Научная статья на тему 'Изучение психосоматических и биохимических показателей у мальчиков и девочек 6-7 лет'

Изучение психосоматических и биохимических показателей у мальчиков и девочек 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
13
Поделиться

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарлаева Елена Анатольевна, Васильев Валерий Павлович

Проведено изучение психосоматических и биохимических показателей у мальчиков и девочек 6-7 лет. Существенных различий по показателям физического развития, умственной работоспособности, а также мочевине, креатинину и кальцию между мальчиками и девочками, начинающими систематическое обучение в школе, выявлено не было. Это указывает на отсутствие половых различий по изучаемым показателям у детей рассматриваемой возрастной группы.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарлаева Елена Анатольевна, Васильев Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE STUDY OF PSYCHOSOMATIC AND BIOCHEMICAL CHARACTERISTICS OF 7 YEAR-OLD BOYS AND GIRLS

The psychosomatic and biochemical characteristics of seven-year-old boys and girls have been studied. There have not been discovered any actual differences among the characteristics of physical and mental activities, among the results of ureas, creatinin and calcium analysis between boys and girls starting to study at school. So this proves the absence of sexual differences in the studied characteristics among children of the given age group.

Текст научной работы на тему «Изучение психосоматических и биохимических показателей у мальчиков и девочек 6-7 лет»

Изучение психосоматических и биохимических показателей... УДК 612.821 + 612.015

Е.А.Шарлаева,В.П.Василъев

Изучение психосоматических и биохимических показателей у мальчиков и девочек 7 лет

Возраст 6-7 лет является «узловым» периодом развития ребенка. Любое внешнее воздействие, не соответствующее возможностям детского организма, может привести к негативным последствиям его роста и развития. Однако прежде чем говорить о влиянии внешних воздействий на рост и развитие детей, необходимо четко знать, какова роль внутренних, генетически детерминированных факторов в проявлении психосоматических, психофизиологических функций детского организма данной возрастной группы.

Одним из основных эндогенных факторов, оказывающих существенное влияние на функционирование организма, является пол. Однозначных суждений о половой дифференциации детей 7 лет в литературе нет. По данным одних авторов различия по половым признакам у мальчиков и девочек появляются только в подростковый период. У детей от 1 года до 7 лет преобладает тип «малого ребенка», когда половые признаки выражены мало [1]. По другим данным уже в возрасте 6-8 лет (в 7 лет у девочек и в 8 лет у мальчиков, хотя индивидуальные сроки могут колебаться) начинается созревание андрогенной зоны коры надпочечников и увеличивается секреция основных андрогенов, которые стимулируют интенсивный рост, скелетное и половое созревание [2].

Целью данной работы явилось изучение психосоматических и биохимических показателей у мальчиков и девочек 7 лет.

Исследования проводились на базе школ-гимназий №25 и 123 Барнаула и кафедры биохимии Алтайского государственного университета. Было обследовано 155 детей. Средний возраст обследованных детей составил 7 лет. Среди обследованный: школьников - 80 мальчиков и 75 девочек. Оценка физического развития, умственной работоспособности и показателей метаболизма проводилась в октябре, через месяц после начала систематического обучения в школе. В качестве показателей физического развития использованы: длина тела, масса тела и обхват грудной клетки. Определение этих показателей осуществляли по стандартным методикам с помощью ростомера, весов и метра. Умственную работоспособность мальчиков и девочек оценивали с помощью методики дози-

рования работы во времени (выполнение в течение 2 мин сложного задания по фигурным таблицам). В качестве биохимических показателей использовали креатинин, мочевину и кальций, которые определяли в моче детей с помощью стандартных наборов реагентов.

Результаты изучения основных показателей физического развития у мальчиков и девочек рассматриваемой возрастной группы представлены в таблице 1.

Таблица 1 Антропометрические показатели у мальчиков и девочек 7 лет

Пол Рост, см Масса тела, кг Ог, см

Мальчики (п=80) 125,9±0,59 23,03 ±0,42 60,99±0,44

Девочки (п=75) 124,8±0,54 22,8±0,4 60,0±0,42

Общая выборка детей 6-7 лет 125,4±0,42 22,9±0,31 60,5±0,32

Как видно из приведенных данных, обследованные мальчики и девочки достоверно не отличаются друг от друга по рассматриваемым антропометрическим показателям. Средний рост мальчиков составил 125,9 см, девочек - 124,8 см. По массе тела и обхвату грудной клетки мальчики и девочки также существенно не различались. У мальчиков средние величины данных показателей составили 23,03 кг и 60,99 см, у девочек - 22,8 кг и 60,0 см соответственно.

Отсутствие достоверных различий по средним значениям роста, массы тела и обхвату грудной клетки между мальчиками и девочками 6-7 лет позволяет представить средние значения данных показателей в общем для детей рассматриваемого возраста. Так, средний рост детей 7 лет составил 125,4 см; масса тела - 22,9 кг и обхват грудной клетки - 60,5 см (табл. 1).

