Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СНК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА-ХИРУРГА'

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СНК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА-ХИРУРГА Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
навыки / СНК / хирург / техника наложения швов / студенты / обучение / sewing skills / SSC / surgeon / suturing technique / students / education

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Булатова Виктория Витальевна, Рудая Полина Михайловна, Маркелова Анастасия Андреевна, Пешиков Олег Валентинович

Цель работы – определение роли хирургического студенческого научного кружка на пути становления врача-хирурга. Для этого были поставлены следующие задачи: сравнить степень навыка наложения хирургических швов у врачей-хирургов, посещавших и не посещавших хирургический студенческий кружок, на основе самоанализа, по предложенной шкале, оценить наличие преимущества и уверенности у бывших кружковцев при выполнении хирургических манипуляций в операционной на основе опроса. В статье приведены результаты исследования, проведённого среди студентов, практикующих врачей-хирургов и хирургов-ординаторов, показывающие роль студенческого хирургического кружка в ознакомлении с базовыми принципами использования хирургического инструментария и получении уверенности в своих действиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Булатова Виктория Витальевна, Рудая Полина Михайловна, Маркелова Анастасия Андреевна, Пешиков Олег Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE ROLE OF SSC IN THE PROCESS OF TRAINING A FUTURE SURGEON

The purpose of the work is to determine the role of a surgical student scientific circle on the path of becoming a surgeon. To do this, the following tasks were set: to compare the degree of skill in applying surgical sutures among surgeons who attended and did not attend the surgical student circle, based on self-analysis, according to the proposed scale, to assess the advantage and confidence of former circle members when performing surgical procedures in the operating room based on survey. The article presents the results of a study conducted among students, practicing surgeons and surgical residents, showing the role of the student surgical circle in familiarizing with the basic principles of using surgical instruments and gaining confidence in their actions.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СНК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА-ХИРУРГА»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА BULLETIN OF OSH STATE UNIVERSITY

ISSN 1694-7452 e-ISSN: 1694-8610

№4/2023, 9-15

МЕДИЦИНА

УДК: 616-089.84

DOI: 10.52754/16948610 2023 4 2

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СНК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА-ХИРУРГА

КЕЛЕЧЕКТЕГИ ХИРУРГДАРДЫ ДАЯРДОО ПРОЦЕССИНДЕ СНКНЫН РОЛУН

изилдее

STUDYING THE ROLE OF SSC IN THE PROCESS OF TRAINING A FUTURE SURGEON

Булатова Виктория Витальевна

Булатова Виктория Витальевна Bulatova Viktoria Vitalyevna

студент, Южно-Уральский государственный медицинский университет

студент, Туштук Урал мамлекеттик медициналык университети Student, South-Ural State Medical University

bulatovavika2002@mail.ru_

Рудая Полина Михайловна Рудая Полина Михайловна Rudaia Polina Mikhailovna

студент, Южно-Уральский государственный медицинский университет

студент, Туштук Урал мамлекеттик медициналык университети Student, South-Ural State Medical University rudaia.polma@mail. ru

Маркелова Анастасия Андреевна

Маркелова Анастасия Андреевна Markelova Anastasia Andreevna

студент, Южно-Уральский государственный медицинский университет

студент, Туштук Урал мамлекеттик медициналык университети Student, South-Ural State Medical University markelova_03@mail.ru

Пешиков Олег Валентинович

Пешиков Олег Валентинович Peshikov Oleg Valentinovich

к.м.н., доцент, Южно-Уральский государственный медицинский университет

м.и.к., доцент, Туштук Урал мамлекеттик медициналык университети Dr., Associate Professor, South-Ural State Medical University snk aioh susmu@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СНК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА-ХИРУРГА Аннотация

Цель работы - определение роли хирургического студенческого научного кружка на пути становления врача-хирурга. Для этого были поставлены следующие задачи: сравнить степень навыка наложения хирургических швов у врачей-хирургов, посещавших и не посещавших хирургический студенческий кружок, на основе самоанализа, по предложенной шкале, оценить наличие преимущества и уверенности у бывших кружковцев при выполнении хирургических манипуляций в операционной на основе опроса. В статье приведены результаты исследования, проведённого среди студентов, практикующих врачей-хирургов и хирургов-ординаторов, показывающие роль студенческого хирургического кружка в ознакомлении с базовыми принципами использования хирургического инструментария и получении уверенности в своих действиях.

