УДК 377.1 ББК Ч 44.1-2
Миронова Светлана Петровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории физической культуры и валеологии Социальный институт Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Mironova Svetlana Petrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of the Physical Training Theory and Valeology Social Institute Russian State Professional-and-Pedagogical University
Yekaterinburg
Изучение профессионально-образовательного процесса в пространственном измерении и профессиональная идентификация
*
личности
Studying Professional-Educational Process in the Spatial Measurement and Professional Identification of a Person
В статье рассматривается пространственная организация образовательного процесса, дается определение процесса профессиональной (само) идентификации личности, денотативного и концептуального подпространств, обобщаются аспекты и направления изучения профессионально-образовательного пространства.
The article deals with the spatial organization of educational process; definitions of the professional (self-) identification of a person as well as denotative and conceptual subspaces are given; aspects and directions of professional-educational space studying are generalized.
Ключевые слова: профессионально-образовательное пространство, профессиональная идентификация личности, денотативное и концептуальное пространства, аспекты и направления изучения профессионально-образовательное пространство, когнитивная парадигма знания.
Key words: professional-educational space, professional identification of a person, denotative and conceptual spaces, aspects and directions of professional-educational space studying, cognitive paradigm of knowledge.
Каждая новая научная парадигма имеет свой терминологический аппарат,
позволяющий под иным углом зрения взглянуть на изучаемые явления. В настоящее время к категориям, наиболее активно используемым при изучении
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ (грант 08 - 06 - 00075а) «Профессиональная идентификация как механизм саморазвития личности в изменяющемся образовательном пространстве».
различных явлений, можно отнести категорию пространства. Крупнейший современный ученый-когнитолог Е. С. Кубрякова отмечает, что «эта метафора во многих отношениях полна глубокого смысла, и отнюдь не случайно, что сегодня она используется» [7: 9]. Обобщая результаты в области изучения категории пространства, Е. С. Кубрякова неоднократно высказывала мысль о разных типах пространств (физическом пространстве и пространстве совершенно уникального типа, объединяющем все формы, — ментальном пространстве), обусловливающих неоднородность этой онтологической бытийной категории [Там же: 6].
В словарях это слово семантизируется следующим образом: «Пространство — 1. Неограниченная протяженность (во всех измерениях, направлениях). // Филос. Одна из основных всеобщих форм существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; 2. Место, способное вместить что-либо» [8: 528]. «Пространство - одна из форм - наряду со временем - существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом» [5: 1106]. «Пространство — состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место, самое место это, простор. Даль, ширь и глубь, место по трем измерениям своим» [4: 515]. В наиболее обобщенном виде сущность понятия пространства отражена в «Философском энциклопедическом словаре»: «Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах» [9: 519].
Как видим, основные слова, репрезентирующие семантику этого слова в словарных дефинициях, — это объем, протяженность, способность вмещать что-либо и возможность иметь направленность и быть измеренным [2: 9-10].
Реконструируя содержание простейшей концептуальной структуры, связанной со словом «пространство», Е. С. Кубрякова выделяет в качестве важнейших ее составляющих «концепты протяженности, окружения (среды), промежутка между объектами, в котором можно свободно передвигаться или же перемещать объекты» [7: 12].
Дешифровка словарных толкований слова «пространство», а также его простейшая концептуальная структура, представленная выше, позволяют нам лучше понять, почему оно стало активно использоваться при изучении педагогических явлений и что принципиально нового можно увидеть в системной организации профессионально-образовательного процесса, используя его. Пространство с такими его характеристиками, как протяженность (т. е. сосуществование различных элементов, возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо уменьшения числа элементов), незамкнутость и непрерывность, является идеальной моделью организации образовательной системы.
Если категория пространства применима и к образовательной системе -одному из подвидов материальных систем, возникает вопрос: как структурировано профессионально-образовательное пространство? Думается, причина необходимости применения понятия «пространство» к сфере образования и к отдельным ее элементам кроется в следующих особенностях профессиональнообразовательного процесса.
