Научная статья на тему 'Изучение процесса зарождения системы общественного здравоохранения в Казахстане в XIX веке на занятиях по истории Казахстана в медицинском вузе'

Изучение процесса зарождения системы общественного здравоохранения в Казахстане в XIX веке на занятиях по истории Казахстана в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
655
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
колониальные реформы / здравоохранение / консолидация / оспопрививание / фельдшеры / фельдшерские школы / colonial reforms / health care / consolidation / vaccination / medical assistants / medical assistant school

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. Б. Долгополов

В статье говорится о необходимости изучения студентами медицинских вузов истории зарождения системы общественного здравоохранения в Казахстане в 19-м веке на практических занятиях по дисциплине «История Казахстана». Указываются методы работы на занятии по данной теме и предлагаются формы контроля знаний (составление таблицы, тестирование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE ORIGIN OF PUBLIC HEALTH SYSTEM IN KAZAKHSTAN IN 19TH CENTURY WITHIN KAZAKHSTAN HISTORY CLASSES IN MEDICAL UNIVERSITY

The article said about the need of medical students to study the origin of public health system in Kazakhstan in 19th century within Kazakhstan history classes. The article specifies the methods of work on a given topic and offers various forms of knowledge control (compilation of a table, testing).

Текст научной работы на тему «Изучение процесса зарождения системы общественного здравоохранения в Казахстане в XIX веке на занятиях по истории Казахстана в медицинском вузе»

© А. Б. Долгополов, 2016 УДК 93/99(574) - 614.39

А. Б. Долгополов

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ЗАРОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В XIX ВЕКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда)

В статье говорится о необходимости изучения студентами медицинских вузов истории зарождения системы общественного здравоохранения в Казахстане в 19-м веке на практических занятиях по дисциплине «История Казахстана». Указываются методы работы на занятии по данной теме и предлагаются формы контроля знаний (составление таблицы, тестирование).

Ключевые слова: колониальные реформы, здравоохранение, консолидация, оспопрививание, фельдшеры, фельдшерские школы

История сплачивает и консолидирует общество. На это не раз указывал в своих выступлениях Президент РК Н. А. Назарбаев, подчеркивая роль истории в сохранении единства нации как фактора укрепления толерантности и единства общества [2]. Для студентов медицинских вузов, изучающих дисциплину «История Казахстана» представляется важным изучение вопросов становления системы общественного здравоохранения в Казахстане в XIX веке. Для этого необходимо обратиться к так называемым колониальным реформам, которые Россия последовательно проводила в Казахстане на протяжении всего XIX века. Что принесли казахской степи и кочевому народу эти реформы, которые совершенно изменили жизнь традиционного казахского общества в этот период? Какие именно положения реформ были посвящены вопросам здравоохранения в казахской степи?

В тематическом плане практических занятий по дисциплине тема №7 звучит так: «Казахстан в новое время. Развитие медицины в Казахстане в XIX начале XX века». На эту тему отводится 2 часа. При ее рассмотрении студенты должны найти в источниках (в интернет-ресурсах) и выписать в тетрадь для практических занятий основные положения колониальных реформ царизма в XIX веке в Казахстане.

Так, начало проникновения в казахскую степь медицинских знаний, современной по тому времени европейской медицины, врачебной и фельдшерской службы нужно отнести к 20-м годам XIX в., то есть ко времени принятия «Устава о Сибирских киргизах» (1822 г.). Знаменитый ученый-географ и путешественник Семёнов-Тянь-Шанский писал о беспомощности населения Западной Сибири (т. е. казахской степи, -

прим. авт.) против болезней, отсутствии «...всякого медицинского пособия...». Среди болезней, которые упоминались ученым, «...Оспа, ... к этому добавляется ... борьба с мучительными мириадами (т.е. множеством, -прим. авт.) насекомых и эндемической сибирской язвою... , что значительно задерживает рост населения» [1]. В «Уставе о Сибирских киргизах» имелась «Часть медицинская», где указывалось: «...в каждом округе определить по 2 лекаря, а также неподвижные (т. е. стационарные, - прим. авт.) больницы». В «Положении об управлении Оренбургскими казахами» 1844 г. ряд статей был посвящен вопросам распространения медицинских знаний, подготовке врачей и фельдшеров.

