УДК 159.9
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ
© Ф. С. Муфтахова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 229 96 04.
E-mail: [email protected]
Обращение к анализу эмоционального выгорания мотивировано ситуациями, при которых человек ощущает симптоматику душевных потерь вследствие длительного психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. Автор полагает, что наиболее доступным в качестве психокоррекционных мер является комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания, то есть методы психологической саморегуляции.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, симптоматика душевных потерь,
«burnout» теория стресса Г. Селье, синдром профессиональной деформации, психотерапевтическая работа, психологическая профилактика.
В отечественной психологии первые упоминания об этом феномене можно найти в работах Б. Г. Ананьева, который употреблял аналогичный понятию «выгорание» термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек» и связанного с межличностными отношениями [1]. Однако данный феномен был только зафиксирован, но не подтвержден дальнейшими эмпирическими разработками. В последние годы интерес к исследованию феномена снова возрос благодаря работам, посвященным изучению стресса, в том числе профессионального. И хотя термин «выгорание» не употреблялся, однако его сущность была определена довольно четко.
В конце 90-х годов этот термин в его первоначальном смысле вновь стал предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии. Работы в основном носили либо постановочный характер, либо имели узкую эмпирическую направленность. При этом содержание понятия полностью заимствовалось из зарубежной литературы.
Вместе с тем нет однозначной точки зрения на само определение выгорания, его основные симптомы и механизмы возникновения; имеются противоречивые взгляды относительно динамики возникновения выгорания; недостаточно проработаны вопросы связи и выгорания и его влияния на различные подструктуры личности [2]. Все это требует анализа существующего состояния проблемы выгорания в отечественной психологии, определения ключевых проблем его изучения и перспектив их решения.
Впервые феномен психического выгорания появился не как исследовательский конструкт, а как социальная проблема. Наблюдение за большим количеством работников показало, что они испытывают постоянное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Этот процесс протекал около года и сопровождался рядом умственных и физических симптомов.
Для обозначения феномена выгорания Х. Фроуденбергер ввел специальный термин «burnout» (выгорание), который ранее использовался в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков [3]. Одновременно с клиническими наблюдениями явления Х. Фроуденбергер социальный психолог К. Маслак, занимаясь исследованием когнитивных стратегий людей, используемых для борьбы с эмоциональным возбуждением, установила, что исследуемые ею феномены оказывают влияние на профессиональную идентификацию и поведение работников. По чистой случайности она обнаружила, что юристы называют этот феномен «выгорание». Дальнейшее использование этого термина показало однозначное его понимание всеми испытуемыми [4].
Хотелось бы отметить, что выделенные нами некоторые проблемы и направления в исследовании выгорания являются своеобразной формой реализации идеи, которую высказала в одной из своих работ известный исследователь выгорания Кристина Маслак: «Признавая, как много нам еще необходимо узнать о профессиональных опасностях выгорания, было бы поспешно и, вероятно, не нужно требовать определенных ответов на данную проблему... И хотя пока мы уверены, что решим ее, мы думаем, что у нас есть некоторая довольно ясная программа, как это можно сделать» [5].
В последние годы теоретическая и эмпирическая разработка проблемы достигла определенного прогресса, выразившегося в единой точке зрения исследователей относительно операциональной структуры выгорания, появлении валидных методик его диагностики [6, 7] .
В западной литературе дискутируется вопрос о синдроме «burnout», предметом изучения которого является адаптация и дезадаптация человека в его профессиональной деятельности. Х. Фроуденбергер в 1974 г. впервые описывает «burnout», под которым определил психологическое состояние здоровых лю-
дей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [8].
К. Маслак определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, для которого характерно развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.
При переводе английского термина «burnout» на русский язык отечественными авторами использовались разные объяснения:
- синдром эмоционального сгорания - это новейший, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия;
- синдром эмоционального выгорания является одним из аспектов профессиональной деформации личности и представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения;
- синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, развитие которого происходит из профессиональной адаптации;
- синдром эмоционального выгорания - термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса.
На сегодняшний день как в западной, так и в отечественной науке до сих пор не разработано единого патогенетического механизма развития «burnout», его причин возникновения, нет общепринятой, научно обоснованной модели терапии и реабилитации специалистов, подверженных эмоциональной деформации; дискутируется вопрос о специфичности синдрома [9]. Среди факторов, приведших к сложившемуся положению дел, можно выделить следующие [10]:
1. Относительная новизна данной проблемы. Хотя профессионалы «горели» и раньше (описание синдрома эмоционального выгорания у врачей можно встретить уже в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Палата №6»), но внимание к данной проблеме было привлечено только в 1974 году Х. Фроуденбергер.
