Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / РАВЕНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пунанцев Артем Алексеевич, Гайдарова Елизавета Ивановна, Соснина Алена Сергеевна

В современных исследованиях по проблематике доступности качественного общего образования сформулированы два основных подхода к решению вопросов, связанных с обеспечением равенства образовательных возможностей: социал-демократический, который предполагает реализацию государством доминирующей патерналистской функции на всех этапах образовательного процесса, и либеральный, в рамках которого считается достаточным обеспечить равные условия конкуренции лишь правом поступить в ту или иную образовательную организацию. Существующая тенденция к расширению числа субъектов управленческой деятельности в сфере образования обусловливает потребность в привлечении участников образовательных отношений не только к выработке конкретных практических решений в этой области, но и к их содержательному обоснованию. В связи с этим целесообразно выявить, каким образом указанные участники трактуют понятие доступности качественного общего образования, какие приоритетные направления ее повышения для себя выделяют. В ходе опроса родителей обучающихся школ Мурманской области как одной из ключевых групп участников отношений в сфере образования была выявлена их приверженность социал-демократическому подходу, которая за редкими исключениями носит вневозрастной характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пунанцев Артем Алексеевич, Гайдарова Елизавета Ивановна, Соснина Алена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PARENTAL IDEAS ABOUT AVAILABILITY OF HIGH-QUALITY GENERAL EDUCATION: SOCIOLOGICAL ASPECT

In modern researches on availability of high-quality general education, two main approaches to solving issues related to ensuring equality of educational opportunities are formulated: social-democratic, which involves the implementation of the dominant paternalistic function at all stages of the educational process by the state, and liberal, in which it is considered sufficient to ensure equal conditions of competition only by the right to enroll in a particular educational organization. The existing tendency to expand the number of subjects of managerial activity in the field of education determines the need to involve participants in educational relations not only in the development of concrete practical solutions in this area, but also to their substantive justification. In this regard, it is advisable to identify how these participants interpret the concept of accessibility of high-quality general education, which priority areas of its improvement are singled out for themselves. During the survey of parents of students of schools in Murmansk region as one of the key groups of participants in relations in the field of education, their commitment to the social-democratic approach was revealed, which is of an extra-age nature, with rare exceptions.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 227-234. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 227-234.

Научная статья УДК 37.018.26

https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.37

Изучение родительских представлений о доступности качественного общего образования: социологический аспект

Артем Алексеевич Пунанцев1, Елизавета Ивановна Гайдарова2, Алена Сергеевна Соснина3

123Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия 1punancevartem51@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-5498-563X 2ligaydarova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8501-3449 3alyona-sosnina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4966-3801

Аннотация. В современных исследованиях по проблематике доступности качественного общего образования сформулированы два основных подхода к решению вопросов, связанных с обеспечением равенства образовательных возможностей: социал-демократический, который предполагает реализацию государством доминирующей патерналистской функции на всех этапах образовательного процесса, и либеральный, в рамках которого считается достаточным обеспечить равные условия конкуренции лишь правом поступить в ту или иную образовательную организацию. Существующая тенденция к расширению числа субъектов управленческой деятельности в сфере образования обусловливает потребность в привлечении участников образовательных отношений не только к выработке конкретных практических решений в этой области, но и к их содержательному обоснованию. В связи с этим целесообразно выявить, каким образом указанные участники трактуют понятие доступности качественного общего образования, какие приоритетные направления ее повышения для себя выделяют. В ходе опроса родителей обучающихся школ Мурманской области как одной из ключевых групп участников отношений в сфере образования была выявлена их приверженность социал-демократическому подходу, которая за редкими исключениями носит вневозрастной характер.

Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием, равенство образовательных возможностей, социологическое исследование доступности качественного общего образования

Для цитирования: Пунанцев А.А., Гайдарова Е.И., Соснина А.С. Изучение родительских представлений о доступности качественного общего образования: социологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 227-234. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.37.

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Мурманской области в рамках Соглашения о предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на поддержку научно-исследовательских проектов молодых ученых Мурманской области в 2021 г. от 02.09.2021 г. № 223.

