Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В КИТАЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В НОВЫЙ ПЕРИОД'

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В КИТАЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В НОВЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ / НАУКА О РЕЛИГИИ В КИТАЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжан Си

В статье рассматривается традиция изучения религии в Китае, раскрываются положительные тенденции в изучении религии для более глубокого осмысления процессов развития религиоведения в современном Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В КИТАЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В НОВЫЙ ПЕРИОД»



I

SCIENCE TIME

I

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В КИТАЕ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В НОВЫЙ ПЕРИОД

Чжан Си,

Институт философии Китайской Академии общественных наук, г. Пекин, Китай

E-mail: zhxzhangxi@hotmail.com

Аннотация. В статье рассматривается традиция изучения религии в Китае, раскрываются положительные тенденции в изучении религии для более глубокого осмысления процессов развития религиоведения в современном Китае.

Ключевые слова: изучение религии, наука о религии в Китае, историография религиоведения.

В Китае, несмотря на то, что не существовало государственной церкви, традиционные религиозные направления были многочисленными, например, конфуцианство, буддизм, даосизм. Не следует исследовать эти религиозные направления совсем по западным христианоцентрическим стандартам, необходимо проводить углубленное осмысление специфики китайской культуры. До построения КНР научное исследование религии было относительно свободным, были опубликованы важные научные результаты в областях основных теорий религиоведения и истории различных религий. После строительства КНР китайские научные исследования, особенно в гуманитарной и социальной сферах, оказались под огромным влиянием социально-политических перемен.

В КНР марксизм-ленинизм как руководящая идеология позволяет всем исследованиям, включая религиоведение, неизбежно носить марксистскую идеологическую печать. В то же время изучение религии было тесно связано с воспитанием и пропагандой марксистского атеизма в политической и общественной областях. В 50-60-е гг. существовало отношение к религии как к «неправильному» общественному сознанию, затем - как «опиума для народа» в негативном смысле. В беспорядочный период «культурной революции» было устранение религии в соответствии со строительством социализма, в то же время радикальная форма марксистского атеизма в области религии серьезно препятствовала развитию религиоведческой мысли. В 1978 г. по

1 SCIENCE TIME 1

континентальному Китаю волна раскрепощения мышления вызвала научный интерес исследователей, изучающих не только марксистскую методологию, но и западные концепции. Ученые постепенно выбросили догматизм о марксистских интерпретациях религии, переосмысляя и дополняя новые потребности общественного развития. К западному религиоведению не следует подходить со слепым суеверием или произвольным отрицанием, а придерживаться реальных фактов.

На протяжении тридцати лет после проведения политики реформ и открытости китайское изучение религии идет на пути к устойчивому развитию, получило значительное достижение, а также собрало группу академических кадров. Чжо Синьпин сделал обзор процесса отечественного изучения религии 20-го века, отметив, что перед проведением политики реформ и открытости в начале 20-го века исследователи обсуждали только темы: «Существует ли в Китае религия?» и «Что такое религия?» Началось углубленное обсуждение и острая полемика, сформировались два противоположных взгляда. В 1950-1960-х гг. отношение между религией, верой и суеверием стало дискуссионным вопросом среди отечественных ученых. С конца 1970-х г. и начала 1980-х г. китайское изучение религии вступило в стадию раскрепощения мышления, ученые претворяют в академическую работу лозунг Мао Цзэдуна «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» Это распространило дух свободы в академической сфере, теоретическое изучение религии стало смелым и инновационным, что привело к плодотворным результатам.

В данной период изучение религии очень активное, сначала обсуждались рассуждение Маркса о религии - «опиум для народа», затем - «Социальное функционирование религии», наконец - «Религия как один из образцов культуры» и «Может ли быть религия приспособлена к обстановке социалистического общества?» и т.д. Существует отличие сегодняшнего изучения религии от прошедших двух периодов. В настоящее время в Китае наука о религии проводит всестороннее исследование и более подчеркивает ее культурологический смысл.

