Научная статья на тему 'Изучение религиозных систем в контексте межцивилизационного взаимодействия'

Изучение религиозных систем в контексте межцивилизационного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
108
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Ольга Валентиновна

Статья посвящена методологии и методике изучения религиозных систем в высшей школе, анализу категориального аппарата, предмета и строения религиоведения как специальной дисциплины Адекватность методологии и разнообразие применяемых методик способствуют успешному освоению студентами учебного предмета, а также формируют толерантное отношение к представителям разных культур и религий, что несомненно, вносит позитивный вклад в современные процессы межцивилизационного взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF RELIGIOUS SYSTEMS IN A CONTEXT OF INTERACTION AMONG CIVILIZATIONS

The article is devoted to methodology and methods to study of religious systems in a higher school, to analysis of categories, subject and structure of religion as a special academic course. Adequacy of methodology and variety of methods promotes successful development by the students of an educational subject. It also forms the tolerant attitude to the representatives of different cultures and religions, contributes to modern processes of interaction among civilizations.

Текст научной работы на тему «Изучение религиозных систем в контексте межцивилизационного взаимодействия»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

О. В. АНДРЕЕВА

Кафедра истории философии Российский университет дружбы народов У л Миклухо-Маклая, д б, Факультет гуманитарных и социальных наук 117198 Москва, Россия

Статья посвящена методологии и методике изучения религиозных систем в высшей школе, анализу категориального аппарата, предмета и строения религиоведения как специальной дисциплины Адекватность методологии и разнообразие применяемы* методик способствуют успешному освоению студентами учебного предмета, а также формируют толерантное отношение к представителям разных культур и религий, что несомненно, вносит позитивный вклад в современные процессы межцивилизационного взаимодействия

Религиозные системы являются неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняют три блока социальных функций Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное окормление верующих, что проявляется в организации связи “человек - Бог”, в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла и грехов Во-вторых, религиозные организации занимаются специальным религиозным и светским образованием, милосердием и благотворительностью В-третьих, представители церковнослужителей и миряне активно участвуют в общественно-полезной деятельности, способствуют политическим, экономическим и культурным процессам, урегулированию межнациональных и межгосударственных противоречий, решению глобальных проблем.

Своеобразным ключом к пониманию роли религии в происходящих процессах глобализации является такое изучение и преподавание религиозных систем, которое позволяет сформировать их толерантное восприятие. Под толерантностью в данном случае понимается не только поведенческая веротерпимость, но и отсутствие враждебности в изучении иных религиозных взглядов В этой связи хотелось бы обсудить ряд проблем, которые составляют основу религиоведения и вместе с тем имеют дискуссионный характер Во-первых, это трактовка категориального аппарата и понятия “религия' Во-вторых, предмет и строение религиоведения как специальной дисциптны В-третьих, принципы и методы изучения религиоведения в высшей школе

ВИЯ

наук,

высшей ния как ¡няемых а также ий, что, ионного

о мира, иозные яется в сти и ов. Во-ным и ретьих, 'ЮТ в 1еским, ьных и

)ДЯЩИХ

иозных е. Под ¡ческая ЯОЗНЫХ

авляют ?р. Во-я". Во-ты. В-

Категории Центральным понятием всего религиоведения является термин религия, что в переводе с латинского означает “связывать, соединять, отъединять”. В наиболее общем виде под религией понимаются представления дадей о всеобщих мировых связях и соответствующее этим представлениям ленифическое поведение. Исходя из универсального характера всякой религиозной системы, протоиерей Русской Православной Церкви Александр Мень понимал религию как “преломление” Бытия в сознании людей (См.: Мень \ История религии. Т. 1.- Москва, 1991, - с.ЗЗ). Иными словами, всякий человек, осмысливая свое положение в мире и в обществе, вступая с миром и <эществом во взаимодействия, вольно или невольно формирует свой религиозный (теистический или атеистический) взгляд на мир и соответствующее этому взгляду поведение. Преломление Бытия происходит в индивидуальном сознании человека, строго конкретно и отражает его особенности и потребности. В этом смысле всякий человек свободен в выборе взгляда и поведения, и никто не в праве настаивать на приоритете одних Е31 лядов и типов поведения над другими.