Original article

The study of parental ideas about availability of high-quality general education:

sociological aspect

Artem A. Punantsev1, Elizaveta I. Gaidarova2, Alyona S. Sosnina3

123Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia 1punancevartem51@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-5498-563X 2ligaydarova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8501-3449 3alyona-sosnina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4966-3801

Abstract. In modern researches on availability of high-quality general education, two main approaches to solving issues related to ensuring equality of educational opportunities are formulated: social-democratic, which involves the implementation of the dominant paternalistic function at all stages of the educational process by the state, and liberal, in which it is considered sufficient to ensure equal conditions of competition only by the right to enroll in a particular educational organization. The existing tendency to expand the number of subjects of managerial activity in the field of education determines the need to involve participants in educational relations not only in the development of concrete practical solutions in this area, but also to their substantive justification. In this regard, it is advisable to identify how these participants interpret the concept of accessibility of high-quality general education, which priority areas of its improvement are singled out for themselves. During the survey of parents of students of schools in Murmansk region as one of the key groups of participants in relations in the field of education, their commitment to the social-democratic approach was revealed, which is of an extra-age nature, with rare exceptions.

Keywords: state-public education management, equality of educational opportunities, sociological study of availability of high-quality general education

For citation: Punantsev, A.A., Gaidarova, E.I., Sosnina, A.S. (2021) The study of parental ideas about availability of high-quality general education: sociological aspect. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 227-234. Available from: doi:10.24158/spp.2021.11.37 (In Russian).

Funding: the study was carried out with the financial support of the Ministry of Education and Science of Murmansk Region within the framework of the Agreement on the provision of grants in the form of subsidies from the regional budget to non-profit and non-government organizations to support research projects of young scientists of Murmansk region in 2021 dated 02.09.2021 No. 223.

Согласно действующим в России нормам права управление в сфере образования носит государственно-общественный характер, что предполагает расширение числа субъектов образовательной политики, представляющих интересы разных участников отношений в сфере образования, и углубление взаимодействия между ними. Очевидно, что эффективность такого взаимодействия напрямую зависит от того, насколько значителен потенциал сближения позиций участников этого процесса. Логичным предварительным шагом в связи с этим должно быть прояснение позиции акторов образовательной политики как таковой, выявление их отношения к тем или иным вопросам современного образования. Актуальна для этой сферы сегодня и проблема доступности качественного общего образования, повышение которой является одним из главных приоритетов образовательной политики государства1. На протяжении последних лет широкое распространение в сфере общего образования получили социологические методы, обеспечивающие обобщенную характеристику «обратной связи» от участников образовательных отношений. Так, инструменты независимой оценки качества образования (НОКО) активно используются как на региональном и муниципальном, так и на институциональном (образовательной организации) уровнях. С учетом существующих государственных приоритетов целесообразным представляется проведение оценки родителями обучающихся не только качества, но и доступности качественного образования, что позволило бы получить более полное представление о текущей ситуации в данной сфере. В частности, одним из нововведений могло бы стать выявление представлений родителей учащихся школ о том, какое содержание они вкладывают в понятие доступности качественного общего образования и какие способы ее повышения считают необходимыми и приемлемыми.

В научно-экспертном сообществе принято выделять две альтернативные стратегии обеспечения доступности и качества школьного образования (Константиновский и др., 2006). Первая из них, условно называемая социал-демократической, основана на абсолютном приоритете доступности общего образования и предполагает разработку мер, направленных на выравнивание шансов получения качественного общего образования среди граждан, соответственно, все усилия органов управления должны быть сосредоточены на устранении факторов, препятствующих этому. Вторая стратегия, получившая название либеральной, базируется на качестве как главной ценности образования, в данном случае проблема доступности решается за счет увеличения числа «качественных» образовательных организаций и количества учащихся в них, иными словами, за счет повышения ресурсного потенциала самой системы образования.

Схожим смыслом обладает подход, основанный на выделении двух трактовок равенства образовательных возможностей: «мягкой (слабой)», при которой обеспечивается равенство «входа» в школу с качественным образованием, и «жесткой (сильной)», постулирующей равенство не только доступа в школу, но и образовательных результатов для всех обучающихся (Фру-мин, 2006). «Слабый» вариант равенства образовательных возможностей имеет четко выраженный меритократический, либеральный характер и подразумевает возможность создания учащимся равных условий на начальном этапе - для конкурентной борьбы за право обучаться в «хорошей» школе (Косарецкий и др., 2014), в то время как «сильная» трактовка ближе по своему содержанию к социал-демократической стратегии, исключающей характерную для «мягкого» равенства какую-либо селективность (Высоцкая, Филипова, 2018).

С учетом сказанного в этом исследовании нами решалась задача описания представлений родителей обучающихся 1-11-х классов общеобразовательных организаций о доступности качественного общего образования, а также о возможных способах ее повышения. С этой целью был проведен анкетный опрос жителей Мурманской области, имеющих детей школьного возраста. Общий объем выборки составил 309 человек.