После проведения политики реформ и открытости прошедшие огромные перемены общества, последовательно выполнение политики «Свобода вероисповедания» и оживление религиозной деятельности представляют свободную академическую атмосферу изучению религии, в свою очередь, также бросают серьёзные вызовы теоретическому изучению религии. Это привело к тому, что при конструировании концепции теории китайские ученые с одной стороны обращают внимание на результаты современного религиоведения и делают переводы западных религиоведческих работ, поскольку западное изучение религии представляет богатые и важные опыты для накопления научно -исследовательских материалов и расширения проблемной сферы изучения религии; с другой стороны, отечественные ученые стремятся демонстрировать результаты с китайским своеобразием и выражают дух китайской культуры. Представление Маркса о религии «опиум для народа» вызывало серьезную и

1 SCIENCE TIME 1

острую полемику среди китайских ученых в начале и середине 1980-х гг., углубившие понимания ученых о марксистских взглядах на религию. Вышли важные статьи того периода: «Как понимать природу религии?» Чжао Фузана (1986), «Серьезное исследование марксисткой теории о религии и КПК политик о работе по религии» Цзян Пина (1986), «Размышление о сути религии» Люй Дацзи (1987), «Вторичное обсуждение о природе религии и ее социальной функции» Юй Чаоцина (1987).

Об определении «Религии» Люй Дацзи с использованием своей теории «четыре основных составных элементов религии» сформулировал определение о религии: «Религия есть форма общественного сознания, в которой фантастическим образом отражаются в виде сверхъестественных сил все чуждые человеку силы, управляющие его обыденной жизнью; эта форма общественного сознания включает обусловленные представлениями о сверхъестественных силах веру и почитание. Религия есть стандартизированная социокультурная система, возникающая в результате синтеза определённого типа сознания и поведения». Это выдвинутое определение широко обсуждалось в китайском сообществе изучения религии.

В конце 1970-х гг. ЖэньЦзиюй впервые предложил рассуждение: «Конфуцианство является религией», полемизируя с популярным взглядом научного сообщества того времени: «Конфуцианство не является религией». Затем этот взгляд получил поддержку Ли Шена и др., которые проводили систематическое исследование китайского конфуцианства. В то время другие ученые придерживаются различных взглядов, представляя другое понимание о китайской традиционной религии. Более известный представитель из оппонентов Моу Чжунцзянь, выдвинувший «родовую» религию, и полагая, что родовая печать патриархального общества, подчинение религии к императорской власти, разнообразие и открытость, ориентирование на социально-нравственные функции религии являются четырьмя основными характеристиками китайской религии. Понимание «Религии как одного из образцов культуры» формировало своеобразное идейное течение и развивает культурологию религии. В дисскуссии «Может ли быть религия приспособлена к обстановке социалистического общества» Дай Каншэн, Пэн Яо и др. анализировали положительные и негативные социальные функции религии, в конце концов они сделали вывод: «Религия может быть приспособлена к обстановке социалистического общества».

В новом веке в отечественном изучении религии возникла огромная трансформация научно-исследовательских методов. Подавляющее большинство ученых полагает, что в значительной степени современность не может заменить традиционные культурные ценности, в том числе религию. Отечественные ученые обращают большое внимание на такие проблемы, как, например, межконфессиональный диалог, отношение между религией и современностью, и духовной культурой, и моралью, и терроризмом, также новое религиозное движение и подобные важным проблемам; конкретно изучают позитивное или

1 SCIENCE TIME 1

негативное воздействие религии на стабильность общества, воспитание морали и формирование общественного сознания. Ученые более ясно осознают, что в приспособлении к развитию общества следует всесторонне и многоаспектно исследовать сложные религиозные феномены, чтобы уменьшить непонимание и конфликт между верующими и неверующими. Это не только полезно для решения теоретических и практических проблем в изучении религии, но и сильно продвигает процесс развития общества и стимулирует сложить картину взаимопонимания и взаимодоверия между конфессиональным и светским сообществом. Кроме того, создание многочисленных научно-исследовательских организаций в значительной степени оформило разнообразие изучения религии и позволило создать научно-исследовательские кадры. В последние 20 лет беспрерывное появление профессиональной периодики изучения религии играет значительную роль в развитии отечественной науки о религии.

Литература:

1. Люй Дацзи. Роль религии в истории // Исследование мировых религий. - 1982. - № 4. - С. 94.

2. Чжао Фусань. Как понять сущность религии // Общественная наука Китая. -1986. - № 3. - С. 3.

3. Жэнь Цзиюй. Конфуцианская школа и конфуцианство // Философия Китая. -1980. - С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.