ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
УДК 613.2:005.6
Изучение потребительских предпочтений к БАД
Е.О. Ермолаева, канд. техн. наук, доцент, И.В. Сурков, канд. экон. наук, доцент, А.Н. Австриевских, д-р техн. наук, доцент, Ю.В. Безносов
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
длительностью, трудоемкостью и большим количеством экспериментальных исследований. В отличие от него метод структурирования функции качества позволяет сосредоточить внимание на наиболее важных показателях проектируемого продукта, требующих изменений, и тем самым уменьшить трудоемкость и период его внедрения на потребительском рынке.
Наиболее ответственный этап проектирования и повышения конкурентоспособности продуктов - установление требований к их качеству с учетом пожеланий потребителей. С этой целью был проведен комплекс исследований, положенных в основу матрицы потребительских требований, так называемого «дома качества».
На основании опроса, в котором участвовали 100 студентов Кемеровского технологического института пищевой промышленности, составлен список потребительских требований к БАД на языке потребителя и проведено ранжирование важности потребительских требований методом попарного сопоставления (табл. 1).
В соответствии с анализом базы данных технической документации по БАД определены основные показатели качества, которые обусловливают их функциональное назначение и удовлетворение пожеланий потребителей. Проведен анализ взаимосвязи между запросами по-
Таблица 2
Значения показателей качества БАД
Показатель качества Метод исследования Значение показателей качества в исследуемых продуктах
А Б В
Содержание витамина С, мг, в 1 таблетке не менее ГХ Х1, вып.2, стр. 55-56 25,0 6,4 7,2
Содержание витаминов группы В, мг, в 1 таблетке не менее ГОСТ Р 50929-96 0,25 0,16 0,19
Содержание йода, мг, в 1 таблетке не менее МУ-08-47/097 3,0 2,3 2,6
Содержание цинка, мг, в 1 таблетке не менее ГОСТ Р 51637-2000 2,9 3,1 2,5
Содержание хрома, мг, в 1 таблетке не менее ГОСТ Р 51637-2000 1,3 1,8 1,7
Срок годности, сут Информация на этикетке 90 90 90
В последнее время все более актуальным становится разработка функциональных продуктов для молодежи и студентов, в том числе БАД к пище.
Причинами выбора БАД послужили следующие преимущества этой группы продуктов: удобство при употреблении в пищу (капсулы, таблетки, напитки и др.); быстрый и надежный источник витаминов, минеральных веществ, других незаменимых пищевых веществ.
Традиционный подход к разработке новых продуктов характеризуется
Таблица 1
Ранжирование важности потребительских требований методом попарного сопоставления
Потребительские требования Характеристика требований Важность для потребителя
Вкус Вкус, свойственный 5
данному виду продукции
Запах Специфический, свой- 4
ственный данному виду продукции
Консистенция Плотная, свойственная данному виду продукции 4
Цвет Светло-зеленый, однород- 4
ный по всему объему
Полезность Содержание компонентов, полезных для здоровья 5
Срок хранения Длительный 4
Цена продукта Приемлемая 5
Ключевые слова: проектирование БАД; потребительские предпочтения; «дом качества».
Key words: planning of the biologically active additives; consumer preferences; «quality house».
требителей и показателями качества.
С целью оценки рынка БАД была опрошена фокус-группа, в результате чего экспертным методом проведена оценка потребительских требований к БАД «Токсфайтер Люкс», «Фитосорбовит», «Бурдок-С» (соответственно продукты А, Б, В), производимых компанией «Арт Лайф» (г. Томск).
«Токсфайтер Люкс» - универсальный энтеросорбент на основе растительных компонентов, которые блокируют токсины и побочные продукты метаболизма, уменьшают действие аллергенов, устраняют функциональные нарушения пищеварительного тракта, а также снижают уровень холестерина в крови, нагрузку на почки и печень, улучшают процессы обмена веществ.
«Фитосорбовит» - биоактивный комплекс со спазмолитическим действием, направленный на мягкое и эффективное очищение организма, восстановление функциональной активности органов пищеварения при неполноценном питании, стрессах, алкогольной интоксикации, других расстройствах.
«Бурдок-С» - универсальный биоактивный комплекс, обеспечивающий многостороннюю поддержку работы организма благодаря коррекции нарушений обмена веществ и поддержания его естественного баланса.
На основании лабораторных исследований, проведенных в троекратной повторности и с выборкой из разных партий, установлены фактические значения показателей качества этих продуктов (табл. 2), проведен опрос фокус-группы с целью оценки значений показателей качества.
Результаты лабораторных исследований и экспертной оценки позволили определить целевые значения каждого показателя качества проектируемого продукта с учетом их рейтинга важности для потребителя. На основании полученных данных построена матрица потребительских требований (см. рисунок). Анализ матрицы выявил следующие направления совершенствования БАД для питания студентов и молодежи: улуч-
NUTRITION AND HEALTH
шение структурно-механических свойств (более однородная консистенция); снижение себестоимости; придание проектируемому продукту лечебно-профилактических свойств путем внесения функциональных компонентов; разработка серии продуктов, отвечающих энергетическим потребностям молодежи; получение продукта, сбалансированного по содержанию белков, жиров и углеводов и отвечающего потребностям в незаменимых нутриентах; увеличение количества искусственных пищевых добавок; повышение срока годности продукта без использования консервирующих веществ.