Вначале респонденты ответили на вводный вопрос о том, насколько актуальной они считают проблему неравенства в школьном образовании (см. рис. 1).

1 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 07.10.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 19.10.2021).

в Безусловно, актуальна # Скорее актуальна, чем неактуальна I Скорее неактуальна, чем актуальна

& О Неактуальна

| 0 Затрудняюсь ответить

Г

Рисунок 1 - Распределение ответов участников исследования на вопрос «Насколько актуальна проблема неравенства в современном школьном образовании?»

(п = 309)

В общей сложности 61,9 % респондентов в целом признают актуальность проблемы образовательного неравенства, совершенно неактуальной ее считают 4,9 %. Трудности с ответом на этот вопрос возникли у 16,8 % родителей обучающихся.

Затем участники анкетирования оценили каждый из 12 предложенных факторов по степени их влияния на уровень доступности качественного общего образования (рис. 2).

Образование родителей А"ченнка Тип населенного пункта (город/села) Дотди семиьы По.1 учащегося

165

Социально-экономическое Мотиваиионные установка Уровень информированности о Уровень гениального

развлж регвова ч-чашегося и родителей системе образования расслоения в обществе

Рисунок 2 - Оценка респондентами степени влияния ряда факторов на уровень доступности качественного общего образования, по шкале от 1 до 5 (п = 309)

По мнению родителей учащихся, максимальное влияние на уровень доступности качественного школьного образования оказывают:

- мотивационные установки учащихся и их родителей (49 %);

- характеристики школы, в которой учится ребенок (37,5 %);

- тип населенного пункта, в котором живет (получает образование) учащийся (34,0 %);

- социально-экономическое развитие региона проживания школьника (29,1 %).

В свою очередь родители обучающихся убеждены в том, что на доступность качественного общего образования практически никак не влияют:

1) пол учащегося (70,9 %);

2) религиозная принадлежность семьи (54,7 %);

3) национальность школьника (49,2 %);

4) род занятий родителей учащегося (27,2 %).

После определения факторов, влияющих на уровень доступности качественного школьного образования, респонденты определили сферы, в которых образовательное неравенство проявляется, по их мнению, ярче всего (см. рис. 3).

Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос «Где, на ваш взгляд, острее всего проявляется проблема образовательного неравенства?» (п = 309)

Равное количество респондентов (по 27,0 %) полагает, что серьезные предпосылки для снижения уровня доступности качественного общего образования создает как проживание учащихся в разных регионах, так и занимаемое их родителями положение в обществе. Почти каждый шестой участник опроса считает различие учащихся по возможностям здоровья решающим фактором, препятствующим обеспечению образовательного равенства. Не смогли определиться с ответом 53 респондента.

Далее участникам исследования было предложено выбрать более оптимальную с их точки зрения трактовку доступности качественного образования (см. табл. 1).

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос «Что для вас означает доступность качественного школьного образования?» в зависимости от возраста респондентов

Равенство возможностей

Возрастная группа каждого поступить в «хорошую» школу с качественным образованием Равенство результатов учебы каждого ребенка в той или иной школе Затрудняюсь ответить

абсолютное % абсолютное % абсолютное %

значение значение значение

До 29 (п = 17) 10 58,8 6 35,3 1 5,9

30-39 (п = 128) 79 61,7 47 36,7 2 1,6

40-49 (п = 140) 77 55,0 53 37,9 10 6,4

50 и старше (п = 24) 14 58,3 7 29,2 3 12,5

Всего (п = 309) 180 58,3 113 36,6 16 5,2

Более чем для половины респондентов (58,3 %) равенство условий доступа в школу с высоким уровнем качества обучения важнее равенства образовательных результатов, что свидетельствует о предпочтительности для родителей учащихся «слабой» трактовки равенства образовательных возможностей.

При этом возраст респондентов не оказал какого-либо заметного влияния на выбор ответа, характер распределения ответов практически во всех возрастных группах остается неизменным. Несколько выделяется группа респондентов 30-39 лет, проявившая более либеральный подход к трактовке равенства образовательных возможностей по сравнению с другими возрастными группами - уровень поддержки первого варианта трактовки равенства здесь выше среднего на 3,4 %.

Ряд следующих вопросов, предложенных респондентам, предполагал выбор ими одного из двух альтернативных высказываний, характеризующих либо «социал-демократический», либо «либеральный» подходы к решению вопросов доступности образования (таблицы 2-7).

