© Коллектив авторов, 2021 УДК 614.2
Жидкова Е. А.1,2, Гутор Е. М.2, ВилькМ. Ф.3, Панкова В. Б.3, Онищенко Г. Г.4, Гуревич К. Г.1,5
ИЗУЧЕНИЕ ПОЗИЦИИ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ
ОТРАСЛИ
'ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава РФ, 127473, Москва, Россия; 2Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «РЖД», 123557, Москва, Россия; 3ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, 125438, Москва, Россия; 4ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский
Университет), 119146, Москва, Россия; 5ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента
здравоохранения города Москвы», 115088, Москва, Россия
Цель: определение факторов риска, повышающих вероятность развития неинфекционных заболеваний (НИЗ) у работников железнодорожной отрасли, а также значений состояния условий для ведения сотрудниками здорового образа жизни (ЗОЖ).
Материалы и методы. Опрошено 13 595 человек. Анкета содержала 49 вопросов по основным компонентам ЗОЖ, составленных на основе инструментария STEPS.
Результаты. Более 93% респондентов согласны с тем, что сам человек несет ответственность за свое здоровье, в то же время в полной степени ведению ЗОЖ соответствуют лишь 11% опрошенных. Ценовой фактор при выборе продуктов является определяющим для 54% респондентов, 80% сотрудников компании питаются тем, что принесли из дома. Занимаются физической культурой, спортом, оздоровительной гимнастикой менее половины сотрудников компании. Доля лиц, вовлеченных в физическую активность, несколько выше среди молодых сотрудников (54% против 44% среди работников в возрасте 36 лет и старше). Более 213 участников опроса не курят (при этом 30% курили ранее, но смогли бросить). Среди женщин доля некурящих выше (86%) по сравнению с мужчинами (64%).
Заключение. На основании полученных данных можно сделать вывод о преобладании ответственного отношения сотрудников компании к своему здоровью. В то же время ряд негативных практик достаточно широко распространен. Эти результаты указывают на необходимость продвижения ценностей и практик ЗОЖ. Ключевые слова: здоровый образ жизни; железнодорожный транспорт; факторы риска.
Для цитирования: Жидкова Е. А., Гутор Е. М., Вильк М. Ф., Панкова В. Б., Онищенко Г. Г., Гуревич К. Г. Изучение позиции к здоровью и здоровому образу жизни у работников железнодорожной отрасли. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(спецвыпуск):1350—1357. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-S2-1350-1357
Для корреспонденции: Гуревич Константин Георгиевич; е-mail: [email protected]
ZhidkovaE. A.'■2, GutorE. M.2, VilkM. F.3, Pankova V. B.3, Onishchenko G. G.4, GurevichK. G.h5
STUDY OF THE POSITION TOWARDS HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE OF RAILWAY WORKERS
1A. I. Evdokimov Moscow State Medical and Dental University of the Ministry of Health of the Russian Federation,
127473, Moscow, Russia;
2Central Directorate of Health — branch of JSC «Russian Railways», 123557, Moscow, Russia;
3All-Russian Research Institute of Railway Hygiene of Rospotrebnadzor, 125438, Moscow, Russia;
4I. M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia (Sechenov University),
119146, Moscow, Russia;
5Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department,
115088, Moscow, Russia
Purpose: determination of the risk factors increasing the probability of development of non-communicable diseases at employees of the railway industry and also value of a condition of conditions for maintaining the healthy lifestyle by employees.
Materials and methods. 13,595 people were interviewed (1.5% of the staff). The questionnaire contained 49 questions on the main components of healthy lifestyle, compiled on the basis of the STEPS toolkit.
