Научная статья на тему 'Изучение психического развития детей с перинатальным поражением ЦНС и особенностей родительских отношений к ним'

Изучение психического развития детей с перинатальным поражением ЦНС и особенностей родительских отношений к ним Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
440
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сырвачева Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение психического развития детей с перинатальным поражением ЦНС и особенностей родительских отношений к ним»

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС И ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К НИМ

Сырвачева Л. А.

В настоящее время в детской популяции неуклонно растет число детей, имеющих диагноз «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ПП ЦНС). Многие ис-

г. Красноярск

следователи указывают, что ранние органические поражения ЦНС играют большую роль в этиологии нервных и психических расстройств у детей (G. Tardieu, J. Trelat, 1953; F. J. Schrei-

Ьег, 1940; С. В. СоигуШе, 1950; Б. В. Лебедев, Ю. И. Барашнев, 1959; Л. Ю. Долгина, 1961; Л. Т. Журба,1964; Е. М. Мастюкова, 1967).

Среди основных причин нервно-

психических заболеваний детей большое место занимают повреждения нервной системы, вызванные внутриутробной патологией и родовыми травмами. В дальнейшем они проявляются на разных возрастных этапах в виде различны« симптомокомплексов, которые могут быть преходящими, иногда устойчивыми, и довольно часто с возрастом трансформируются из одного вида в другой. (А. А. Волохов,1961; Н. В. Кобо-зева,1976; Т. И. Покровская,1978; Н. П. Шаба-лов, 1990; В. В. Ковалев, 1995; К. С. Робсон, 1999).

Тем не менее, поражение центральной нервной системы не исключает последующего нормального развития ребенка. Поэтому судьба детей с ПП ЦНС в значительной мере зависит от ранней диагностики, своевременности и правильности назначения и проведения лечения, также большое значение имеет грамотная организация внешней среды (Т. И. Покровская, Р. М. Нарицина, 1978). Однако, как это часто имеет место, по достижении такими детьми возраста одного года или трех лет при поступлении в дошкольные учреждения они снимаются с медицинского учета, и дальнейший путь их психического развития, как показывает анализ литературных источников, целенаправленно не отслеживается. В поле зрения медицинских работников эти дети попадают вновь уже в возрасте 6-8 лет в связи с проблемами школьной незрелости или дезадаптации (Л. П. Уфимцева, Н. А. Симонова, Т. К. Окладникова, 1996).

Что касается социальной ситуации развития дошкольника с ПП ЦНС, то и в этой области отсутствуют сведения, в частности об особенностях родительских отношений, которые оказывают существенное влияние на ребенка. Известно, что неблагоприятный психологический климат в семье негативным образом сказывается на психическом развитии и здоровье детей (3. Фрейд; Б. '. 'штсо1;, 1965; М. Кляйн;

A. Адлер, 1997; I Вош1Ьу,1979; А. А. Бодалев,

B. В. Столин, 1989; А. И. Захаров; Д. Н. Исаев, 1984; Й. Лангмейер, 3. Матейчек, 1984; Э. Эриксон, 1993; и др.). Могут иметь место следующие виды нарушений: задержка интеллектуального и речевого развития, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, отклонения в поведении и характере ребенка, низкое самоуважение, развитие личности по психопатическому или невротическому типу и др.

Таким образом, недостаточная изучен-

ность родительских отношений к детям, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, увеличение среди воспитанников массовых дошкольных учреждений численности детей с этим диагнозом, делает данную проблему крайне актуальной.

В связи с выше сказанным мы поставили цель: изучить особенности родительских отношений и их влияние на психическое развитие детей - дошкольников 3-х летнего возраста с ПП ЦНС в анамнезе.

Исследование проводилось на базе Центра диагностики и консультирования № 9 г. Красноярска под научным руководством Л. П. Уфимцевой, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой коррекционной педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева.

Для достижения цели исследования необходима была диагностическая программа для оценки родительских отношений и психического развития детей - дошкольников 3-х летнего возраста.

Изучение детско-родительских отношений в семьях дошкольников проводилась нами с использованием известной в отечественной психологии методики «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варги, В. В. Столина, полностью соответствующей цели и задачам исследования.

При подборе диагностического инструментария для изучения особенностей психического развития детей 3-х лет в имеющейся литературе мы не нашли готовых диагностических программ, которые позволили бы нам изучать психическое развитие детей системно, комплексно, с использованием строго однозначной системы качественно-количественной оценки (шкал уровневой дифференциации). В связи с этим, возникла необходимость разработать собственную диагностическую программу, ориентированную на реализацию следующих положений:

• психологическому обследованию ребенка должно предшествовать ознакомление с его биологическим и социальным анамнезом;

• психологическое обследование должно включать в себя изучение основных линий психического развития ребенка дошкольного возраста (психомоторного, речевого, когнитивного, психосоциального);

• психологическое обследование по форме и содержанию должно проводиться с учетом основных новообразований возраста и реализоваться в деятельности, привычной для ребенка;

• использование диагностических заданий, которые позволят выявлять у детей уровень сформированности определенных психических процессов и функций;

• предлагаемые для выполнения задания должны быть доступны ребенку данного возраста и направлены на выявление уровня его возможностей на момент обследования.

Для разработки программы по изучению психического развития детей 3-х летнего возраста нами, прежде всего, были проанализированы и сопоставлены имеющиеся в литературе психодиагностические методики отечественных и зарубежных авторов, предназначенные для детей данной возрастной группы. Мы апробировали достаточно большое количество методик. В процессе апробации было выявлено, что одни из них уже устарели и не отвечали особенностям развития современных дошкольников, другие требовали больших энергетических и временных затрат при их реализации и интерпретации полученных данных.