В 7 параграфе было отмечено, что при Пограничной комиссии «... состоят врач, в обязанность коего входит и наблюдение за народным здравием в Орде, один фельдшер и десять учеников фельдшерского искусства и оспопрививания из киргизов, последние приготовляются при Оренбургском военном госпитале и предназначаются для Орды». Как видим, подготовку фельдшеров предполагалось осуществлять на практике, то есть в военном госпитале, где имелись врачи, проводились хирургические операции. В 8 параграфе указывалось: «... находятся при Пограничной комиссии: ветеринарный лекарь и ветеринарный помощник, для посылок в степь в нужных случаях». Речь шла о зарождении ветеринарной службы в кочевых районах Казахстана. Парагараф 13 гласил: «Для прививания предохранительной оспы и для подачи киргизам простейших медицинских пособий находятся при султанах-правителях по одному фельдшеру из кригизов же». В примечании говорилось: «Фельдшеры сии

выбираются из фельдшерских учеников ... и не иначе поступают в орду, как по надлежащем испытании в фельдшерском искусстве. Они в действиях своих подчиняются надзору врача Пограничной комиссии...». В параграфе 18 указывалось на необходимость «... распространения в орде оспопрививания и мер к охранению народного здравия».

В последующих колониальных указах властей в статьях и параграфах также уделялось внимание медицинским вопросам. Например, в «Положении» 1868 года 4 раздел был посвящен устройству «...медицинской части». В 52 параграфе отмечалось: «... Главный надзор за медицинской частью в каждой области возлагается на областного доктора, которому предоставляются права и обязанности губернского врачебного инспектора...». И, наконец, по «Положению» 1891 г. в 157 статье указывалось, что «... Насчёт денежных областных земских повинностей...удовлетворяются следующие расходы... »: 3. по народному здравию и оспопрививанию; 4. по предупреждению падежей скота и по охранению хлебных посевов, а также и других растений от истребления вредными насекомыми и животными. Статья 158 определяла, что к предметам обязательных общественных (частных) повинностей относятся: 2. содержание оспопрививателей в обществах инородцев.

Конечно, данные указы о развитии медицины означали лишь «каплю в море» в масштабе казахской степи, являлись начальным этапом охвата как казахского, так и русского населения медицинским обслуживанием. Так, в середине XIX века администрация Степного края отмечала неудовлетворительное состояние даже первоначальной медицинской помощи «киргизскому» населению. Фактически медицинской помощью могла пользоваться лишь часть населения областных и уездных центров, а также казачьих станиц. К 1888 г. в Акмолинской области имелось всего 6 больниц на 65 коек. Говоря о подготовке медицинских кадров из местного населения, можно отметить, что их обучение велось, начиная с 1880 г., в Омской центральной фельдшерской школе и в Омском военном госпитале, что предусматривалось указанными выше положениями колониальных реформ. Однако недостаток врачей и фельдшеров, плохая постановка медицинского обслуживания, недостаток аптек (они имелись только в городах), плохое материальное и бытовое положе-

ние большинства кочевого населения, бедность, холод и голод являлись благоприятной почвой для развития болезней и эпидемий в казахской степи. В то время в степи были широко распространены такие болезни, как тиф, малярия, холера, кожные заболевания и т.д.

Немалую роль в распространении европейской медицины в Казахстане сыграли ссыльные революционеры-разночинцы (представители разных, в основном, мелких чинов). Так, медики-народники, сосланные в Казахстан, работали в различные уездах: в Акмолинской области, в Семипалатинском, Тургайском, Усть-Каменогорском уездах, Сырдарьинской и Семиреченской областях. Они составляли отчеты медико-санитарного характера о состоянии казахских степей, доводили до сведения общественности тяжелую ситуацию, в которой находилось казахское и русское население в аулах и городах Казахстана в плане отсутствия необходимой медицинской помощи, наличия различных болезней (Д. Дедлов, Л. Кузнецов, В. Остафьев и др.). В период эпидемии холеры, тифа, цинги эти врачи проявили мужество и преданность своей профессии. Они организовывали медицинскаие пункты, доставали лекарства, осуществляли приемы больных, работали в больницах, противохолерных и противотифозных бараках. Это врачи-народники Д. Бекарюков, С. Флоровский, К. Белиловский, А. Бутков, Л. Буйко и др. В условиях голода и эпидемии холеры 1892 г. эти люди выполняли свой высокий долг - долг интеллигенции в их понимании перед народом. В 70-90-е годы XIX века врачи-народники и казахи-фельдшеры в период голода и эпидемий в различных уездах Казахстана работали сообща. Находились медработники, которые обращались «по инстанции» с просьбами об оказании помощи местному кочевому населению. Например, в 1856 г. заведующий лазаретом (лекарь) форта Перовский написал ходатайство