Results. More than 93% of respondents agree that the person himself is responsible for his health, while only 11% of respondents correspond to the full extent of healthy lifestyle. The price factor when choosing products is decisive for 54% of respondents. 80% of the company's employees feed on what they brought from home. Less than half of the company's employees are engaged in physical education, sports, recreational gymnastics; would like to do, but now 40% do not do it. The proportion of persons involved in physical activity is slightly higher among young employees (54% versus 44% among workers aged 36 years and over). More than 213 of the survey participants do not smoke (while 30% smoked earlier, but were able to quit). Among women, the proportion of non-smokers is higher (86%) compared to men (64%). Conclusion. Based on the data obtained, it is possible to conclude that the company employees responsible attitude towards their health prevails. At the same time, a number of negative practices are quite widespread. These results point to the need to advance the values and practices of healthy lifestyle. Keywords: healthy lifestyle; rail transport; risk factors.
For citation: Zhidkova E. A., Gutor E. M., Vilk M. F., Pankova of V. B., Onishchenko G. G., Gurevich K. G. Study of the position towards health and healthy lifestyle of railway workers. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(Special Issue):1350—1357 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s2-1350-1357 For correspondence: Konstantin G. Gurevich; е-mail: [email protected] Source of funding. The research had no sponsor support. Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.
Received 15.07.2021 Accepted 10.09.2021
Актуальность исследования
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) населения, контроль неинфекционных заболеваний (НИЗ) и профилактика — одна из важнейших задач здравоохранения России [1]. Основные НИЗ являются ведущей причиной временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения и оказывают негативное воздействие на социально-экономическое положение как конкретного работодателя, так и страны в целом [2—4].
В структуре смертности в Российской Федерации от НИЗ наибольшая доля приходится на сердечнососудистые заболевания (болезни системы кровообращения), злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и пищеварения, а также «внешние причины», в том числе летальные случаи от алкогольного отравления [5]. При этом доказано, что табакокурение, употребление алкоголя, низкий уровень физической активности и нездоровое питание повышают риск смерти от НИЗ [6].
Среди работников компании ОАО «РЖД», являющейся крупнейшим работодателем России, представленным практически во всех ее регионах, также наблюдаются различия показателей заболеваемости работников в зависимости от половой принадлежности, возрастной группы и конкретного месторасположения [7, 8]. Однако исследования факторов риска развития НИЗ среди работников железнодорожной отрасли не проводились, что обусловило актуальность настоящей работы.
Цель исследования: определение факторов риска, повышающих вероятность развития НИЗ у работников железнодорожной отрасли, а также значение состояния условий для ведения сотрудниками ЗОЖ.
Материалы и методы
Настоящее исследование одобрено решением межвузовского комитета по этике.
Исследование проведено методом онлайн-анке-тирования работников 18 функциональных филиалов и Регионального центра корпоративного управления 16 железных дорог, аппаратов управления функциональных филиалов, департаментов и структурных подразделений ОАО «РЖД».
Характеристика работников, включенных в исследование
ОАО Мужчи- Женщи- ОАО Мужчи- Женщи-
Возраст, лет «РЖД» ны ны «РЖД» ны ны
проценты абсолютное число
18—25 8,0 8,3 7,3 1085 500 552
26—30 14,2 16,0 10,0 1932 966 754
31—35 17,0 18,3 13,8 2313 1109 1044
36—40 21,0 21,6 19,6 2855 1305 1481
41—45 16,1 15,3 18,0 2185 923 1360
46—50 11,4 10,0 14,9 1556 606 1123
51—60 11,5 9,7 15,8 1557 584 1190
61 и старше 0,8 0,9 0,5 112 57 41
Всего... 100 44,5 55,5 13595 6049 7546
Общий объем онлайн-опроса — 13 595 человек или 1,5% штатной численности работников (таблица). Сроки проведения опроса: январь—февраль 2020 г.
Для отбора респондентов использована квотная выборка. Квотирование осуществлялось по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональные филиалы, профессиональные категории сотрудников. Полученные данные прошли процедуру «взвешивания» (в соответствии с численностью работников железных дорог, функциональных филиалов, представителей женского и мужского пола, разных возрастных категорий).
