УДК: 619:616. 5:591. 478. 6:616. 9:636. 2
ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ БОЛЕЗНИ МОРТЕЛЛЯРО
КОВАЛЕНКО А.М.,
доктор ветеринарных наук, профессор кафедры инфекционной и инвазионной патологии Белгородского государственного аграрного университета имени Горина, e-mail: [email protected].
АНИСЬКО Р.В.,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры морфологии и физиологии Белгородского государственного аграрного университета имена Горина, e-mail: [email protected]; тел.8-950-715-01-26.
Реферат. В статье представлены результаты энзоотического развития болезни Мортелляро, а также заболеваемость различных групп продуктивных животных в зависимости от лактаций и возраста, на основе клинического исследования дойного поголовья OOO "Бутово агро" Яковлевского района Белгородской области. При клиническом осмотре 884 дойных коров было выявлено 104 головы, пораженных БМ различной степени, что составляет 11,7 % от общего поголовья. Результаты исследования показали, что болезнь приобрела в хозяйстве энзоотический характер; количество лактаций у коров, или же возраст, влияют на появление и течение болезни; основными возбудителями, вызывающими развитие инфекционного процесса, являются Treponema, Borrelia, Fusobacterium necrophorum, Pasteurella sp., Porphyromonas.
Ключевые слова: болезнь Мортелляро (БМ), хромота, крупный рогатый скот.
STUDY OF PREVALENCE OF MORTELLAR DISEASE
Kovalenko A.M.,
Doctor of Veterinary Sciences, Professor of the Department of Infectious and Invasive Pathology, Belgorod State Agrarian University named after Gorin, e-mail: [email protected].
ANISKO R.V.,
candidate of agricultural sciences, associate professor of the Chair of morphology and physiology of the Belgorod State Agrarian University names Gorina, e-mail: [email protected]; tel. 8-950-715-01-26.
Essay. The article presents the results of the enzootic development of Mortellaro's disease, as well as the incidence of various groups of productive animals, depending on lactation and age, on the basis of clinical research of the milking stock of OOO Butovo Agro in the Yakovlevsky District of the Belgorod Region. A clinical examination of 884 milking cows revealed 104 heads affected by BM of varying degrees, which is 11.7% of the total number of livestock. The results of the study showed that the disease acquired an enzootic character in the farm; The number of lactations in cows, or age, affect the appearance and course of the disease; The main pathogens causing the development of the infectious process are Treponema, Borrelia, Fusobacterium necrophorum, Pasteurella sp., Porphyromonas.
Key words: Mortellaro disease (BM), lameness, cattle.
Введение. Для защиты территории РФ от заноса инфекционных заболеваний проводятся карантинные мероприятия в стране-экспортере и в России. Но, тем не менее, участились случаи появления в хозяйствах, закупивших скот за рубежом, болезни Мортелляро (БМ). Хотя данное заболевание и не является высококонтагиозным, но оно способно поражать большой процент животных в стаде, особенно при наличии способствующих факторов.
Данное заболевание широко распространено и причиняет огромный экономический ущерб молочному животноводству. Поражение некоторых стад в странах Европы и США варьирует от нескольких особей до 70 % дойных коров. Ущерб, причиняемый данным заболеванием, исчисляется сотнями миллионов долларов ежегодно [1, 2, 3, 4, 5].
Болезнь Мортелляро или «земляная болезнь» описана как заболевание кожи плантарной части межко-пытцевой щели у крупного рогатого скота. Впервые данное заболевание было описано в 1974 CHELI и MORTELLARO [1]. Оно описывалось как инфекционный папиломатоз, "foot-rot", бородавчатый дерматит, комплекс пальцевый дерматит, папиломатозный пальцевый дерматит (ППД), пролиферативная форма подо-дерматита [3, 6, 7, 8].