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос о выборе способа повышения доступности качественного образования в зависимости от возраста респондентов_

Чтобы повысить

доступность качественного образования, лучше Чтобы повысить доступность качественного образования,

Возрастная увеличить количество лучше уменьшить число Затрудняюсь

группа часов по учебным учеников в классе ответить

предметам

согласен скорее согласен скорее согласен согласен

До 29 (п = 17) 1 (5,8 %) 0 3 (17,6 %) 6 (35,3 %) 7 (41,2 %)

30-39 (п = 128) 3 (2,3 %) 5 (3,9 %) 37 (28,9 %) 64 (50,0 %) 19 (14,8 %)

40-49 (п = 140) 12 (8,6 %) 14 (10,0 %) 32 (22,9 %) 62 (44,3 %) 20 (14,3 %)

50 и старше (п = 24) 1 (4,2 %) 1 (4,2 %) 7 (29,2 %) 12 (50,0 %) 3 (12,5 %)

Всего (п = 309) 17 (5,5 %) 20 (6,5 %) 79 (25,6 %) 144 (46,6 %) 49 (15,9 %)

Почти три четверти респондентов предпочли уменьшение числа учеников в классе увеличению количества часов на изучение учебных предметов. Причем максимальная поддержка сокращения численности классов наблюдается у респондентов 50 лет и старше (79,2 %). Несмотря на общее признание неприемлемости увеличения времени изучения школьных дисциплин (этот вариант поддержали лишь 12,0 %), наибольшее число сторонников этого способа зафиксировано у родителей, относящихся к возрастной группе от 40 до 49 лет (18,6 %).

Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос о целесообразности борьбы с неравенством в общем образовании в зависимости от возраста респондентов

Возрастная группа Неравенство -это естественное явление в школьном образовании, поэтому оно никогда не исчезнет С неравенством в образовании следует бороться, т. к. оно опасно для общества Затрудняюсь ответить

согласен скорее согласен скорее согласен согласен

До 29 (п = 17) 0 4 (23,5 %) 4 (23,5 %) 6 (35,3 %) 3 (17,6 %)

30-39 (п = 128) 8 (6,3 %) 19 (14,8 %) 22 (17,2 %) 50 (39,1 %) 29 (22,7 %)

40-49 (п = 140) 16 (11,4 %) 16 (11,4 %) 27 (19,3 %) 55 (39,3 %) 26 (18,6 %)

50 и старше (п = 24) 2 (8,3 %) 2 (8,3 %) 7 (29,2 %) 10 (41,7 %) 3 (12,5 %)

Всего (п = 309) 26 (8,4 %) 41 (13,3 %) 60 (19,6 %) 121 (39,2 %) 61 (19,7 %)

Почти каждый пятый участник опроса считает образовательное неравенство естественным явлением, не поддающимся какому-либо серьезному исправлению. Однако большинство участников опроса (58,8 %) убеждены в возможности достижения эффективных результатов в борьбе с неравенством в общем образовании. Почти 20 % родителей не смогли определиться с выбором оптимального для себя утверждения. Среди респондентов в возрасте 50-59 лет доля сторонников активной борьбы с неравенством в школьном образовании максимально высока - 70,9 %.

Таблица 4 - Распределение ответов на вопрос о выборе главного субъекта, ответственного за обеспечение доступности качественного общего образования в зависимости от возраста респондентов_

Возрастная группа Эффективное решение проблем с доступностью качественного школьного образования зависит в первую очередь от внимания общества к ним Вопросы доступности качественного образования в школе должны решаться государством Затрудняюсь ответить

согласен скорее согласен скорее согласен согласен

До 29 (п = 17) 2 (11,8 %) 2 (11,8 %) 4 (23,5 %) 4 (23,5 %) 5 (29,4 %)

30-39 (п = 128) 11 (8,6 %) 12 (9,4 %) 25 (19,5 %) 54 (42,2 %) 26 (20,3 %)

40-49 (п = 140) 16 (11,4 %) 11 (7,9 %) 20 (14,3 %) 74 (52,9 %) 19 (13,6 %)

50 и старше (п = 24) 2 (8,3 %) 0 9 (37,5 %) 12 (50,0 %) 1 (4,2 %)

Всего (п = 309) 31 (10,0 %) 25 (8,1 %) 58 (18,8 %) 144 (46,6 %) 51 (16,5 %)

По мнению 46,6 % родителей, приоритет в действиях, направленных на повышение доступности качественного образования, однозначно должен оставаться за государством, необходимость общественной активности в этом вопросе в целом поддерживают чуть более 18 % участников исследования (см. табл. 4). При этом отмечается некоторое разногласие между представителями разных возрастных групп по поводу необходимости участия общества в решении вопросов доступности образования: так, респонденты 18-29 лет больше склонны к признанию целесообразности его расширения (23,6 %), чем участники опроса в возрасте 50-59 лет (8,3 %).

