчика-батрака, а затем судьбоносная встреча с легендарным полковым командиром Павлом Балтахиновым, которая перевернула жизнь. Личность героя была раскрыта не случайно, так как долгое время его имя было не известно широкой общественности. На наш взгляд, за подвиги А. Етобаеву должны были присвоить звание Героя Советского Союза, но вследствие разных причин в Москве его заслуги не были оценены должным образом. К знаковой дате, а именно 76-летию годовщины Великой Отечественной войны, в рамках внеклассной работы для старших классов можно привести в пример биографию героя.

Согласно справке-характеристике бывшего капитана милиции, участкового инспектора отдела внутренних дел Хоринского райисполкома Бурятской АССР, Етобаев Арсений Михайлович, 1903 года рождения, уроженец села Моголют Осинского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской

области, бурят, образование 7 классов, ветеран войны и труда, инвалид 1 -й группы [3].

В первые годы Советской власти, получив начальное образование, принимал активное участие в общественной работе, был одним из организаторов комсомольских ячеек в бурятских улусах Приангарья, являлся руководителем Янгут-ской комсомольской организации. В последующее время он работал инспектором Селенгинской контрольной комиссии рабоче-крестьянской инспекции Бурятской АССР, затем занимал различные должности в строительных организациях на территории Монгольской Народной Республики, в Бурятской АССР и Читинской области. Где бы он ни работал, везде добросовестно относился к своим обязанностям, добивался успехов в работе.

Особенно свои боевые качества — дисциплинированность, исполнительность, солдатскую смекалку — он проявил во время службы в Красной армии. Будучи на действительной военной службе в Бурятском Кавалерийском дивизионе на ст. Дивизионная г. Улан-Удэ с 1927 по 1930 г. окончил полковую школу и школу снайперов, был старшиной этой школы. При инспектировании части его отличную службу отметил нарком обороны СССР, маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, присутствовавший во время боевых стрельб Буркавдивизиона. В 1929 г. в составе Буркавдивизиона Етобаев участвовал в боевых действиях с целью разгрома белокитайцев на КВЖД.

Етобаев Арсений Михайлович — активный участник Великой Отечественной войны, известный снайпер Волховского фронта. С 1941 по 1943 г. участвовал в Великой Отечественной войне в составе 1238 стрелкового полка 372 стрелковой дивизии Волховского фронта в качестве старшины роты, командира взвода, командира роты, командира батальона.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил отвагу, мужество и храбрость, неоднократно проявлял героизм в бою. Он выступил инициатором широкого снайперского движения на Волховском фронте для уничтожения врага, особенно снайперов. Он успешно справлялся не только со снайперами противника, но и доказал, что из стрелкового оружия можно сбивать немецкие самолеты. Ему довелось вновь встретиться с К. Е. Ворошиловым на Волховском фронте, и маршал дал ему наказ стать хорошим снайпером. Он действительно стал метким, изобретательным снайпером, грозой фашистов. В 1942 г. Етобаев сбил два немецких самолета — разведывательный «Хейнкель-111» и пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87». Снайпер Етобаев уничтожил 356 вражеских солдат и офицеров, в том числе десятки снайперов, подавил 18 дзотов. Он показывал подчиненным, как надо наблюдать за вражескими солдатами, и они стремились следовать примеру командира. По приказу командира П. И. Родыгина занимался обучением бойцов частей дивизии снайперскому делу. Им было обучено 46 снайперов, силами которых сбито 3 вражеских самолета, уничтожено 2481 солдат и офицеров противника. За отважные действия был признан лучшим снайпером. По приказу члена Военного Совета фронта генерал-полковника Штыкова Политуправлением Волховского фронта был издан и разослан в войска плакат «Знатный снайпер», где был фотоснимок снайпера лейтенанта Етобаева.

За проявленную отвагу, мужество и храбрость в боях с немецко-фашистскими захватчиками награжден орденом Ленина и многими другими орденами и медалями.

За период боевых действий против немецко-фашистских оккупантов он был 5 раз ранен и контужен, в том числе дважды тяжело. За героические подвиги в борьбе с врагом, уничтожив 356 вражеских солдат и офицеров, 2 самолета, 18 дзотов, и другие отважные действия Етобаев был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, но в январе 1943 г. он был тяжело ранен в бою и эвакуирован в тыл. Лечение проходило продолжительное время в различных эвакогоспиталях и батальонах, оно затянулось до конца 1944 г. Став инвалидом, он уже не мог попасть на фронт в свою часть. Исходя из этого, можно сделать вывод, что тяжелое ранение помешало оформить документы на присвоение Етобае-ву звания Героя Советского Союза. Между тем за уничтожение на фронте меньшего числа противника такие снайперы, как Тулаев Жамбыл Ешеевич, Ковшова Наталья Венедиктовна, Людмила Михайловна Павлюченко, Сидоренко Иван Михайлович, получили звание Героя Советского Союза.

