Научная статья на тему 'Изучение ремейка как путь постижения обучающимися литературного процесса'

Изучение ремейка как путь постижения обучающимися литературного процесса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) / РЕМЕЙК / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / КУЛЬТУРА / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / LITERATURE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD (FSES) / REMAKE / COMPARATIVE ANALYSIS / POSTMODERNISM / CULTURE / SEMANTIC READING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Веккессер Мария Викторовна

Данное исследование посвящено проблеме формирования у обучающихся старших классов представления о литературном процессе. В работе акцентируется внимание на особенностях литературного развития старшеклассников, которое предполагает повышение интереса и внимания к художественной форме произведения у обучающихся. Исходя из этого авторы указывают на эффективность изучения ремейка в современной литературе как возможности формирования интереса к классической литературе и развития интерпретационной деятельности читателя-школьника посредством сравнительного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMAKE STUDYING AS A PATH OF ACHIEVING LITERARY PROCESS BY STUDENT

The research is devoted to formation concept of literary process in senior high school. The study focuses on literary development features of high school students, which implies rise interest and attention to artistic form of work. With that in mind, authors point to the effectiveness of remake studying in contemporary literature, as the possibility of forming interest in classical literature and development interpretive activity of student-reader through comparative analysis.

Текст научной работы на тему «Изучение ремейка как путь постижения обучающимися литературного процесса»

обсуждение с целью оценить речевое поведение учителя с точки зрения уместности спора, коммуникативного лидерства учителя, его интенции, аргументации, конструктивности речевых тактик, невербальных особенностей. Таким образом, итоговое задание второго занятия готовило будущих учителей к самостоятельному ведению педагогического спора в лабораторных и реальных учебно-речевых условиях.

Выводы. Результаты опытного обучения свидетельствуют о том, что представленная нами программа обучения позволяет, во-первых, вызвать у будущих учителей интерес к педагогическому спору с учениками как профессионально значимому высказыванию аргументативного типа, во-вторых, максимально учесть особенности коммуникативной деятельности учителя в споре (в соответствии с требованиями к современным условиям педагогического общения и взаимодействия учителя и учеников) и, наконец, сформировать необходимые речевые умения на основе представления о педагогическом споре как особом речевом произведении, тем самым повысив профессиональную коммуникативную компетентность будущего педагога.

Литература:

1. Афанасенко О. Б. Тактики косвенного речевого воздействия как способ формирования критического мышления школьников // Проблемы современного педагогического образования. Сер..: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 54. - Ч.5. - С. 21-28.

2. Зотова Т. Ю. Жанровая специфика педагогического спора в условиях учебно-речевой ситуации // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч.5. - С. 92-102.

3. Махновская Н. И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в вузе и школе: автореф. дис. ... док. пед. наук. - Москва, 2004. - 39 с.

Педагогика

УДК: 372.881.161.1

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ИЗУЧЕНИЕ РЕМЕЙКА КАК ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЛИТЕРАТУРНОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме формирования у обучающихся старших классов представления о литературном процессе. В работе акцентируется внимание на особенностях литературного развития старшеклассников, которое предполагает повышение интереса и внимания к художественной форме произведения у обучающихся. Исходя из этого авторы указывают на эффективность изучения ремейка в современной литературе как возможности формирования интереса к классической литературе и развития интерпретационной деятельности читателя-школьника посредством сравнительного анализа.

Ключевые слова: литература, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ремейк, сравнительный анализ, постмодернизм, культура, смысловое чтение.

Annоtation. The research is devoted to formation concept of literary process in senior high school. The study focuses on literary development features of high school students, which implies rise interest and attention to artistic form of work. With that in mind, authors point to the effectiveness of remake studying in contemporary literature, as the possibility of forming interest in classical literature and development interpretive activity of student-reader through comparative analysis.

Keywords: literature, Federal State Educational Standard (FSES), remake, comparative analysis, postmodernism, culture, semantic reading.

Введение. Изучение литературы в старших классах в большей степени направлено на рассмотрение историко-литературных связей, усвоение культурологических и теоретико-литературных сведений, а также причинно-следственных отношений художественных произведений и литературы определенной эпохи.