Анкета содержала общую часть (5 вопросов), паспортную часть (6 вопросов) и 5 блоков вопросов по основным компонентам ЗОЖ, составленных на основе инструментария STEPS [9] — всего 49 вопросов:
• режим труда и отдыха — 6;
• питание — 8;
• физическая активность — 6;
• превентивная медицина — 11;
• вредные привычки — 6.
Ответы на большинство вопросов были закрытыми, в ряде случаев предполагался ответ «другое» с комментариями анкетируемого. Вопросы предполагали как единичный, так и множественный выбор.
К тем работникам, кто в полной мере следует принципам ЗОЖ, в соответствии с отечественными рекомендациями [10], были отнесены респонденты:
• ориентирующиеся на качество и полезность продуктов, репутацию производителя при выборе продуктов питания;
• занимающиеся спортом не реже 1 раза в неделю;
• не курящие в настоящее время;
• не употребляющие алкоголь с вредными последствиями для здоровья (не употребляющие алкоголь совсем или употребляющие его реже, чем 1 раз в неделю, и в небольших количествах).
Статистическая обработка проводилась с помощью критерия Кракслера—Уолиса и метода х2. Использовали программы «MS Excel 2013» и «Statistica for Windows 13.0». Все приведенные результаты достоверны с p < 0,05.
Результаты
Проведенное исследование показало, что среди работников компании существует разрыв между их мнением о важности своего здоровья и ЗОЖ и фактическими действиями по сохранению и укреплению здоровья. Так, более 93% респондентов согласны с тем, что сам человек несет ответственность за свое здоровье. При этом лишь около трети респондентов (32,1%) заявили, что они придерживаются ЗОЖ. В то же время в полной степени ведения ЗОЖ соответствуют лишь 11% опрошенных.
К основным препятствиям для ведения ЗОЖ участники опроса относят нехватку времени и боль-
Рис. 1. Значимость факторов, препятствующих ведению ЗОЖ работниками, в целом по железнодорожной отрасли и по категориям должности (сумма больше 100%, т. к. респонденты могли дать 1—2 варианта ответа).
шую нагрузку на работе (эти факторы отмечались руководителями и специалистами чаще, чем представителями других категорий). Значимыми барьерами на пути к ведению ЗОЖ, по мнению участников опроса, также являются нехватка финансовых средств (специалисты и служащие чаще, чем другие группы сотрудников, отмечали этот фактор); отсутствие мотивации, лень; невозможность отказаться от вредных привычек; последняя причина в большей степени актуальна для представителей рабочих профессий (рис. 1).
Ценовой фактор при выборе продуктов является определяющим для более чем половины респондентов (54% участников опроса заявили, что руководствуются стоимостью продуктов при их выборе). В то же время второе место по значимости (и первое для руководителей и специалистов) при выборе продуктов занимает их качество, в связи с чем можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознанности работников по вопросу питания (рис. 2).
В течение рабочего дня почти 80% сотрудников компании питаются тем, что принесли из дома (это характерно в большей степени для служащих и рабочих, в меньшей — для руководителей). Обедают в
столовых на предприятиях железнодорожной отрасли лишь 13% респондентов, в других столовых или кафе — 8%. При этом руководители и специалисты чаще, по сравнению с другими категориями работников, не обедают в течение рабочего дня.
Единственной категорией рабочих, в которой доля пользующихся столовой значимо выше среднего, являются члены локомотивных бригад (машинисты, помощники машинистов): 30% из них питаются в производственных столовых. Основная причина того, что работники не питаются в производственных столовых, по данным опроса, состоит в том, что на предприятиях и в шаговой доступности учреждения общепита отсутствуют (этот фактор отметили 70% респондентов, не посещающих столовые). На отказ от посещения столовых там, где они есть, влияют в первую очередь высокие цены, ограниченный выбор и низкое качество блюд, а также неудобство расположения столовых.
