Изучение потребностей человека и их влияние на мотивацию личности
сч со £
Б
а
2 о
Полуэктова Екатерина Валерьевна
бакалавр, Московский Государственный Лингвистический Университет, ро!иек!о7а_ке!г1п@та1 .ги
В статье исследуется влияние потребностей человека на мотивацию личности, рассматриваются содержательные теории мотивации (пирамида потребностей Маслоу, теория двух факторов Герцберга, Теория Альдерфера и теория приобретенных потребностей), теория ожидания и теория справедливости, создается модель формирования мотивации на основе потребностей и выявляются потребности руководителей. Актуальность данной статьи в том, что изменение уровня и содержания мотивации личности, побуждающих принимать адекватные решения, представляет собой существенную угрозу управления и достижения конечной цели, поскольку психологические особенности личности являются потенциальной мишенью для злоумышленников. Исходя из того, что мотивация является внутренним импульсом, который побуждает человека к действию, ее изменение может привести не только к смене целей и задач, которые преследует личность, но и его поведение и психологическое состояние. Ключевые слова: потребности человека, влияние, мотивация личности.
Введение
Психологические особенности личности являются потенциальной мишенью для злоумышленников. Одним из главных свойств лица, принимающие решение, которые подвергаются воздействию является его мотивация. С позиции обеспечения собственной безопасности, важным для изучения является не только состояние мотивации личности, но и целенаправленное на нее информационно-психологическое воздействие с одной стороны, и устойчивость психологического состояния лиц, принимающих решения - с другой.
Основная часть
Мотивация - это динамический процесс, который управляет поведением человека и побуждает его к деятельности для достижения личных целей и целей организации на основании мотивов посредством стимулов. Мотивация может быть нормативной и принудительной (см.рис.1).
Различают две группы теорий: содержательные теории мотивации, анализирующие факторы, которые оказывают влияние на мотивацию, процессуальные теории
Источник: систематизировано автором на основе [3] Рисунок 1. Виды мотивации.
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
Пирамида потребностей Маслоу
Теория ЕРЩ Альдерфера
Теория приобретённых потребностей МакКлслланда
Теория двух факторов Герцберга
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ
Теории ожидания Врума
Теория справедливости Адамеа
Модель Портера-Лоурена
Источник: [3].
Рисунок 2. Теории мотивации.
Источник: [3].
Рисунок 3. Пирамида потребностей Маслоу
i и
1 Потребности роста
-» По Грозности сеет
-р, Потребности сущ*с1«0*аиия
1
f
Источник: [3].
Рисунок 4. Теория потребностей ERG Альдефера
Причастность
1 САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
ч
Власть
- власть ради власти;
- власть ради благе.
«спех
Источник: систематизировано автором на основе [3].
Рисунок 5. Структура потребностей теории приобретенных потребностей МакКлелланда
мотивации, анализирующие то, как человеком распределяются усилия для достижения новых целей, и какой тип поведения будет им для этого выбран (см.рис.2). Анализ потребностей, которые влияют на мотивацию руководителя, по приведенным ниже теориям по-
зволит выявить мотивы, которым придерживается личность.
Содержательной теорией мотивации является теория А.Маслоу, которая отражена в одноименной «пирамиде потребностей». Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к
высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня (см.рис.3).
В рамках рассматриваемого вопроса, пирамида потребностей Маслоу представляет собой базу потребностей, опираясь на которую возможно составить анализ социально-психологического портрета человека, т.к. потребности относятся к мотивационной характеристике личности.
В соответствии с теорией ERG Аль-дерфера (см.рис.4), все потребности человека разделяются на три большие группы: потребности существования, потребности связи и потребности роста. В отличие от теории Маслоу, К.Альдерфер предполагает, что движение по пирамиде потребностей возможно сверху вниз, т.е. если человек не смог удовлетворить свои высшие потребности, он спускается на уровень ниже; по теории Маслоу движение возможно только вверх.
Теория приобретённых потребностей МакКлелланда (см.рис.5) разделяет потребности человека на иные три группы: потребность во власти, которая подразделяется на еще две подгруппы: власть ради власти и власть ради блага; потребность в успехе и потребность в причастности. Данные потребности приобретаются в течение жизни и (при условии сильного присутствия) оказывают влияние на человека.
Данная теория была отличается своей уникальносью, т.к. основываясь на пирамиде потребностей Маслоу, она помогает проанализировать человека как социальную единицу общества и конкретно его потребность в самореализации, оценить потребность человека конкретно в самореализации и готовности принимать на себя риски, и на основании этого понять методы, который человек будет использовать.
Теория двух факторов Ф. Герцберга подразделяет факторы влияния на человека на две группы: материальные факторы (гигиенические), которые связаны с самовыражением человека, его внутренними потребностями, окружающей средой, в которой он действует; и нематериальные факторы (мотивирующие), связанные с характером и сущностью деятельности человека. Применяя данную теорию можно понять, какими методами лучше воздействовать на человека, для поддержания и развития его мотивации.
В рамках целеполагания проводимого исследования, следует рассмотреть модель Портера-Лоулера (см.рис.6), ко-
©
Ю i
*
со 2
сч со £
а
2 о
торая является совокупностью теории ожидания Врума (см.рис.7) и теории справедливости Адамса (см.рис.8).