Следующий вопрос касался оценки респондентами возможностей самой системы образования справиться с проблемой образовательного неравенства (см. табл. 5).

Таблица 5 - Распределение ответов на вопрос о возможностях системы образования самостоятельно справиться с проблемой образовательного неравенства в зависимости от возраста респондентов_

Возрастная группа Система образования сможет самостоятельно справиться с проблемой неравенства в школьном образовании Сделать качественное школьное образование доступным невозможно лишь силами самой системы образования - это должно быть частью комплексной социальной политики Затрудняюсь ответить

согласен скорее согласен скорее согласен согласен

До 29 (п = 17) 0 2 (11,8 %) 6 (35,3 %) 7 (41,2 %) 2 (11,8 %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30-39 (п = 128) 2 (1,6 %) 5 (3,9 %) 26 (20,3 %) 80 (62,5 %) 15 (11,7 %)

40-49 (п = 140) 3 (2,1 %) 5 (3,6 %) 21 (15,0 %) 101 (72,1 %) 10 (7,1 %)

50 и старше (п = 24) 0 0 3 (12,5 %) 20 (83,3 %) 1 (4,2 %)

Всего (п = 309) 5 (1,6 %) 12 (3,9 %) 28 (9,1 %) 208 (67,3 %) 56 (18,1 %)

Подавляющее большинство родителей обучающихся (76,4 %) убеждены в том, что система образования не имеет достаточного ресурса для решения проблемы образовательного неравенства. По их мнению, меры по повышению доступности образования должны являться составляющей частью комплексной социальной политики государства. Анализ распределения ответов показывает отсутствие каких-либо разногласий между представителями разных возрастных групп по этому вопросу.

Анализ ответов респондентов на вопрос о равенстве качества образования в разных школах (табл. 6) позволил прийти к следующим выводам. Почти 65 % родителей учащихся уверены в том, что качественное образование однозначно должно быть доступно в любой школе, где бы ни учился ребенок. Почти каждый седьмой респондент так или иначе признает, что качество образования не может быть обеспечено везде на одинаково высоком уровне, поэтому приоритет должен отдаваться равной возможности доступа к передовым школам каждому учащемуся. Доля участников опроса, придерживающихся либерального подхода в данном вопросе, наиболее высока среди родителей 40-49 лет (16,5 %).

Таблица 6 - Распределение ответов на вопрос о равенстве качества образования в разных школах в зависимости от возраста респондентов_

Возрастная группа Качество образования не может быть везде одинаково высоким, поэтому пусть передовых школ будет немного, но с равной возможностью доступа к ним каждому учащемуся Одинаково высокое качество должно обеспечиваться везде, вне зависимости от того, в какой школе учится ребенок Затрудняюсь ответить

согласен скорее согласен скорее согласен согласен

До 29 (п = 17) 1 (5,9) 1 (5,9 %) 5 (29,4 %) 6 (35,3 %) 4 (23,5 %)

30-39 (п = 128) 12 (9,4 %) 5 (3,9 %) 15 (11,7 %) 84 (65,6 %) 10 (7,8 %)

40-49 (п = 140) 11 (7,9 %) 12 (8,6 %) 16 (11,4 %) 96 (68,6 %) 5 (3,6 %)

50 и старше (п = 24) 2 (8,3 %) 1 (4,2 %) 4 (16,7 %) 14 (58,3 %) 3 (12,5 %)

Всего (п = 309) 26 (8,4 %) 21 (6,8 %) 40 (12,9 %) 200 (64,7 %) 22 (7,1 %)

В ситуации выбора между достижением доступности образования за счет снижения качества образования (облегчения требований к содержанию образовательных программ) и сохранением качества образования даже в условиях отсутствия равного доступа к нему почти 40 % респондентов однозначно выбрали второе (табл. 7). При этом чуть менее четверти участников опроса в целом считают приемлемой и первую меру. Почти у каждого шестого родителя возникли трудности с выбором ответа.