Ключевые слова: навыки, СНК, хирург, техника наложения швов, студенты, обучение

КЕЛЕЧЕКТЕГИ ХИРУРГДАРДЫ ДАЯРДОО ПРОЦЕССИНДЕ СНКНЫН РОЛУН ИЗИЛДвв

Аннотация

Макаланын максаты - хирургиялык студенттик илимий ийримдин хирург болунун жолунда ролун аныктоо. Бул учун теменку милдеттер коюлган: студенттердин хирургиялык ийримине катышкан жана катышпаган хирургтардын хирургиялык тигуу дещээлин салыштыруу, анан ез алдынча анализдеенун негизинде артыкчылыкка баа беруу жана сурамжылоонун негизинде операциялык белмеде хирургиялык кийлигишууге мурдагы кружоктун мучелерунун ишеними. Макалада студенттердин, хирургтардын жана хирург-ординаторлордун арасында жургузулген изилдеенун жыйынтыктары келтирилген, алар хирургиялык аспаптардын колдонуунун эн негизги принциптери менен таанышуунун жана алардын иш-аракеттерине ишеним алууга студенттик хирургиялык ийримдин ролун керсетет.

STUDYING THE ROLE OF SSC IN THE PROCESS OF TRAINING A FUTURE SURGEON

Abstract

The purpose of the work is to determine the role of a surgical student scientific circle on the path of becoming a surgeon. To do this, the following tasks were set: to compare the degree of skill in applying surgical sutures among surgeons who attended and did not attend the surgical student circle, based on self-analysis, according to the proposed scale, to assess the advantage and confidence of former circle members when performing surgical procedures in the operating room based on survey. The article presents the results of a study conducted among students, practicing surgeons and surgical residents, showing the role of the student surgical circle in familiarizing with the basic principles of using surgical instruments and gaining confidence in their actions.

Ачкыч свздвр: кендумдер, СНК, техникасы, студенттер, окутуу

хирург, тигуунун

Keywords: sewing skills, SSC, technique, students, education

surgeon, suturing

Введение

Развитие и совершенствование хирургии напрямую зависит от степени владения специалистов базисными прикладными навыками, которая повышается путём предварительных тренировок [1, 2]. В связи с этим обучение первичным хирургическим манипуляциям, таким как наложение швов, является неотъемлемой частью в структуре обучения и подготовки студентов, планирующих связать свою деятельность с хирургией [3, 4, 5]. Данный род деятельности осуществляется на базе студенческого научного кружка (СНК), на кафедре анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (Челябинск).

Навыки наложения швов на тренажёрах и биологическом материале представляют собой основу для практического освоения базовых манипуляций хирургии. Ряд тренажёров имеют существенные достоинства, включая их относительно невысокую стоимость и простоту конструкции [6, 7]. Умение наложения швов заключается не только в понимании определённой последовательности, но и в уверенных и отточенных действиях, совершенных не один десяток раз [8]. Именно поэтому отработку техники наложения хирургических швов необходимо начинать в студенческие годы [9].

Важно понимать, что основа, заложенная в СНК, раскрывает широкий спектр возможностей для молодых хирургов, включая формирование компетенций и прочно закрепленных практических навыков без ущерба здоровью пациента [10, 17]. Это обуславливает интерес к изучению вопроса о влиянии отработки мануальных навыков на профессиональный рост хирургов.

Тема актуальна в связи с тем, что отработка навыков по наложению хирургических швов, отточенных со студенческих лет, позволяет избежать большого количества неточностей и возможных ошибок при работе с пациентом, добиться максимального эстетического результата [11, 12]. Высокий уровень техники наложения швов также значительно снижает сроки выполнения манипуляции, тем самым сокращая время операции, поэтому крайне важно совершенствовать практические навыки в условиях СНК [13, 14], что нашло своё подтверждение в результате проводимого нами исследования.

Материалы и методы исследования. Для определения степени значимости обучения технике наложения хирургических швов при посещении СНК в профессиональном росте врача-хирурга нами были проанализированы статистические данные, полученные в результате опроса 255 респондентов, являющихся студентами медицинских университетов 117 (46%), хирургов-ординаторов и аспирантов 85 (33%), а также молодых врачей-хирургов 53 (21%).

Таким образом было опрошено 46% обучающихся по программе специалитета и 54% -по программе послевузовского образования и приступивших к практической деятельности (таблица 1). Из 117 студентов 48% составили студенты 1-2 курса, 47% - 3-4 и 5% - 5-6 курсов. Стаж врачей-хирургов менее 3 лет у 40% опрошенных, от 3 до 5 и больше 5 лет - по 30%. Максимальный стаж работы врачом-хирургом составил 15 лет.

Таблица 1. Количественный состав и процентное соотношение участников опроса

Показатель Студенты Ординатура/ аспирантура Врач хирургического профиля ВСЕГО

абс. 117 85 53 255

% 45,88 33,33 20,78 100,0

В ходе опроса с использованием сервиса Яндекс.Формы изучался уровень владения навыком наложения хирургических швов, использования в работе знаний и техник, приобретенных в процессе обучения. Среди опрошенных каждой группы были те, кто в студенческие годы обучались мануальным навыкам на заседаниях хирургических СНК и те, кто их не посещали.

