Научная статья на тему 'Изучение русского языка в архитектурно-строительных вузах'

Изучение русского языка в архитектурно-строительных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ / ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОРА / АРХИТЕКТУРНАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зима А.Г.

В данной статье будет затронута важная и актуальная проблематика современной речевой культуры у студентов. Нашему рассмотрению будет представлено изучение этой дисциплины в архитектурно-строительных ВУЗах, ее необычайной ценности в современном информационном обществе. Проанализируем на примере архитектурно-образовательной системы, в чем состоит ценность курса культуры речи. Рассмотрим важность включения литературы в сферу высшего образования, ведь данная дисциплина не изучается в «старшой школе». Но ее нравственное, культурное, ценностное влияние на подрастающее поколение трудно переоценить. Поэтому данная тематика статьи крайне важна в современном быстроизменяющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зима А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение русского языка в архитектурно-строительных вузах»

Создание информационно-аналитической инфраструктуры и открытого коммуникативного пространства способствует эффективному управлению процессами инклюзивного образовательного пространства вуза [3, С.34].

5. Гражданская.

Данную компоненту можно считать важнейшей для формирования активной гражданской позиции и инициативного поведения. Такая направленность в развитии инклюзивной культуры в рамках вуза в наибольшей степени способствует созданию общества равных возможностей. Ключевым понятием является гражданская идентичность, проявляющаяся в осознании собственной принадлежности к обществу и в самоопределении за счет знания истории и традиций своей страны, уважения прав и свобод других людей, толерантности и прочее.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что формирование инклюзивной культуры в вузе способствует стимулированию и поддержке максимального участия субъектов образовательного процесса в реализации как целей образования, так и целей инклюзии, и, в свою очередь, влияет на социально-экономические показатели развития общества.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

2. Алехина, С.В. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования / С.В. Алехина, А.Ю. Шеманов // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. - 2018. - С. 5-13.

3. Кудрявцев, В.А. Культура инклюзии как стратегический ориентир в построении общества равных возможностей / В.А. Кудрявцев В.А., С.Н. Каштанова, Е.А. Ольхина, Е.Ю. Медведева, Н.В. Карпушкина // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. сборник статей. Сер. "Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»". - М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2018. - С.30-39.

4. Правдина, О.А. Проблемы готовности участников образовательного процесса к внедрения инклюзивного образования в вузах / О.А. Правдина, А.А.Рассказова // материалы международной научной конференции XXII Царскосельские чтения. - СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. - С. 111-115.

5. Кириллова, Е.А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России [Электронный ресурс] / Е.А. Кириллова. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F 1196477887/Sekciya_2__Kirillova_E._A..pdf.

6. Tikhomirova, Е. Creating an Inclusive Culture in Higher Education / E.Tikhomirova, E.Shadrova [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ide-journal.org/article/2016-volume-3-number-3-creating-an-inclusive-culture-in-higher-education/.

УДК: 378

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗАХ

Зима А.Г., 2018

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, студент,

Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье будет затронута важная и актуальная проблематика современной речевой культуры у студентов. Нашему рассмотрению будет представлено изучение этой дисциплины в архитектурно-строительных ВУЗах, ее необычайной ценности в современном информационном обществе. Проанализируем на примере архитектурно-образовательной системы, в чем состоит ценность курса культуры речи. Рассмотрим важность включения литературы в сферу высшего образования, ведь данная дисциплина не изучается в «старшой школе». Но ее нравственное, культурное, ценностное влияние на подрастающее поколение трудно переоценить. Поэтому данная тематика статьи крайне важна в современном быстроизменяющемся мире.

Ключевые слова: русская языковая культура, культура речи, изучение литературы, профессия архитектора, архитектурная сфера деятельности.

THE STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN ARCHITECTURE AND BUILDING

UNIVERSITIES

Zima A.G., 2018 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, student, Saint-Petersburg

Аннотация: this article will touch upon the important and actual problems of modern speech culture in students. We will consider the study of this discipline in architecture and construction Universities, its extraordinary value in the modern information society. Let us analyze the example of the architectural and educational system, what is the importance of the course of speech culture. Consider the importance of literature in higher education, because this discipline is not studied in "high school". But its moral, cultural, value influence on the younger generation is difficult to overestimate. Therefore, this topic is extremely important in today's rapidly changing world.

