Научная статья на тему 'Изучение проблем профессиональной адаптации молодых специалистов к условиям фармацевтического рынка'

Изучение проблем профессиональной адаптации молодых специалистов к условиям фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
527
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / PHARMACEUTICAL MARKET / ВЫСШЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGH PHARMACEUTICAL EDUCATION / VET IN PHARMACY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдырева Е. В.

Данная статья посвящена изучению проблем профессиональной адаптации молодых специалистов к условиям фармацевтического рынка. В настоящее время фармацевтический рынок относится к среде неопределенности, что характеризуется высокими рисками. В связи с этим предъявляют новые требования к управлению человеческими ресурсами в фармацевтической отрасли, в том числе и управлению молодыми специалистами в период адаптации. Под молодыми специалистами понимаются молодые граждане, впервые поступившие на работу непосредственно после окончания образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования (независимо от формы получения образования) и работающие по полученной специальности до истечения трехлетнего срока с момента окончания образовательного учреждения. Проведен социологический опрос молодых специалистов со стажем работы не более 3 лет. Задачами данного исследования явились проведение анкетирования выпускников фармацевтических факультетов, определение факторов, влияющих на профессиональную адаптацию и определение адаптированности специалистов на рынке труда. Анализ показал, что большинство молодых специалистов удовлетворены своим выбором специальности, а это положительный фактор вхождения выпускника в профессиональную сферу. Однако, с увеличением стажа работы, уменьшается удовлетворенность выбранной специальности. Также на процесс адаптации выпускников влияют отношения в коллективе, уровень знаний и навыков, полученных в ВУЗе, наличие опытного наставника и, конечно же, интерес молодого специалиста к работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болдырева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING PROBLEMS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS TO THE CONDITIONS OF PHARMACEUTICAL MARKET

This article is devoted to the study of problems of professional adaptation of young specialists to the conditions of the pharmaceutical market. At present, the pharmaceutical market is a medium of uncertainty, which is characterized by high risks. In this regard, new requirements are imposed on the management of human resources in the pharmaceutical industry, including the management of young specialists in the period of adaptation. Young professionals are understood to mean young citizens who first came to work immediately after completing an educational institution of secondary vocational or higher vocational education (regardless of the form of getting an education) and working on the acquired specialty before the expiration of a three-year term from the end of the educational institution. A sociological survey of young specialists with an experience of no more than 3 years has been carried out. The objectives of this study was to conduct a survey of graduates of the pharmaceutical faculties, determine the factors that affect professional adaptation and determine the adaptation of specialists in the labor market. The analysis showed that the majority of young professionals are satisfied with their choice of specialty, and this is a positive factor for the graduate entering the professional sphere. However, with an increase in the length of service, the satisfaction of the chosen specialty decreases. Also, the process of adaptation of graduates is influenced by the relations in the team, the level of knowledge and skills obtained in the university, the presence of an experienced mentor and, of course, the interest of a young specialist to work.

Текст научной работы на тему «Изучение проблем профессиональной адаптации молодых специалистов к условиям фармацевтического рынка»

2018, том 20 [4]

—-ЕЧС»^-—

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-4-28-35

УДК 615:37

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К УСЛОВИЯМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Болдырева Е.В.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», г. Воронеж, Российская Федерация

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблем профессиональной адаптации молодых специалистов к условиям фармацевтического рынка. В настоящее время фармацевтический рынок относится к среде неопределенности, что характеризуется высокими рисками. В связи с этим предъявляют новые требования к управлению человеческими ресурсами в фармацевтической отрасли, в том числе и управлению молодыми специалистами в период адаптации. Под молодыми специалистами понимаются молодые граждане, впервые поступившие на работу непосредственно после окончания образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования (независимо от формы получения образования) и работающие по полученной специальности до истечения трехлетнего срока с момента окончания образовательного учреждения. Проведен социологический опрос молодых специалистов со стажем работы не более 3 лет. Задачами данного исследования явились проведение анкетирования выпускников фармацевтических факультетов, определение факторов, влияющих на профессиональную адаптацию и определение адаптированности специалистов на рынке труда. Анализ показал, что большинство молодых специалистов удовлетворены своим выбором специальности, а это положительный фактор вхождения выпускника в профессиональную сферу. Однако, с увеличением стажа работы, уменьшается удовлетворенность выбранной специальности. Также на процесс адаптации выпускников влияют отношения в коллективе, уровень знаний и навыков, полученных в ВУЗе, наличие опытного наставника и, конечно же, интерес молодого специалиста к работе.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, адаптация, фармацевтический рынок, высшее фармацевтическое образование, среднее фармацевтическое образование.

