Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)'

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
332
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
реабилитация / абилитация / социальная реабилитация / семья / ребёнок с инвалидностью. / rehabilitation / habilitation / social rehabilitation / family / child with disabilities.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочина Е.А., Чебодаева Н.А.

В данной статье представлены подробные статистические данные по детям-инвалидам за последние пять лет, проживающим на территории Российской Федерации и Республики Хакасия. Раскрыто наиболее актуальное определение понятия «реабилитация». Приведены некоторые результаты эмпирического исследования, в которых отражены потребности семей воспитывающих ребёнка с инвалидностью в комплексной реабилитации (региональный аспект). Указаны наиболее актуальные проблемы для семей, воспитывающих ребёнка с инвалидностью. Это проблемы медицинского, информационного, педагогического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE NEEDS OF FAMILIES CARRYING OUT A CHILD WITH DISABILITIES IN COMPLEX REHABILITATION (REGIONAL ASPECT)

This article presents detailed statistical data on children with disabilities over the past five years living on the territory of the Russian Federation and the Republic of Khakassia. The most relevant definition of the concept of «rehabilitation» is revealed. Some results of an empirical study are presented, which reflect the needs of families raising a child with disabilities in complex rehabilitation (regional aspect). The most urgent problems for families raising a child with a disability are indicated. These are problems of a medical, informational, and pedagogical nature.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

STUDYING THE NEEDS OF FAMILIES CARRYING OUT A CHILD WITH DISABILITIES IN COMPLEX REHABILITATION (REGIONAL ASPECT)

УДК 36

Кочина Е.А., канд.социол.н., доцент, Медико-психолого-социальный институт, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Россия Чебодаева Н.А., Магистрант ОФО, 2 курс, направления подготовки 39.04.02. «Управление в социальной сфере», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Россия

Kochina E.A., Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Medical-Psychological-Social Institute, Khakass State University named after N.F. Katanova, Abakan, Russia

Chebodaeva N.A., Master student of the OFO, 2 course, areas of training 04/39/02. "Management in the social sphere", Khakass State University named after N.F. Katanova, Abakan, Russia

Аннотация

В данной статье представлены подробные статистические данные по детям-инвалидам за последние пять лет, проживающим на территории Российской Федерации и Республики Хакасия. Раскрыто наиболее актуальное определение понятия «реабилитация». Приведены некоторые результаты эмпирического исследования, в которых отражены потребности семей воспитывающих ребёнка с инвалидностью в комплексной реабилитации (региональный аспект). Указаны наиболее актуальные проблемы для семей,

воспитывающих ребёнка с инвалидностью. Это проблемы медицинского, информационного, педагогического характера.

Abstract

This article presents detailed statistical data on children with disabilities over the past five years living on the territory of the Russian Federation and the Republic of Khakassia. The most relevant definition of the concept of «rehabilitation» is revealed. Some results of an empirical study are presented, which reflect the needs of families raising a child with disabilities in complex rehabilitation (regional aspect). The most urgent problems for families raising a child with a disability are indicated. These are problems of a medical, informational, and pedagogical nature.

Ключевые слова: реабилитация, абилитация, социальная реабилитация, семья, ребёнок с инвалидностью.

Keywords: rehabilitation, habilitation, social rehabilitation, family, child with disabilities.

Как свидетельствуют данные Росстата, общая численность детей-инвалидов в России неуклонно увеличивается. Так, если в 2016 году численность таких детей составляла 617 тыс. человек, в 2017 году она равнялась 636 тыс. детей, в 2018 году - 651 тыс. детей, к 1 января 2019 года - 670 тыс., а к 1 января 2020 года 687 тыс. детей. Соответственно, и для Республики Хакасии динамика роста детей с инвалидностью актуальна, так по данным органов социальной поддержки населения Республики Хакасия на 31 декабря 2020 года на учёте состояло 2180 детей-инвалидов [4]. На 1 января 2020 года - 2163 ребенка-инвалида [3]. На 1 января 2019 года - 2125 детей-инвалидов [2]. На 1 января 2018 года - 2139 детей-инвалидов [1].

Данная социальная категория нуждается в реабилитационных и абилитационных услугах. Проблемы реабилитации и абилитации необходимо решать комплексно, в системе межведомственного взаимодействия, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных и других структур в сфере социальной защиты детей -инвалидов. Об этом также свидетельствует Приказ Министерства труда и

с оциальной защиты РФ от 26 декабря 2017 г. № 875 «Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей -инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)». Соответственно целью данной стати является изучение анализ потребностей семей воспитывающих ребёнка с инвалидностью в комплексной реабилитации.

