Научная статья на тему 'Изучение представлений об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения'

Изучение представлений об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
486
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИЯХ / ЭКСПРЕССИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЯД / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / EMOTIONAL DEVELOPMENT / EMOTIONAL PHENOMENON / EMOTIONAL MODALITY / IDEAS ABOUT EMOTIONS / EXPRESSION / EMOTIONAL SERIES / CHILDREN WITH VISUAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зубкова Вера Петровна

В статье на основе результатов экспериментального исследования рассматриваются представления об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зубкова Вера Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of notions about the expressive component of emotions among children with visual disorders

Basing on the results of the experimental research, the author of the paper considers the notions about the expressive component of emotions among children with visual disorders.

Текст научной работы на тему «Изучение представлений об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения»

В. П. Зубкова

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭКСПРЕССИВНОМ КОМПОНЕНТЕ ЭМОЦИЙ

У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Работа представлена кафедрой тифлопедагогики. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л. В. Фомичева

В статье на основе результатов экспериментального исследования рассматриваются представления об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения.

123

Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональное явление, эмоциональная модальность, представления об эмоциях, экспрессия, эмоциональный ряд, дети с нарушением зрения.

V. Zubkova

STUDYING OF NOTIONS ABOUT THE EXPRESSIVE COMPONENT OF EMOTIONS AMONG CHILDREN WITH VISUAL DISORDERS

Basing on the results of the experimental research, the author of the paper considers the notions about the expressive component of emotions among children with visual disorders.

Key words: emotional development, emotional phenomenon, emotional modality, ideas about emotions, expression, emotional series, children with visual disorders.

Структурной единицей когнитивного компонента эмоциональных образований являются представления об эмоциях, которые в психологии рассматриваются как результат познавательной деятельности ребенка и определяются как совокупность знаний об эмоциональном явлении, включающем в себя знания о ряде эмоциональных модальностей, о содержании эмоциональных переживаний (импрессивный компонент), об эталоне экспрессии (экспрессивный компонент), о социально-культурных нормах эмоционального выражения и о вербальном обозначении эмоций.

Развитие представлений об эмоциях в онтогенезе определяется закономерностями развития способности ребенка на уровне представлений опознавать эмоцию. Это требует нормального функционирования зрительной системы, которая, являясь неотъемлемой частью всей сенсорно-перцептивной организации ребенка, стимулирует развитие интереса содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний, способности ориентироваться в мимических и пантомимических признаках различных эмоций и соотнесения их с определенным значением, что позволяет ребенку уже в дошкольном возрасте визуализировать чувственный опыт.

В случае нарушения зрения существенно ограничивается естественная стимуляция зрительной системы, вследствие чего процесс визуализации чувственного опыта происходит

замедленными темпами, что затрудняет ребенку с нарушением зрения получение сенсорно-перцептивного опыта, как у нормально видящих, и не может не определять особенностей их представлений об эмоциях.

В связи с этим экспериментальное исследование, охватившее две категории детей: 80 дошкольников с функциональными расстройствами зрения и 80 дошкольников с нормальным зрением в возрасте от 3 до 7 лет, было направлено на изучение представлений об эмоциях, и в частности об экспрессивных компонентах эмоций.

Среди участвовавших в эксперименте дошкольников с нарушением зрения выявлены следующие клинические формы зрительных расстройств: гиперметропия - у 38,75% детей, астигматизм - у 43,75%, амблиопия разной степени тяжести - у 33,75% детей, содружественно-сходящееся косоглазие - у 51,25% детей.

Представления об экспрессивных компонентах эмоций в ходе экспериментального исследования изучались, во-первых, в процессе демонстрации детьми заданного экспериментатором эмоционального состояния (мальчика-девочки) и, во-вторых, в процессе воспроизведения детьми заданного эмоционального состояния персонажа сказки или мультфильма.

