Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФРЕТТИНГ-ПОВРЕЖДЕНИЙ МЕХАНИЧЕСКОГО УЗЛА'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФРЕТТИНГ-ПОВРЕЖДЕНИЙ МЕХАНИЧЕСКОГО УЗЛА Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОЛТОВОЙ УЗЕЛ / КОНТАКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗОНА ПОВРЕЖДЕНИЯ / ФРЕТТИНГ / ЗАКОН РАМБЕРГА-ОСГУДА / НАПРЯЖЕНИЯ ФОН МИЗЕСА

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Кириллова В.А., Рыбакова Л.Ю.

Исследование проблемы фреттинг-повреждения механического узла, скрепленного болтами в трех измерениях, требует анализа полей напряжений в декартовых координатах по углу и радиусу контактных площадок. Это также требует определения положения зарождения и распространения трещины. В этом исследовании мы сосредоточимся на численном моделировании с использованием ANSYS. Результаты, полученные в виде узловых решений, детально показывают положения концентраций напряжений и формирование болтового узла. Контактная поверхность между пластинами (или контактными элементами) характеризуется контактным давлением, сцеплением и зазором. Полученные результаты позволили определить напряжение, вызвавшее зарождение и распространение трещины, а также положение поврежденного участка фреттингом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PROBLEMS OF FRETTING DAMAGE OF A MECHANICAL ASSEMBLY

The study of the problem of fretting damage to a mechanical assembly bolted in three dimensions requires the analysis of stress fields in Cartesian coordinates along the angle and radius of contact pads. It also requires determining the location of the crack initiation and propagation. In this study, we will focus on numerical simulation using ANSYS. The results obtained in the form of nodal solutions show in detail the positions of stress concentrations and the formation of the bolted assembly. The contact surface between plates (or contact elements) is characterized by contact pressure, adhesion and clearance. The results obtained made it possible to determine the stress that caused the initiation and propagation of a crack, as well as the position of the damaged area by fretting.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФРЕТТИНГ-ПОВРЕЖДЕНИЙ МЕХАНИЧЕСКОГО УЗЛА»

Изучение проблем фреттинг-повреждений механического узла

В.А. Кириллова, Л.Ю. Рыбакова Самарский государственный технический университет

Аннотация: Исследование проблемы фреттинг-повреждения механического узла, скрепленного болтами в трех измерениях, требует анализа полей напряжений в декартовых координатах по углу и радиусу контактных площадок. Это также требует определения положения зарождения и распространения трещины. В данном исследовании мы сосредоточимся на численном моделировании с использованием АКБУБ. Результаты, полученные в виде узловых решений, детально показывают положения концентраций напряжений и формирование болтового узла. Контактная поверхность между пластинами (или контактными элементами) характеризуется контактным давлением, сцеплением и зазором. Полученные результаты позволили определить напряжение, вызвавшее зарождение и распространение трещины, а также положение поврежденного участка фреттингом.

Ключевые слова: болтовой узел, контактное моделирование, зона повреждения, фреттинг, закон Рамберга-Осгуда, напряжения Фон Мизеса.

Введение: Фреттинг-усталость наблюдалась во многих промышленных механических компонентах, таких, как болтовые соединения, крепления дисков лопаток в турбинах, тросы и валы с термоусадкой. С недавних пор по работам над феноменом фреттинга, были реализованы существенные улучшения в испытаниях и стандартизации этого явления, экспериментальных наблюдениях, механизмах повреждения, моделировании, промышленных примерах, а также в использовании покрытий или смазки для сведения к минимуму явления истирания на границе раздела [1-3].

Нормальная контактная нагрузка и относительное смещение являются ключевыми факторами, определяющими фреттинг-износ или фреттинг-усталость [4-5]. Влияние геометрии контактной кромки на фреттинг-усталостное поведение полного контакта изучалось с использованием двумерной упругопластической конечно-элементной модели конфигурации контакта для расчета рисков растрескивания для полного контакта и почти полная контактная геометрия.

В исследовании была разработана трехмерная модель конечных элементов для прогнозирования механического поведения болтовых соединений. Результаты показали, что фреттинг-усталостная долговечность уменьшалась при увеличении объемного напряжения, а также при увеличении предварительного натяга. В данной работе исследуется положение концентрации напряжений, а также напряжений, вызывающих зарождение и распространение трещин при усталостном фреттинге. Кроме того, поврежденная зона фреттинга выявляется по полям деформаций и перемещений с помощью численного моделирования [6-8].

