УДК 159.9
Е.Н. ВОЛКОВА, д.псих.н., проф., проректор по научной деятельности, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет» им К.Минина, г. Нижний Новгород, [email protected]
А.В. ГРИШИНА, к.псих.н., начальник Управления научных исследований ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет» им К.Минина, г. Нижний Новгород, [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКОВ ICAST-C, ICAST-R, ICAST-P
E.N.Volkova, A.V.Grishina
THE STUDY OF THE PREVALENCE OF VIOLENCE AND ABUSE OF CHILDREN, WITH THE HELP OF THE QUESTIONNAIRE ICAST-C, ICAST-R, ICAST-P
В статье рассматривается возможность использования опросников группы ICAST для оценки распространенности насилия и жестокого обращения с детьми. С помощью набора специализированных психодиагностических шкал опросников оценивался опыт пережитого физического, психологического и сексуального насилия.
Ключевые слова: насилие, жестокое обращение, опросник, ICAST-C, ICAST-R, ICAST-P.
The article considers the possibility of using questionnaires group ICAST for assessing the prevalence of violence and ill-treatment of children. Using a set of specialized psychodiagnostic scales of the questionnaires was estimated experience of physical, psychological and sexual violence.
Key words: violence, ill-treatment, the questionnaire, ICAST-C, ICAST-R, ICAST-P.
Оценка распространенности насилия и жестокого обращения с детьми лишь в последнее время становятся объектом эмпирических исследований. Чаще всего это исследования, выполненные исследователями США и европейских стран. Эмпирические исследования по данной проблеме, выполненные российскими специалистами, единичны. Поэтому получение информации о распространенности насилия над детьми в России, выявление факторов травматизации и ресурсов сопротивляемости ребенка является важной научной и практической задачей.
В настоящее время государственным документом о распространенности преступлений, насильственных действий, жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей является ежегодный доклад о положении детей, находящихся в группе риска. Прямыми показателями о распространенности насилия над детьми в данном документе являются:
1. Количество официально зафиксированных показаний, связанных с нанесением побоев, повлекших за собой лёгкий вред здоровью, причинение тяжкого вреда здоровью и убийства по статьям уголовного кодекса (физическое и сексуальное насилие).
2. Количество звонков на общероссийский детский телефон доверия (8-800-2000-122) (психологическое насилие).
Косвенные показатели оценки распространенности насилия над детьми в данном документе обширны, разнообразны, но не всегда однозначно валидны.
Проблема оценки распространенности насилия по данным официальных документов заключается в том, что большинство детей вообще не сообщают о фактах насилия. В связи с
этим тенденцию распространения случаев жестокого обращения с детьми лучше оценивать на основании прямых опросов как самих детей, так и взрослых, их окружающих. В таких опросах удается избежать факторов, которые обычно не позволяют детям или взрослым сообщать о жестоком обращении в официальные учреждения. Распространенность насилия над детьми также можно оценить по опросам молодежи и взрослых (что не учитывается в официальных докладах).
Целью нашего исследования была попытка оценить распространенность насилия над детьми на основании сравнения данных трех вариантов опросников:
S ICAST-C (ISPCAN Child Abuse Screening Tool Children's Version) - опросник, с помощью которого можно изучать распространенность насилия среди детей 11-18 лет.
S ICAST-R (ISPCAN Child Abuse Screening Tools Retrospective version) - опросник, с помощью которого можно изучать опыт пережитого в детстве насилия среди молодежи 18-24 лет.
S ICAST-P (ISPCAN Child Abuse Screening Tool Parent version) - Международный опросник изучения распространенности насилия над детьми для родителей.
Варианты опросников были разработаны сотрудниками Университета г.Брисбан, Австралия (Queensland University of Technology, Brisbane, Australia) под руководством профессоров М.Дунна (Michael P Dunne) и Б.Макфарлэна (Bonnie Macfarlane) в 2006 году при поддержке международного общества по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми (ISPCAN).
Работа по подготовке опросников для оценки распространенности насилия над детьми продолжалась более двух лет. Специалисты более 30 стран приняли участие в обсуждении общей структуры и содержания опросника.
Перевод и культурная адаптация опросников к российским условиям осуществлялись сотрудниками Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина и сотрудниками ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» под руководством профессора Е.Н.Волковой.
Варианты опросников включают в себя прямые вопросы об опыте пережитого насилия детьми и представляют собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение:
1. Социально-демографических данных.