Более половины респондентов в возрасте 18-29 лет не смогли выбрать подходящий вариант, при этом обе предлагаемые меры получили равную поддержку (по 23,5 %), что существенно отличает данную возрастную группу от всех остальных. В целом прослеживается тенденция к определенному увеличению среди родителей более старшего возраста доли настроенных менее компромиссно к возможности снижения качества образования ради повышения его доступности.

Таблица 7 - Распределение ответов на вопрос о выборе между качеством и доступностью образования_

Возрастная группа Ради достижения доступности школьного образования общее снижение его качества неприемлемо Для снятия любых возможных социальных противоречий (как в самой школе, так и в будущей жизни учащихся) часть требований к знаниям учеников можно ослабить Затрудняюсь ответить

согласен скорее согласен скорее согласен согласен

До 29 (п = 17) 3 (17,6) 1 (5,9) 3 (17,6) 1 (5,9) 9 (52,9 %)

30-39 (п = 128) 47 (36,7 %) 13 (10,2 %) 17 (13,3 %) 14 (10,9 %) 37 (28,9 %)

40-49 (п = 140) 59 (42,1 %) 33 (23,6 %) 14 (10,0 %) 19 (13,6 %) 15 (10,7 %)

50 и старше (п = 24) 14 (58,3 %) 5 (20,8 %) 0 2 (8,3 %) 3 (12,5 %)

Всего (п = 309) 123 (39,8 %) 52 (16,8 %) 34 (11,0 %) 36 (11,7 %) 64 (20,7 %)

Как показали результаты исследования, родители обучающихся больше склонны к выбору социал-демократической стратегии решения вопросов, связанных с проблематикой доступности качественного образования в школе. Однако родители не готовы допустить снижения качества образования ради повышения его доступности, и это, скорее, соответствует «мягкой» (либеральной) трактовке равенства образовательных возможностей. При этом анализ ответов респондентов позволяет сделать вывод о преимущественно вневозрастном характере выбора одного из двух рассматриваемых подходов: принадлежность родителя обучающегося к какой-либо возрастной группе практически никак не влияет на этот выбор.

В целом следует резюмировать, что регулярное проведение такого и подобных социологических опросов среди родителей учащихся позволит скорректировать политику государственных органов управления образованием, гармонизировав ее с представлениями акторов, внешних по отношению к самой системе образования.

Список источников:

Высоцкая А.В., Филипова А.Г. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1-17.

Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю., Рощина Я.М. Доступность качественного общего образования в России: возможности и ограничения // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 186-203.

Косарецкий С.Г., Пинская М.А., Груничева И.Г. Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт // Мир России. Социология. Этнология. 2014. Т. 23, № 2. С. 133-153.

Фрумин И.Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 5-23.

References:

Frumin, I. D. (2006). Osnovnye podhody k probleme ravenstva obrazovatel'nyh vozmozhnostej [Main Approaches to the Problem of Equality of Educational Opportunities]. Voprosy obrazovaniya. (2), 5-23 (in Russian).

Konstantinovskii, D. L., Vahshtain, V. S., Kurakin, D. Yu. & Roshchina, Ya. M. (2006). Dostupnost' kachestvennogo obshchego obrazovaniya v Rossii: Vozmozhnosti i ogranicheniya [Possibilities and restrictions]. Voprosy obrazovaniya. (2), 186-203 (in Russian).

Kosaretsky, S. G., Pinskaya, M. А. & Grunicheva, I. G. (2014) Poverty and Access to Education: Russian Situation and International Experience. Mir Rossii. Sociologiya. Etnologiya. 23 (2), 133-153 (in Russian).

Vysotskaya, A. V. & Filipova, A. G. (2018). Educational Inequality in School: froь Interpretation of the Concept to Determinative Factors. Social'nye issledovaniya. (2), 1-17 (in Russian).

Информация об авторах А.А. Пунанцев - стажер-исследователь кафедры педагогики Мурманского арктического государственного университета, Мурманск, Россия. https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=949457.

Е.И. Гайдарова - магистрант кафедры педагогики Мурманского арктического государственного университета, Мурманск, Россия.

А.С. Соснина - студент Мурманского арктического государственного университета, Мурманск, Россия.

Information about the authors A.A. Punantsev - Trainee researcher, Department of Pedagogy of Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia.

https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=949457.

E.I. Gaidarova - Master student, Department of Pedagogy of Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia.

A.S. Sosnina - Student, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.11.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.11.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 25.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.