Ключевые слова: russian language culture, culture of speech, the study of literature, the profession of an architect, architectural sphere of activity.

Введение:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - писал великий русский классик И.С.Тургенев [1].

Современная речевая культура, речевое поведение у многих вызывает тревогу. Оскудение словаря, речи, неумение четко выразить собственную мысль, речевая небрежность в устной и письменной речи - все эти черты заметны каждому, кто ответственно относится к родному языку.

Культура речи является неотъемлемой составляющей условия развития человека [2]. Изучение русского языка в технических вузах, например, в архитектурно-строительных крайне важно, и на это будет обращено внимание в статье. Рассматривая включение данной дисциплины в программу на архитектурном факультете, важно отметить большую значимость данного курса, применимо к дальнейшей профессиональной деятельности.

Образовательные программы филологической направленности нацелены на формирование культурной личности студента, способной к саморазвитию, самообразованию, умеющей творчески мыслить и владеющей научной и публичной речью.

Основная часть:

Изучение русского языка на архитектурном факультете крайне важно и разберем почему.

1) При исследовании данной проблематики при помощи сравнительного анализа и проведенного опроса обучающихся студентов существует ряд проблем, среди них:

А) Преемственность традиций своего края, города к архитектурному фонду страны нарушена.

Б) Уменьшение роли книги в жизни молодых людей прямо пропорционально ухудшению знаний о своем городе, об архитектурных стилях и традициях, памятниках культуры, о тех памятниках, которыми нужно гордиться, как достоянием страны!

Из этого следует, что специалист архитектурной сферы деятельности должен изучать свой язык и литературу, а институтская дисциплина должна в этом помочь.

Посыл данного курса состоит в:

Актуализации у студентов желания разбираться в произведениях русской культуры.

Утверждении важности обращения к литературному фонду русских писателей как к средству улучшения знаний об архитектуре, об архитектурных традициях и стилях.

Чтобы утвердить, что сохраненные и последовательные этапы развития архитектуры есть запечатленные книгой, писательским пером важные и проникнутые теплой любовью к своему городу описания, полноценные произведения.

Привлечь молодежь к сохранению литературного, архитектурного фонда России. Доказать, что изучение архитектуры, градостроительства, архитектурной истории и истории в глобальном смысле слова невозможно без обращения к произведениям русских классиков.

Обосновать, что любовь и историческая память, забота и нежность к своему родному городу формируются посредством чтения. Утвердить, что в профессиональной деятельности при демонстрации и представлении архитектурного проекта необходимы навыки грамотного владения устной и письменной речью, риторики.

Утвердить, что литература дает архитектору, специалисту творческой профессии неограниченный, бесценный ряд образов, творческих идей, композиционных решений, которые могут помочь при создании новых проектов, дать толчок к новым свершениям.

Утвердить, что в дальнейшей профессиональной деятельности необходима коммуникация с различными специалистами и важным звеном в этом общении служит русский язык. Поэтому знание его необходимо.

2) Преимущества изучения:

а) Формирование языковой культуры: роль, состоящая в продвижении и укреплении у подрастающего поколения патриотического духа, любви к своей литературе, в поощрении к изучению своей собственной культуры, архитектуры через тот красивый образный художественный язык, который открывают нам произведения русских классиков.

б) Изучение включает изучение различных языковых норм [2]:

Орфоэпических - изучение фонем русского языка и формирование навыков правильного произношения слов литературного русского языка.

Лексических - изучение правил использования слов в соответствии с их значением и лексической сочетаемостью, стилистической окраской.

Морфологических - включают нормы употребления форм слова, их правильный выбор.

Синтаксических - включают знания правильного построения различных синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

Стилистических - изучение различных функциональных стилей и языковых средств.

Навыки делового и научного общения [3].