В 1945 г. Етобаев был уволен в запас Советской Армии, а в 1946-1964 гг. честно и добросовестно работал в органах внтренних дел, занимая различные должности начальствующего состава. Длительное время был участковым инспектором милиции Хоринского РОВД, проводил большую предупредительно-профилактическую работу по укреплению общественного порядка, добивался успехов в борьбе с антиобщественной деятельностью.

За долголетнюю и безупречную службу в органах внутренних дел награжден орденом Красной Звезды, медалью «За безупречную службу» 1 -й степени, ему присвоено звание «Отличник милиции».

За проявление героизма в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, уничтожив 356 вражеских солдат и офицеров, успешную борьбу с немецкими снайперами, подавление 18 дзотов, уничтожение 2 немецких самолетов заслуживает присвоения звания «Герой России» в рамках проведения мероприятий по празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне [2].

Министерство внутренних дел Бурятии к 50-летию Дня Победы ходатайствовало о присвоении звания Героя России А. М. Етобаеву.

Советом ветеранов Республики Бурятия от имени администрации Президента Бурятии в 2009 г. направлялось повторное ходатайство, но безрезультатно.

Арсений Михайлович после выхода на пенсию уехал с семьей в Тульскую область в город Северо-Задонск. Но и в далеком краю снова публикуется повесть о нем. Автором является талантливый тульский журналист Виктор Соломин.

Исходя из справки, а также публикации книги частично удалось создать образ фронтовика. Раньше это было в большей степени заслугой художественной литературы, чем историографии. Еще в военные годы были проведены опросы участников Великой Отечественной войны, но данные не были востребованы. Изданию мемуарной литературы препятствовало значительное влияние идеологии. Но в 1990-2000-е гг. обстоятельства изменились и интерес вызывала устная история. За прошедшие три десятилетия не только сотни мемуаров, но и множество интервью фронтовиков были опубликованы. Также отметим, что у многих современных исследователей архивные материалы вызывают немало вопросов.

Тем не менее собранный материал не только расширит знания об истории Великой Отечественной войны, но и укрепит гражданско-патриотическую позицию подрастающего поколения. Раскрытие биографии ветеранов-земляков способствовало изучению истории малой родины, позволило ученикам понять окружающий мир и активно взаимодействовать с ним. Также повлияет на выбор жизненного пути, приведет к осознанию значимости наследия родного края.

Литература

1. Ашурков В. Н. Историческое краеведение. Москва: Просвещение, 1980. 192 с. Текст: непосредственный.

2. Тулугоев С. П. Осинский снайпер. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2014. 192 с. Текст: непосредственный.

3. Сундукова Е. А. Инвалидность (стойкая утрата трудоспособности): организация экспертизы и методы анализа. URL: https://www.amursma.ru/upload/iblock/2i0/ Invalid-nost_organizaciya_ekspertizy_i_metody_analiza.pdf (дата обращения: 11.12.2021). Текст: электронный.

4. Палхаева Е. Н. Становление и развитие Агинского и Усть-Ордынского бурятских автономных округов как национально-государственных образований (1937-1995 гг.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. 147 с. Текст: непосредственный.

5. Тармаханов Е. Е., Палхаева Е. Н. Усть-Ордынский Бурятский округ в канун и в годы Великой Отечественной войны: краткий научно-популярный исторический очерк. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. 96 с. Текст: непосредственный.

6. Тармаханов Е. Е., Палхаева Е. Н. Боханский и Осинский районы Иркутской области: история и современность: историко-биографический. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. 190 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 29.03.2022.

STUDYING THE BIOGRAPHY OF A SNIPER, PARTICIPANT

IN THE GREAT PATRIOTIC WAR A. M. ETOBAEV BY SCHOOLCHILDREN

Boris R. Vasilyev Research Assistant,

Dorzhi Banzarov Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia brvas1993@gmail.com

Elizaveta N. Khantakova

Dr. Sci. (History), A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia

palelizaveta@yandex.ru

Abstract. In the article, we give an idea of implementing regional studies through history in extracurricular activities at school. It has been concluded that scientific research develops a sense of citizenship and patriotism in the younger generation. Based on the biography of a famous sniper, hero of the Great Patriotic War Arseny Mikhailovich Etobaev, we tried to cultivate patriotism in schoolchildren, devotion to their small homeland, active participa-

tion in its history and culture. The study has shown that schoolchildren can expand and deepen their general historical knowledge through independent research of the fate of their countrymen. The study of local history develops the desire of schoolchildren to work with artistic, historical, popular science literature, instil in children a love for their small homeland, interest in general history.

Keywords: regional studies through history, patriotism, A. M. Etobaev, the Great Patriotic War.

For citation

Vasilyev B. R., Khantakova E. N. Studying the Biography of a Sniper, Participant in the Great Patriotic War A. M. Etobaev by Schoolchildren. Bulletin of Buryat State University. Humanities Research of Inner Asia. 2022; 1: 49-54 (In Russ.).

The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 29.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.