управляющему присырдарьинскими казахами коллежскому асессору Осмоловскому о разрешении употреблять «... медикаменты... предназначенные лазарету форта Перовского... для казахского населения...», т.к. по словам этого лекаря ему приходится оказывать «...постоянно помощь приходящим казахам» [3].

В ходе изучения вопросов становления системы общественного здравоохранения в Казахстане в XIX веке необходимо заострить внимание студентов на жизни и деятельности

талантливых выходцев из степи, первых казахских врачах с медицинским образованием.

Первый врач-казах с медицинским образованием, Мухамеджан Карабаев (1858 -1828 гг.) окончил троицкую гимназию, затем Казанский университет, стал дипломированным врачом и был направлен в Кустанай (Николаевский уезд). Всю жизнь М. Карабаев самоотверженно трудился на благо своего народа (рис. 1). Так, он много лет посвятил борьбе с эпидемиями оспы, чумы и холеры в степи. Ему приходилось делать срочные хирургические операции, принимать роды и выезжать на погашение очагов эпидемий. Тысячи людей были обязаны Карабаеву своим здоровьем, а многих он спас от смерти. Работать приходилось в исключительно тяжелых условиях: не было необходимого медицинского инструментария, не хватало медикаментов, даже мыла. Но только неумолимая старость и пошатнувшееся здоровье заставили этого сильного человека, 40 лет самоотверженно трудившегося во имя здоровья и жизни людей, оставить любимое дело. Персональный пенсионер, первый врач-казах Мухамеджан Карабаев умер в 1928 году, уважаемый коллегами и любимый народом, ради которого и прожил он свою долгую жизнь, полную неустанного труда и самопожертвования.

Рисунок 1 - Врач М. Карабаев (фото: ЫодгаЛа.^)

Амре Айтбакин - первый дипломированный казахский врач Прииртышья (1860 -1919 гг.). Уроженец Баянаула. Окончил медицинский факультет Томского

государственного университета. Еще будучи студентом Амре провел научную работу, посвященную изучению целебных свойств кумыса и его консервации, которая получила одобрение ведущих профессоров университета. Сдав экзамены, А. Айтбакин 19

октября 1894 г. был удостоен степени лекаря. Уже скоро он, по отзывам современников, стал широко и заслуженно известен как степной врачеватель и мудрец. Вскоре Амре Айтбакина перевели в Павлодарский уезд врачом, но он продолжал оставаться и врачом Каркаралинского уезда. С 10 апреля 1901 г. А. Айтбакин - врач 3-го участка Усть-Каменогорского уезда и 2-го участка Зайсанского уезда. Однако А. Айтбакин не ограничивался только врачебной

деятельностью. Так, он публиковал свои статьи и заметки в газете «Дала уалаятынын газет» (1888-1902 гг.). А. Айтбакин проявил себя и как видный деятель партии «Алаш». Революционный период 1917-1919 гг. он провел в Усть-Каменогорске, занимая различные должности при всех неоднократно сменяющих друг друга властях, избирался даже председателем Усть-Каменогорской уездной земской управы. В 1919 г. умер от тифа. Таков был жизненный путь одного из первых казахских врачей с университетским дипломом врача.

После изучения подобного материала, студенты должны на практическом занятии показать условия зарождения общественного здравоохранения, а также трудности в его распространении в степи (неграмотность населения, огромные расстояния, нехватка фельдшеров и врачей и т.д.). Все эти данные можно записать в таблицу со следующими графами: 1) годы колониальной реформы; 2) медицинская часть; 3) трудности в проведении; 4) результаты.