Во-первых, это множественность его составных единиц, что позволяет говорить о его протяженности, а также о связях и расстояниях между его частями. Во-вторых, это многозначность педагогических понятий, существование огромного числа их различных определений, что обусловлено такими характеристиками профессионально-образовательного процесса, как глубина воздействия и ширина (большое количество факторов, влияющих на субъекта).
Вследствие этого изучение профессионально-образовательного процесса в пространственном измерении предполагает исследование глобального и однородного в каком-либо отношении материала. В частности, это могут быть студенты (разных курсов, разных специальностей, разного возраста и т.д.) или однородная в формальном отношении группа студентов ряда специальностей. Использование понятия пространства в педагогических изысканиях позволяет по-новому увидеть организацию профессионально-образовательного процесса, так как основной при рассмотрении становится проблема связей его составляющих, измерения этих связей в параметрах «близкое - далекое».
При изучении профессионально-образовательного пространства возникает проблема типологии объединяемых им пространств. Ученые говорят о существовании социального пространства личности (В.С. Мухина), образовательного пространства субъекта (И.Г. Шендрик), психического пространства развития (В .А. Аверин), психологического пространства взаимодействия личности и профессии (Э.Ф. Зеер), пространства профессионального становления (Э.Ф. Зе-ер, Э.Э. Сыманюк), развивающегося профессионально ориентированного пространства личности (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк); рассматривают физическую культуру и спорт как пространство, формирующее самореализацию личности (С.И. Филимонова); утверждают, что успешный выбор профессии расширяет жизненное пространство личности, т.к. профессиональная реализация человека связана с его личностной самореализацией - выявлением, раскрытием и опредмечиванием своих сущностных сил [3: 61].
На наш взгляд, структура профессионально-образовательного пространства в целом обусловлена структурой профессионально-образовательного процесса, его связями с действительностью и с мышлением. «Каждое пространство состоит из компонентов, а также из специфических объединений этих компонентов (комплексов) на основе близости расстояний между ними» [2: 11].
Типами пространственной организации профессионально-
образовательного процесса являются, с одной стороны, образовательное, профессиональное, с другой - денотативное и концептуальное пространства. Образовательное и профессиональное пространства выделяются на основании структурного критерия (по наличию составляющих элементов этих пространств и наличию отношений между ними), а их денотативное и концептуальное подпространства разграничиваются на основе характеристик мыслительной деятельности субъекта образовательно-воспитательного процесса.
Образовательное пространство - особый социокультурный феномен, объединяющий систему непрерывного образования, различные виды ведущей деятельности и субъектов образования и выступающий в качестве смыслопорождающего фактора развивающего образования [6: 57].
Структурные составляющие данного пространства представлены Э.Ф. Зеером в виде следующих векторов-координат, которые являются смыслообразующими характеристиками одного из возможных вариантов образовательного пространства:
1) субъекты развития;
2) система непрерывного образования;
3) многоплановые виды ведущей деятельности, которые выполняют личностно-развивающую функцию (учебно-познавательная, учебно-
профессиональная, профессионально-образовательная, нормативно заданная, продуктивно-профессиональная, творчески ориентированная).
Развивающееся образовательное пространство - это система психологопедагогических уровней непрерывного образования, развивающихся видов деятельности и субъектов личностного и профессионального развития [Там же].
Профессиональное пространство в самом общем виде можно определить как совокупность профессиональных сфер, в которых личность может реализовать в соответствии с принятыми в данном обществе правилами свои профессиональные потребности. Профессионально-образовательное пространство объединяет в себе эти понятия.
На основе определений Л.Г. Бабенко [1; 2: 13] можно сформулировать следующие толкования денотативного и концептуального подпространств как составляющих профессионально-образовательного пространства.
Денотативное подпространство профессионально-образовательного пространства представляет собой сумму профессиональных знаний о процессуально-событийном мире, мыслимом в виде открытого множества типовых профессиональных ситуаций, на которые членится мир в сознании субъекта и знания о которых закреплены в основных концептах.
Концептуальное пространство профессионально-образовательного пространства представляет собой набор ключевых концептов определенной профессиональной сферы, аккумулирующих знания о действительности в язы-
ковой семантике и соотносимых с концептуализированными областями (кон-цептосферами).
