Научная статья на тему 'Изучение потребительских предпочтений к БАД'

Изучение потребительских предпочтений к БАД Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАД / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / CONSUMER PREFERENCES / "ДОМ КАЧЕСТВА" / PLANNING OF THE BIOLOGICALLY ACTIVE ADDITIVES / "QUALITY HOUSE"

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Ермолаева Е.О., Сурков И.В., Австриевских А.Н., Безносов Ю.В.

При разработке новой группы биологически активных добавок к пище использован QFD метод, сущность которого заключается в сравнительной характеристике потребительских предпочтений респондентов и требований технической документации. Полученные данные позволяют улучшить качественные характеристики разрабатываемой продукции и обеспечить их промышленное производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Ермолаева Е.О., Сурков И.В., Австриевских А.Н., Безносов Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the consumer preferences to BAD

At the development of the new group of biologically active food additives QFD was used. The essence of this method consists in the comparative characteristic of the respondents' consumer preferences and the requirements of the technical documents. The obtained data allow to improve the quality characteristics of developed products and to ensure their industrial production.

Текст научной работы на тему «Изучение потребительских предпочтений к БАД»

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

УДК 613.2:005.6

Изучение потребительских предпочтений к БАД

Е.О. Ермолаева, канд. техн. наук, доцент, И.В. Сурков, канд. экон. наук, доцент, А.Н. Австриевских, д-р техн. наук, доцент, Ю.В. Безносов

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

длительностью, трудоемкостью и большим количеством экспериментальных исследований. В отличие от него метод структурирования функции качества позволяет сосредоточить внимание на наиболее важных показателях проектируемого продукта, требующих изменений, и тем самым уменьшить трудоемкость и период его внедрения на потребительском рынке.

Наиболее ответственный этап проектирования и повышения конкурентоспособности продуктов - установление требований к их качеству с учетом пожеланий потребителей. С этой целью был проведен комплекс исследований, положенных в основу матрицы потребительских требований, так называемого «дома качества».

На основании опроса, в котором участвовали 100 студентов Кемеровского технологического института пищевой промышленности, составлен список потребительских требований к БАД на языке потребителя и проведено ранжирование важности потребительских требований методом попарного сопоставления (табл. 1).

В соответствии с анализом базы данных технической документации по БАД определены основные показатели качества, которые обусловливают их функциональное назначение и удовлетворение пожеланий потребителей. Проведен анализ взаимосвязи между запросами по-

Таблица 2

Значения показателей качества БАД

Показатель качества Метод исследования Значение показателей качества в исследуемых продуктах

А Б В

Содержание витамина С, мг, в 1 таблетке не менее ГХ Х1, вып.2, стр. 55-56 25,0 6,4 7,2

Содержание витаминов группы В, мг, в 1 таблетке не менее ГОСТ Р 50929-96 0,25 0,16 0,19

Содержание йода, мг, в 1 таблетке не менее МУ-08-47/097 3,0 2,3 2,6

Содержание цинка, мг, в 1 таблетке не менее ГОСТ Р 51637-2000 2,9 3,1 2,5

Содержание хрома, мг, в 1 таблетке не менее ГОСТ Р 51637-2000 1,3 1,8 1,7

Срок годности, сут Информация на этикетке 90 90 90

В последнее время все более актуальным становится разработка функциональных продуктов для молодежи и студентов, в том числе БАД к пище.

Причинами выбора БАД послужили следующие преимущества этой группы продуктов: удобство при употреблении в пищу (капсулы, таблетки, напитки и др.); быстрый и надежный источник витаминов, минеральных веществ, других незаменимых пищевых веществ.

Традиционный подход к разработке новых продуктов характеризуется

Таблица 1

Ранжирование важности потребительских требований методом попарного сопоставления

Потребительские требования Характеристика требований Важность для потребителя

Вкус Вкус, свойственный 5

данному виду продукции

Запах Специфический, свой- 4

ственный данному виду продукции

Консистенция Плотная, свойственная данному виду продукции 4

Цвет Светло-зеленый, однород- 4

ный по всему объему

Полезность Содержание компонентов, полезных для здоровья 5

Срок хранения Длительный 4

Цена продукта Приемлемая 5

Ключевые слова: проектирование БАД; потребительские предпочтения; «дом качества».