Результаты структурирования функции качества БАД для питания студентов легли в основу разработки технической документации БАД функционального назначения ТУ, ТИ 9197-019-12424308-05 «Токсфайтер Люкс» и ТУ, ТИ 9197-006-1242430805 «Фитосорбовит».
На базе компании «Арт-Лайф» (г. Томск) организовано их промышленное производство, сертифицированное по Системе менеджмента качества, согласно требованиям международных стандартов серии ISO 9000 и правил GMP.
ч
Гкжазатеж качества Требования потребителей ™ е £ К б с 1 i 5 m to |2 & Прочность на нэп см So I га m х 4> Л |S ш II о ¡5 й d 0 V 1 I А I Ф о £ X £ Э" Щ 5 Z Л 6 tt S ГО г & X 0) X & 1 я s С 0 1 а а о < к > О а. с LC h u >s Ч о а. с m i- ч о о. с L CLO S ф || с
Всус 5 д д д д д 4,3 3.7 4,6 50
Оха-спелпмэсяме показатели Загах 4 о 4,2 3.7 3,3 4,4
4 • • О о 4,3 Д7 4,2 4,5
Lper 4 • 3i9 4,2 4,1 4,2
Зкшо№меоуе гкжазатегм Г^мемтемэя це№ 5 д д д д Д • 3,5 4.5 4,3 4,3
Эрономгесяе гхадзатегм ГЬлезностъ 5 о о о о о 4,3 3.6 4,1
Гк>азатегихрак^ихгосш-остм Срок хранения 4 • 41 3.3 4.2 45
Важность темыесиэи >саракгерю>ки 36,6 ЗЦ6 20,3 2ЦЗ 65,3 3?4 зг,4 71W
Пга-цхваеге гачества Проекпфсванлэ начесгва - 7,1 0,17 з;е К5 1,4 90
Зчэчение те>ни*ск«< ьтерешя - - м W и* м м сут
характерная Требуема качество - 7.3 0.21 ге 23 1.7 ЭО
ОжнЕнеюе степени ксрреляцш я - сипь>ея погкЕкигельная □ - слаб® положительная ♦ - сипыея отри4=пвльнги <) - слабая отрщэгтегььэя
CfcceHSNewe степени cbfcu Вес
CwitHaa • 9
Срвднж О 3
Слабая Д 1
«Дом качества» для изучения потребительских предпочтений к БАД
^ всероссийскому научно-исследовательскому институту холодильной промышленности - 80 лет!
Всесоюзный научно-исследовательский институт холодильной промышленности (ВНИХИ) создан в соответствии с решением Коллегии народного комиссариата торговли 16 мая 1930 г. с целью организации научных исследований в области холодильной техники и технологии для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также научного обеспечения разработок отечественного холодильного машиностроения.
В различные годы во ВНИХИ проводились исследования компрессорного оборудования, теплообменных аппаратов, отрабатывались схемные решения холодильных систем. Институт, выступая в роли заказчика перед машиностроительными заводами, разрабатывал научно обоснованные исходные требования на создание новой техники, осуществлял на собственных стендах приемочные испытания новых машин, внедряемых в промышленность. При участии ВНИ-ХИ были созданы и освоены на московском заводе «Компрессор» первые послевоенные аммиачные компрессоры 4АУ-15, а позднее АВ100, АУ200, АУУ400.
Во второй половине прошлого века во ВНИХИ были развернуты комплексные исследования рабочих процессов больших и
малых холодильных машин, изучение теоретических циклов и свойств хладагентов, процессов охлаждения, замораживания и хранения пищевых продуктов, исследовали теплофизические свойства разнообразных продуктов, закономерности влагооб-мена при холодильной обработке и хранении замороженных продуктов. Разработаны методы расчета потерь, вызываемых усушкой, и усовершенствованы нормы этих потерь при хранении мяса, мясных и молочных продуктов.
В соответствии с научно-техническими программами Госкомитета СССР по науке и технике в 80-х годах прошлого века специалистами института создан ряд скороморозильных аппаратов для замораживания различных видов сырья и готовых продуктов, в том числе пельменей, мелкоштучных продуктов в тестовой оболочке, творога, плодов и овощей. По разработкам института Ижевским заводом «ХОЛОДМАШ» выпущены аппараты, которые эксплуатируются более чем на 70 предприятиях России, Казахстана, Беларуси. За проведение комплекса работ в этой области коллектив специалистов института в 1990 г. был удостоен премии Совета Министров СССР.
Итогом научных исследований техноло-
гического направления начала XXI в. стали: разработка и внедрение эффективных способов холодильной обработки, хранения и транспортировки мяса и мясопродуктов; технологий производства и хранения быстрозамороженных полуфабрикатов и готовых блюд, в том числе для школьного питания; технологий приготовления замороженного дрожжевого теста и изделий из него с начинкой и создание современной технологии мороженого с технологически функциональными ингредиентами; технологий мороженого с растительным жиром, низкокалорийного, кисломолочного и других видов мороженого и десертов.
За годы становления института выращена целая плеяда ученых, известных в стране и мире. ГНУ ВНИХИ пользуется заслуженным авторитетом в Международном институте холода (Париж, Франция) и в Международной академии холода (Россия).
Редакционная коллегия и редакция журнала «Пищевая промышленность»
поздравляет коллектив ГНУ ВНИХИ с юбилеем и желают ему дальнейших успехов в деле совершенствования холодильной отрасли.