Научная статья на тему 'Изучение репутации клиента на этапе предварительных мероприятий планирования аудита'

Изучение репутации клиента на этапе предварительных мероприятий планирования аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕПУТАЦИЯ КЛИЕНТА / АУДИТ / ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА / ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ КЛИЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расулов Э.Р., Сикорская О.И.

В статье рассматриваются основные способы изучения аудиторской фирмой репутации потенциального клиента. Исследуются критерии оценивания добросовестности клиента на этапе предварительных мероприятий планирование аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение репутации клиента на этапе предварительных мероприятий планирования аудита»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

В настоящее время именно инвестиционные ресурсы призваны обеспечить динамичное развитие экономики Республики Башкортостан в условиях дефицита бюджетных средств. Список использованной литературы:

1. Закон Республики Башкортостан от 17 июня 2016 года N 386-з «Об участии Республики Башкортостан в проектах государственно-частного партнерства»

2. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года N 701-з «Об Инвестиционном фонде Республики Башкортостан»

3. Мажара Е.Н. Региональные инвестиционные проекты как проектный подход к управлению реформами по инфраструктурному обновлению страны//Экономика и предпринимательство.-М. 2016.-№9.-с.161-164

4. Рахматуллина Ю.А. Проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Республики Башкортостан//Инновационная наука: международный научный журнал/науч.-издат. центр "Аэтерна". -УФА. 2016.-№8 с.130-134.

5. https://invest.bashkortostan.ru/ - инвестиционный портал Республики Башкортостан

© Рахматуллина Ю.А., 2016

УДК 657.6

Э.Р. Расулов

студент 2 курса факультета Экономики и Управления Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополь г. Севастополь, Российская Федерация e-mail: elmirmadat@mail.ru О.И. Сикорская

студентка 4 курса факультета Экономики и Управления Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополь г. Севастополь, Российская Федерация e-mail: sikorskayaolya@gmail.com Научный руководитель: Н. В. Алтухова к.э.н., доцент кафедры экономики Севастопольского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова г. Севастополь, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ РЕПУТАЦИИ КЛИЕНТА НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА

Аннотация

В статье рассматриваются основные способы изучения аудиторской фирмой репутации потенциального клиента. Исследуются критерии оценивания добросовестности клиента на этапе предварительных мероприятий планирование аудита.

Ключевые слова

Репутация клиента, аудит, планирование аудита, добросовестность клиента

Аудитор обязан тщательно исследовать добросовестность потенциального клиента именно на предварительных этапах планирования аудиторского задания [9]. Пренебрегая важностью таких основных критериев, как репутация предполагаемого клиента в деловых кругах, устойчивость его финансового положения и его взаимодействие с предыдущим аудитором, аудиторская фирма может столкнуться с рядом трудно преодолимых трудностей на этапе выполнения задания:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

1) препятствия клиента в общении персонала фирмы с аудиторами,

2) непредоставление всех необходимых документов,

3) давление на аудитора со стороны клиента с целью уменьшения объема аудита.

Также эксперт должен быть уверен в достоверности предоставленной информации. Поэтому правильный анализ и оценка добросовестности и репутации клиента, и взаимное доверие между клиентом и аудиторской фирмой имеют важное значение.

Изучение репутации потенциального клиента происходит на предварительном этапе планирования аудита. Вопросами в этой сфере занимаются такие ученые-экономисты, как: Н. Алтухова [4], [5], Э. Аренс [6], В. Гуров [7], И. Елова [8], Дж. Лоббек [6], И. Милгунова [7], А. Мялкина [9], И. Собецкий [10], Е. Федорова [8], Т. Фролова [11], Л. Яруллина [12].

В российском законодательстве понятие "деловая репутация" (физического лица либо организации) отсутствует. Однако в письме Центробанка России "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах" дается определение репутации кредитной организации [3]. Основные его положения вполне можно применить и к обычным юридическим лицам. Таким образом, деловая репутация - это качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности фирмы, а также действий ее владельцев, партнеров, дочерних и зависимых организаций.

Это определение должно стать для нас ключевым: деловая репутация - это не то, что мы думаем о нашем клиенте, а то, что о нем думают другие. То есть, объективная оценка конкурентоспособности проверяемой фирмы [7]. Именно синтезированное и консолидированное мнение участников рыночных отношений и является той самой искомой нами «деловой репутацией». При таком подходе мы уже можем говорить о справедливости этого мнения [10].

Можно выделить три основных этапы изучения репутации клиента, представленных на рисунке 1:

Анализ взаимоотноений с предыдущей аудиторской фирмой

Рисунок 1 - Этапы изучения репутации клиента2

В соответствии с Международными стандартами аудита, для оценки добросовестности клиента аудитор должен проанализировать следующую информацию [1]:

• сфера деятельности клиента;

• структура капитала;

• деловая репутация владельцев и руководителей клиента;

• участие клиента в отмывании доходов, полученных незаконно, а также участие в преступных действиях;

• признаки необоснованного ограничения объема работ.

• уровень рентабельности предприятия;

• система внутреннего контроля.

На этапе начального знакомства с клиентом аудитор может выяснить эту информацию от стабильных и известных компаний, с которыми наш клиент работал. Именно эта информация может построить первоначальное представление общей картины о нашем клиенте. Здесь не стоит скрывать своих целей, и открыто узнать эту информацию. Однако необходимо работать только с проверенными компаниями, которые сотрудничали с нашим клиентом, иначе есть возможность наткнуться на контрагентов, которые будут представлять не нужную или неверную информацию о нашем клиенте, что только усложнит работу. Здесь по возможности можно достичь дружеских отношений со службой экономической безопасности рекомендателя и договоренность о взаимном обмене информации по контрагенту [11].