Конечно-элементное моделирование. Была создана трехмерная модель конструкции с соответствующими размерами с использованием ПК ANSYS для определения и проведения анализа поля напряжений в зоне контакта

Материал. Материал, используемый для моделирования плоского компонента двойного соединения внахлестку, представляет собой алюминиевый сплав 7075-T6. Материал для болта - высокопрочная и высококачественная легированная сталь (стальной болт AJAX класс 8.8 и стальной болт UNBRAKO класс 12.8). Типичные модуль Юнга и коэффициент Пуассона для этого материала составляют 210 000 МПа и 0,3 соответственно.

Предполагалось, что поведение материалов (алюминиевый сплав 7075-T6), используемых в этом исследовании, следует закону Рамберга-Осгуда.

Закон Рамберга-Осгуда [9]:

о = Ese + Ке£ ,

где а - предел текучести; Е - модуль упругости; ге, £р - компоненты нормальных и касательных деформаций; К - коэффициент прочности.

Геометрия модели. На рис.1 представлена геометрия болтового соединения, рассмотренного в этом численном анализе.

Рис. 1. - Геометрия соединения внахлестку из алюминиевого сплава

7075-Т6

Детали конечно-элементной модели и сборочной сетки на механическом соединении представлены на рис.2.

Рис. 2. - Детальная модель из конечных элементов: механического узла

Теория добавочной пластичности введена в моделирование нелинейности материала (упруго - пластический анализ). В качестве подхода к решению нелинейных уравнений с помощью конечных элементов используется итерационный метод Ньютона-Рафсона [10].

Стресс-анализ. Полярная координата выбрана для моделирования, чтобы хорошо определить различные положения и ориентации в зоне контакта.

Декартова координата: — 2 5 < х < 2 5 м м, и — 1 2 . 5 < у < 1 2 . 5

Заметим, что величина этого напряжения ст^ 0 п м¿5 е5 = 2 69. 3 1 М п а постоянна, а его распределение одинаково по всей поверхности контактной площадки, поэтому оно не локализовано в определенном положении между краем отверстия и краем контактной площадки.

Результаты и обсуждение

Распределение напряжений в зоне контакта. Эти результаты не могут точно предсказать положение начала. Следовательно, по результатам можно найти значение напряжения для локализации места зарождения трещины в зоне контакта. Был проведен детальный анализ каждой составляющей напряжения между отверстием и краями зоны контакта в численной модели с целью анализа совместное влияние момента затяжки 0 = 106,6° и циклической нагрузки ^=12 кН) на распределение поля напряжений и правильное определение места зарождения трещины в зоне контакта. Рассмотрим распределение касательных напряжений в зоне контакта, представленных на рис.3, 4.

Из рис.3, 4 видно, что знак всех составляющих напряжения по лучу (аху; ау2; аж), приподнятый между краем отверстия и край контактной площадки положительный. Напряжения (аху; ау2) принимают постоянные значения аху = 200 МПа и ау2 = 95 МПа независимо от значения луча. Напряжение ах2 принимает максимальное значение ах2 =247 МПа на краю отверстия г = 2,5 мм и уменьшается до при г =7,5 мм. Затем она увеличивается до максимального значения ах2 = 248 МПа на краю контактной площадки г = 12,5 мм.

Рис. 3. - Распределение касательного напряжения в зоне контакта оху =

f(r,ey,oyz = f(r,e)

Рис. 4. - Распределение касательного напряжения в зоне контакта

°xz = fir, в)

Изо-значение распределения напряжения в контакте. Чтения этих графиков рис.5, 6 указывает на то, что знак всех напряжений по углу (а^; а^; аж), обнаруженных между край, а край контактной площадки положителен. Каждое напряжение (а^; а^) является постоянным независимо от 0 < 0 < 360°, а напряжение (аж) меняются в зависимости от угла.

М Инженерный вестник Дона, №9 (2022) ¡vdon.ru/ru/magazine/archive/n9y2022/7901

Рис. 5. - Изо-значения распределения касательного напряжения в зоне контакта аху = fir, в); ayz = fir, в)

¿жягез

Рис. 6. - Изо-величины распределения касательного напряжения в зоне

контакта axz = fir, в)

Однако напряжение сдвига принимает минимальное значение = 247 МПа для 0 = 178,81° при 180° и непрерывно увеличивается до максимального значения axz = 248 МПа для 0 = 0°. Можно заметить, что поле напряжений в зависимости от направления циклической нагрузки принимает значительную величину.