Не смотря на то, что этиология заболевания постоянно изучается и выявляются в основном грамотрица-тельные, облигатные анаэробы, но, по всей видимости, имеет место развитие смешанных инфекций, в которых присутствует Fusobakterium necrophorum, Porphyromonas levii, Prevotella denticola и Prevotella bivia. Dichelobacter nodosus. Из пораженных мест выделяют, прежде всего, спирохет из рода Treponema [9].
БМ поражает преимущественно задние конечности, но в некоторых случаях заболевание встречается и на передних конечностях. Поражения локализируются на своде межкопытцевой щели на уровне пяточной части копытец, а также в межкопытцевой щели, и часто на межкопытцевых гиперплазиях [1, 2, 10].
Поверхность поражений представляет собой язвенное изменение эксудативного характера. Поверхность имеет вогнутый вид, красная, гладкая или мелкозернистая, напоминающая поверхность клубники. В большинстве случаев наблюдается отросшая шерсть вокруг поврежденного участка, часто склеенная эксудатом. Диаметр пораженных участков составляет примерно 0,5 - 8 см. Клиническая картина БМ может сопровождаться хромотой [1, 11].
Отличать БМ необходимо от межпальцевого дерматита, ящура, мокреца, болезни слизистых оболочек [7, 12, 13, 14].
Для лечения БМ применяются различные методы и средства. Для лечения групповым методом используют стоячие и прогонные ванны, которые заполняют растворами антибиотиков, медного купороса, формалина и т. д. В качестве индивидуального лечения применяют аэрозоли, мази и пасты, а так же хирургическое лечение. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки; их эффективность зависит от множества факторов. [11, 14, 16, 17].
Цель исследования: изучить распространенность болезни Мортелляро в некоторых хозяйствах Белгородской области.
Материал и методика исследования. Для достижения поставленной цели было проведено клиническое обследование дойного поголовья OOO "Бутово агро" Яковлевского района Белгородской области с целью выявления животных, пораженных БМ. Диагноз был поставлен на основании характерных клинических признаков при осмотре поголовья во время доения и при обрезке копыт. Все поражения БМ были классифицированы согласно системе, предложенной Döpfer [18], где М1 - изменения малого размера с красной или бело-красной поверхностью, возможна экссудация. Эпителий может быть сохранен или поврежден; М2 -"классическое изъязвление", красные или бело-красные поражения диаметром более 1 см. На поверхности поражения грануляционная или пролиферативная ткань (в большом количестве или филаментарно); М3 - заживающие поражения с черной струпьевидной поверхностью; М4 - изменения кожи, вызывающие подозрение на БМ, а также хроническая пролиферативная форма.
Подсчет количества хромых дойных коров проводился по 5-ти бальной системе, предложенной Sprecher и др. [20].
Для выделения возбудителей БМ было отобрано 8 биоптатов непосредственно в хозяйстве и при сдаче коров с БМ на мясокомбинат. Выделение возбудителей и их типизация проводились на базе ОБУ «Белгородская областная ветеринарная лаборатория».
Полученные результаты обработаны с помощью методов вариационной статистики [19].
Результаты исследования. При клиническом осмотре 884 дойных коров было выявлено 104 головы, пораженных БМ различной степени, что составляет 11,7 % от общего поголовья. Из них, со степенью поражения М1 - 13 голов (12,5 % от всех пораженных) (рисунок 1), М2 - 9 голов (8,6 %), М3 - 52 головы (50 %), М4 - 30 голов (28,8 %).
Рисунок 1 - Стадия БМ - М1
Более низкое количество голов со стадиями М2, чем с М1, а так же превалирование стадий М3 и М4 говорит о том, что в хозяйстве проводятся лечебно-профилактические мероприятия по борьбе с БМ. Но, тем не менее, значительное количество голов с хронической формой (М4) говорит о том, что проводимые лечебно-профилактические мероприятия не достаточно эффективны или же проводятся не систематически.