2. Физического насилия.
3. Психологического насилия.
4. Сексуального насилия.
Версии опросников для детей и молодежи также имеют шкалу, направленную на измерение Пренебрежения нуждами ребенка.
Количество вопросов по шкалам вариантов опросников (для детей, для молодежи и для родителей) представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Количество воп
юсов по шкалам вариантов опросников
Физическое Психологическое Сексуальное Пренебрежение
насилие насилие насилие
ICAST-C 27 28 18 6
ICAST-R 7 7 6 -
ICAST-P 18 11 2 4
Пункты опросников для оценки распространенности насилия над детьми включают в
себя:
• вопрос с описанием формы насилия,
• вопрос о том, кто совершал эти насильственные действия,
• как часто это происходило.
Анализ результатов опросников выполняется посредством экспертной оценки, в ходе которого исследователь определяет итоговый балл по каждому виду насилия, исходя из заведомо установленных описаний каждой из категорий.
Для количественной интерпретации полученных результатов без применения электронной базы данных необходимо подсчитать суммарный балл, полученный по каждому разделу опросников. Для качественной интерпретации данных необходимо применение методов математической статистики.
Перед началом исследования всем его участникам дается инструкция по заполнению опросников.
Процедура проведения исследования с помощью опросников требует около 40 минут. Проводить исследование с помощью опросников должен квалифицированный специалист (психолог, педагог, социальный работник и т.п.), имеющий высшее психологическое или педагогическое образование, соблюдающий Этический кодекс психолога, прошедший подготовку по проведению психологических исследований, а также хорошо знающий содержание опросников и процедуру проведения исследования с его использованием.
Данные совокупности выборок участников исследования по каждому варианту опросника за 2006, 2011 и 2012 г.г. представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Характеристика выборки
2006 г 2011 г 2012 г Итого
ICAST-C 111 человек 604 человек 323 человек 1038 человек
ICAST-R 120 человек 733 человек 853 человек
ICAST-P 89 человек 475 человек 564 человек
ИТОГО: 320 человек 604 человек 1531 человек 2455 человек
Таким образом, общая выборка участников исследования составила 2455 человек. По результатам частотного анализа были получены следующие данные о распространенности насилия и жестокого обращения с детьми на территории Нижегородской области (выборка 2012 года):
Таблица 3 - Средовое окружение ребенка
Средовое окружение ребенка Частота встречаемости ICAST-C
За последний год кто-либо у вас дома принимал наркотики или алкоголь и потом вел себя так, что это вас пугало? (в.1) 25%
За последний год видели ли вы, чтобы в вашем доме взрослые кричали (ругались) друг на друга так, что это вас пугало? (в.2) 44%
За последний год видели ли вы, чтобы в вашем доме взрослые били, толкали, пинали друг друга или причиняли друг другу физическую боль другими способами? (в.3) 17%
За последний год видели ли вы, чтобы кто-либо у вас дома использовал ножи, пистолеты, палки, камни или другие предметы с целью причинить кому-либо боль или напугать? (в.4) 7%
За последний год кто-либо из ваших близких, семьи, друзей или соседей был преднамеренно убит кем-либо в реальной жизни (не по телевизору, видео или кино) рядом с вашим домом? (в.5) 8%
За последний год жили ли вы где-либо, где вы видели, как стреляют в людей, бомбят, люди дерутся, бастуют? (в.6) 6%
За последний год кто-либо приходил к вам домой и воровал что-либо? (в.7) 16%
Результаты исследования показывают, что распространенным явлением в российских семьях является то, что взрослые кричат и ругаются друг с другом так, что это пугает и психологически травмирует ребенка (44%). Так же необходимо отметить, что в 25% семей принимают наркотики или алкоголь, в 17% семей взрослые подвергают детей физическому насилию, в 16% семей распространено воровство.
Таблица 4 - Пренебрежение нуждами ребенка
Пренебрежение нуждами ребенка Частота встречаемост и ICAST-C Частота встречаемости ICAST-P
Не чувствуете ли вы, что не получали достаточно еды (голодали) и/или воды (чувствовали жажду) несмотря на то, что этого было достаточно для каждого? (в.18) 7% 3%
Должны были одевать грязную, рваную одежду, которая была не достаточно теплой/слишком теплой, обувь, которая была слишком маленькой, несмотря на то, что была возможность получить лучшую/новую обувь? (в.19) 4%
Не заботились, когда вы болели - например, не водили ко врачу, когда у вас были травмы или не давали вам необходимые медикаменты? (в.20) 5% 42%
Вы не чувствовали, что о вас заботятся? (в.21) 17%
Чувствовали, что никому не нужны? (в.22) 27%
По данным опросника ICAST-C среди опрошенных 17% детей не чувствовали, что о них заботятся, 27% - чувствовали, что никому не нужны, 21% - чувствовали, что никто никогда о них не заботился, не поддерживал и не помогал, когда это больше всего им было нужно. Данные опосника ICAST-C не согласуются с данными опросника ICAST-P.