В настоящее время фармацевтический рынок относится к среде неопределенности, что характеризуется высокими рисками. В связи с этим предъявляют новые требования к управлению человеческими ресурсами в фармацевтической отрасли, в том числе и управлению молодыми специалистами в период адаптации.

Под молодыми специалистами понимаются

молодые граждане, впервые поступившие на работу непосредственно после окончания образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования (независимо от формы получения образования) и работающие по полученной специальности до истечения трехлетнего срока с момента окончания образовательного учреждения [1].

~ 28 ~

—--—

На успешное прохождение профессиональной адаптации фармацевтических работников влияют следующие социальные и психологические факторы: мотивация выбора профессии, высокий уровень «профессионального выгорания», сроки, условия и особенности освоения на рабочем месте, оценка удовлетворенности условиями, характером, организацией и оплатой труда [2, 3, 4].

Нами был проведен социологический опрос молодых специалистов со стажем работы не более 3 лет. Целью данного опроса явилось изучение проблем профессиональной адаптации специалистов к условиям фармацевтического рынка. Задачи:

• проведение анкетирования выпускников фармацевтических факультетов;

• определение факторов, влияющих на профессиональную адаптацию;

• определение адаптированности специалистов на рынке труда.

Также анкетирование показало, что 57% провизоров имеют или получают специальность «Управление и экономика фармации», 12% -«Фармацевтическая химия и фармакогнозия»,

Анкета содержала 22 вопроса. Проведенный анализ ответов позволил выявить мнение респондентов об их уровне теоретической и практической подготовки на фармацевтическом факультете, их отношение к выполняемой деятельности, удовлетворенность выбором специальности и критериев, влияющих на адаптацию фармацевтических работников.

Нами было роздано и обработано 137 анкет, анализ 100 анкет показал, что 90% опрошенных -женщины, 10% - мужчины. 71% анкетируемых были в возрасте от 22-25 со стажем работы 1-2 года.

Результаты анкетирования показали (рисунок 1), что 59% опрошенных окончили Воронежский государственный университет (ВГУ), 22% - Воронежскую государственную медицинскую академию (ВГМА), 14% - Курский государственный медицинский университет (КГМУ), 4% - Воронежский базовый медицинский колледж (ВБМК) и 1% - Пятигорскую государственную фармацев-

11% - «Фармацевтическая технология», а 20% составляют фармацевты, имеющие специальность «Фармация» (рисунок 2).

тическую академию (ПГФА).

Рис.1. Распределение наименование учебного заведения

~ 29 ~

—--—

УЭФ ФТ Фармация

|ФХиФТ ИУЭФ ЬФТ «Фармация Рис.2. Соотношение специальностей фармацевтических работников

88% респондентов работают в аптечных организациях, 4% в организациях оптовой торговли,

Должность провизора (провизора, провизора-технолога, провизора-аналитика) занимают 70% анкетируемых, 20% работают фармацевтами, 5%

Проведенное исследование позволило выявить, что 43% анкетируемых устроились на работу в течение месяца после окончания ВУЗа, 35% - до окончания ВУЗа, 19% - в течение 3х ме-

по 2% в органах государственной власти и 3% в фармацевтических компаниях (рисунок 3).

- в должности медицинского представителя, 3% -заведующими фармацевтической организацией и 2% занимают прочие должности (рисунок 4).

сяцев. И лишь 3% опрашиваемых пришлось затратить больше времени на поиск работы. Важно отметить, что 69% респондентов нашли работу

АО ООТ ОГВ ФЗ ФК

Рис.3. Соотношение места работы молодых специалистов

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рис.4. Распределение должностей фармацевтических работников

~ 30 ~

—--—

самостоятельно, 25% устроились по рекомендации, 5% по публикациям в газетах и 1% с помощью ярмарки вакансий, которая проходит в ВГУ.

В процессе анкетирования было установлено, что 93% опрошенных работают по специально-

сти. Однако, с увеличением стажа работы, уменьшается удовлетворенность выбранной специальности. Так, 80% выпускников со стажем работы до 1 года полностью удовлетворены выбранной специальностью, и 51% фармацевтических работ-

ников со стажем 2-3 года (рисунок 5). Полностью да ИПока не знаю ■ Поменяю профессию «Полностью нет

ПОЛНОСТЬЮ ДА

ПОКА НЕ ЗНАЮ

ПОМЕНЯЮ ПРОФЕССИЮ

ПОЛНОСТЬЮ НЕТ

Рис.5. Удовлетворенность выбранной специальностью фармацевтических работников со

стажем 2-3 года

С целью объяснения данной тенденции к снижению удовлетворенности нами был изучен ряд критериев адаптации. Вначале изучили, как выпускники оценивают свою вузовскую подготовку. 14% респондентов не смогли ее оценить, 23% считают, что подготовлены и практически, и теоретически. 52% опрошенных признались, что не хватает практических навыков, 7% - не хватает теоретических знаний, 4% выпускников считают, что они не подготовлены ни практически, ни теоретически.