Следует отметить, что работники, посещающие столовую, ниже остальных параметров оценили именно уровень цен и их соответствие качеству питания, ассортимент блюд в столовой и возможность найти полезную для здоровья пищу в производственных столовых. При этом иметь возможность
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Чем Вы руководствуетесь в первую очередь при покупке продуктов питания?», в целом по железнодорожной отрасли и по категориям (сумма больше 100%, т. к. респонденты могли дать 1—2 варианта ответа).
выбрать блюда здорового питания в столовой на предприятии хотели бы 2/3 респондентов (66%). В то же время состояние помещений столовых, чистота в них и работа персонала получили в основном положительные оценки респондентов.
Как сам график работы, так и его влияние на образ жизни сотрудников значимо различаются в зависимости от их категории. Так, 86% участвовавших в опросе руководителей отметили, что работают в режиме 5-дневной рабочей недели с ненормированным рабочим днем, вследствие чего им гораздо чаще, по сравнению с другими категориями сотрудников, приходится задерживаться на работе. Служащие в основном имеют сменный график (73% опрошенных), рабочие практически в равной степени отмечали сменный график и пятидневную рабочую неделю с нормированным графиком. Также, по результатам опроса, большинство рабочих и служащих отмечают, что спят не менее 7 ч ежедневно. Среди руководителей и специалистов более половины респондентов отметили, что спят 6 ч и менее, что может негативно влиять на здоровье (рис. 3). Недостаточная длительность сна по результатам опроса также отмечается у женщин по сравнению с работниками-мужчинами. Почти половина участ-
ниц опроса (48%) заявили, что спят 6 ч и менее ежедневно.
Подавляющему большинству участников опроса (84%) не приходилось сталкиваться со сложностями при выходе в отпуск; однако среди руководящего состава этот процент значительно ниже (70%), а с различными сложностями при уходе в отпуск (вынужденный его перенос или вынужденная работа во время отпуска) сталкивались 30% опрошенных руководителей.
Занимаются физической культурой, спортом, оздоровительной гимнастикой («утренней зарядкой» и др.) менее половины сотрудников компании. Хотели бы заниматься, но сейчас не делают этого, 40%; не занимаются физкультурой и не планируют заниматься 12% участников опроса. Следует отметить, что доля вовлеченных в физическую активность несколько выше среди руководителей (56%), а доля тех, кто не проявляет физическую актив -ность и совсем не стремится к ней, выше среди рабочих (15%); тогда как среди специалистов и руководителей таковых только 4—5% опрошенных. Доля лиц, вовлеченных в физическую активность, несколько выше среди молодых сотрудников (54% против 44% среди работников в возрасте 36 лет и
старше). Среди сотрудников, занимающихся физкультурой и спортом, 84% отметили, что делают это как минимум 1 раз в неделю; в то же время доля тех, кто занимается физкультурой ежедневно, составляет лишь 7%. Основной причиной отказа работников от участия в физической активности участники опроса, не занимающиеся физкультурой и спортом на данный момент, назвали недостаток времени (53% респондентов, рис. 4).
Наиболее популярными формами физической активности среди работников компании является тренажерный зал (35%), зимние виды спорта (27%), плавание и другие водные виды спорта (21%). Две трети респондентов занимаются в специализированных местах (в зале, бассейне, фитнес-клубе, на стадионе, на катке и т. д.), в основном самостоятельно (услугами тренера/инструктора пользуются лишь 18% респондентов).
Основными мотивами для занятий спортом у работников выступают укрепление здоровья и улучшение настроения и самочувствия (рис. 5). Такая мотивация характерна как для мужчин, так и для женщин; но следует отметить, что для мужчин на третьем месте по значимости оказался мотив использования физкультуры в качестве формы отдыха, а для женщин — средства достижения красивого телосложения фигуры.