Выделяются следующие основные направления и аспекты исследования профессионально-образовательного пространства.
1) Историко-культурная детерминация профессионально-образовательного пространства, касающаяся исследования единого образовательного пространства современной России, социальной обусловленности профессиональнообразовательного пространства, интеграционных процессов в современном профессионально-образовательном пространстве.
2) Субъект в образовательном пространстве высшей школы: потребности и ценности человека в образовательном пространстве, развитие субъектности в пространстве высшего образования, психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном пространстве вуза, субъектная коммуникация в образовательном пространстве высшей школы, высшее образование как пространство самореализации личности.
3) Методология исследования профессионально-образовательного пространства: теоретические основы исследования профессионально-
образовательного пространства в современных педагогических концепциях, проблема его структурирования, соотношение образовательной среды и профессионально-образовательного пространства, мониторинг параметров профессионально-образовательного пространства в современных условиях, методы анализа качества составляющих профессионально-образовательного пространства.
4) Междисциплинарный анализ профессионально-образовательного пространства, т.е. исследование категории «профессионально-образовательное пространство» в различных аспектах: например, философский анализ профессионально-образовательного пространства; изучение психологических, социологических, экономических проблем профессионально-образовательного пространства; выявление аксиологического содержания составляющих профессионально-образовательного пространства.
Вестник ЧГПУ92010 72
5) Социально-педагогические условия продуктивной организации профессионально-образовательного пространства: проектирование и оптимизация профессионально-образовательного пространства вуза, инновационные процессы в профессионально-образовательном пространстве.
Под профессиональной идентификацией нами понимается, во-первых, процесс установления полной тождественности чего-либо чему-либо (установление идентичности) или сходства чего-либо с чем-либо (идентифицирование); во-вторых, итог такого ментального действия - собственно профессиональная самоидентификация (профессиональная идентичность) как результат процесса формирования в сознании студента концептосферы «Педагог по физической культуре», объединяющей отдельные микроситуации (связанные с образами педагогов по физической культуре, выполняющими определенный вид профессиональной деятельности); формирования образа собственного профессионального Я, сценариев профессиональной деятельности. Кроме того, в рамках профессиональной идентификации объединяются два процесса: внутренняя (профессиональная самоидентификация) и внешняя идентификация (профессиональная идентификация личности со стороны окружающих).
Профессиональная самоидентификация в сфере физической культуры - мыслительный процесс сознательного или бессознательного самоотождеств-ления личности с другим человеком (носителем идеального образа профессионального Я), образцом (образом педагога по физической культуре, представленным в государственном образовательном стандарте); приписывание себе характеристик представителей какой-либо профессиональной группы.
Как следует из вышесказанного, многие аспекты изучения профессионально-образовательного пространства вуза напрямую связаны с исследованием проблемы профессиональной идентификации личности: процесс профессиональной идентификации является одним из проявлений интеграционных процессов в современном профессионально-образовательном пространстве; изучение профессиональной идентификации помогает выявить аксиологическое содержание профессионально-образовательного пространства; примене-
ние образовательно-воспитательной технологии педагогического сопровождения процесса профессиональной идентификации выступает фактором оптимизации вузовского профессионально-образовательного пространства; профессиональная идентификация личности может рассматриваться как один из этапов развития субъектности, самореализации личности в пространстве высшего педагогического образования. Понятие «профессионально-образовательное пространство» представляется необходимым для описания процесса профессиональной идентификации личности.
С возникновением когнитивных наук языковые данные стали рассматриваться как неотъемлемый и органический компонент при анализе восприятия, памяти, внимания, мышления, т.е. составляющих психологического пространства взаимодействия личности и профессии (термин Э. Ф. Зеера). В ходе когнитивных исследований возникли новые представления о языке и языковых данных как о средстве доступа к работе человеческого сознания, а значит, в значительной степени и к пониманию природы и сущности человека, в частности процесса его профессиональной идентификации.