Изучение ремейка в современной литературе позволит не только создать у обучающихся мотивацию для самостоятельного прочтения (или перечитывания) классического произведения, поскольку литературный ремейк переводит классику на язык современности, воспринимает реальность ретроспективно, но и формировать умение анализировать творчество писателя в контексте «содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы» [6].

Изложение основного материала статьи. Как отмечает Е.Р. Ядровская, «обращение к лучшим (или просто значительным) явлениям современной литературы отвечает социально-нравственным потребностям старшеклассников, способствует развитию интереса у них к литературе как виду искусства и способу отражения реальной жизни, ведет учащихся к диалогу о классике и современности, влияет на их дальнейший читательский выбор» [7: 4].

Анализ учебно-методических комплексов по литературе 11 класса (В.П. Журавлева, В.А. Чалмаева, В.Г. Маранцмана) на предмет изучения русской современной литературы показал, что для ознакомления предлагается небольшой раздел: творчество В. Пелевина, Л. Петрушевской, В. Ерофеева, В. Войновича, Т. Толстой и др. Авторы учебников предлагают изучать произведения современных писателей в тесной взаимосвязи с понятием постмодернизма. «Свойственное постмодернистской ситуации в целом семиотическое понимание реальности нашло свое преимущественное воплощение в самом, пожалуй, броском свойстве постмодернистской поэтики, которое, вслед за Ю. Кристевой, может быть названо интертекстуальностью» - пишет М.Н. Липовецкий [4].

Исследователи поэтики современной литературы (О.В. Журчева, Н.Л. Лейдерман, М.А. Цыпуштанова, С.Р. Смирнов и др.) отмечают, что одной из ведущих стратегий становится явление креативной рецепции. «Есть целый ряд текстов и замкнутых авторских миров/систем в художественной культуре, открытых диалогу, провоцирующих реципиента на сотворчество и постоянную актуализацию смысла в создании нового произведения» [2: 47]. Современные художники слова часто обращаются к наследию классики, и языковые сигналы обозначены зачастую уже в названии произведений, они позволяют «определить направление интерпретации в интертексте, дают возможность интерпретатору реконструировать определенную часть заложенных в тексте смыслов» [3: 7]: «Старосветские помещики», «Коробочка» Н. Коляды; «Башмачкин. Чудо шинели в одном действии» О. Богаеваи др.

Изучение произведений-ремейков, популярных в современной литературе, позволит создать у обучающихся мотивацию для самостоятельного прочтения (или перечитывания) классического произведения; развить навыки сравнительного анализа произведений; представить постмодернизм как ведущее направление современного искусства [7: 159].

Овладение теоретико-литературными сведениями не должно доминировать над самим процессом интерпретации художественного текста, а являться органичным продолжением знакомства с произведением. Знакомство обучающихся со значение понятия «ремейк» можно начать не с теоретического осмысления, а с демонстрации его в художественной практике. Здесь можно предложить просмотр отрывка из спектакля Валерия Фокина«Шинель» (театр «Современник»), который в 2006 году получил две премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа художника» (Александр Боровский). Интерпретация сценической постановки не только помогает познакомится с понятием римейка, но и способствует формированию эстетического восприятия современного искусства.

Обращаем внимание обучающихся, какое метафорическое значение образа шинели воплотил в спектакле режиссер Валерий Фокин. Метафора шинели как мира, потеряв который, всякое существо гибнет, просматривается на всех уровнях сценического действа: декорации, игра актера, цветовое, звуковое оформление. Марина Неелова (в роли Башмачкина) играет на пустой площадке с полупрозрачным задником, на который красиво спроецирован снежный пух. Кроме Нееловой - Башмачкина на площадке есть двухметровая шинель, которая может самостоятельно двигаться, принимать Акакия Акакиевича в свои объятья. У Нееловой почти нет текста: своего Башмачкина она играет на одной только пластике, бессвязном бормотании и совершенно удивительной мимике. Актриса сыграла все: и тихое счастье уютного существования, и осознание ветхости своего дома-шинели, и ужас от необходимости сооружать новый, и нищету, и любовь.