Из 104 пораженных животных 30 голов находятся на 1-й лактации (28,8 % от количества пораженных), 42 головы на 2-й (40,3 %), 19 голов на 3-й (18,2 %) и 9 голов на 4-й (8,6 %). Также 3 головы находятся на 5-й и одна голова на 8-й лактациях, но данные не являются репрезентативными. Таким образом, можно отметить рост количества пораженных животных ко 2-й лактации и последующий спад. По всей видимости, с увеличением количества лактаций у животных может развиваться возрастная невосприимчивость. С другой стороны, вероятно появление у части животных приобретенного иммунитета после переболевания БМ.
■> В
К
к
Рисунок 2 - Стадия БМ - М2
Рисунок 3 - Стадия БМ - М3
Рассмотрим процентное соотношение различных стадий БМ в зависимости от количества лактаций (рисунок 5).
Анализируя данные процентного соотношения различных стадий БМ в зависимости от количества лакта-ций можно отметить, что количество животных с начальной стадией заболевания (М1) незначительно возрастает ко 2-й лактации (16,6 % против 13,3 %), затем снижается к 3-й лактации до 10,5 % и сводится к нулю на 4-й лактации. Такая динамика может так же обуславливаться развитием с возрастом активного иммунитета.
Количество животных со стадией М2 остается практически неизменным на 1 -й и 2-й лактациях 6,6 % и 7,1 % соответственно, к 3-й возрастает до 21 % и отсутствует на 4-й. (Так, если животных на 3-й лактации, пораженных БМ, насчитывается 19 голов, то повышение количества голов со стадией М2 до 21 % можно считать незначительным.) Таким образом, можно полагать, что наличие активного иммунитета играет менее значимую роль в тех случаях, когда заболевание уже проявилось и прогрессирует (переход стадии М1 в М2).
Рисунок 4 - Стадия БМ - М4
Количество голов со степенью поражения М3 варьирует от 1-й к 4-й лактации незначительно (36,6 %, 57,1 %, 47,3 % и 55,5 % соответственно), что, скорее всего можно связать с проведением достаточно эффективных лечебных мероприятий в хозяйстве. Хотя, повышение количества голов с данной стадией после первой лактации может говорить так же о более легком течении заболевания.
Рисунок 5 - Процентное соотношение различных стадий БМ в зависимости от количества лактаций
Количество животных со степенью поражения М4 отличалось в зависимости от количества лактаций значительно (43,3 %, 19 %, 21 % и 44,4 % соответственно). Такие данные не совпадают с общей тенденцией, просматривающейся на стадиях М1 - М3, и связаны, скорее всего, с несвоевременной диагностикой БМ и непоследовательным лечением, когда у значительного количества животных при отсутствии лечения или же недостаточном по времени лечении заболевание переходит в хроническую форму.
На возникновение и развитие БМ влияют также уровень гигиены в коровниках, стресс факторы, периодичность проведения лечебно-профилактических мероприятий.
При микробиологическом исследовании биоптатов была выделена следующая микрофлора: микроорганизмы, относящиеся к роду Treponema в 8 пробах (100 % случаев), род Borrelia - 6 проб (%), Fusobacterium
песгорИогиш - 5 проб ( %), Раз1еиге11а - 3 пробы (%), микроорганизмы, относящиеся к роду РогрИугошопаБ -3 пробы ( %).
На основании полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:
- БМ приобрела в хозяйстве энзоотический характер;
- количество лактаций у коров или же возраст, влияют на появление и течение БМ;
- основными возбудителями, вызывающими развитие инфекционного процесса являются Treponema, Borrelia, Fusobacterium necrophorum, Pasteurella sp., Porphyromonas.
Список использованных источников
1. Cheli R., u. C. M. Mortellaro (1974): La dermatite digitale del bovino. Proc. 8th International Conference on Diseases of Cattle, Milan, Italy, 208-213.
2. Rebhun W.C., PAYNE R. M., KING J. M., M. WOLFE u. S. N. BEGG (1980): Interdigital papillomatosis in dairy cattle. J. Am. Vet. Med. Assoc. 177, 437-440.