Идея создания зон для занятий физкультурой и спортом (спортзалов, турников, спортплощадок, комнат с тренажерами и др.) на предприятиях нашла поддержку у 74% участников опроса. Более четверти респондентов (27%) заявили, что такие зо-
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Сколько часов в день Вы в среднем спите?», в целом по железнодорожной отрасли и по категориям должности.
в качестве и
ны уже существуют на их предприятиях, а более половины тех, у кого на рабочем месте пока нет возможности заниматься спортом, хотели бы ее получить.
По результатам опроса можно сделать вывод, что по отдельным аспектам большинство работников железнодорожной отрасли осознает ответственность за свое здоровье и принимает меры для его
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Почему Вы не занимаетесь спортом?», в % от сотрудников отрасли, не занимающихся спортом в настоящее время (сумма больше 100%, т. к. респонденты могли дать 1—3 варианта ответа).
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Для чего, с какими целями Вы занимаетесь физкультурой и спортом?», в % от сотрудников отрасли, занимающихся спортом (сумма больше 100%, т. к. респонденты могли дать 1—3 варианта ответа).
сохранения, другим же аспектам ответственного отношения к здоровью сотрудники компании уделяют меньшее внимание.
Только 50% сотрудников заявили, что при наступлении болезни оформляют больничный лист и не выходят на работу (среди руководителей эта группа составляет 19%, среди специалистов — 28%). Остальные работают (дома или на рабочем месте) , несмотря на оформление больничного листа, или переносят болезнь «на ногах» и выходят на работу, не оформляя больничный.
Анализируя распространенность курения среди работников железнодорожной отрасли, можно отметить, что более 2/3 участников опроса заявили о том, что они не курят (при этом 40% никогда не курили, а 30% курили ранее, но смогли бросить). Среди женщин доля некурящих оказалась выше (86%) по сравнению с мужчинами (64%). Наличие листовок и плакатов по профилактике курения на предприятиях отметила почти половина респондентов (48%).
По результатам опроса выявлено, что 74% респондентов употребляют алкоголь, однако большая часть из них (67% от общего числа респондентов) — не чаще одного раза в неделю; 70% от числа употребляющих алкоголь, делают это в небольших количествах, выпивая не более 3 порций алкоголя за один раз (1 порция равна 30 мл крепкого алкоголя, например, водки; 100 мл сухого вина или 300 мл пива). Алкоголь в больших количествах (более 6 порций) регулярно употребляют 24% респондентов; именно такое количество алкоголя может приводить к вредным последствиям для здоровья.
Обсуждение
Проведенное исследование показало, что работники компании, с одной стороны, заявляют о важности заботы о здоровье, осознают свою ответственность за его сохранение, а с другой — во многих случаях не следуют тем практикам, которые необходимы для поддержания и укрепления своего здоровья.
Почти треть респондентов заявила, что, по их мнению, они ведут ЗОЖ; однако всем критериям ведения ЗОЖ соответствует поведение лишь 11% сотрудников. Между тем, сохранение профессионального долголетия работников всегда было и остается приоритетной задачей ОАО «РЖД». Именно работники являются ключевым активом компании [11].
Необходимо отметить, что железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России [12]. Он является связующим звеном единой российской экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. Корпоративная социальная ответственность играет важнейшую роль на всех этапах подготовки и принятия управленческих решений и является важным фактором динамичного развития компании. Сегодня ни одно ключевое решение в структуре ОАО «РЖД» не принимается без учета интересов государства, клиентов, инвесторов и персонала [13].
Актуальность формирования системы ЗОЖ в железнодорожной отрасли определяется высокой ролью заболеваемости работников по причинам НИЗ и, как следствие, формированием трудовых потерь компании [14]. Многие иностранные и отечественные предприятия добились значительных успехов, реализуя корпоративные программы здравоохранения [15, 16].