2 Схема составлена по материалам источников [6], [11].

Оценка репутации

потенциального клиента в деловых кругах

Оценка прочности финансового положения предполагаемого клиента

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Также сегодня очень активно используется дополнительные источники информации о клиенте. Например, в сети интернет можно обнаружить достаточно большое количество отзывов от работников и деловых партнеров потенциального клиента.

Достаточно изучив опыт сотрудничества с другими экономическими субъектами, важно определить устойчивость финансового положения нашего клиента. Здесь аудитор должен владеть информацией о внутренних и внешних факторах, влияющих на его развитие [12].

Стоит отметить, что в процессе аудиторской проверки аудитору необходимо получить достаточную уверенность в том, что структура бухгалтерского учета достоверно отображает хозяйственную работу предприятия [9].

Положения о понимании деятельности клиента установлены Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности и используются аудитором при оценке аудиторского риска, определении объема и временных рамок аудиторских процедур [2].

В соответствии с этим правилом (стандартом), получение знаний о деятельности клиента аудитором можно рассматривать в нескольких стадиях их взаимоотношений, указанных на рисунке 2:

< Г >

До

заключения

договора:

• сведения об

отрасли

• сведения о

структуре

собственности

клиента

• сведения о

руководителях

клиета

чЛ,

После

заключения договора:

•расширение объема степени детализации информации

\V

В ходе

аудита:

• оценка информации

• обновление информации

• добавление информации

При

повторном аудите:

•проверка изменений в деятельности клиента от предыдущего аудита

Рисунок 2 - Стадии взаимодействия аудитора с клиентом3

и

После того, как будет принято решение о рациональности работы с клиентом важным моментом является правильная процедура заключения договора. В этом случае аудитор отправляет письмо клиенту о проведении проверки, в котором выражает свое положительное намерение в проведении аудиторской проверки.

В письме-обязательстве содержатся условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации, обязательства экономического субъекта. Письмо-обязательство должно иметь ссылки на нормативно-правовые документы, на основании которых будет выполнятся аудиторское задание.

С другой стороны, клиент должен подписать письмо о проведении аудита или написать письмо с просьбой оказать аудиторские услуги. Потом оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором регулируются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности [11].

Важно заключить договор именно на этапе предварительного планирования, потому что установление взаимоотношений аудитора с клиентом на более позднем этапе планирования, особенно после разработки общего плана и программы проверки, увеличивает факторы риска аудитора. После завершенной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации [8].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что аудиторским фирмам следует уделять значительное внимание предварительным мероприятиям планирования аудита. Ведь на стадии изучения репутации и добросовестности клиента можно не только получить основную (базовую) информацию о нашем клиенте,

3Схема составлена по материалам источников [1, с. 129-131], [5]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

но и убедиться в целесообразности работы с этим клиентом, сохранив время и ресурсы организации. Список использованной литературы:

1. Международные стандарты аудита и контроля качества. В 3 т. Т. 1 / Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2012. 528 с.

2. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (в ред. от 19.11.2008 № 863) / Официальный сайт «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.10.2016).

3. Письмо Банка России от 30.06.2005 N 92-Т (с изм. от 12.10.2016) "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах" / Официальный сайт «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.10.2016).

4. Алтухова Н.В., Пигарева В.С. Некоторые аспекты повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации / Н.В. Алтухова, В.С. Пигарева // Инновационная наука. 2016 - № 3-1. - С. 17-22.

5. Алтухова Н.В. Унификация процесса сбора аудиторских доказательств во время аудита разных участков бухгалтерского учета // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. №3 (14). С. 3.

6. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. Предварительное планирование аудита. - уч. - 2001 [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: http://bizbook.online/audit_directora/predvaritelnoe-planirovanie-audita.html (дата обращения: 14.10.2016)

7. Гуров В., Милгунова И. Improving of assessment methodology of the audited organizations performance at the stage of audit planning / В. Гуров, И. Милгунова // Економiчний часопис-XXI. - Т. 157, № 3-4. - 2016»

8. Елова И.С., Федорова Е.И. Предварительное планирование аудита в современных условиях. / И.С. Елова, Е.И. Федорова // Вестник Чувашского университета. 2014. - № 3. С. 147-150.

9. Мялкина А.Ф. К вопросу об аудиторских процедурах и оценке системы внутреннего контроля основных средств коммерческого предприятия /А.Ф. Мялкина // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 12. С. 44-51.

10. Собецкий И. Изучение деловой репутации клиента [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://bis-expert.ru/blog/6245/44410 (дата обращения :14.10.2016).

11.Фролова Т.А. Аудит: конспект лекций //Организация аудиторской деятельности. Подготовка аудиторской проверки и планирование аудита / Т.А Фролова / Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m201/3_1.html. дата обращения: 15.10.2016)

12.Яруллина Л.И. Понимание деятельности экономического субъекта на предварительном этапе планирования аудита / Л. И. Яруллина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. - № 4- 1 (76). - С. 228-230.

© Расулов Э. Р., Сикорская О. И., 2016

УДК 338.1

Я. В. Ситникова

к. э. н, доцент, НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ

В. В. Разомазов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студент 4 курса,

факультет корпоративной экономики и предпринимательства,

НГУЭУ, г. Новосибирск, РФ

СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация

В статье рассматривается состояние рынка кондитерских изделий в СФО, основные параметры и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.