Подводя итог вопросу о распространении медицинских знаний, медицинского обслуживания, зарождения санитарного-эпидемиологической службы в Казахстане в XIX веке, студентам следует подчеркнуть, что в целом процесс становления системы общественного здравоохранения находился в Казахстане в стадии формирования и до конца не удовлетворял потребности как казахского (кочевого и оседлого), так и русского переселенческого населения. Больницы к концу XIX века в основном находились в крупных и средних по величине городах. Количество койкомест в них не превышало 1020. В то же время описанные положения колониальных реформ создавали возможность для прогресса в этом направлении, а также способствовали подготовке фельдшеров, а позже врачей из местного казахского населения, что, безусловно, явилось большим шагом вперед в условиях того времени.

Данные выводы записываются в тетрадь. Для закрепления материала по данной теме студентам предлагается решить несколько тестов (3-5). Аналогичные тесты медицинской тематики включены в итоговые тесты ГЭ по дисциплине.

Пример теста. В XIX веке в Казахстане был проведен ряд колониальных реформ. Где, согласно реформам, должна была осуществляться подготовка лекарей, которые работали при окружных приказах?

- При султанах- правителях

- В медицинских вузах России

+ При военных госпиталях

- В медучилищах Казахстана

- В центре генерал-губернаторства

ЛИТЕРАТУРА

1 Казахско-русские отношения в XVIII-XIX веках (1771 - 1867 годы) сборник документов и материалов. - Алма-Ата, 1964. -574 с.

2 Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстанский

путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» (17 января 2014 г.) // Индустриальная Караганда. - 18 января 2014 г. - №6. - С. 1-2.

3 Семёнов-Тянь-Шанский П. П. Западная Сибирь в её современном содержании // Живописная Россия. - СПб; М., 1884. - 385 с.

REFERENCES

1 Kazakh-Russian relations in the XVIII-XIX centuries (1771 - 1867), collection of documents and materials. - Almaty, 1964. - 574 p. (in Russian)

2 The Message of the President of the Republic of Kazakhstan to the people of Kazakhstan «Kazakhstani way - 2050: Common goal, common interests, common future» (17 January 2014) //Industrial Karaganda. - January 18, 2014 - No. 6. - Pp. 1-2. (in Russian)

3 Semyonov-Tyan-Shanskii P. P. Western Siberia in its modern content //Picturesque Russia. - St. Petersburg; M., 1884. - 385 p. (in Russian)

Поступила 29.01.2016 г.

A. B. Dolgopolov

STUDYING THE ORIGIN OF PUBLIC HEALTH SYSTEM IN KAZAKHSTAN IN 19TH CENTURY WITHIN KAZAKHSTAN HISTORY CLASSES IN MEDICAL UNIVERSITY

Department of history of Kazakhstan and humantties of Karaganda state medical university (Karaganda)

The article said about the need of medical students to study the origin of public health system in Kazakhstan in 19th century within Kazakhstan history classes. The article specifies the methods of work on a given topic and offers various forms of knowledge control (compilation of a table, testing).

Key words: colonial reforms, health care, consolidation, vaccination, medical assistants, medical assistant school

А. Б. Долгополов

МЕДИЦИНАЛЫК ЖОЕАРЫ ОКУ ОРЫНДАРЫНДА КАЗАКСТАН ТАРИХЫ ПЭН1 САБАКТАРЫНДА 19-ЕАСЫРДАЕЫ КАЗАКСТАН КОЕАМДЫКДЕНСАУЛЫК САКТАУЖУЙЕОНЩ КАЛЫПТАСУ YДЕРIСIН ЗЕРТТЕУ КММУ Казахстан тарихы жэне ОСП кафедрасы (Караранды)

Макалада «Казахстан тарихы» пэн бойынша практикалык сабактарда 19-расырда Казакстанда корамдык денсаулык сактау жYЙеdнH калыптасу тарихын медициналык жорары оку орны студен"п^мен оку кажетплИ туралы баяндалады. Бертген такырып бойынша сабак етюзу тэс^ кeрсетiледi жэне бiлiмдi тексеру тYрлерi (курастырылран кестелер, тесплеу) усынылады.

Клт сездер: отарлык реформалар, денсаулык сактау, шорырландыру, фельдшерлер, фельдшерлк мектептер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.