Заключение

Численное моделирование, выполненное в 3D, позволяет описать реальное поведение болтового соединения при фреттинг-усталости. Полученные результаты показывают, что момент затяжки играет важную роль в передаче нагрузки.

На распределение поля напряжений влияют несколько параметров, которые можно резюмировать ниже:

• Технологические параметры, связанные с конструкцией.

• Числовые параметры, представленные количеством элементов и шагом времени вычисления.

• Детали с высокой концентрацией напряжений фон Мизеса, как правило, находятся в крепежных деталях и дорожках трения, вызывая механические явления (трещины, износ, разрыв... и т.д.).

• Интенсивность крутящего момента вызывает увеличение эквивалентных напряжений фон Мизеса и увеличение касательных напряжений, а также увеличение нормальных напряжений в пластинах.

• Напряжения фон Мизеса в плитах заметно увеличиваются, когда поперечная циклическая нагрузка и крутящий момент сочетаются.

Литература

1. Голего Н.Л., Алябьев А.Я., Шевеля В.В. Фреттинг-коррозия металлов. Киев: Техника, 1974. 272 с.

2. Семин М.И., Стреляев Д.В. Расчеты соединений элементов конструкций из композитных материалов на прочность и долговечность. М.: Латмэс, 1996. 288 с.

3. Петухов А.Н. Прогнозирование характеристик сопротивления усталости конструкционных материалов с учётом влияния эксплуатационных повреждений фреттингом. Механическая усталость металлов. Киев: Наукова Думка, 1983. С. 381-386.

4. Гура Г.С. Качение тел с трением. Фреттинг: монография. Сочи: Дория, 2009. 294 с.

5. Гельфанд М.П., Ципенюк Я.И. Сборка резьбовых соединений. М.: Машиностроение, 1978. 109 с.

6. Биргер И.А., Иосилевич Г.Б. Резьбовые соединения. М.: Мащиностроение, 1973. 256 с.

7. Stolarski T.A. Rolling contacts. London: Professional Engineering Publishing Limited. 2000. 446 p.

8. Isaev M.S. Applications of Finite Element Analysis in Structural Engineering. Proceedings International Conference on Computer Aided Engineering. 2007. pp. 26-58.

9. Лавыгин Д.С., Леонтьев В.Л. Алгоритм смешанного метода конечных элементов решения задач теории отказов // Инженерный вестник Дона, 2013. №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1910

10. Устименко Е.Е., Скачков С.В. Метод конечных элементов // Инженерный вестник Дона. 2019. №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2019/5768

References

1. Golego N.L., Aljab'ev A.Ja., Shevelja V.V. Fretting-korrozija metallov. [Fretting-corrosion of metals]. Kiev: Tehnika, 1974. 272 p.

2. Semin M.I., Strelyayev D.V. Raschety soyedineniy elementov konstruktsiy iz kompozitnykh materialov na prochnost i dolgovechnost. [Calculations of joints of structural elements made of composite materials for strength and durability]. M.: Latmes. 1996. 288 p.

3. Petuhov A.N. Prognozirovanie harakteristik soprotivlenija ustalosti konstrukcionnyh materialov s uchjotom vlijanija jekspluatacionnyh povrezhdenij frettingom. Mehanicheskaja ustalost' metallov. [Prediction of fatigue resistance characteristics of structural materials taking into account the impact of operational damage by fretting. Mechanical fatigue of metals]. Kiev: Naukova Dumka, 1983. pp. 381-386.

4. Gura G.S. Kachenie tel s treniem. Fretting: monografija. [Rolling of bodies with friction. Fretting: a monograph]. Sochi: Dorija, 2009. 294 p.

5. Gel'fand M.P., Cipenjuk Ja.I. Sborka rez'bovyh soedinenij. [Assembly of threaded connections]. M.: Mashinostroenie, 1978. 109 p.

6. Birger I.A., Iosilevich G.B. Rez'bovye soedinenija. [Threaded connections]. M.: Mashhinostroenie, 1973. 256 p.

7. Stolarski T.A. Rolling contacts. London: Professional Engineering Publishing Limited. 2000. 446 p.

8. Isaev M.S. Applications of Finite Element Analysis in Structural Engineering. Proceedings International Conference on Computer Aided Engineering. 2007. pp. 26-58.

9. Lavygin D.S., Leontev V.L. Inzhenernyj vestnik Dona. 2013. №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1910

10. Ustimenko E.E., Skachkov S.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2019. №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2019/5768

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.