Сравнительные результаты, полученные в ходе изучения представлений об экспрессивных компонентах эмоций у детей с нару-

шением зрения и нормально видящих детей, подтвердили определяющее значение мимики и показали, что испытуемые обеих категорий, как правило, использовали мимику как основное выразительное средство и определяющий компонент экспрессии. Это подтверждается и количественными показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Количественные показатели использования детьми экспрессии при демонстрации эмоций

В то же время, как свидетельствуют данные, приведенные в таблице, дети с нарушением зрения, как, впрочем, и их нормально видящие сверстники, менее всего используют пантомимику как экспрессивное выражение эмоций. Эти данные подтверждают тот факт, что пантомимика в отрыве от мимики не несет эмоционально-смысловую нагрузку и поэтому практически не используется детьми для экспрессивного выражения эмоций.

Вместе с тем у детей с нарушением зрения наблюдаются более низкие показатели использования пантомимики (3,75%) в отличие от нормально видящих сверстников (7,58,75%), что может свидетельствовать о трудностях использования пантомимических проявлений детьми со зрительной патологией.

Анализируя данные о совместном использовании детьми двух компонентов экспрессии - мимики и пантомимики, необходимо отметить следующее. Во-первых, совместное использование детьми обеих кате-

горий двух компонентов экспрессии - мимики и пантомимики - превышало показатели использования одного экспрессивного компонента - пантомимики, что еще раз подтверждает тот факт, что пантомимика в отрыве от мимики не является достаточной эмоционально-смысловой информационной базой и чаще используется дошкольниками совместно с мимикой. Так, дети с нарушением зрения использовали мимику совместно с пантомимикой при экспрессивном выражении эмоций в 11,25% в первом случае и 22,5% во втором случае, нормально видящие дети - 18,75 и 25% соответственно. Во-вторых, дети с нарушением зрения уступали нормально видящим сверстникам не только в количественном, но и в качественном отношении, так как совместно использованные экспрессивные компоненты (мимика и пантомимика) отличались однообразием, невыразительностью, повтором, иногда выражались в одиночных движениях рук с ограниченным количеством их двигательных вариантов.

Анализ полученных результатов также констатирует, что дети с нарушением зрения использовали мимику при экспрессивном выражении эмоций чаще в 1,2 раза, чем их нормально видящие сверстники, что может свидетельствовать о трудностях воспроизведения эмоций детьми с нарушением зрения при помощи жестов и позы. Нормально видящие дети реже, чем их сверстники с нарушением зрения, использовали мимику при экспрессивном выражении эмоций, что объясняется более частым использованием пантомимики и совместным использованием мимики и пантомимики. Это позволяет предположить, что использование жестов и позы у нормально видящих детей, в отличие от детей с нарушением зрения, происходит успешнее за счет более полного и точного освоения данных экспрессивных проявлений в чувственном опыте.

Однако несмотря на то что дети с нарушением зрения чаще, чем нормально видящие, использовали мимику, она была более однообразная и невыразительная, что может свидетельствовать о неразвитости у детей с нарушением зрения экспрессивно-мышечно-

Экспрессивные средства выражения эмоций Первое задание: «Демонстрация заданного эмоционального состояния (мальчика-девочки)» Второе задание: «Воспроизведение заданного эмоционального состояния персонажа сказки или мультфильма»

Норма зрение Нарушения зрения Норма зрение Нарушения зрения

Мимика 59 (73,75%) 68 (85%) 53 (66,25%) 57 (71,25%)

Пантомимика 6 (7,5%) 3 (3,75%) 7 (8,75%) 3 (3,75%)

Мимика+пантомимика 15 (18,75%) 9 (11,25%) 20 (25%) 18 (22,5%)

го аппарата, а также указывает на трудности обработки получаемой детьми с нарушением зрения сенсорно-перцептивной информации.

Как в первом, так и во втором задании, а именно в процессе воспроизведения детьми эмоционального состояния персонажа сказки или мультфильма, определяющим компонентом экспрессии для испытуемых обеих категорий по-прежнему выступала мимика, что подтверждается и количественными показателями, приведенными в табл. 1. Однако, как видно из таблицы, дети с нарушением зрения, впрочем, как и нормально видящие дети, реже использовали мимику при воспроизведении эмоционального состояния в сравнении с первым заданием (в 1,2 раза - дети с нарушением зрения; в 1,1 раза - нормально видящие дети). В то же время, в сравнении с результатами первого задания, дети с нарушением зрения в 2 раза, а нормально видящие дети в 1,3 раза чаще использовали мимику совместно с пантомимикой при вос-