3. Chrank D., u. J. Gruner (1989): Dermatitis digitalis (Foot-rot) beim Rind. Mh. Vet. Med. 44, 104-106.
4. Frankena K., Stassen E.N., Noordhuizen J.P., GOELEMA J.O., J. Schipper, H. Smelt u. H. Romkema (1990): Prevalence of lameness and risk indicators for dermatitis digitalis (Mortellaro disease) during pasturing and housing of dairy cattle. Proc. Soc. For Vet. Epid. and Prev. Med., London, Great Britain, 107-118.
5. Holzhauer M., C. Hardenberg, C. J. M. Bartels, K. Frankena Herd- and Cow-Level Prevalence of Digital Dermatitis in The Netherlands and Associated Risk Factors American Dairy Science Association, 2006 J. Dairy Sci. 89:580-588
6. Weaver A. D. (1994): International terminology of digital disease. Proc. 8th International Symposium on Disorders of the Ruminant Digit, Banff, Canada, 25-28.
7. Döpfer D., u. M. Willemen (1998): Standardisation of infectious claw diseases (Workshop report). Proc. 10th International Symposium on Lameness in Ruminants, Lucerne, Switzerland, 244-264
8. Rodriguez-Lainz, A., D.W. Hird, R.L. Walker u. D. H. Read (1996): Papillomatous digital dermatitis in 458 dairies. J. Am. Vet. Med. Assoc. 209, 1464-1467.
9. Rolle M., Mayr A., Medizinische Mikrobiologie, Infektions- und Seuchenlehre Enke, 2006 : 476-477
10. Read D. H., u. R. L. Walker (1994 a): Papillomatous digital dermatitis and associated lesions of dairy cattle in California: pathologic findings. Proc. 8th International Symposium on Disorders of the Ruminant Digit, Banff, Canada, 156-158.
11. Brentrup H., u. W. ADAMS (1990): Klinische Aspekte der Dermatitis digitalis beim Rind. Tierärztl. Umschau 45, 311316.
12. Blowey R. W. (1990): Digital dermatitis control. Vet. Rec. 126, 120.
13. Rosenberger G. (1994): Infektionskrankheiten des Verdauungsapparates. In: Rosenberger, G. (Hrsg.) : Krankheiten des Rindes, 3. Aufl. Blackwell Wissenschafts-Verlag, Berlin, 742-746
14. Blowey R. W. u. M. W. SHARP (1988): Digital dermatitis in dairy cattle. Vet. Rec. 122, 505-508
15. Roztocil V., L. Ulman, T. Rusek u. E. Berankova (1988): Vorkommen und Bekämpfung von Dermatitis digitalis des Rindes in Milchkuh-Großanlagen. Mh. Vet. Med. 43, 536-539.
16. Toholj B., M. Stevancevic, J. Kos, O. Smolec, A. Potkonjak, M. Cincovic, B. Belic, V. Ivetic, J. Spasojevic, O. Stevancevic: Efficiency investigation into different therapeutic protocols in treating digital dermatitis in dairy cows. Vet. arhiv 82, 133-142, 2012.
17. Hernandez J., u. J. K. Shearer (2000): Efficacy of oxytetracycline for treatment of papillomatous digital dermatitis lesions on various anatomic locations in dairy cows. J. Am. Vet. Med. Assoc. 216, 1288-1290.
18. Döpfer D. (1994): Epidemiological investigations of digital dermatitis on two dairy farms. Hannover, Tierärztl. Hochsch., Diss..
19. Лакин Г.Ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1980. - 230 с.
20. Sprecher, D. J., D. E. Hostetler, and J. B. Kanneene. 1997. A lameness scoring system that uses posture and gait to predict dairy cattle reproductive performance. Theriogenology 47: 1179-1187.
List of sources used
1. Cheli R., u. C. M. Mortellaro (1974): La dermatite digitale del bovino. Proc. 8th International Conference on Diseases of Cattle, Milan, Italy, 208-213.