Результаты и обсуждения. Все группы респондентов в ходе опроса могли по специальной шкале (скорость, эстетичность, удобство, количество некачественных и др.) самостоятельно оценить свой навык наложения хирургического шва.

Студенты, посещающие СНК, уверенно владеют базовыми навыками наложения хирургических швов на тренажерах и оценили свой навык как отлично и хорошо - 48 (73%) и посредственно - 18 (27%) человек. Из опрошенных ординаторов и аспирантов лишь одна треть (27%) посещала в студенческие годы заседания СНК, а две трети (73%) - не занимались совершенствованием своих практических навыков во время учебы в университете. Имеется достоверная разница между оценкой уровня владения навыками наложения хирургических швов среди ординаторов и аспирантов посещающих и не посещающих СНК во время обучения в ВУЗе.

Так из таблицы 2 видно, что почти две трети ординаторов и аспирантов, не посещавших хирургические студенческие кружки оценивают свои навыки в наложении швов как посредственные - 44 (71%), и треть - как отличные и хорошие - 18 (19%), в то время как бывшие кружковцы считают, что шьют посредственно - 6 (26%), а хорошо и отлично - 17 (74%). При этом большая часть оценивает свой уровень как хороший 13 (57%), но это достоверно больше почти в три раза, по сравнению с аналогичными оценками непосещавших хирургические кружки.

Таблица 2. Результаты опроса ординаторов/аспирантов о качестве их техники наложения швов

владение навыком наложения швов ординаторы/аспиранты

посещавшие СНК не посещавшие СНК

отлично 4 (17%) 6 (10%)

хорошо 13 (57%) 12 (19%)

посредственно 6 (26%) 44 (71%)

По итогам опроса врачей-хирургов нет достоверной разницы между теми, кто в студенческие годы занимался в хирургическом кружке (47%) и не занимался (53%), однако оценка ими уровня собственной техники наложения швов различна. Согласно полученным данным, отражённым в таблице 3, прослеживается тенденция оценки уровня техники наложения швов большей частью респондентов как "хорошая", при этом нет достоверных различий, между посещавшими и не посещавшими СНК. Ни один из врачей-хирургов, не посещавших СНК, не оценил свои способности на "отлично", в то время как среди бывших членов СНК, четверть - оценили свой уровень на "отлично" (28%). Посредственный уровень навыков расценивается среди врачей, посещавших СНК достоверно реже (12%), чем среди врачей, не посещавших СНК - 43%.

Таблица 3. Результаты опроса врачей хирургического профиля о качестве их техники наложения швов

владение навыком наложения швов врачи хирургического профиля

посещавшие СНК не посещавшие СНК

отлично 7 (28%) 0 (0%)

хорошо 15 (60%) 16 (57%)

посредственно 3 (12%) 12 (43%)

Нами был сформирован контрольный вопрос, который касался теоретической основы навыка наложения хирургических швов и является одним из базовых - правило "трех третей", согласно которому выполнение любой хирургической манипуляции, в частности наложение швов, возможно только при правильном взаимном расположении инструмента, иглы и нити относительно друг друга и свидетельствует о качестве техники наложения швов соответственно [15, 16].

Таблица 4. Результаты опроса осведомленности о правиле "трех третей"

студенты ординаторы/аспиранты врачи хирургического профиля

посещающие СНК не посещающие СНК посещавшие СНК не посещавшие СНК посещавшие СНК не посещавшие СНК

51 (77%) 18 (35%) 23 (100%) 19 (31%) 22 (88%) 23 (82%)

Респонденты, занимающиеся в хирургическом СНК, занимают лидирующие позиции в вопросе о знании правила "трех третей" (таблица 4).

Согласно полученным нами данным, большинство студентов, посещающих СНК знают правило "трех третей" 51 (77%), тогда как среди студентов, не являющихся членами СНК с данным правилом знакома лишь треть - 18 (35%), среди ординаторов/аспирантов правило "трех третей" достоверно больше знают бывшие кружковцы - 23 (100%), посещавшие СНК, в то время как среди не посещавших СНК лишь треть 19 (31%). Среди опрошенных врачей-

хирургов нет достоверной разницы и в двух подгруппах составляет 22 (88%) и 23 (82%), соответственно.

Выводы. Посещение студенческого научного кружка играет важную роль в становлении врача-хирурга путем формирования базовых навыков, к числу которых относится наложение хирургических швов. Отработка мануальных навыков на базе СНК оказывает прямое положительное влияние на развитие и становление врача-хирурга, как уверенного в своих действиях высококвалифицированного специалиста. Посещая кружок, будущий врач хирургического профиля обучается навыку наложения хирургических швов под чутким контролем руководителя и более опытных коллег, что повышает качество знаний и навыков, и впоследствии способствует качественному оказанию медицинской помощи в условиях хирургического отделения.