Старшеклассники могут наглядно увидеть, как драматург использует классический текст для его дальнейшего переосмысления в русле постмодернистского искусства и реализации собственных идей. Сценическое решение пьесы столь же неординарно и далеко от классических примеров. Далее переходим к самому понятию ремейка, которое учитель может раскрыть в кратком сообщении. В первоначальном и узком значении этого слова, ремейк, или римейк (с английского - переделка) - в современных кинематографе и музыке - более новая версия или интерпретация ранее изданного произведения (фильма, песни, любой музыкальной композиции или драматургической работы). В английском языке термин используется практически исключительно по отношению к фильмам, мюзиклам, спектаклям. В настоящее время в России и за рубежом термин применяют к литературным переделкам литературных, чаще всего, классических произведений.

В российском культурном обиходе термин «ремейк» получил более широкое и универсальное значение как разного рода переделки классических произведений на современный лад: экранизации литературных произведений, театральные инсценировки прозы, литературные переделки других литературных произведений. Экранизации и инсценировки предполагают и перевод с языка искусства слова на язык зрелищных искусств, перевода вербальных образов на визуальные, повествовательного ряда на изобразительный.

Если говорить о собственно литературном ремейке, то можно использовать определение Е. Таразевича, который определяет римейк как «прием художественной деконструкции известных классических сюжетов художественных произведений, в которых авторы по-новому воссоздают, переосмысливают, развивают или обыгрывают его на уровне жанра, сюжета, идеи, проблематики, героев» [5: 26].

Обращаем внимание обучающихся на то, что особый провокационный характер ремейк получает в современной литературе постмодернистской направленности. При этом провокация направлена как в адрес классического текста, так и в адрес читателя. В первом случае писатель - постмодернист стремится к развенчанию безусловной авторитетности классики, разрушению ее незыблемых канонов посредством вольной, нередко, пародийной «игры» с известным хрестоматийным текстом. Во втором случае ремейк оспаривает традиционное толкование классического произведения, разрушает стереотипы читательского восприятия.

Е.Р. Ядровская, размышляя об особенностях мировоззрения современного старшеклассника, отмечает то, что «вне поля размышлений о современности в большинстве случаев остаются нравственные проблемы, игнорируется важность духовного и нравственного развития, преемственности традиций, «связи времен». Нередко происходит подмена ценностей: вместо «духовной жажды» - жажда «не отстать от прогресса» и стремление к материальному благополучию (и на пути к нему допустим «незначительный» нравственный компромисс - быть «немного наглым»), как крайняя степень проявления эгоцентричности - погоня за удовольствием, получение его любыми путями [7: 18]. Исходя из этого значимость изучения современной литературы в контексте классической с ее доминирующими духовными ценностями возрастает, и обращение к ремейку как раз позволяет актуализировать классику как интертекст.

Обращение к «слову» Н.В. Гоголя - одна из продуктивных моделей современной литературы. Как указывает О.В. Журчева: «Гоголевская фантасмагория так или иначе дает возможность осознать принципиальную непознаваемость современного мира, отразить двойственную природу современного художественного сознания: игра, условность и быт, натурализм; остро ощутимая реальность и надмирность; жизнь во всех ее физиологических проявлениях и смерть как единственное освобождение от жизни» [2: 50].

Помимо сценической версии повести «Шинель» можно познакомить обучающихся с пьесой О.Богаева -«Башмачкин» [1]. Чудо шинели в одном действии». Языковой сигнал, отсылающий к предтексту, обозначен уже в названии пьесы. Как и повесть Н.В. Гоголя, пьеса строится на тесном переплетении фантастического и

реального. Точка отсчета - кража шинели, а основное действие связано с поисками шинели своего хозяина Башмачкина. Совмещение двух планов: реального и фантастического, - обозначено, как и у Н.В. Гоголя, через полубредовые видения главного героя. Башмачкин как будто управляет шинелью. Шинель, подобно носу в одноименной повести, разгуливает по Петербургу, к тому же жестоко наказывает тех, кто хоть как-то причастен к несчастьям Башмачкина: герои убивают друг друга, выпадают из окна, давятся калачом, проваливаются под лед, сгорают и т.д.