2. Rebhun W.C., PAYNE R. M., KING J. M., M. WOLFE u. S. N. BEGG (1980): Interdigital papillomatosis in dairy cattle. J. Am. Vet. Med. Assoc. 177, 437-440.
3. Chrank D., u. J. Gruner (1989): Dermatitis digitalis (Foot-rot) beim Rind. Mh. Vet. Med. 44, 104-106.
4. Frankena K., Stassen E.N., Noordhuizen J.P., GOELEMA J.O., J. Schipper, H. Smelt u. H. Romkema (1990): Prevalence of lameness and risk indicators for dermatitis digitalis (Mortellaro disease) during pasturing and housing of dairy cattle. Proc. Soc. For Vet. Epid. and Prev. Med., London, Great Britain, 107-118.
5. Holzhauer M., C. Hardenberg, C. J. M. Bartels, K. Frankena Herd- and Cow-Level Prevalence of Digital Dermatitis in The Netherlands and Associated Risk Factors American Dairy Science Association, 2006 J. Dairy Sci. 89:580-588
6. Weaver A. D. (1994): International terminology of digital disease. Proc. 8th International Symposium on Disorders of the Ruminant Digit, Banff, Canada, 25-28.
7. Döpfer D., u. M. Willemen (1998): Standardisation of infectious claw diseases (Workshop report). Proc. 10th International Symposium on Lameness in Ruminants, Lucerne, Switzerland, 244-264
8. Rodriguez-Lainz, A., D.W. Hird, R.L. Walker u. D. H. Read (1996): Papillomatous digital dermatitis in 458 dairies. J. Am. Vet. Med. Assoc. 209, 1464-1467.
9. Rolle M., Mayr A., Medizinische Mikrobiologie, Infektions- und Seuchenlehre Enke, 2006 : 476-477
10. Read D. H., u. R. L. Walker (1994 a): Papillomatous digital dermatitis and associated lesions of dairy cattle in California:
pathologic findings. Proc. 8th International Symposium on Disorders of the Ruminant Digit, Banff, Canada, 156-158.
11. Brentrup H., u. W. ADAMS (1990): Klinische Aspekte der Dermatitis digitalis beim Rind. Tierärztl. Umschau 45, 311316.
12. Blowey R. W. (1990): Digital dermatitis control. Vet. Rec. 126, 120.
13. Rosenberger G. (1994): Infektionskrankheiten des Verdauungsapparates. In: Rosenberger, G. (Hrsg.) : Krankheiten des Rindes, 3. Aufl. Blackwell Wissenschafts-Verlag, Berlin, 742-746
14. Blowey R. W. u. M. W. SHARP (1988): Digital dermatitis in dairy cattle. Vet. Rec. 122, 505-508
15. Roztocil V., L. Ulman, T. Rusek u. E. Berankova (1988): Vorkommen und Bekämpfung von Dermatitis digitalis des Rindes in Milchkuh-Großanlagen. Mh. Vet. Med. 43, 536-539.
16. Toholj B., M. Stevancevic, J. Kos, O. Smolec, A. Potkonjak, M. Cincovic, B. Belic, V. Ivetic, J. Spasojevic, O. Stevancevic: Efficiency investigation into different therapeutic protocols in treating digital dermatitis in dairy cows. Vet. arhiv 82, 133-142, 2012.
17. Hernandez J., u. J. K. Shearer (2000): Efficacy of oxytetracycline for treatment of papillomatous digital dermatitis lesions on various anatomic locations in dairy cows. J. Am. Vet. Med. Assoc. 216, 1288-1290.
18. Döpfer D. (1994): Epidemiological investigations of digital dermatitis on two dairy farms. Hannover, Tierärztl. Hochsch., Diss...
19. Lakin G.F. Biometrics. - Moscow: Higher School, 1980. - 230 p.
20. Sprecher, D. J., D. E. Hostetler, and J. B. Kanneene. 1997. A lameness scoring system that uses posture and gait to predict dairy cattle reproductive performance. Theriogenology 47: 1179-1187.