2. Существует тенденция трактовки синдрома выгорания с позиции теории стресса, что нивелирует влияние профессиональной деятельности на личностные изменения. Например, Кинг возражал против термина «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например, посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией или «хандрой» (в более корректном психиатрическом термине -дистимией). Л. Морроу рассматривает термин «burnout» как «странную психиатрическую химеру». Другие устанавливали связи с существующими моделями, например, теорией общего стресса и т.д.
3. Недостаточное внимание социальных институтов к данной проблеме, результатом чего является рост потерь рабочего времени и текучка кадров.
4. Дефицит специалистов, умеющих оказывать профессиональную, качественную, своевременную помощь «нуждающимся профессионалам».
5. Ограничения, налагаемые описательным подходом в изучении «синдрома эмоционального выгорания», которые дали основания ряду исследователей (М. Буриш, Слабинский В. Ю. Усанина С. В.) утверждать, что «. выгорание - это не научный конструкт, а запоминающаяся и неточная метафора».
В настоящее время многие авторы показывают свое отношение к синдрому выгорания с позиции теории стресса Г. Селье, что значительно ограничивает контекст рассмотрения профессиональной деформации, т.к. не учитывает влияние профессиональной деятельности и адаптацию личности к профессиональным обязанностям. Наиболее перспективным представляется развитие эмоционального выгорания через внутриличностный конфликт профессионала, который формируется в результате личностной адаптации к выполнению тех или иных профессиональных обязанностей. С целью устранения существующей путаницы в терминологии предлагается остановиться на едином переводе «burnout» - «синдром профессиональной деформации» или профессиональная деформация личности, так как данная трактовка включает в себя все вышеуказанные синдромы (выгорание, перегорание, сгорание) и указывает на причину возникновения этих состояний - профессиональную деятельность и ее влияние на личностные изменения. Термины «профессиональная деформация» или «синдром профессиональной деформации» гораздо шире, чем явления, традиционно обозначаемые как «синдром профессионального выгорания (сгорания) и обозначает весь комплекс личностных и характерологических изменений, которые происходят в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
На данном этапе изучения синдрома «эмоционального выгорания» большинство авторов рассматривает его либо как долговременную стрессовую реакцию, либо как синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов, хотя некоторые исследователи выдвигают другую точку зрения - синдром эмоционального выгорания можно рассматривать как психологический механизм защиты на избранные психотравмирующие воздействия.
В общем понимании эмоциональное выгорание - это комплекс симптомов, включающих как психологические, так и физиологические составляющие, или как реакция на психотравмирующую, чаще профессиональную ситуацию.
Как отмечают западные психологи, история изучения выгорания в американской науке прошла две фазы, и в последнее десятилетие исследования этого психического состояния выходят на качественно новый уровень научного познания.
Первый этап - это фаза «поисков». Цель, стоявшая перед учеными, заключалась в том, чтобы исследовать природу и операционализировать понятие «выгорание личности». Объектом исследования были специалисты «помогающих профессий» (врачи, психологи, психиатры).
На данной фазе феномен выгорания изучался в двух направлениях - психиатрическом и социально-психологическом. Именно представитель психиатрического (или клинического) направления Х. Фроуденбергер изучал характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Следовательно, симптомы выгорания и сущность психического здоровья были предметами исследования психиатрического направления.
Необходимо отметить, что в англоязычной психологической литературе следует отличать термин «burnout» от психиатрического термина «burn out». Последний связан с остаточными явлениями шизофрении, симптомика которых проявляется иначе.
Второй подход, с которым связаны исследования выгорания на фазе «поисков», был социальнопсихологический. Концепт «выгорания» как трех-симптомного комплекса сформулировали К. Маслак и ее коллеги [11]. Первая статья, посвященная данной проблеме, появилась в 1978 году. К. Маслак как социальный психолог изучала взаимодействие людей в ситуационном контексте работы. К ситуативным факторам были отнесены: а) большое количество клиентов; б) преобладание негативной обратной связи от клиента; в) недостаток личностных ресурсов для совладения стрессом.
В 80-х годах началась методологическая фаза в изучении синдрома выгорания. Основной фокус был направлен на оценку данного психического состояния. Составлялись опросники, и разрабатывалась методология исследования в рамках индустриальноорганизационной психологии. В 1981 г. К. Маслак был опубликован инструмент МВ1 для измерения выгорания [11]. При этом выгорание стало пониматься как форма трудового стресса, которая связана с понятиями удовлетворенности трудом, организационной культуры и текучести кадров. Индустриальноорганизационный подход объединил клиническое и психологическое направление изучения выгорания.
С середины 1990-х годов изучение синдрома выгорания в американской психологии вышло на качественно новый уровень - помимо факторов предметом исследования выступили другие аспекты данного психологического феномена.
Во-первых, выгорание стало изучаться не только в широком круге социальных профессий, но и у офисных работников, военнослужащих, руководителей. Объектом диагностики становятся представители профессий из «несоциальной сферы» (программисты, летчики и т. д.).