Хотелось бы подчеркнуть теоретическую и практическую значимость осмысления педагогических явлений, в частности процесса профессиональной идентификации личности, в пространственной парадигме. Описание педагогических категорий как особых пространств со специфической для них стратификацией и структуризацией в разных системах координат и с разными единицами измерения, с определением места того или иного явления в системе координат или общем профессионально-образовательном пространстве вполне отвечает новым представлениям о сути образовательно-воспитательного процесса и эффективных методах его анализа, а также вписывается в когнитивную парадигму знания со свойственным ей плодотворным соотнесением языковых и мыслительных структур.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Профессиональная идентификация как механизм саморазвития личности в изменяющемся образовательном пространстве») проект № 08-06-00075а
Библиографический список
1. Бабенко Л. Г. Денотативное пространство русского глагола [Текст]: аспекты и перспективы изучения / Л. Г. Бабенко // Денотативное пространство русского глагола: материалы 9-х Кузнецов. чтений: тез. докл., Екатеринбург, 5 - 7 февр. 1998 г. / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. - С. 3-11.
2. Бабенко Л. Г. От редактора [Текст]. Изучение лексики в пространственном измерении (вместо введения) / Л.Г.Бабенко // Русская глагольная лексика: денотативное пространство: моногр. / под общ. ред. Л.Г.Бабенко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - С. 7-21.
3. Белошицкий А. В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.В.Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 60-66.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4 т. / В. Даль. -СПб.: ТОО «Диамант», 1996. - Т. 3. - 560 с.
5. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка [Текст]: в 3 т. / Т. Ф. Ефремова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - Т. 2. - 1160 с.
6. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование [Текст] / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. - 170 с.
7. Кубрякова Е. С. Язык пространства и пространство языка [Текст]: (к постановке проблемы) / Е. С. Кубрякова // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. - 1997. - № 3. - С. 5-25.
8. Словарь русского языка [Текст] / под ред. А. П. Евгеньевой: в 4 т. - Т. 3. - 2-е изд. - М.: Рус. яз., 1981-1984. - 750 с.
9. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. -М.: Сов. энцикл., 1983. - 839 с.
Bibliography
1. Babenko L.G. Denotative Space of the Russian Verb [Text]: Aspects and Studying Prospects / L. G.Babenko // Denotative Space of the Russian Verb: Materials of 9 Kuznetsov Readings: Theses, Yekaterinburg, 5 - 7 Feb., 1998 / Under the Editorship of Prof. L.G. Babenko. - Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 1998. - P. 3-11.
2. Babenko, L.G. From the Editor [Text]. Lexicon Studying in Space Variation (Instead of Introduction) / L.G. Babenko // Russian Verbal Lexicon: Denotative Space: Monogr. / Under Edition of L.G.Babenko. - Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 1999. - P. 7-21.
3. Beloshitsky, A.V. Students’ Subjectivity Forming in Educational Process of Higher School [Text] / A.V. Beloshitsky, I.F. Berezhnaya // Pedagogics. - 2006. - № 5. - P. 60-66.
4. Dal, V. Explanatory Dictionary of Live Great Russian Language [Text]: In 4 V. / V. Dal.
- SPb.: "Diamant" Open Company, 1996. - V. 3. - 560 p.
8. Dictionary of Russian [Text] / Under the Editorship of A. P. Evgenieva: In 4 V. - V. 3.
- 2nd Ed. - М: The Russian Language, 1981-1984. - 750 p.
5. Efremova, T. F. Modern Explanatory Dictionary of Russian [Text]: In 3 V. / T.F. Efremova. - М,Astrel, 2006. - V. 2. - 1160 p.
7. Kubryakova, E.S. The Language of Spaces and the Space of Language [Text]: (To Problem Setting) / E.S. Kubryakova // News of the Russian Academy of Sciences. Literature and Language Series.- 1997. - № 3. - P. 5-25.
9. Philosophical Encyclopaedic Dictionary [Text] / Under the Editorship of L.F. Ilyichev, et al. - М: Soviet Encyclopaedia, 1983. - 839 p.
6. Zeer, E. F. Personality-Developing Professional Training [Text] / E.F. Zeer. - Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State Prof.-Ped. Un-ty», 2006. - 170 p.