Например, согласно данным Библиотеки корпоративных программ укрепления здоровья работников 1, разработанной Министерством здравоохранения РФ в августе 2019 г., Сбербанку России в течение 2 лет реализации оздоровительной программы удалось достичь существенного снижения количества дней временной нетрудоспособности — 0,9 на одного сотрудника. Также программа профилактики достигла имиджевой цели в глазах работника. Внедряя мероприятия профилактического характера, АО «Сибирская угольная энергетическая компа-
1ШЬ: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/ natsproektzdravoohranenie/zozh
ния» к 2018 г. отметила снижение частоты и продолжительности заболеваний по следующим нозо-логиям: заболевания органов дыхания (18%), пищеварения (13%), сердечно-сосудистой (29%) и кост-но-мышечной систем (18%). Отмечается также уменьшение как общего числа выявленных случаев профессиональных заболеваний, так и количества работников, которым профессиональное заболевание установлено впервые.
Успешный опыт ОАО «РЖД» также вошел в Библиотеку корпоративных программ укрепления здоровья работников. ОАО «РЖД» имеет репутацию социальной ответственной компании, обеспечивая через высокие стандарты социальное обслуживание своих работников в объеме, значительно превышающем предусмотренный российским законодательством [17—19].
Производственная медицина, медицинское обслуживание в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования, психофизиологическое обеспечение, ежегодная диспансеризация, санаторно-курортное лечение и реабилитация, развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта, проведение акций в рамках тематических дней здоровья, просветительская работа по популяризации ЗОЖ — основа, которая уже заложена и развивается в компании. В некоторых учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД» активно работают профилактические отделения [7, 8, 20].
Как следует из результатов проведенного исследования, деятельность ОАО «РЖД» необходимо направить на усиление профилактической направленности и формирование у работников компании приверженности к ЗОЖ; совершенствование оказания медицинской помощи (диагностики, лечения, реабилитации).
Заключение
Проанализировав практики самосохранительно-го и саморазрушающего поведения у работников железнодорожной отрасли, можно сделать вывод о преобладании ответственного отношения сотрудников компании к своему здоровью. В то же время ряд негативных практик достаточно широко распространен (так, более трети работников продолжает в той или иной мере выполнять свои обязанности при наступлении болезни; 30% респондентов курят, столько же — употребляют алкоголь в количестве, способном вызвать негативные последствия для здоровья; у 60% респондентов отмечен недостаточный уровень физической активности). Эти результаты указывают на необходимость продвижения ценностей и практик ЗОЖ в подразделениях компании.
Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прилипко Н. С., Турбинский В. В., Бобровницкий И. П. Совершенствование нормативно-правовой базы по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в сфере
профилактике неинфекционных заболеваний и проведению мероприятий по формированию здорового образа жизни // Менеджер здравоохранения. 2020. № 3. С. 44—52.
2. Бойцов С. А., Шальнова С. А., Деев А. Д. Эпидемиологическая ситуация как фактор, определяющий стратегию действий по снижению смертности в Российской Федерации // Терапевтический архив. 2020. Т. 92, № 1. С. 4—9.
3. Кобякова О. С., Малых Р. Д., Куликов Е. С. и др. Затратоэф-фективные программы профилактики неинфекционных заболеваний. Часть 1. Уровень законодательства, средств массовой информации и окружающей среды // Артериальная гипертен-зия. 2020. Т. 26, № 1. С. 6—14.
4. Кобякова О. С., Малых Р. Д., Куликов Е. С. и др. Затратоэф-фективные программы профилактики неинфекционных заболеваний. Часть 2. Уровень сообщества, семьи и медицинского специалитета // Артериальная гипертензия. 2020. Т. 26, № 2. С. 146—154.
5. Дмитриев В. Н., Андреева Н. А., Урусова М. А. Заболеваемость взрослого населения Российской Федерации по классам болезней в динамике за 2010—2018 гг. // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2020. № 2. С. 27—32.