Из всего многообразия отношений человека к миру, с точки зрения изучения религиозности и преподавания религиоведения, представляется целесообразным выделять достаточно крупные и устойчивые мировоззренческие и поведенческие стереотипы, закрепленные в форме существования развитых религиозных систем. Так, ученые различают мировые, или полиэтнические, и моноэтнические религии. К мировым религиям относят буддизм, христианство, мусульманство, международные синкретические религии, то есть такие религии, которые наднациональны по характеру и развиваются вне специфики самосознания определенной этнической группы. Складывание моноэтнических (иудаизм, конфуцианство и др.) религий происходит на базе достаточно однородного этнического сообщества, когда “инородцы” составляют не более 10-15 % компактно проживающего населения. Как мировые, так и моноэтнические религиозные системы имеют следующую структуру: 1 - вера в Бога; 2 - догматическое богословие; 3- нравственное богословие и соответствующий ему морально-нравственный императив поведения; 4 -историческое богословие; 5 - система культовой (обрядовой) практики; 6 -наличие церквей, проповедников, служителей.

Вера в Бога - основа всякой религиозной системы. Существует ряд общих черт, которыми характеризуется Бог в любой религии. Такими чертами, в частности, являются духовная природа Бога, его бестелесность, невидимость, вечность, неизменяемость, всемогущество и др. Бог является родоначальником таких качеств, как любовь, добро, справедливость и истина. Он предстает перед верующими как некое высочайшее существо, которому нет равных на земле и которого невозможно до конца постичь человеческим разумом. Бог вечно пребывает в высшей области (ипостаси) бытия - в бытии Божием. Эта область бытия никем не сотворена, не имеет ни формы, ни вещественности. Две другие ооласти бытия - небесная и земная - сотворены Богом, небесная - для вечного, вне времени и пространства пребывания душевных и духовных сущностей, а темная - как мир, подчиненный законам времени, пространства и энергий. Все

три области бытия пребывают в космосе как вместилище Бога и сотворенных им форм. Космос не знает границ, не имеет ни в чем предела. Центральной фигур, / небесного и земного бытия выступает человек как духовно-телесное существо призванное олицетворять гармоническое единство Божественного, небесного и земного, поскольку в его природе заключено присутствие всех этих областей бытия Отсюда и в сознании человека возможно целостное восприятие всег» сущего, то есть религиозный взгляд на мир Изучение конкретных религиозны* систем позволяет значительно расширить представление о наиболее распространенных формах восприятия Божьего бытия Каждая религия привносит в облик Бога что-то свое, специфическое. Разность в понимании Бога и Его способов общения с человеком и приводит к функционированию различных религиозных систем.

Как правило, формам восприятия божественного соответствует догматическое богословие, то есть систематическое изложение и толкование основных догматов религии. Догматы (от греческого глагола “думать, полагать, верить”) есть, несомненно, истинные и бесспорные для каждого верующего основоположения о Боге и человеке. Общими признаками догматов в различных религиозных системах являются, во-первых, их умозрительность или созерцательность (догматы постигаются верой и не требуют рациональных доказательств); во-вторых, богооткровенность и, следовательно, истинность, непререкаемость и неизменность (считается, что догматы даны человеку непосредственно Богом, однажды и навсегда записаны в священных писаниях соответствующих религий), в-третьих, церковность, то есть догматы признаются всей церковью как земной формой объединения верующих, именно церковь хранит и дает толкование догматам как божественному откровению убеждает верующих в их неизменности и истинности; в-четвертых

общеобязательность для всех членов церкви. Отличает догматические тексты история их появления и специфика предмета веры (см. четыре великих истины в буддизме, символ веры в христианстве, таухид в мусульманстве и др). Каждая религия решает свою центральную догматическую проблему, будь то вездесущность Бога в буддизме, троичность в христианстве, единство в мусульманстве и др.