Далее нами были изучены решающие факторы при устройстве на работу. При выборе места работы 33% делали акцент на заработную плату, 30% на месторасположение, 15% опрошенных опирались на хороший коллектив организации,

11% на престижность организации и 11% отметили возможность карьерного роста.

По результатам опроса установлено, что 32% хотят остаться в той же организации, но с более высоким окладом, 22% готовы остаться в той же должности и с тем же окладом, но 30% желают сменить организацию и найти работу в другом месте.

Большую роль в процессе профессиональной адаптации играет наличие наставника [5]. Было установлено, что у 61% респондентов был наставник, который помогал. Однако, 4% опрошенным наставники только мешали. Так же следует обратить внимание, что 35% выпускников разбирались во всем сами и 25% нуждались в помощи (рисунок 6).

~ 31 ~

—--—

Наставник Разбирались Разбирались Был наставник, помогал сами сами, помощь который мешал

не нужна

Рис.6. Прохождение адаптации на рабочем месте

Важным элементом адаптации считается и профессиональная подготовка. Наиболее адаптированы в организации те специалисты, чьи знания и способности соответствуют уровню сложности выполняемых ими задач. Такими оказались 42% опрошенных. По 29% респондентов разделились. Одни считают, что могли бы выполнять более сложную работу, другим требуется дополнительный опыт и знания.

Потребность в совершенствовании способа выполнения своих непосредственных обязанностей является так же немаловажным критерием адаптации к профессиональной деятельности. В ходе анкетирования было установлено, что у 80%

Данное анкетирование помогло установить мнение молодых специалистов, относительно карьерного роста. 33% респондентов считают, что продвижение по карьерной лестнице зависит от опыта работника, проработавшим в организации более одного года, также 32% считают, продвижение зависит от профессиональных способностей,

есть идеи по усовершенствованию выполнения своей работы. Лишь 20% респондентов не видят ничего, что могли бы изменить.

Также в результате опроса установлено, что 48% респондентов успешно влились в коллектив и эффективно взаимодействуют со всеми коллегами. Включенность в неформальные межличностные отношения является благоприятным фактором для социально - психологической адаптации молодого специалиста. 49% опрошенных завели дружеские отношения с несколькими сотрудниками, 2% лишь с одним и 1% анкетированных не завел никаких неформальных отношений в коллективе (рисунок 7).

24% - от эффективности работы. Следует отметить, что 11% опрошенных считают, что продвижение по карьерной лестнице зависит от личной симпатии руководителя.

Также данное анкетирование позволило определить причины увольнения работников. Наиболее частой причиной увольнения работников из

Рис.7. Дружеские отношения в коллективе

—--—

~ 32 ~

—--—

организации явилась неудовлетворенность заработной платой - 46% респондентов, 22% опрошенных отметили факт, что выполняемая работа не интересна работнику, 11% - не устраивает график работы, 6% - напряженные отношения с коллегами, 5% - не возможности карьерного роста. Следует отметить, что 10% сотрудников увольняются по причине неуважительного отношения руководства организации.

Важно, что 45% опрошенных считают свою работу важной для организации, 14% респондентов гордятся тем, чем занимаются, а 38% считают, что

На заключительном этапе было определено, с какими проблемами чаще всего сталкиваются молодые специалисты в своей работе и 55% ответили, что сталкиваются с неудовлетворительными условиями труда, 16% опрошенных затяги-

результаты не соответствуют затраченным усилиям, и лишь 3% анкетированных называют свою работу скучной и неинтересной.

Следует обратить внимание, что только 52% анкетированных принимают решения самостоятельно, 47% прибегают к помощи более опытных коллег. Это говорит о том, что молодым специалисты не хватает уверенности в своих знаниях и навыках, но в то же время это говорит об уважении к коллегам и доверии их опыту. Лишь 1% пытается вовсе уйти от принятия решения (рисунок 8).

вают решения при появлении задач, 14% сталкиваются с проблемой вхождения в новый коллектив, у 5% - отсутствие наставника, а 10% анкетируемых не устраивает содержание выполняемой работы (рисунок 9).