Key words: planning of the biologically active additives; consumer preferences; «quality house».

требителей и показателями качества.

С целью оценки рынка БАД была опрошена фокус-группа, в результате чего экспертным методом проведена оценка потребительских требований к БАД «Токсфайтер Люкс», «Фитосорбовит», «Бурдок-С» (соответственно продукты А, Б, В), производимых компанией «Арт Лайф» (г. Томск).

«Токсфайтер Люкс» - универсальный энтеросорбент на основе растительных компонентов, которые блокируют токсины и побочные продукты метаболизма, уменьшают действие аллергенов, устраняют функциональные нарушения пищеварительного тракта, а также снижают уровень холестерина в крови, нагрузку на почки и печень, улучшают процессы обмена веществ.

«Фитосорбовит» - биоактивный комплекс со спазмолитическим действием, направленный на мягкое и эффективное очищение организма, восстановление функциональной активности органов пищеварения при неполноценном питании, стрессах, алкогольной интоксикации, других расстройствах.

«Бурдок-С» - универсальный биоактивный комплекс, обеспечивающий многостороннюю поддержку работы организма благодаря коррекции нарушений обмена веществ и поддержания его естественного баланса.

На основании лабораторных исследований, проведенных в троекратной повторности и с выборкой из разных партий, установлены фактические значения показателей качества этих продуктов (табл. 2), проведен опрос фокус-группы с целью оценки значений показателей качества.

Результаты лабораторных исследований и экспертной оценки позволили определить целевые значения каждого показателя качества проектируемого продукта с учетом их рейтинга важности для потребителя. На основании полученных данных построена матрица потребительских требований (см. рисунок). Анализ матрицы выявил следующие направления совершенствования БАД для питания студентов и молодежи: улуч-

NUTRITION AND HEALTH

шение структурно-механических свойств (более однородная консистенция); снижение себестоимости; придание проектируемому продукту лечебно-профилактических свойств путем внесения функциональных компонентов; разработка серии продуктов, отвечающих энергетическим потребностям молодежи; получение продукта, сбалансированного по содержанию белков, жиров и углеводов и отвечающего потребностям в незаменимых нутриентах; увеличение количества искусственных пищевых добавок; повышение срока годности продукта без использования консервирующих веществ.

Результаты структурирования функции качества БАД для питания студентов легли в основу разработки технической документации БАД функционального назначения ТУ, ТИ 9197-019-12424308-05 «Токсфайтер Люкс» и ТУ, ТИ 9197-006-1242430805 «Фитосорбовит».

На базе компании «Арт-Лайф» (г. Томск) организовано их промышленное производство, сертифицированное по Системе менеджмента качества, согласно требованиям международных стандартов серии ISO 9000 и правил GMP.

ч

Гкжазатеж качества Требования потребителей ™ е £ К б с 1 i 5 m to |2 & Прочность на нэп см So I га m х 4> Л |S ш II о ¡5 й d 0 V 1 I А I Ф о £ X £ Э" Щ 5 Z Л 6 tt S ГО г & X 0) X & 1 я s С 0 1 а а о < к > О а. с LC h u >s Ч о а. с m i- ч о о. с L CLO S ф || с