На догматы опираются и из них выводятся все другие религиозные истины и нормы поведения (нравственные, богослужебные, канонические), составляющие нравственное богословие и определяющие морально-нравственный императив поведения Так, самая большая по числу вероисповедных групп и направлений христианская религия краеугольным камнем нравственности считает осознание человеком себя как Образа и Подобия Господа. Христианство требует от человека выполнения его главного предназначения - владычествовать над миром земным подобно тому, как Б01 владычествует над тремя ипостасями Бытия - Божиим, небесным и земным Практическая реализация этой задачи включает два поведенческих императива “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим- Сия есть первая и наибольшая заповедь” (Библия Новый Завет, Мтф., гл. 22, ст. 37-38). Любовь к Богу, проявляемая человеком на

ИНЫХ им

фигур, /,

r’UjeCTBf!

ясного и эбластеи ríe всего гиозньк

гаиболее религия ши Бога эованию

етствует [кование юлагать, )ующего зличныч ть или нальных инность, юловеку [исанияч догматы именно ювению. гвертых.

Í тексты 1СТИНЫ в Каждая 5удь то НСТВО в

ИСТИНЫ

ческие),

рально-

I числу

’ОЛЬНЫМ

браза и равного как Бог земным, ератива. ■воею, и Библия, ^еком на

трех уровнях его бытия - сердца как центра материального тела, материальнотрансцендентной души и нематериального разума, - обязательное требования всякой религиозной системы. Вера в заповеди Бога определяет второй императив поведения: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мтф., гл. 22, ст. 39). На этих двух заповедях утверждается весь Закон в христианстве и других религиях. Так, любовь к человеку и всему сущему в буддизме требует “неделание зла, достижение добра, очищение ума” (Дхаммапада, ст. 183). Добровольное и искреннее следование благородным восьмеричным путем ступенька за ступенькой поднимает человека посредством воспитания в себе правильных взглядов и намерений, доброжелательных и правдивых речей и поступков, через освобождение от “грязи невежества” к неделанию зла и постижению вечной мудрости. Любопытно, что восьми ступенькам буддистов вверх к Богу христианство противопоставляет восемь ступеней вниз, к абсолютному грехопадению: от прилога и неясного стремления согрешить - до смертного греха. Всякая религия видит происхождение греха в отчуждении человека от своей подлинной сущности, в помрачении Образа Божия в человеке, в незнании (невежестве). Путь преодоления греха - любовь, вера и созидание добра.

Добро созидается как минимум на трех уровнях человека: энергетическом, речевом и поведенческом. Вспомним требование Иисуса из Нагорной проповеди: не противься злому (имеется в виду злом: “око за око, и зуб за зуб”), просящему у тебя дай; и далее - любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Энергетика добра, создаваемая человеком вокруг себя, подобна энергетике Бога, который повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. “Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?” - спрашивает Иисус и призывает: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мтф., гл. 5). Отвечая злом на зло, мы лишь укрепляем силы зла и ослабляем силы добра. Добро, творимое в ответ на зло, как бы поглощает, нейтрализует, побеждает зло. Знание элементарных законов энергетики (кстати, обратите внимание на последние достижения науки в этой области) уже есть первый шаг на пути следования этим законам в своих речах и поступках.

Вслед за Сиддартхой Гаутамой и другими своими предшественниками Иисус призывает “не осквернять” себя речью. Слушайте и разумейте, обращается Он к народу: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека”. Далее Иисус поясняет, что все, входящее в уста извне, проходит в чрево и извергается вон. А исходящее из уст - из сердца исходит. Доброе сердце - правдивая речь. Но бывает, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния... » это оскверняет человека (Мтф., гл. 15, ст. 10-20). Добрая и искренняя речь проявляется, или материализуется, в добром поведении. Каждая религия по-своему описывает элементы такого поведения, исходя из специфики среды и условий жизни верующего. Но будь то восьмеричный путь в буддизме, нормы нравственности ибада в исламе, любовное служение бхактйа в кришнаизме, пути развития души

в бахай - основой основ всех этих деяний остаются вечные слова, повторенные Иисусом: “не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельств и Почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя” (Мтф., гл V ст 18-19).