Не устраивает содержание выполняемой работы Затягивание решений при появлении задач Неудовлетворительные условия труда Вхождение в новый коллектив

10%

16%

55%

14%

Отсутсвие наставника 5%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис.8. Распределение ответов по самостоятельности принятия решения

Рис.9. Проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются молодые специалисты в своей работе

—--—

~ 33 ~

—--—

Таким образом, анализ показал, что большинство молодых специалистов удовлетворены своим выбором специальности, а это положительный фактор вхождения выпускника в профессиональную сферу. Однако, с увеличением стажа работы, уменьшается удовлетворенность выбранной специальности. Также на процесс адаптации выпускников влияют отношения в коллективе, уровень знаний и навыков, полученных в ВУЗе, наличие опытного наставника и, конечно же, интерес молодого специалиста к работе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Молодой специалист: особенности трудовых отношений. - Режим доступа: http:// http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.03.2018)

[2] Алова Н.Н. Подготовка и использование фармацевтических кадров (XIX-XX-XXI века) на примере Санкт-Петербурга: автореф. дисс. канд. фарм. наук. - Санкт-Петербург, 2004. - 28 с.

[3] Кушникова Н.Т. Научное обоснование методических подходов к рациональному использованию кадровых ресурсов аптечных организаций в условиях конкурентной среды: автореф. дис. канд. фармац. наук. - Тюмень, 2005. - 24 с.

[4] Михина Л.П., Кукуева Л.Л. Исследование факторов, влияющих на адаптацию молодых специалистов фармацевтических организаций / Л.П. Михина, Л.Л. Кукуева // Сборник материалов: Всероссийский Съезд фармацевтических работников. М., —28 апреля 2014 г. - с. 159-163.

[5] Белов М.Н. Пензенский государственный университет. Роль наставничества в адаптации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ckt-sшus.m/artides.htm_(дата обращения: 16.03.2018)

STUDYING PROBLEMS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS TO THE CONDITIONS OF PHARMACEUTICAL MARKET

Boldyreva E. V.

Voronezh state university, Voronezh, Russian Federation

Annotation. This article is devoted to the study of problems of professional adaptation of young specialists to the conditions of the pharmaceutical market. At present, the pharmaceutical market is a medium of uncertainty, which is characterized by high risks. In this regard, new requirements are imposed on the management of human resources in the pharmaceutical industry, including the management of young specialists in the period of adaptation. Young professionals are understood to mean young citizens who first came to work immediately after completing an educational institution of secondary vocational or higher vocational education (regardless of the form of getting an education) and working on the acquired specialty before the expiration of a three-year term from the end of the educational institution. A sociological survey of young specialists with an experience of no more than 3 years has been carried out. The objectives of this study was to conduct a survey of graduates of the pharmaceutical faculties, determine the factors that affect professional adaptation and determine the adaptation of specialists in the labor market. The analysis showed that the majority of young professionals are satisfied with their choice of specialty, and this is a positive factor for the graduate entering the professional sphere. However, with an increase in the length of service, the satisfaction of the chosen specialty decreases. Also, the process of adaptation of graduates is influenced by the relations in the team, the level of knowledge and skills obtained in the university, the presence of an experienced mentor and, of course, the interest of a young specialist to work. Key words: professional adaptation, adaptation, pharmaceutical market, high pharmaceutical education, VET in pharmacy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

~ 34 ~

—--—

REFERENCES

[1] Molodoj specialist: osobennosti trudovyh otnoshenij. - Rezhim dostupa: http:// http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 14.03.2018)

[2] Alova N.N. Podgotovka i ispol'zovanie farmacevticheskih kadrov (XIX-XX-XXI veka) na primere Sankt-Peterburga: avtoref. diss. kand. farm. nauk. - Sankt-Peterburg, 2004. - 28 p.

[3] Kushnikova N.T. Nauchnoe obosnovanie metodicheskih podhodov k racional'nomu ispol'zovaniju kadrovyh resursov aptechnyh

organizacij v uslovijah konkurentnoj sredy: avtoref. dis. kand. farmac. nauk. - Tjumen', 2005. - 24 p.

[4] Mihina L.P., Kukueva L.L. Issledovanie faktorov, vlijajushhih na adaptaciju molodyh specialistov farmacevticheskih organizacij / L.P. Mihina, L.L. Kukueva // Sbornik materialov: Vserossijskij S#ezd farmacevticheskih rabotnikov. M., —28 aprelja 2014 g.- p. 159-163.

[5] Belov M.N. Penzenskij gosudarstvennyj universitet. Rol' nastavnichestva v adaptacii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www.ckt-sirius.ru/articles.htm (data obrashhenija: 16.03.2018)

~ 35 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.