произведении эмоциональных состояний персонажей. Полученные данные позволяют предположить, что при воспроизведении эмоциональных состояний того или иного персонажа дети опираются на уже имеющиеся, пусть и не вполне достаточные и точные, представления об экспрессивных компонентах эмоций, полученные ранее в процессе восприятия, что и облегчает детям воспроизведение заданного эмоционального состояния персонажа по подражанию ранее воспринятому образу, в то время как для демонстрации собственного эмоционального состояния нужен определенный, ранее пережитый эмоциональный опыт, который у дошкольников с нарушением зрения недостаточен, что обусловлено особенностями развития их сенсорно-перцептивной сферы.

Далее необходимо отметить, зависимость использования испытуемыми мимики от модальности эмоционального ряда, что наглядно отражено на рис. 1.

66,25% 73,75% 60,00% 63,75% 56,25%

80 00% 85,00% 56,25% 68,75% 52,50%

веселыи печальный испуганным сердитым удивленным

□нормально видящие

□дети с нарушением зрения

Рис. 1. Использование испытуемыми мимики при демонстрации эмоционального ряда

Как видно, наиболее характерным для испытуемых обеих категорий является использование мимики для демонстрации таких экспрессивно-различимых эмоциональных состояний, как «веселый» (80% - дети с нарушением зрения; 66,25% - нормально видящие дети), «печальный» (85% - дети с нарушением зрения; 73,75% - нормально видящие дети), «сердитый» (68,75% - дети с нарушением зрения; 63,75% - нормально видящие дети). Данные показатели могут сви-

детельствовать о более успешном формировании социально-перцептивных эталонов перечисленных эмоций у детей, благодаря достаточно высокой различимости экспрессивных проявлений названных эмоций и более успешному их усвоению детьми в эмоционально-индивидуальном опыте.

В то же время дети обеих категорий испытывали большие трудности при демонстрации менее экспрессивно-различимых эмоциональных состояний, таких как «удивлен-

ный» (52,5% - дети с нарушением зрения; 56,25% - нормально видящие дети) и «испуганный» (56,25% - дети с нарушением зрения; 60% - нормально видящие дети).

Зависимость экспрессии от модальности эмоционального ряда можно было наблюдать и при совместном использовании детьми мимики и пантомимики, что показано на рис. 2.

26,25%

13,75%

11,25%

1,25%

17,50%

13,75%

20,00%

10,00%

13,75%

2,50%

веселый печальный испуганным сердитым удивленным

Рис. 2. Совместное использование испытуемыми мимики и пантомимики при демонстрации эмоционального ряда

Наиболее успешно дети демонстрировали, используя совместно мимику и пантомимику, такие эмоциональные состояния, как «веселый» (13,75% детей с нарушением зрения; 26,25% нормально видящих детей), «испуганный» (13,75% детей с нарушением зрения; 17,5% нормально видящих детей), «сердитый» (10% детей с нарушением зрения; 20% нормально видящих детей). Полученные результаты еще раз подтверждают, что экспрессивные проявления данных эмоций легче осваиваются не только нормально видящими детьми, но и детьми с нарушением зрения, благодаря более высокой контрастности внешних проявлений и большей различимости экспрессии обозначенных эмоций.

Таким образом, процесс интерпретации результатов экспериментального изучения представлений об экспрессивном компоненте эмоций позволил выявить ряд особенностей

данных представлений у дошкольников с нарушением зрения, а именно:

• сужение круга данных представлений;

• трудности практического овладения экспрессивными компонентами эмоций;

• использование мимики как основного экспрессивного средства;

• зависимость экспрессивных проявлений от модальности эмоционального ряда;

• трудности воспроизведения менее экспрессивно-различимых эмоциональных состояний.

Обозначенные особенности указывают на то, что зрительные нарушения, сужая сенсорно-перцептивные возможности, препятствуют полноценному развитию представлений об экспрессивных проявлениях эмоций у детей с нарушением зрения, оказывают отрицательное влияние на адекватное восприятие внешне выраженных эмоциональных состояний, а следовательно, и на их адекватное отражение (воспроизведение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.