Затем были отобраны, на наш взгляд, наиболее надежные и валидные методики и апробированы на контингенте детей соответствующего возраста. В процессе апробации отдельные методики потребовали модификации: упрощения процедуры обследования,

подбора иного стимульного материала, новых шкал уровневой дифференциации развития детей по ключевым линиям с использованием строго однозначной системы качественноколичественной оценки.

Психодиагностическое обследование детей проводилось в форме взаимодействия ребенка с предметами, в простейшей конструктивной и графической деятельности, организуемой в виде игры и обязательно включающей речевое общение.

Общая схема проведения диагностического обследования представлена на рис.1. Содержание заданий, предъявляемых детям при изучении их психического развития по основным линиям - когнитивному, психомоторному, речевому, психосоциальному развитию - представлены в методическом пособии для психологов, в сборнике научных материалов региональных педагогических чтений [7,8].

Изучение родительских отношений и оценка их влияния на психическое развитие дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, по представленной нами программе проводилось в три этапа. Всего в исследовании при-

няли участие 367 семей, из них 299 семей с детьми, имеющими в анамнезе диагноз ПП ЦНС, и для сравнительного анализа 68 семей с детьми, не имеющими в анамнезе этого диагноза.

На I этапе проходило сравнительное изучение характера родительских отношений к детям-дошкольникам 3 лет с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ППЦНС.

В исследовании участвовали семьи детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Вначале родителям были предложены составленные нами анкеты: «Социальный анамнез», «Биологический

анамнез ребенка». Для получения более полной и достоверной информации о детях осуществлялось изучение их медицинских карт, проводились беседы с медицинским персоналом детских учреждений, родителями дошкольников. На основании проделанной работы для исследования были отобраны полные, материально обеспеченные семьи, имеющие одного ребенка в возрасте 3 лет. Образовательный ценз семей находился приблизительно на одинаковом уровне, каждый родитель имел средне-специальное или высшее образование.

В итоге для изучения было отобрано 192 семьи. Затем данные семьи были разделены на две подгруппы: семьи, имеющие детей с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС (124 семьи), и семьи, имеющие детей без данного диагноза (68 семей), что позволило решить поставленную выше задачу.

На II этапе осуществлялось исследование гендерного аспекта родительских отношений к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС. При комплектовании экспериментальных групп мы придерживались тех же принципов, что и на I этапе, с той лишь разницей, что на этот раз для изучения выбирались только семьи, имеющие ребенка с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС. Нами были отобраны 240 семей дошкольников 3 лет (в их число вошло и 65 семей, обследованных на предыдущем этапе). В данных семьях характер родительских отношений был подвергнут анализу в плане особенностей этих отношений в диадах «отец-сын», «отец-дочь», «мать-дочь»,

«мать-сын», позволивших определить зависимость родительских отношений к дошкольникам от гендерной принадлежности родителя и ребенка.

Рис. 1. Общая схема проведения диагностического обследования

На III этапе было изучено влияние различных типов родительских отношений на психическое развитие дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС. В исследовании приняли участие все те же 240 семей, что и на втором этапе. При этом нами условно были выделены две разновидности семей: с неблагоприятным и благоприятным типом родительского отношения. Это позволило нам установить негативное влияние неблагоприятных родительских отношений на психическое развитие детей, зависимость между типом родительского отношения и отдельными показателями психического развития дошкольников.

Таким образом, составленная нами диагностическая программа для оценки родительских отношений и психического развития

детей - дошкольников 3-х летнего возраста позволяет изучать особенности психического развития дошкольников, имеющих в анамнезе диагноз ППЦНС, воспитывающихся в семьях с различным типом родительских отношений и на этой основе разрабатывать конкретное содержание коррекционно-развивающей работы.

Знание особенностей родительских отношений и их влияния на психическое развитие детей поможет создать благоприятный психологический климат в семье и предотвратить искажения в психическом развитии ребенка - дошкольника с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС.

Литература

1. Матвеева, Л. Г. Что я могу узнать о своем ребенке / Л. Г. Матвеева, И. В. Выбойщик,

Д. Е. Мякушкин. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 320 с.

2. Рубченко, А. К. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной психологии. / Психолог в детском саду, 2005, № 2, с.84-98.

3. Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии // Психолог в детском саду.- 2005. - № 4. - С.98-114

4. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / под. ред. А. А. Бодалева,

В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1989., 208с.

5. Покровская, Т. И. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода. / Т. И. Покровская, Р. М. Нарицына, М., «Медицина».1978 г.,176с.

6. Сырвачева, Л. А. Программа изучения

психического развития дошкольников, организованных в ДОУ // Краевая система специального образования: состояние,

проблемы, перспективы развития в контексте разработки и создания учебнометодической литературы нового поколения для детей с особыми образовательными потребностями: сб. научн. материалов региональных педагогических чтений. -Красноярск, 22-23 марта 2006. С. 161-166.

7. Уфимцева, Л. П. Диагностическая программа оценки уровня психического развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов-психологов. / Л. П. Уфимцева, Л. А. Сырвачева - Красноярск: РИО,2006. - 31 с.

8. Уфимцева, Л. П. Роль ранней диагностики в оптимизации психического развития детей, перенесших родовую травму / Л. П. Уфимцева, В. А. Симаева, Н. А. Симонова, Т. К. Окладникова // Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сб. ст., Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.- С.52-57.

© Л. А. Сырвачева, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.