Теория ожидания Врума базируется на желании человека удовлетворения его потребностей, а соответственно, на поведении человека и его готовности достичь цели, теория справедливости Адам-са базируется на сравнение усилии человека и полученной оценки с другими участниками, находящихся в тех же условиях. Модель Портера-Лоурена [2] является приемлимой комбинацией: в ней присутствуют пять переменных, а именно: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Эта модель позволяет изучить и проанализировать человека со стороны его «эго», тем самым выбрав удобные области влияния (чаще всего, незаслуженно принизив его заслуги за счет возвышения его усилий над другими, находящихся в равных условиях).
Приведенные выше теории позволяют провести анализ потребностей, которые оказывают влияние на мотивацию личности.
Потребность [1] - ощущение психологического или физиологического недостатка чего-либо, возникающее у индивида, группы, коллектива или общества. Потребности изменчивы и динамичны, их удовлетворение происходит в рамках целенаправленной деятельности. На основе содержательных теорий мотивации (см.рис.2) строится модель формирование мотивации на основе потребностей (см.рис.9).
Данная модель позволяет провести анализ потребностей, опираясь на следующие теории (сверху вниз): пирамида потребностей Маслоу, теория приобретённых потребностей МакКлелланда, теория ERG Альдефера и теория двух факторов Герцберга. Модель стоит рассматривать, начиная с теории приобретенных потребностей МакКлелланда, т.к. каждая из потребностей пирамиды Маслоу является базовой для каждой личности. В рамках рассматриваемого совместного предприятия, следует рассматривать те потребности, которые могут быть изменены, навязаны или утрачены в связи с информационно-психологическим воздействием.
Заключение
Таким образом, самой распространенной потребностью, которая является источником для мотивации - потребность во власти ради власти, на втором
Источник: [2].
Рисунок 6. Модель Портера-Лоулера.
Источник: [3].
Рисунок 7. Теория ожидания Врума.
Собственное Вознаграждение
во з нагр ажденне друг их
Собственные Усилия
ус НШ1Я других
Источник: [3].
Рисунок 8. Теория справедливости Адамса.
Источник: систематизировано автором на основе [3].
Рисунок 9. Модель формирования мотивации на основе потребностей.
ПОТРЕБНОСТИ
■ Потребность а усгтеке. ■ Потребность во вплети ради блага.
■ Потребность н самореализации. а Потребность во власти ради власти.
■ Потребность в соучастии.
Рисунок 10. Основные потребности руководителей [3].
месте - потребность в самореализации, третье место занимает потребность в успехе, четвёртое место разделяют потребность в соучастии и потребность во власти ради блага.
Литература
1. Онлайн-журнал Psycho ogies. [Электронный ресурс]. UR : http:// www.psycho ogies.ru/g ossary/15/ potrebnost/ (дата обращения 20.05.2018)
2. Энциклопедия менеджмента. [Электронный ресурс]. UR : http:// www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/mode -portera- ou era.htm (дата обращения 14.05.2018)
3. Гуманитарно-правовой портал PSYERA. [Электронный ресурс]. UR :
https://psyera.ru/ana iz-teoriy-motivaciy_10232.htm (дата обращения 09.05.20f8)
4. Библиотека ib.Ink [Электронный ресурс]. UR : https:// ib.ink/vse-predprinimate stve_758/motivatsiya-suschnost-organizatsii-sovmestnogo-47290.htm (дата обращения 09.05.2018)
5. 4brain. [Электронный ресурс]. UR : https://4brain.ru/psy/psiho ogija-motivacii.php (дата обращения 09.05.2018)
6. Библиотека Evartist. [Электронный ресурс]. UR : http:// www.evartist.narod.ru/text24/ 0028.htm#_ftn1 (дата обращения 10.05.2018)"
Studying of needs of the person and their influence on motivation of the personality Poluektova E.V.
Moscow State Linguistic Universit
In article influence of needs of the person on motivation of the personality is investigated, substantial theories of motivation (a pyramid of needs of Maslou, the theory of two factors of Gertsberg, Alderfer's Theory and the theory of the acquired requirements), the theory of expectation and the theory of justice are considered, the model of formation of motivation on the basis of requirements is created and needs of heads come to light. The relevance of this article is that change of level and content of motivation of the personality, inducing to make adequate decisions, represents essential threat of management and achievement of an ultimate goal as psychological features of the personality are a potential target for malefactors. Proceeding from the fact that the motivation is an internal impulse which induces the person to action her change can lead not only to change of the aims and tasks which are pursued by the personality, but also his behavior and psychological state.
Keywords: needs of the person, influence, motivation of the personality.
References
1. Psycho ogies on ine magazine. [E ectronic
resource]. UR : http://www.psycho ogies.ru/ g ossary/15/potrebnost/ (date of the address 5/20/2018)
2. Encyc opedia of management. [E ectronic
resource]. UR : http://www.pragmatist.ru/ motivaciya-truda/mode -portera- ou era.htm (date of the address 5/14/2018)
3. Humanitarian and ega PSYeRa porta . [E ectronic
resource]. UR : https://psyera.ru/ana iz-teoriy-motivaciy_10232.htm (date of the address 5/ 9/2018)
4. ib.Ink ibrary [An e ectronic resource]. UR : https:// ib.ink/vse-predprinimate stve_758/ motivatsiya-suschnost-organizatsii-sovmestnogo-47290.htm (date of the address 5/9/2018)
5. 4brain. [E ectronic resource]. UR : https://
4brain.ru/psy/psiho ogija-motivacii.php (date of the address 5/9/2018)
6. Evartist ibrary. [E ectronic resource]. UR : http:/
/www.evartist.narod.ru/text24/ 0028.htm#_ftn1 (date of the address 5/10/ 2018)