6. Захарченко О. О., Терентьева Д. С., Дзюба Н. А. Распространенность и темпы изменения поведенческих и алиментарно-поведенческих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний по данным диспансеризации за период 2013—2019 гг. // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2020. № 1. С. 7—11.
7. Жидкова Е. А., Гутор Е. М., Калинин М. Р., Гуревич К. Г. Охрана здоровья работников локомотивных бригад // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2018. № 3. С. 752—762.
8. Жидкова Е. А., Гутор Е. М., Сорокин М. А. и др. Медицинские аспекты обеспечения безопасности движения в ОАО «Российские железные дороги» // Сеченовский вестник. 2018. № 4. С. 34—40.
9. Эпидемиологический мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении на региональном уровне / под ред. С. А. Бойцова. М.: ГНИЦПМ, 2016. 111 с.
10. Шальнова С. А., Баланова Ю. А., Деев А. Д. и др. Интегральная оценка приверженности здоровому образу жизни как способ мониторинга эффективности профилактических мер // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21, №4. С. 65—72. DOI: 10.17116/profmed201821465.
11. Жидкова Е. А., Гутор Е. М., Калинин М. Р., Гуревич К. Г. Некоторые аспекты оказания медицинской помощи работникам локомотивных бригад в системе РЖД // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2018. № 2. С. 433— 439.
12. Якунин В. И. Российские железные дороги и точки экономического роста — единый контур новой экономики страны // Инициативы XXI века. 2011. № 4—5. С. 7—12.
13. Сведзинская Е. А. Актуализация стратегии развития холдинга «Российские железные дороги» // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12—2. С. 527—530.
14. Каськов Ю. Н., Подкорытов Ю. И. К современному состоянию здоровья работников железнодорожного транспорта России // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2012. № 4. С. 61—64.
15. Андропова О. В. Зарубежный опыт использования корпоративных программ укрепления здоровья // АПК: Экономика, управление. 2020. № 3. С. 91 — 100.
16. Волкова О. А., Смирнова Е. В., Уманов Н. С. Современные подходы к долгосрочному наблюдению пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями в системах здравоохранения зарубежных стран (обзор литературы) // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. № 1—2. С. 26—35.
17. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А., Рышков А. В. Методологические основы экономики товародвижения и перспективы сегментации транспортного рынка // Экономика железных дорог. 2020. № 5. С. 12—21.
18. Федотова Н. В. SWOT-анализ транспортной компании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. № 4. С. 122—125.
19. Семенова Н. Н. Формирование и реализация инвестиционной политики корпорации // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 1. С. 72—83.
20. Логинова В. А. Гигиеническая оценка условий труда и профессионального риска здоровью работников на объектах железнодорожного транспорта // Анализ риска здоровью. 2017. №2 . С. 96—101. Б01: 10.21668/health.risk/2017.2.10.
Поступила 15.07.2021 Принята в печать 10.09.2021
REFERENCES
1. Prilipko N. S., Turbinsky V. V., Bobrovnitsky I. P. Improving the regulatory and legal framework for providing primary health care to the population in the field of prevention of non-communicable diseases and carrying out measures to create a healthy lifestyle . Menedzher zdravookhraneniya. 2020;(3):44—52. (In Russ.)
2. Boitzov S. A., Shalnova S. A., Deev A. D. Epidemiological situation as a factor determining the strategy of actions to reduce mortality in the Russian Federation. Terapevticheskiy arkhiv. 2020;92(1):4—9 . (In Russ.)
3. Kobyakova O. S., Malyh R. D., Kulikov E. S. et al. Cost-effective programs for the prevention of non-communicable diseases. Part 1. Level of legislation, media and environment. Arterial'naya giperten-ziya. 2020;26(1):6—14. (In Russ.)