Во-вторых, исследования выгорания опираются на разработанную методологию. К. Маслак сформулировала выгорание не только как форму, но и как результат хронического стресса в труде. Данное психическое состояние развивается под воздействием шести «областей» организационных факторов. Она считает, что в трудовой деятельности существует 6 групп стрессовых факторов: «рабочие нагрузки», «контроль и автономность сотрудника», «восприятие вознаграждения», «психологическая совместимость сотрудника с деятельностью и коллегами», «восприятие справедливости» и «конгруэнтность ценностей работника с декларируемыми/скрытыми ценностями организации» [12].
В-третьих, стал разнообразнее психодиагностический инструментарий. На данном этапе зарубежные психологи измеряют выгорание с помощью нескольких тестов: МВ1 (The Maslach Burnout Inventory), SBS (The Staff Burnout Scale) и The Tedium Scale [13]. Самым распространенным тестом по измерению выгорания является МВ1, все остальные разрабатываются на его основе.
В-четвертых, предметом исследования американских психологов выступил антипод выгорания. В качестве такового Маслак было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду [14].
В-пятых, наблюдается «выход» синдрома выгорания из узкого толкования его в рамках трудовой деятельности и приобретение им статуса экзистенциального явления. «Выгорающий» или «выгоревший» человек ощущает симптоматику душевных потерь вследствие длительного психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. В результате возникает психическое (субъективное) и физическое неблагополучие, снижается или утрачивается трудовая активность и работоспособность, исчезает удовлетворенность качеством жизни и осуществлением смысла жизни.
В. Е. Орел пишет «Американские психологи выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности» [15].
Можно отметить, что на современном этапе американской науки исследования выгорания ведутся как в психологии стрессовых состояний, так и в рамках психологии профессиональной деятельности и экзистенциальной психологии.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которые подвержены влиянию феномена профессионального выгорания. В последнее время проблема исследования профессионального выгорания встала особенно остро. Актуальность ее обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном про-
цессе. Профессиональную деятельность педагога отличает эмоциональная и коммуникативная загруженность. Коммуникативная деятельность характеризуется высокой интенсивностью и напряженностью общения, широкой сетью контактов разного уровня. Ответственный характер деятельности педагогов обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома профессионального выгорания. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос об организации психологической профилактики данного синдрома. Особенно это важно для молодых сотрудников, так как большинство из них ощущают нехватку практического опыта работы, поэтому возникает ощущение некомпетентности. Следовательно, необходима специальная подготовка к возможной эмоциональной перегрузке, формирование у них соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии.
В психотерапевтической работе можно выделить два важных направления:
- в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих человека в его жизни и труде, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и др.;
- в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, которые прогнозируются в ходе психодиагностики, то есть личностное направление [16].
Мы полагаем, что наиболее доступным в качестве психокоррекционных мер являются комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию
эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания, то есть методы психологической саморегуляции.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
2. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005. -330 с.
3. Freudenberger H. J. // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159-165.
4. Maslach C. Burned-ouf // Human Behavior. 1976. Vol. 5(9). P. 16-22.
5. Maslach C., Goldberg J. // Applied & Preventive Psychology. 1998. Vol. 7. P. 63-74.
6. Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W. B. Shaufeli, C. Maslach, T. Marek. Washington DC: Taylor & Francis, 1993. -299 p.
7. Schaufeli W. B., Enzmann D. The burnout companion to study and plactice: A critical analysis. Washington DC:Taylor & France, 1998. -220.
8. Ларенцова Л. И. Профессиональный стресс врачей стоматологов и методы его коррекции: дис. ... докт. мед. наук. М., 2003.
9. Орел В. Е. // Психологический журнал. 2001. Т. 22. С. 90-101.
10. Психосоматическая медицина: руководство для врачей / Под редакцией П. И. Сидорова. М.: Медпрессинформ, 2006. -586 с.
11. Maslach C. M., Schaufeli W. B., Leiter M. P. (2001) Job durnout. In S. T. Fiske, D. L. Schacter, C. Zahn Waxler. Annual Review of Psychology, Vol 52, P. 397-422.
12. Leiter M. P., Maslach C. Banishing durnout: six strategies for improving your relationship with work Jossey-Bass, Imprint, 2205. -193 p.
13. Arthur N. M. // Journal of Counseling and Development. 1990. Vol. 69. P. 186-189.
14. Maslach C. M. // Current Directions in Psychological Science. Vol. 12. 2003. P. 189-192.
15. Орел В. Е. // Психологический журнал. 2001. №1. С. 90-101.
16. Реан А. А., Баранов А. А. // Вопросы психологии. 1997. №1. С.45-55.
Поступила в редакцию 24.09.2008 г.