Старшеклассникам предлагается сравнить два произведения, при этом параметры для сравнения должны первоначально обозначить сами школьники. Итоги могут быть записаны в сравнительную таблицу. Такая работа является одним из приемов смыслового чтения, так как необходимо самим не только сравнить, но и сформулировать параметры, которыми могут быть элементы формы и содержания: фабула, главный персонаж (портрет, речевая характеристика, косвенная и т.д.), конфликт, тема, идея. Обучающиеся придут к выводу, что в пьесе О. Богаева главным действующим лицом является сама Шинель, Башмачкин появляется лишь в конце пьесы. Финальный эпизод повести Гоголя стал отправным моментом пьесы Олега Богаева. Двое «лихих людей» грабят на улице мелкого чиновника, сдирают с него шинель, затем он заболевает и, как говорит доктор, через три дня должен умереть. После того, как воры ограбили Акакия Акакиевича Башмачкина, шинель стала разгуливать по Петербургу и призывно звать любимого хозяина: «Баш-мач-кин!». Она побывала в доме сапожника и инженера, сбежала от дворника и любвеобильной вдовы. Навела справки у квартального, в канцелярии находок, в газетной редакции. А потом, вконец обнаглев, заявилась к государю-императору, где ее выслушали и наградили орденом Святого Андрея. Все, кто не помог шинели в ее поисках, скончались при нелепых и страшных обстоятельствах. А последним умер сам Акакий Акакиевич Башмачкин.

Богаев строит сюжет на скрещении различных концепций образа Башмачкина. Название - перевертыш; смена точки зрения и ключевой идеи: у Гоголя вещь овладевает сознанием человека, диктует ему образ жизни и поведения, у Богаева измененное безумное сознание человека порождает фантастический образ Шинели как живого тела, в которое вселяется дух безумного Башмачкина, диктующий шинели ее поведение, осуществление его бредовых идей.

Пьеса «Башмачкин» Олега Богаева - продолжение или сиквел гоголевской «Шинели». После смерти Акакия Акакиевича происходят обретение бессмертной души Шинелью, любовные поиски союза вочеловеченной вещи и бессмертного человека. На глаза покойнику Башмачкину кладут вместо монет пуговицы от шинели, что становится знаком их единения. Мир стал «шинелью», а человек в нем потерялся, стал маленьким, душа его истончилась. Шинель лихорадочно ищет свое человеческое содержание, но не находит его, умирая так же, как умирает ее хозяин. Ведь форма не может существовать без содержания.

Выводы. Таким образом, для формирования представления о литературном процессе эффективно изучение современной литературы в контексте классической, в данном случае произведений-ремейков. Такой литературный материал позволяет развивать эстетическое восприятие современного искусства, способствует развитию интереса к классике, а также создает условия для формирования умения интерпретировать произведения в историко-литературном контексте.

Литература:

1. Богаев О. Башмачкин. [Электронный ресурс]. [URL]: http://bogaev.narod.ru/doc/bashmachkin.htm (дата обращения: 25.08. 2018).

2. Журчева О.В. Рецептивные стратегии в новейшей драматургии // Русская и белорусская литературы на рубеже XX-XXI вв.: сборник научных статей. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. С. Я. Гончаровой-Грабовской. - Минск: РИВШ, 2010. C. 46-51.

3. Карпухина В.Н. Литературные хронотопы: поэтика, семиотика, перевод: монография. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015.

4. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. - Екатеринбург, 1997. - 317 с.

5. Таразевич Е.Г. Римейк в современной русской драматургии // Материалы международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания. -Пермский государственный педагогический университет, 2006. C. 23-27.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. [URL]: https://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 25.08. 2018).

7. Ядровская, Е. Р. Современная литература в базовой и профильной школе: учебно-методическое пособие / Е. Р. Ядровская. - Санкт-Петербург, 2007. - 336 с.

Педагогика

УДК: 373

аспирант Искуменко Марк Александрович

Государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В настоящем статье нами проведен ретроспективный анализ развития идей тьюторского сопровождения в зарубежной и отечественной педагогике, рассмотрены современные аспекты реализации системы тьюторского сопровождения в системе образования.

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, тьюторское сопровождение, наставник, репетитор, индивидуализация, практикориентированность, инновационность, индивидуальный подход.

Annоtation. In this article we have conducted a retrospective analysis of the development of ideas of tutor support in foreign and domestic pedagogy, considered the modern aspects of the implementation of the system of tutor support in the education system.

Keywords: tutor, tutoring, tutor support, mentor, tutor, individualization, practice orientation, innovation, individual approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.