4. Kobyakova O. S., Malyh R. D., Kulikov E. S. et al. Cost-effective programs for the prevention of non-communicable diseases. Part 2. Level of community, family and medical specialty. Arterial'naya gipertenziya. 2020;26(2):146—154. (In Russ.)
5. Dmitriev V. N., Andreeva N. A., Urusova M. A. Incidence of adult population of the Russian Federation by disease classes in dynamics for 2010—2018. Mediko-sotsialnyye problemy invalidnosti. 2020;(2):27—32. (In Russ.)
6. Zakharchenko O. O., Terentyeva D. S., Dziuba N. A. The prevalence and rate of change in behavioral and alimentary-behavioral risk factors for the development of chronic non-communicable diseases according to medical examination for the period 2013—2019. Zdorovye, demografiya, ekologiya finno-ugorskikh narodov. 2020;(1):7—11. (In Russ.)
7. Zhidkova E. A., Gutor E. M., Kalinin M. R., Gurevich K. G. Protection of the health of employees of locomotive crew. Sistemnyy analiz i upravleniye v biomeditsinskikh sistemakh. 2018;(3):752—762. (In Russ.)
8. Zhitkova E. A., Gutor E. M., Sorokin M. A. et al. Medical aspects of traffic safety in JSC «Russian Railways». Sechenovskiy vestnik. 2018;(4):34—40. (In Russ.)
9. Boitsov S. A., ed. Epidemiological monitoring of risk factors of chronic non-communicable diseases in practical health at the regional level. Moscow: GNICPM, 2016. 111 p. (In Russ.)
10. Shal'nova S. A., Balanova Yu. A., Deev A. D. et al. Integral assessment of commitment to healthy lifestyles as a way to monitor the effectiveness of preventive measures. Profilakticheskaya meditsina. 2018;21(4):65—2. DOI: 10.17116/profmed201821465. (In Russ.)
11. Zhidkova E. A., Gutor E. M., Kalinin M. R., Gurevich K. G. Some aspects of medical care for employees of locomotive brigades in the Russian Railways system. Sistemnyy analiz i upravleniye v biomeditsinskikh sistemakh. 2018;(2):433—439. (In Russ.)
12. Yakunin V. I. Russian railways and points of economic growth are a single circuit of the country's new economy. Initsiativy XXI veka. 2011;(4—5):7—12. (In Russ.)
13. Svedzinskaya E. A. Updating the development strategy of the Russian Railways Holding. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2013;(12— 2):527—530. (In Russ.)
14. Kas'kov Yu. N., Podkorytov Yu. I. To the modern state of health of railway transport workers of Russia. Byulleten' natsionalnogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorovya im-eni N. A. Semashko. 2012;(4):61—64. (In Russ.)
15. Andropova O. V. Foreign experience of using corporate health promotion programs. APK: Ekonomika, upravleniye. 2020;(3):91 —100. (In Russ.)
16. Volkova O. A., Smirnova E. V., Umanov N. S. Modern approaches to long-term surveillance of patients with chronic non-communicable diseases in health systems of foreign countries (literature review). Problemy standartizatsii v zdravookhranenii. 2020;(1 — 2):26—35. (In Russ.)
17. Lapidus B. M., Stepmother D. A., Ryshkov A. V. Methodological foundations of the economy of goods movement and prospects for segmentation of the transport market. Ekonomika zheleznykh dorog. 2020;(5):12—21. (In Russ.)
18. FedotovaN. V. SWOT-analysis of the transport company. Sovre-mennaya nauka: aktualnyye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. 2020;(4):122—125. (In Russ.)
19. Semenova N. N. Formation and implementation of the investment policy of the corporation. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravleniye. 2020;(1):72—83. (In Russ.)
20. Loginova V. A. Hygienic assessment of working conditions and occupational health risks of employees at railway transport facilities. Analiz riska zdorovyu. 2017;(2):96—101. DOI: 10.21668/ health.risk/2017.2.10. (In Russ.)