СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316:160
А.А. Домахин
студент, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
В ПРЕДДВЕРИИ ЕГЭ
Аннотация: В статье представлен анализ социального опроса, проведённого среди выпускников МБОУ Молотицкая средняя школа с целью выявления у них страхов перед ЕГЭ. Разработаны рекомендации для школьников и родителей по преодолению стресса перед экзаменом.
Ключевые слова: ЕГЭ, экзамен, выпускник, страх, боязнь.
A.A. Domahin, Arzamas branch Nizhny Novgorod State University
STUDY PSICHESKOGO STATE SCHOOL GRADUATES AHEAD OF USE
Abstract. This paper presents an analysis of the social survey conducted among graduates MBGEI Molotit-skaya high school in order to identify their fears before the exam. Recommendations for pupils and parents to overcome stress before the exam.
Keywords: exam, exam, graduate, fear, fear.
Любой экзамен - это огромный стресс для молодого организма. Очень часто от результатов сдачи того или иного экзамена зависит дальнейшая судьба подростка, поэтому длительное время он сидит за учебниками, запоминает большое количество информации, переживает и постоянно находится в стрессовой ситуации.
Как правило, подготовка к серьезным экзаменам приводит нервную систему подростка в состояние напряжения, что негативно сказывается на его психическом здоровье. Результатами такого напряжения могут стать различные высыпания на коже, тошнота, скачки давления и нервные срывы. Сейчас во время ЕГЭ современным школьникам приходится сталкиваться с большим количеством трудностей и преград. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [1].
Большое количество суицидов совершается из-за боязни ребенка «провалить» экзамен. В это время подросток должен чувствовать поддержку близких людей. Родители должны не только обеспечивать обучение своего ребенка, но и морально поддерживать его.
В связи с этим перед нами встала цель: изучить психическое состояния старших школьников в преддверии ЕГЭ, в частности, страхи выпускников перед предстоящим экзаменом. Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1. изучить литературу по теме психического состояния старших школьников перед экзаменом;
2. разработать анкету для учащихся 11 класса и провести анкетирование;
3. сделать выводы по полученным данным и разработать некоторые рекомендации для школьников.
Анкетирование проводилось в МБОУ Молотицкая средняя школа Муромского района Владимирской области. В опросе приняли участие 50 учеников 11 класса: 36 девочек и 14 мальчиков. Учащимся предлагалось ответить на пять вопросов, затем данные обрабатывались, и результаты анкетирования заносились в таблицы. Анкета содержала следующие вопросы.
1. Готовы ли вы к сдаче ЕГЭ?
2. Пользуетесь ли вы услугами репетитора? Если да, то насколько вы уверены в достижении высокого результата под его руководством (выразите в процентном отношении)?
3. Какие страхи вы испытываете в преддверии экзамена?
4. Боитесь ли вы набрать балл меньше ожидаемого?
5. Считаете ли вы, что результаты экзамена будут в корне определяющими для вашего будущего?
На первый вопрос: «Готовы ли вы к сдаче ЕГЭ?» были получены следующие результаты (табл. 1). 76% учащихся ответили, что совершенно не готовы к сдаче единого государственного экзамена. Всего 4% готовы к экзамену, и это прежде всего отличники учёбы. 20% сомневаются в том, готовы они или нет. Учащиеся ещё не разработали индивидуальную стратегию подготовки, то есть не нашли те методы, которые позволят им эффективно сдать предстоящий экзамен [2].
Таблица 1 - Результаты анкетирования на вопрос «Готовы ли вы к сдаче ЕГЭ?»
ДА НЕТ Не знаю
4% 76% 20%
Вопрос 2: «Пользуетесь ли вы услугами репетитора? Если да, то насколько вы уверены в достижении высокого результата под его руководством (выразите в процентном отношении)?». Ответы на этот вопрос представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты анкетирования на вопрос «Пользуетесь ли вы услугами репетитора? Если да, то насколько вы уверены в достижении высокого результата под его руководством (выразите в процентном отношении)?»
ДА НЕТ
36% 64%
Из таблицы видно, что только 36% опрошенных пользуются услугами репетитора для усовершенствования своих знаний по различным предметам. В большинстве своём на занятиях с репетитором настояли родители учащегося, которые беспокоятся о дальнейшей судьбе своего ребёнка. Меньшая часть учащихся сами попросили родителей нанять репетитора для дополнительных занятий. 64% не пользуются услугами репетиров. В среднем, 84% выпускников уверены в успешной сдаче экзамена вместе с репетитором. В числе этих респондентов присутствуют выпускники, которые уверены в своих силах; есть выпускники, которым не важны результаты ЕГЭ, так как они не собираются продолжать обучение в высших учебных заведениях; и выпускники, которые не могут оплачивать услуги репетитора.
На вопрос «Какие страхи вы испытываете в преддверии экзамена?» были получены ожидаемые ответы (табл. 3). Конечно же, самым популярным страхом перед ЕГЭ стал страх не сдать его на достаточное количество баллов. Так ответило 78% опрошенных. Так как ЕГЭ отличается от традиционных экзаменов тем, что выпускнику не предлагается перечень вопросов для подготовки, а требуется знание всего объёма сдаваемых учебных предметов, данная ситуация часто вызывает излишнюю тревогу у выпускников. Так, учащимся кажется, что объем материала чересчур большой, что они физически не смогут успеть все выучить к экзамену, а следовательно, набрать нужные для поступления баллы. 66% боятся, что им попадётся то, чего они не знают. Вариативность экзамена пугает подростков, у них складывается ощущение лотереи [3].