Таблица 5 - Физическое насилие
Сравнительный анализ результатов опросников ICAST-C, ICAST-R, ICAST-P за три года: 2006, 2011, 2012 гг. позволил выявить следующий опыт пережитого физического насилия детьми.
Физическое насилие Частота Частота Частота
встречаемос ти ICAST-C встречаемо сти ICAST-R встречаемо сти ICAST-P
Угрожали вам причинить боль или убить вас? 13%
Тянули вас за волосы, щипали вас или скручивали 22%
вам ухо?
Били, шлепали вас рукой? (в.25) 42% 51% 41%
Били, шлепали вас ремнем, хлыстом, палкой или 25% 23% 24%
другим предметом?
Толкали, хватали или пинали вас? 31% 15% 5%
Угрожали вам ножом или пистолетом? 3% 5% 2%
По результатам опросников было получено, что в семьях дети часто становятся жертвами насилия со стороны родных и близких. Угрожали причинить боль или убить 13% опрошенных участников. «Толкали, хватали или пинали» по разным версиям опросников от 5% до 31% (из них 20% со стороны сверстников). «Били, шлепали рукой» - от 41% (из них со стороны взрослых - 23%) до 51%. «Били, шлепали ремнем, хлыстом, палкой или другим предметом» - от 23% до 25% (из них со стороны взрослых - 20%). «Тянули вас за волосы, щипали или скручивали ухо» 22% (из них со стороны взрослых - 10%).
По шкале физическое насилие результаты трех вариантов опросников значимо коррелируют друг с другом. Исключение составил пункт «Толкали, хватали или пинали вас».
В школе за последний год причиняли боль или вред 34% детей. Били по лицу или голове рукой в виде наказания 8% опрошенных, били по руке - 17%, скручивали ухо в виде наказания - 9%, тянули за волосы в виде наказания - 5%, бросали какие-либо предметы в 21% опрошенных детей. Ударяли кулаком 16% участников, пинали - 13%.
Таблица 6 - Психологическое насилие
Психологическое насилие Частота встречаемос ти ICAST-C Частота встречаемо сти ICAST-R Частота встречаемо сти ICAST-P
Кричали на вас очень громко и агрессивно? 52% - 66%
Угрожали ли вас навсегда покинуть или бросить? 11% 6% 18%
Давали ли вам прозвища, говорили злые вещи или проклинали вас? 29%
Заставлял вас чувствовать стыд/смущение при других людях так, что вам теперь неприятно думать об этом? 31%
За последний год над Вами измывались (дразнили, смущали) так, чтобы Вы грустили или чувствуете себя плохо? 30% 44% 40%
Говорили, что хотели бы, чтобы вы умерли или вообще не появлялись на свет? 16% 5% -
По данным вариантов опросников психологическое насилие является самым распространенным видом насилия (66%). При этом необходимо отметить, что дети в равной степени подвергаются психологическому насилию как в школе, так и дома как со стороны родителей, так и со стороны сверстников.
По результатам опросников в семьях родители достаточно часто очень громко и агрессивно кричат на своих детей (от 52% до 66%).
По данным опросника ICAST-C в семьях детям часто дают прозвища, говорят злые вещи или проклинают (29% опрошенных участников). Заставляют чувствовать стыд/смущение при других людях так, что было неприятно думать об этом - 31%. Говорили, что хотели бы, чтобы умерли или вообще не появлялись на свет 16% опрошенных. Угрожали навсегда покинуть или бросить - 11%. Измывались (дразнили, смущали) так, что потом ребенок чувствовал себя плохо в 30% случаях.
Результаты исследования по вариантам опросников согласуются по следующим видам психологического насилия: родители кричат очень громко и агрессивно, родители измываются (дразнят, смущают) так, что ребенок грустит или чувствует себя плохо.