Всус 5 д д д д д 4,3 3.7 4,6 50

Оха-спелпмэсяме показатели Загах 4 о 4,2 3.7 3,3 4,4

4 • • О о 4,3 Д7 4,2 4,5

Lper 4 • 3i9 4,2 4,1 4,2

Зкшо№меоуе гкжазатегм Г^мемтемэя це№ 5 д д д д Д • 3,5 4.5 4,3 4,3

Эрономгесяе гхадзатегм ГЬлезностъ 5 о о о о о 4,3 3.6 4,1

Гк>азатегихрак^ихгосш-остм Срок хранения 4 • 41 3.3 4.2 45

Важность темыесиэи >саракгерю>ки 36,6 ЗЦ6 20,3 2ЦЗ 65,3 3?4 зг,4 71W

Пга-цхваеге гачества Проекпфсванлэ начесгва - 7,1 0,17 з;е К5 1,4 90

Зчэчение те>ни*ск«< ьтерешя - - м W и* м м сут

характерная Требуема качество - 7.3 0.21 ге 23 1.7 ЭО

ОжнЕнеюе степени ксрреляцш я - сипь>ея погкЕкигельная □ - слаб® положительная ♦ - сипыея отри4=пвльнги <) - слабая отрщэгтегььэя

CfcceHSNewe степени cbfcu Вес

CwitHaa • 9

Срвднж О 3

Слабая Д 1

«Дом качества» для изучения потребительских предпочтений к БАД

^ всероссийскому научно-исследовательскому институту холодильной промышленности - 80 лет!

Всесоюзный научно-исследовательский институт холодильной промышленности (ВНИХИ) создан в соответствии с решением Коллегии народного комиссариата торговли 16 мая 1930 г. с целью организации научных исследований в области холодильной техники и технологии для отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также научного обеспечения разработок отечественного холодильного машиностроения.

В различные годы во ВНИХИ проводились исследования компрессорного оборудования, теплообменных аппаратов, отрабатывались схемные решения холодильных систем. Институт, выступая в роли заказчика перед машиностроительными заводами, разрабатывал научно обоснованные исходные требования на создание новой техники, осуществлял на собственных стендах приемочные испытания новых машин, внедряемых в промышленность. При участии ВНИ-ХИ были созданы и освоены на московском заводе «Компрессор» первые послевоенные аммиачные компрессоры 4АУ-15, а позднее АВ100, АУ200, АУУ400.

Во второй половине прошлого века во ВНИХИ были развернуты комплексные исследования рабочих процессов больших и

малых холодильных машин, изучение теоретических циклов и свойств хладагентов, процессов охлаждения, замораживания и хранения пищевых продуктов, исследовали теплофизические свойства разнообразных продуктов, закономерности влагооб-мена при холодильной обработке и хранении замороженных продуктов. Разработаны методы расчета потерь, вызываемых усушкой, и усовершенствованы нормы этих потерь при хранении мяса, мясных и молочных продуктов.

В соответствии с научно-техническими программами Госкомитета СССР по науке и технике в 80-х годах прошлого века специалистами института создан ряд скороморозильных аппаратов для замораживания различных видов сырья и готовых продуктов, в том числе пельменей, мелкоштучных продуктов в тестовой оболочке, творога, плодов и овощей. По разработкам института Ижевским заводом «ХОЛОДМАШ» выпущены аппараты, которые эксплуатируются более чем на 70 предприятиях России, Казахстана, Беларуси. За проведение комплекса работ в этой области коллектив специалистов института в 1990 г. был удостоен премии Совета Министров СССР.

Итогом научных исследований техноло-

гического направления начала XXI в. стали: разработка и внедрение эффективных способов холодильной обработки, хранения и транспортировки мяса и мясопродуктов; технологий производства и хранения быстрозамороженных полуфабрикатов и готовых блюд, в том числе для школьного питания; технологий приготовления замороженного дрожжевого теста и изделий из него с начинкой и создание современной технологии мороженого с технологически функциональными ингредиентами; технологий мороженого с растительным жиром, низкокалорийного, кисломолочного и других видов мороженого и десертов.

За годы становления института выращена целая плеяда ученых, известных в стране и мире. ГНУ ВНИХИ пользуется заслуженным авторитетом в Международном институте холода (Париж, Франция) и в Международной академии холода (Россия).

Редакционная коллегия и редакция журнала «Пищевая промышленность»

поздравляет коллектив ГНУ ВНИХИ с юбилеем и желают ему дальнейших успехов в деле совершенствования холодильной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.