54% учеников 11 класса выразили боязнь разволноваться на экзамене, вследствие чего не в полной мере воспользоваться своими знаниями. И действительно, для успешной сдачи ЕГЭ не-
обходимо осознавать свои сильные и слабые стороны, уметь по максимуму использовать ресурсы памяти, быть уверенным в собственных силах и создавать в своём сознании ситуацию успеха. Именно волнение является тем самым фактором, который мешает успешному применению своих сильных сторон во время сдачи экзамена. 52% учащихся боятся не сдать ЕГЭ в целом, то есть не набрать даже минимальный порог. Такая боязнь возникает во многом из-за непредсказуемости экзамена. «Боюсь, что будут ругать родители за не очень хорошо сданный ЕГЭ», - так ответили 16% выпускников. Все эти респонденты являются учениками, которые пользуются услугами репетиров. Видимо, это ответственные дети, которые благодарны родителям за заботу и чувствуют перед ними некий долг. 8% опрошенных оказались немного тщеславными и указали на то, что боятся сдать ЕГЭ хуже, чем другие. В целом это неплохо, так как конкуренция мотивирует к максимальному использованию своих ресурсов ради достижения цели [1].
Таблица 3 - Результаты анкетирования на вопрос «Какие страхи вы испытываете в преддверии экзамена?»
Какие страхи Вы испытываете в преддверии экзамена? Количество процентов
Боюсь не сдать ЕГЭ 52%
Боюсь сдать ЕГЭ на недостаточное количество баллов 78%
Боюсь сдать ЕГЭ хуже, чем другие 8%
Боюсь, что будут ругать родители за не очень хорошо сданный ЕГЭ 16%
Боюсь, что мне попадётся то, чего я не знаю 66%
Боюсь разволноваться на экзамене 54%
В вопросе № 4: «Боитесь ли вы набрать балл меньше ожидаемого?» выявилась та же тенденция, что и в предыдущих вопросах (табл. 4). 74% обучающихся бояться набрать балл меньше ожидаемого. 10% не имеют такого страха, так как уверены в собственных силах. А у 16% респондентов до сих пор сохраняется чувство неопределённости. Они не знают, ни на какой балл хотят написать ЕГЭ, ни на какой балл могут это сделать.
Таблица 4 - Результаты анкетирования на вопрос «Боитесь ли вы набрать балл меньше ожидаемого?»
ДА НЕТ Не знаю
74% 10% 16%
Последним вопросом анкеты был вопрос: «Считаете ли вы, что результаты экзамена будут в корне определяющими для вашего будущего?» (табл. 5). Достаточно высокий процент выпускников (78%) уверены в том, что ЕГЭ в корне определит их дальнейшую судьбу. И только 4% так не считают: это как раз те респонденты, которые не собираются продолжать обучение в вузах и которым не важны набранные баллы. 18% выпускников ещё не определись абсолютно ни в чём. Они до сих пор не выбрали место дальнейшего обучения и будущую профессию. Не определились они также и в том, как будут действовать в случае непоступления в вуз.
Таблица 5 - Результаты анкетирования на вопрос «Считаете ли вы, что результаты экзамена будут в корне определяющими
для вашего будущего?»
ДА НЕТ Не знаю
78% 4% 18%
Подводя итог, можно сказать, что большинство выпускников школы морально настрои-
лись на сдачу ЕГЭ. Но даже у них присутствуют страхи перед экзаменом. Самым популярным страхом стал страх сдать ЕГЭ на недостаточное количество баллов. На втором месте - боязнь того, что попадутся те задания, на которые школьники не будут знать ответа. А на третьем месте у них страх разволноваться на экзамене. Также среди всех респондентов присутствуют выпускники, которые практически ещё ни в чём не определились перед ЕГЭ. У них как раз и наблюдается самое большое количество страхов и волнений.
Чтобы преодолеть нервное напряжение, которое присутствует у учащихся перед экзаменами, были разработаны несколько рекомендаций, которые помогут подросткам и их родителям справиться с волнением.
1. Чтобы хорошо овладеть материалом, нужно изучать его систематично. Поэтому не нужно откладывать изучение на последние дни, а нужно заниматься по заранее составленному плану.
2. Также необходимо уметь владеть собой и не позволять нервному напряжению одолевать вас. Для этого существует большое количество упражнений по релаксации.
3. Небольшие физические нагрузки также помогают справиться со стрессом и отвлечься, но не стоит при этом перенапрягаться.
4. Очень важно, как учащийся питается. Правильное сочетание белков, жиров и углеводов - залог успешной сдачи экзаменов. Также не помешает принимать мультивитаминные комплексы.
5. Родителям же, как говорилось выше, стоит поддерживать своего ребенка психологически, успокаивать и настраивать его на лучший результат, но при этом следить за его домашней подготовкой.
Список литературы:
1. Игонин А.С., Голубев А.Н., Сураев С.П. Проект: «Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ» [Электронный ресурс]. ЫКЬ: http://www.pfo.ru/?id=21319 (дата обраще-ния:12.12.2014)
2. Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога). Казань: РИО ГМЦ, 2011.
3. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: дис. ... д-ра биол. наук. Воронеж, 2001.