По данным опросника ICAST-C дети подвергались различным видам унижений в школе со стороны сверстников. За последний год в школе проклинали или обзывали 36% детей. Преднамеренно подвергались унижению 19% участников. Кричали для того чтобы смутить или унизить на 30% учащихся. Называли грубыми или обидными именами 41% детей. Целенаправленно старались заставить чувствовать себя глупо 19%. Пытались стыдить, что ребенок сирота или не имеет родителей 11% детей. Стыдили за бедность 11%. Крали или ломали вещи у 29% детей. Угрожали плохими оценками 17%.
В нашем исследовании сексуальное насилие не оценивается. Это связано с тем, что вопросы раздела «Сексуальное насилие дома и в школе», вызвали негативную реакцию со стороны взрослых. Вследствие чего в большинстве случаев они не давали согласия на опрос детей по разделу «сексуальное насилие». Таким образом, из выборки 2012 года по данному разделу опросника была опрошена только часть детей. В связи с этим мы не может сделать
достоверный вывод по распространённости сексуального насилия среди детей в возрасте от 11 до 18 лет в Нижнем Новгороде и Нижегородской области.
Таким образом, результаты наших исследований показывают, что существует возможность оценки распространенности насилия над детьми при использовании инструментов группы ICAST. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Уровень распространенности насилия над детьми в России можно охарактеризовать как высокий: более половины опрошенных испытывали насилие в отношении себя (66%).
2. Уровень физического насилия (толкание; хватание; пинки; избиение; шлепки рукой; шлепки ремнем, хлыстом, палкой или другим предметом; угрозы ножом или пистолетом) составляет 51%.
3.Уровень психологического насилия (оскорбления; измывание над ребенком; ребенка дразнили, смущали; угрозы физической расправы или ущерба; крики и проявление гнева; отказ во взаимоотношениях) - 66%.
4.Пренебрежение нуждами ребенка (пренебрежение его физическими потребностями; пренебрежение его потребности в пище и воде; пренебрежение медицинскими нуждами ребенка) - 42%.
При этом самыми распространенными формами насилия являются вербальные оскорбления, крик, критика (52%, 41%).
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова, Е.А. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Азарова, Елена Александровна ; Е. А. Азарова ; РГПУ. - Ростов-на-Дону: [б. и.], 2004. - 25 с.
2. Бютнер, Кристиан. Жить с агрессивными детьми Mit aggressiven Kindern leben / C. Buttner / Бютнер, Кристиан ; К. Бютнер ; пер. с нем. Д. В. Димитриева ; науч. ред. А. Б. Холмогоров ; предисл. А. Г. Асмолова. - Москва : Педагогика, 1991. - 142 с. - Библиогр.: c. 137-140. - ISBN 5-7155-0410-4. кх-9 экз.
3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер - Издание 4-е, стереотипное. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005. - 240с.
4. Грэй, Джон. Дети - с небес Children Are from Heaven / John Gray : Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Грэй, Джон; Д. Грэй ; пер. с англ. Е. Мирошниченко. - Москва: София, 2005. - 400 с. - ISBN 5-9550-0223-5.
5. Дерябина, В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Дерябина, Валентина Васильевна; В. В. Дерябина; науч. рук. Т. И. Шульга; Моск. гос. обл. ун-т, Моск. гос. гуманитар. ун-т. - Москва: [б. и.], 2010. - 24 с.: табл. - Педагогическая психология. - Библиогр.: с. 22-24. кх -1 экз.
6. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2011 году. г. Нижний Новгород, 2012 г. - URL: http://www.government-nnov.ru - официальный сайт Правительства Нижегородской области.
7. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации: учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 154 с. - (Психологический практикум). - ISBN 5-9268-0298-9.
8. Насилие над детьми: как защитить наших детей и помочь им: Сборник методических рекомендаций / Сост. Лапицкая Н.Н., Соловьева И.Е., Конкина В.А. и др. - Рязань: Рязанский гендерный центр, 2008. - 15с.
9. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: коллективная монография / Под ред. Е.Н.Волковой - Н.Новгород, 2011. - 384 с.
10. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 240 с.: ил. - (Детскому психологу). - ISBN 978-5-91180-445-9. кх-2 экз., чз1-1 экз.
11. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков (методическое пособие под ред. И.Соковни).- М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
12. Фромм, А. Популярная педагогика / А. Фромм, Т. Гордон. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. - 608 с.
© Волкова Е.Н., Гришина А.В., 2013