Как показывает анализ литературных источников, понятие реабилитация, рассматривается как восстановление индивидом утраченных функций организма, отношений и ролей социального функционирования, профессиональных навыков и навыков и умений взаимодействия с окружающим миром. Наряду с понятием реабилитация, употребляется понятие и социальная реабилитация которая рассматривается как создание условий в обществе для восстановления и развития способностей и навыков индивидов самостоятельного социального функционирования [9, с. 82]. То есть, под социальной реабилитацией понимается целый комплекс мероприятий, направленных на получение ребенком представлений об обществе традициях, нормах, ценностных установок, принятых в нем [5, с. 75].

Соответственно социальная категория ребёнок-инвалид - согласно отечественному законодательству, это физическое лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите [6]. В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья. Следовательно, с целью изучения потребностей семей воспитывающих ребёнка с инвалидностью в комплексной реабилитации в Республике Хакасия, нами было проведено эмпирическое исследование в период с 11.11.2020г. по 20.04.2021г. Некоторые результаты данного исследования представлены в данной статье. В качестве инструментария исследования, нами был использован опрос (анкетирование) семей воспитывающих детей с инвалидностью (N=120). Все респонденты женского пола, возраст от 25 до 41 года. С целью выявления потребностей

детей-инвалидов, в услугах реабилитации и (или) абилитации и определения нуждаемости в получении реабилитационных услуг, был проведен опрос семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов. Территориальное распределение семей проживающие на территории Республики Хакасия: г. Абакана, г. Черногорска, г. Саяногорска, г. Абазы, г. Сорска, Аскизского района, Бейского района, Алтайского района, Ширинского района, Орджоникидзевского района, Усть-Абаканского района, Таштыпского района, Боградского района.

Основными источниками доходов семей с детьми-инвалидами являются: заработная плата - 61,3%; пособия - 36,1%; алименты - 16,8%; пенсия - 85,7%; наличие подсобного хозяйства - 2,5%; пенсия по потере кормильца - 0,8%.

Половина семей, из числа опрошенных, отметили, что их дети с инвалидностью получают санаторно-курортное лечение - 49,4%, при этом, 50,6% отметили, что им не предоставляется санаторно-курортное лечение (так как есть наличие противопоказаний: эпилепсия (2,5%) детей, аутизм - (2,5%), расстройство аутистического спектра - (0,8%), иные заболевания - (0,8%). Не получают по иным причинам, исходя из мнения родителей (законных представителей) детей-инвалидов: еще не пробовали брать путевку - 1,7%, ребенок получает реабилитацию в СРЦ - 0,8%, боятся из-за пандемии (вспышки коронавирусной инфекции) - 0,8%, временно не имеют возможности ходить на реабилитацию - 0,8%, ходят в городе на реабилитацию - 0,8%, после пандемии ещё не пробовали - 0,8%, получают лечение на дому - 0,8%, не назначают и не предлагают ребенку - 0,8%, ортопед пишет рекомендации, но специалисты не ставят на очередь - 0,8%, не получают из-за очень огромных очередей - 0,8%, получают раз в четыре года, постоянно стоят в очереди - 0,8%, считают, что подходящих учреждений в нашем регионе для ребёнка с его заболеванием не предусмотрено- 0,8%, в ИПРА пометка «не нуждается» - 0,8%, отказ от социального пакета - 0,8%, получит только предстоящим летом - 0,8%, ребенок не переносит длительные перемещения (дороги) - 0,8%, ждут очередь - 0,8%, в семье два ребенка с инвалидностью, с разными диагнозами (заболеваниями), разорваться родительница не может, помочь не кому, муж работает вахтовым методом - 0,8%, противопоказано - 0,8%.

На вопрос: «В услугах, каких специалистов нуждается ребенок?» Были получены следующие ответы: ребенок нуждается в психологической помощи (61,3 %); в услугах логопеда (59,7%); дефектолога - (64,7%); в адаптивной физической культуре (59,7%); в медицинской помощи разного характера (30%).

Далее, на вопрос об удовлетворённости качеством представляемых услуг, ответы респондентов распределились следующим образом: удовлетворены полностью - 62,2% опрошенных, абсолютно не удовлетворены -30,8% опрошенных. В качестве причин влияющих на удовлетворённость качеством оказания услуг, опрошенными были указаны: ограниченное количество бесплатной реабилитации, задержка выдачи лекарственных препаратов, поверхностный осмотр детей, со стороны врачей, отсутствие постоянного педагогического сопровождения детей, сбой электронных очередей, слабый уровень подготовки специалистов, которые предоставляют услуги.