Большинство кружковцев оценивают свой уровень владения навыком шитья как отличный или хороший, в то время как их коллеги, не посещавшие кружок, признают его посредственным.

Литература

1. Смирнов, А.А. Тренажер для освоения мануальных навыков хирургических вмешательств на мозговом отделе черепа / А.А. Смирнов, В.В. Татаркин, И.Г. Захматов и др. // Креативная хирургия и онкология. - 2017. - №1. - С. 63-68.

2. Clevin, L. Does box model training improve surgical dexterity and economy of movement during virtual reality laparoscopy? A randomised trial / L. Clevin, T.P. Grantcharov // Acta Obstetricia et Gynecologica Scandinavica. - 2008. - № 87. - P. 99-103.

3. Шипигузова, С.А. Упражнения по вязанию хирургических узлов как способ развития мануальных навыков будущего врача хирургического профиля [Текст] / С.А. Шипигузова, О.В. Пешиков // V всероссийский съезд герниологов "Герниология в эпоху высоких технологий": сб. тез. - Москва: Изд-во Всероссийское общество герниологов, 2021. - С. 104-106

4. Verhoeven, D.J. Assessment of Minimally Invasive Suturing Skills: Is Instrument Tracking an Accurate Prediction? / D.J. Verhoeven, V. Hillemans, E. Leijte // Journal of Laparoendoscopic & Advanced Surgical Techniques. - 2023. - №33 (2). - P. 137-145.

5. Онищенко, К.М. Обучение студентов базовым мануальным навыкам в условиях учебной операционной ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России [Текст] / К.М. Онищенко, С.А. Шипигузова, Е.В. Белова [и др.] // Медицинское образование. Пути повышения качества: сб. науч. стат. - Оренбург: Изд-во ОрГМУ, 2022. - С. 224231.

6. Аглиуллин, Т.А. Роль тренажера в обучении эндоскопической хирургии / Т.А. Аглиуллин, А.Ф. Аглиуллин, В.В. Пуртов // Поволжский онкологический вестник. -2016. - №2. - С. 101-103.

7. Калинин, Р.Г. Использование симуляторов для отработки навыков и умений в хирургической технике / Р.Г. Калинин, Н.А. Мартынова, И.В. Гайворонский и др. // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. - №1. - С. 261.

8. Rufai, S.R. A National Survey of Undergraduate Suture and Local Anesthetic Training in the United Kingdom / S.R. Rufai, L.C. Holland, O.F. Eleonora [and others] // Journal of Surgical Education. - 2016. - P. 181-184

9. Joosten, M. The effect of continuous at-home training of minimally invasive surgical skills on skill retention / M. Joosten, V. Hillemans, M. van Capelleveen // Surg Endosc. - 2022. - №36 (11). - P. 8307-8315.

10. Walser, E. The influence of surgical and procedural rotations and interest in a surgical discipline on medical students' suturing ability during clerkship / E. Walser, J. Davidson, N. Carey [and others] // Can J Surg. - 2022. - Aug 12 - P. 65.

11. Roberts, S.I. The Relationship Between Technical Skills, Cognitive Workload, and Errors During Robotic Surgical Exercises / S.I. Roberts, S.Y. Cen, J.H. Nguyen // Journal of Endourology. - 2022. - №36 (5). - P. 712-720.

12. Almeland, S.K. The effect of microsurgical training on novice medical students' basic surgical skills - a randomized controlled trial / S.K. Almeland, A. Lindford, H.P. Sundhagen // Eur J Plast Surg. - 2020. - №43 - P. 459-466.

13. Долгушин, И.И. Опыт создания обучающего симуляционного центра в Челябинской государственной медицинской академии / И.И. Долгушин, И.А. Волчегорский, А.В. Чукичев и др. // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - №3 (9). - С. 110-112.

14. Мартынова, Н.А. Медицинские тренажеры как базис для отработки хирургических навыков / Н.А. Мартынова, А.Г. Кузьмин, М.Н. Аликберова и др. // Здоровье и образование в XXI веке. - 2018. - №1. - С. 108-113.

15. Хирургический инструментарий. Общий и специальный: учеб. пособие / В.А. Косинец, А.В. Комушенко, А.И. Рундо. - Витебск: ВГМУ, 2013. - 81 с.

16. Хирургические инструменты: учеб. пособие для внутривузовского использования / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Долгов А.Н. и др. - Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2008. - 48 с.

17. Мамаев, Т., Муйдинов, Ф., Гайназарова, Р., & Аринбаев, Б. (2023). Медико-социальная значимость здорового образа жизни для формирования здоровья студентов. Вестник Ошского государственного университета, (1), 7-14. https://doi.org/10.52754/16948610 2023 1 1. EDN: QKCGGP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.