Наибольшие отличия религиозных систем проявляются в их историческом богословии, системе культовой (обрядовой) практики, в деятельности ¥ внешнем облике церквей, проповедников, священнослужителей, ЧТО взаимообусловлено спецификой религиозного сознания и форм жизни соответствующей группы людей. Итак, особенности в понимании Бога и Егз способов реализации бытия приводят к функционированию различных религиозных систем, характеризующихся специфической религиозное практикой и самостоятельными религиозными объединениями.

Подобная специфика и многообразие предмета исследования накладывают отпечаток на предмет и строение религиоведческого курса в высшей школе. Представляется целесообразным, в соответствии с временными рамками и профессиональными потребностями студенческой аудитории, выделить несколько базовых учебных блоков. Первый - введение в религиоведение, который предполагает посвящение в курс, а также общие научные характеристики а) предмета, источников, методологии и методики религиоведческих исследований; б) целей, задач и практического предназначения изучаемого курса; в) основных понятий - религия, бытие, космос, Бог, человек; г) основных этапов становления религиоведения как науки (предыстория религиоведения; этап становления религиоведения как самостоятельной науки в 18 веке - первой половине 19 века; выделение и борьба двух основных направлений в религиоведении - дарвинизма и креационизма - во второй половине 19 века - 20 веке; интеграция и общая концептуализация религиоведческих исследований с конца 20 века и по настоящее время). Второй - формирование и эволюция религиозных представлений и религиозных институтов: а) предпосылки формирования религиозности и религиозных институтов с точки зрения креационистов и дарвинистов; б) общность религиозных представлений и обрядовой практики древних народов; в) создание церквей как свидетельство развитости религиозных представлений; г) складывание структурной однородности развитой религиозной системы. Третий - собственно религиозные системы -последовательное хронологическое или проблемное изучение по направлениям а) источники вероучения; б) представление о догматическом богословии, в) нравственные заповеди и путь к спасению; г) историческое богословие, церковная организация и календарь; д) юридический статус и фактическое положений церквей и верующих в обществе, основные направления их общественно-полезной деятельности. Четвертый - заключение - а) современные тенденции в развитии религиозных систем, процессы глобализации и международные церковные организации; б) основные социальные функции религии и церквей; в) свободная дискуссия и празднование окончания курса.

ценные

1ЬСТВ\И.

< ГЛ. 19,

веском

ОСТИ и

\ что жизни а и Его ¡личных гиозной

дования курса в енными [итории, ение в > общие етодикн [ческого , бытие, 1К науки 1я как ление и !изма и \ общая а и по иозных [рования истов и фактики титости юдности ¡темы -шениям: овии; в) ословие, гическое

2НИЯ ИХ

- а) роцесеы сновные (нование

Изучение религиоведения опирается на определенные принципы: во-

первых, процесс обучения имеет интересную форму и научно-объективное „одержание; во-вторых, не допускается подмена предмета курса, то есть изучения религиозных систем, изучением философских, теологических, к\льтуроведческих и естественнонаучных трактовок религиозности и форм ее проявления, иными словами религиозная система не есть представления о ней, и шествующие в той или иной отдельно взятой отрасли знания; в-третьих, из\чаемые категории и понятия употребляются именно в том смысле, который им имманентно присущ в силу их религиозного происхождения и характера; безусловно, присутствуют необходимые комментарии религиозных определений с позиций разного научного знания, однако при этом не меняется их понятийное ядро; в-четвертых, вполне имеют право на сосуществование два пути получения знаний: опытный, или приорный, и доопытный, или априорный, что позволяет сочетать теоретические и духовные пути постижения истины; в-пятых, всякая религиозная система изучается с любовью и стремлением понять ее последователей; в-шестых, происходит отказ от двух крайностей - от позиции “соединения” всех религий, равно как и от восхваления какого-либо одного вероисповедания; в-седьмых, создается обстановка личностного приобщения (сопереживания в некоторых случаях) к изучаемым явлениям.