При выявлении нуждаемости ребенка (семьи) в социальном сопровождении со стороны специалистов, были получены следующие результаты: 46,6% респондентов считает, что у них имеется необходимость в социальном сопровождении, 47,4% не считают, что нуждаются в социальном сопровождении; 3,5% затруднились ответить на данный вопрос.

Таким образом, наиболее актуальны для семей, воспитывающих ребёнка с инвалидностью являются проблемы психологического, медицинского, информационного, педагогического характера.

Список используемых источников информации

1. Отчет Министерства социальной защиты Республики Хакасия «Основные итоги деятельности министерства за 2017 год» [Электронный ресурс] URL: https://msz19.ru/mLnistry-documents/records-and-reports/otchet-osnovnye-itogi-deyatelnosti-ministerstva-za-2017-god.html (дата обращения 12.11.2020).

2. Отчет Министерства социальной защиты Республики Хакасия «Основные итоги деятельности Министерства социальной защиты Республики Хакасия за 2018 год» год [Электронный ресурс] URL: https://msz19.ru/ministry-documents/records-and-reports/osnovnye-itogi-deyatelnosti-ministerstva-

socialnoj-zashhity-respubliki-hakasiya-za-2018-god.html (дата обращения 01.12.2020).

3. Отчет о работе Минтруда Хакасии за 2019 год [Электронный ресурс] URL: https://msz19.ru/ministry-documents/records-and-reports/otchet-o-rabote-mintruda-hakasii-za-2019-god.html (дата обращения 29.11.2020).

4. Отчет о работе Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия за 2020 год [Электронный ресурс] URL: https://msz19.ru/ministry-documents/records-and-reports/otchet-o-rabote-mintruda-hakasii-za-2020-god.html (дата обращения 01.01.2021).

5. Сычева Н.В. Научный журнал «Вестник Шадринского государственного педагогического университета» («Вестник ШГПУ») Актуальные вопросы системы социальной реабилитации детей-инвалидов. Журнал. 2018. Выпуск: № 4 (40) (2018): Вестник ШГПУ 2019-01-10.

6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: www.garant.ru. (дата обращения 03.04.2021).

7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: www.garant.ru. (дата обращения 03.04.2021).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: www.garant.ru. (дата обращения 03.04.2021).

9. Холостова Е. И., Кононова Л. И. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 478 с.

List of information sources used

1. Report of the Ministry of Social Protection of the Republic of Khakassia «Main

https://msz19.ru/ministry-documents/records-and-reports/otchet-osnovnye-itogi deyatelnosti-ministerstva-za-2017-god.html (accessed 12.11.2020).

2. Report of the Ministry of Social Protection of the Republic of Khakassia «Main results of the Ministry of Social Protection of the Republic of Khakassia for 2018» year [Electronic resource] URL: https://msz19.ru/ministry-documents/records-and-reports/osnovnye-itogi-deyatelnosti-ministerstva-socialnoi-zashhity-respubliki-hakasiya-za-2018-god.html (accessed 01.12.2020).

3. Report on the work of the Ministry of Labor of Khakassia for 2019 [Electronic resource] URL: https://msz19.ru/ministry-documents/records-and-reports/otchet-o-rabote-mintruda-hakasii-za-2019-god.html (accessed 29.11.2020).

4. Report on the work of the Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Khakassia for 2020 [Electronic resource] URL: https://msz19.ru/ministry-documents/records-and-reports/otchet-o-rabote-mintruda-hakasii-za-2020-god.html (accessed 01.01.2021).

5. Sycheva N. V. Scientific journal «Bulletin of Shadrinsky State Pedagogical University» («Bulletin of SHSPU») Current issues of the system of social rehabilitation of disabled children. Journal. 2018. - 75 p. Issue: № 4 (40) (2018): Bulletin of SHSPU 2019-01-10.

6. Federal Law of 24.11.1995 N 181-FZ «On social protection of disabled persons in the Russian Federation» [Electronic resource] URL: www.garant.ru. (accessed 03.04.2021).

7. Federal Law No. 442-FZ of 28.12.2013 «On the basics of Social services for citizens in the Russian Federation» [Electronic resource] URL: www.garant.ru. (accessed 03.04.2021).

8. Federal Law No. 273-FZ of29.12.2012 «On Education in the Russian Federation» [Electronic resource] URL: www.garant.ru. (accessed 03.04.2021).

9. Kholostova E. I., Kononova L. I. Technology of social work: Textbook for bachelors-M.: Publishing and Trading Corporation « Dashkov and Co.», 2013. -478 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.