В) Хотелось бы отметить важность изучения такой дисциплины, как литература. Несмотря на то, что в программе изучения на уровне высшего образования ее нет, но какой кладезь она представляет в развитии различных качеств будущего архитектора, градостроителя, дизайнера, формируя ценностные, нравственные, духовные ориентиры.

И поэтому важным является обсуждение вопроса включения в сферу высшего образования курса литературной культуры.

Важно утвердить, что:

сохранение литературного и архитектурного богатства России невозможно без уважительного отношения к этому вопросу молодежи.

невозможно знание своей истории без обращения к книге.

создание образов города, которые формирует литература, способствует правильному пониманию судьбы, истории города, что способствует закладыванию у молодого поколения таких важных, ценностных чувств, как патриотизм, любовь к своей Родине, нравственное и духовное начала.

Работа архитектора невозможна без этической и эстетической культуры, без знаний своей собственной культуры, культуры слова, русской художественной литературной культуры. Ведь литература может дать целый ряд образов и идей для творчества.

Области возможного использования результатов работы:

Содействие внедрению предмета «литература» в архитектурно-строительные ВУЗы.

В разработке ФГОС, которые формируют государственные стандарты по изучению филологических дисциплин в институтах.

В составлении профилирующих программ школой, внедряющих такие предметы, как история искусств, история архитектуры и история русской литературы.

При создании образовательных программ по формированию у молодежи культуры чтения, любви к своей родной литературе.

Вывод:

В данной статье нами была затронута важная проблема изучения русского языка в сфере высшего образования. Мы посмотрели, как устроен этот курс в архитектурно-строительном ВУЗе на архитектурном факультете. Посмотрели важность сохранения и закрепления данной дисциплины именно на этом направлении подготовки, а также в технических ВУЗах. Ведь работа архитектора, градостроителя, дизайнера, реставратора, инженера во многом состоит из общения, коммуникации как с коллегами, различными специалистами, так и с заказчиками, покупателями, окружающими его людьми. И профессионал в этой сфере должен быть культурным, образованным, высоконравственным человеком, знающим литературный, архитектурный, художественный фонд страны, историю своего края, историю своей Родины. Рассмотрели и значимость внедрения теории литературы в образовательные стандарты данного профиля обучения.

И в заключение можно утвердить, что именно в знании, сохранении, укреплении, преемственности и передаче другим поколениям языкового культурного кода выражается наша любовь к родному языку. И данный курс, пусть и малую, но весомую роль играет в формировании этих устремлений у подрастающего поколения.

Список литературы

1. Тургенев И. С. Стихотворения и поэмы. СПб: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1970. 472 с.

2.Информационный портал http://www.spbgasu.ru/Studentam/Kafedry/Kafedra_russkogo_yazyka/

3. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учеб.-практич. пособие для СПО / под общ. ред. В. Д. Черняк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 525 с. - Серия: Профессиональное образование.

УДК 37.013.73

ОБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, ПЕРСОНИФИКАЦИИ И

ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ

Козыревская А.В., Усатая Е.Р., 2018 Иркутский государственный университет путей сообщения, старший преподаватель кафедры информационные системы и защита информации, студентка гр. ЭЖД.1-14-2, Иркутск

Аннотация: в этой статье исследуются проблемы современного образования, связанные с индивидуализацией, персонификацией и персонализацией, рассматриваются вопросы взаимодействии современных и традиционных методов в образовании. Ключевые слова: образование, индивидуализация, традиции.

EDUCATION WITHIN INDIVIDUALIZATION, PERSONIFICATION AND PERSONALISATION

KozyrevskayaA.V., UsatayaE.R., 2018 Irkutsk state transport university, senior teacher of department information systems and information

security, student гр. EZhD.1-14-2, Irkutsk

Summary: in this article the problems of modern education connected with individualization, personification and personalisation are investigated, questions interaction of modern and traditional methods in education are considered.

Keywords: education, individualization, traditions.

Все большее внимание в наши дни уделяется адаптации образования потребностям личности и её самораскрытию. Расширяется круг разнотипных школ, растёт их структурное многообразие,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.