Названные принципы способствуют разработке специальных методик преподавания религиоведения. Исходя из поставленных задач и личностных >стремлений преподавателей и студентов, могут использоваться различные сочетания традиционных и нетрадиционных методик работы в аудитории. К традиционным методикам можно отнести постановочные лекции, источниковедческий анализ священных текстов, аудиторный анализ текстов после предварительно заданных к обсуждению вопросов, различные виды опросов и индивидуальной работы студентов. В качестве нетрадиционных методик могут выступать приемы визуального (графического и скульптурного) изображения религиозных категорий, идей, явлений или предметов; ролевые игры (“погружение” в конкретную историческую действительность; воспроизведение по ролям отдельных элементов священных историй с комментариями и анализом; обсуждение сложных теоретических вопросов от лица креационистов и дарвинистов, богословов и ученых, др.); реконструкция элементов обрядовой деятельности вероисповедных групп и обоснование нравственных императивов их поведения в обществе. Элементы сочувствия и сопереживания, привносимые нетрадиционными методиками, позволяют не только фундаментальнее освоить предмет, но и отказаться от нетерпимости по отношению к инакомыслию, сформировать позитивное восприятие современного мира и человека в нем.

В начале третьего тысячелетия религиозные системы во всей своей религиозной идентичности и разнообразии остаются духовным стержнем развития земной цивилизации. Современный процесс глобализации не возможен без толерантного отношения к представителям других культур и религий, поскольку нетерпимость к инакомыслию, к иным системам

мировоззренческих ценностей в условиях широчайшего распространения насилия ставит под угрозу выживание человечества.

STUDY OF RELIGIOUS SYSTEMS IN A CONTEXT OF INTERACTION

AMONG CIVILIZATIONS

О V. ANDREEVA Department of the History of Philosophy Russian University of People’s Friendship Miklukho-Maklaya sir., 6, Faculty of Humanities and Social Sciences, 117198 Moscow, Russia

The article is devoted to methodology and methods to study of religious systems in a higher school, to analysis of categories, subject and structure of religion as a special academic course. Adequacy of methodology and variety of methods promotes successful development b\ the students of an educational subject. It also forms the tolerant attitude to the representatives of different cultures and religions, contributes to modem processes of interaction ашопц civilizations.

ПОЛАГАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Е.М.КУРМЕЛЕВА

Кафедра социальной философии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Факультет гуманитарных и социальных наук, 117198 Москва, Россия

В статье анализируется проблема реальности и трудности, которые возникают при ее определении. Эти трудности не были обойдены вниманием в истории философии Так, например, Кант назвал “скандалом в философии” отсутствие доказательства существования внешнего мира, Гуссерль же вообще отказался рассматривать проблемы реальности, заключив их “в скобки”. Реальность бессмысленна для сознания с точки зрения ее объективного полагания, хотя бы потому, что объективность всегда предполагает субъекта, как свой противоположный полюс. Точно также реальность бессмысленна и с точки зрения ее субъективного рассмотрения, потому что в этом случае она просто теряет свою качественную специфику. Можно ли вообще определить реальность, не впадая в логические противоречия? Чем отличается реальность сознания от реальности мира? Эти и другие проблемы, связанные с полаганием реальности, и являются предметом исследования в данной статье.

Проблема реальности относится к числу наиболее сложных философских проблем. Реальность мира (как и человека) очевидна, но недоказуема. Впрочем, обыденное сознание и не задумывается над ее доказательством. Оно занято решением конкретных жизненных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.