Таким образом, отсутствие достоверных различий по морфологическим признакам физического развития у мальчиков и девочек 7 лет указывает на то, что внешних проявлений половой дифференциации среди обследованных школьников еще не наблюдается.

Для оценки умственной работоспособности обследованных школьников, как отмечено ранее, использовались сложные задания по фи-

БИОЛОГИЯ

гурным таблицам. При этом рассчитывались показатели объема обработанной информации (V), скорости обработки информации (Б), показатели точности (ПТ), чистой продуктивности (ПЧП) и внимания (ПВ). Полученные результаты представлены в таблице 2. Как видно из приведенных данных, существенных различий между средними величинами определяемых показателей у мальчиков и девочек данного возраста не обнаружено. Объем выполненной работы у мальчиков в среднем составил 79,32 знака, у девочек - 80,9 знаков при скорости выполнения работы 38,14 и 37,9 знаков в минуту соответственно. Качественные показатели умственной работоспособности, характеризующие уровень произвольного внимания, у обследованных детей также достоверно не различались: показатели точности, чистой продуктивности и внимания у мальчиков в среднем были равны 0,91; 72,26 и 23,71; у девочек -0,90; 73,1 и 21,8 соответственно.

Обращают на себя внимание достаточно высокие ошибки средних показателей как у мальчиков, так и у девочек. Их величина указывает на широкий диапазон колебаний рассматриваемых показателей.

Таблица 2

Показатели умственной работоспособности у мальчиков и девочек 7 лет

Однако несмотря на широкий диапазон колебаний и некоторые отличия в распределении показателей умственной работоспособности у обследованных мальчиков и девочек, достоверных различий между средними показателями выявлено не было.

Средние значения показателей умственной работоспособности в общей выборке обследованных детей составили: V - 80,1 знаков; Б - 38,0 знаков/мин; ПТ - 0,91; ПЧП - 72,7 и ПВ - 22,8 (табл. 2).

Таким образом, по показателям умственной работоспособности половых различий у детей 7 лет не обнаруживается.

Из наиболее доступных неинвазивных методов оценки состояния метаболизма у детей нами были избраны: определение суточной экскреции с мочой мочевины и креатинина - ко-

нечных продуктов обмена белков, играющих центральную роль в условиях растущего организма. А также оценка суточной экскреции кальция как показателя напряженности минерального обмена.

Из приведенных в таблице 3 данных видно, что и по избранным биохимическим маркерам мальчики и девочки практически не отличались друг от друга. Уровень креатинина у мальчиков был равен 9,6 ммоль/сут, у девочек - 9,1 ммоль/сут , а уровень мочевины - 397,4 ммоль/ сут и 406,3 ммоль/сут соответственно.

Вместе с тем в литературе имеются сведения о том, что у мальчиков семилетнего возраста суточное количество выделяемого с мочой креатинина немного больше, чем у девочек. Это объясняют большим развитием мышечной системы у мальчиков по сравнению с девочками этого же возраста [4] и наличием прямой корреляционной связи величины экскреции креатинина с экскрецией тестостерона [5]. В выделении же мочевины в возрасте 5-7 лет существенных половых различий нет [4].

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Биохимические показатели у мальчиков и девочек 6-7 лет

Пол Креатинин, ммоль/сут Мочевина, ммоль/сут Са, ммоль/сут

Мальчики 9,6±0,48 397,36± 1 5,58 3,16±0,2

Девочки 9,1 ±0,52 406,3± 1 9,96 3,29±0,24

Начало занятий в школе - существенный стрессирующий фактор, который может вызвать реакцию со стороны эндокринной системы. В результате может измениться и характер минерального обмена, основным элементом которого является кальций. Как видно из приведенных в таблице 3 данных, у мальчиков и девочек 7 лет через месяц после начала обучения в школе достоверных различий по уровню его экскреции не наблюдается. Средний уровень кальция у мальчиков равен 3,16 ммоль/ сут, у девочек - 3,29 ммоль/сут.

Таким образом, проведенные исследования по изучению психосоматических и биохимических показателей у мальчиков и девочек 7 лет показали, что внешних проявлений половой дифференциации у детей данного возраста еще нет и функциональное состояние центральной нервной системы, а также интенсивность обмена белков и кальция не зависят от пола ребенка.

7 9 , 3 2 ± 2 , 9 1

0,91 ±0,02

72,26±3,07

2 3 , 7 1 ± 1 , 6 5

0 ,9 0 ± 0 ,0 2

7 3,1 ±3,23

2 1 , 8 ± 1 ,76

Общая вы б о р к а

3 8 , 0 ± 1 ,25

0,91 ±0,01

7 2 , 7 ± 2 , 4

2 2 , 8 ± 1 ,28

Пол

V

ПЧП

: п = 8 0)

0 , 9 ± 3 , 3

:п = 7 5 )

0,1 ±2,3

Изучение психосоматических и биохимических показателей.

Литература

1. Островская И.М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М., 1990.

2. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1991.

3. Хрисанфова Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М., 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. M., 1977.

5. Mаслова T.M., Демин В.И. Экскреция креатина и креатинина и ее связь с утомляемостью организма // Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. №2.