Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КУРСЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КУРСЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словообразовательная стилистика / языковое чутье / языковая интуиция / развитие критического мышления / способы образования слов / словообразовательная модель / word-formation stylistics / linguistic flair / linguistic intuition / development of critical thinking / methods of word formation / word-formation model

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Велишаева Э. С.

В работе рассматривается применение технологии развития критического мышления при изучении вводной темы курса «Практическая стилистика русского языка», представлен материал, использованный на занятии и упражнения, рекомендуемые для освоения темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING POTENTIAL OF WORD-FORMATION RESOURCES IN COURSE OF PRACTICAL STYLISTICS OF RUSSIAN LANGUAGE

The paper examines the application of technology for the development of critical thinking in the study of the introductory topic of the course "Practical stylistics of the Russian language", presents the material used in the lesson and exercises recommended for mastering the topic.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КУРСЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 81

Велишаева Э.С.

старший преподаватель кафедры современного русского языка Узбекский государственный университет мировых языков (г. Ташкент, Узбекистан)

ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КУРСЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: в работе рассматривается применение технологии развития критического мышления при изучении вводной темы курса «Практическая стилистика русского языка», представлен материал, использованный на занятии и упражнения, рекомендуемые для освоения темы.

Ключевые слова: словообразовательная стилистика, языковое чутье, языковая интуиция, развитие критического мышления, способы образования слов, словообразовательная модель.

Курс практической стилистики русского языка изучается студентами направления «Иностранный язык и литература» на 4 году обучения. Целью курса является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, продуцирование в устной и письменной форме текстов разной стилистической принадлежности.

На вводном занятии на тему «Стилистика как раздел языкознания» мы используем технологию развития критического мышления, предусматривающую прохождение обучающимися трех стадий: вызова, осмысления, размышления [1, с. 151-152]. На стадии вызова преподаватель предлагает студентам вспомнить, когда они начали изучение стилистики, в чем на их взгляд, состоит практическая значимость этой дисциплины.

На стадии осмысления с целью задействовать языковую и стилистическую интуицию обучающихся, отточить филологическое чутье, студентам предлагается прочитать и затем проанализировать лингвистическую сказку из цикла Л.С. Петрушевской «Пуськи бятые» [2]. Сказки этого цикла интересны тем, что состоят из вымышленных слов, текст поначалу представляется полной бессмыслицей, но содержание прочитанного и смысл тёмных слов понемногу проясняется в процессе чтения.

Из курса «Введение в языкознание» студенты помнят известное выражение, придуманное профессором Л.В. Щербой: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. По воспоминаниям Л. Успенского, Л.В. Щерба сам говорил о конструировании этой фразы так: «.. .к этим выдуманным, «ничьим» корням я присоединил не вымышленные, а настоящие «служебные части» слов. ... И они превратили мои искусственные корни в макеты, в «чучела» слов. Я составил из этих макетов фразу, и фраза эта оказалась макетом, моделью русской фразы. Вы её поняли. Вы можете даже перевести её, перевод будет примерно таков: «Нечто женского рода в один приём совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то такое вытворять длительное, постепенное с его детёнышем». Ведь это правильно?» [3]. Подобным конструированием занимается и Л.С. Петрушеская в своем цикле сказок.

Реакция студентов на столь необычный авторский текст поначалу недоуменная, но после повторного прочтения, после того как преподаватель просит быть внимательнее, обратить внимание на значение формальных компонентов слова - префиксов, суффиксов, окончаний, на особенности графики (прописная, строчная), смысл прочитанного проясняется.

После повторного прочтения следует предложить студентам выполнить интуитивный «перевод на русский», тогда сюжет станет понятнее. После попыток самостоятельного перевода сказки студентам можно предоставить другие варианты перевода, чтобы подтвердить их языковые догадки. [См.: 4, 5].

Следующим заданием для студентов будет заполнить таблицу, сгруппировав слова из текста по частям речи, затем выделить в них формообразующие аффиксы и записать ассоциации, вызванные этими словами. Такая группировка поможет наглядно представить способы создания авторских неологизмов, их словообразовательные модели, вызвать ассоциации, помогая тем самым угадать семантику.

Таблица 1. Пример выполнения задания.

Слово Аффиксы Ассоциации

Имена существительные

Пуськи уменьшительно-ласкательный суффикс -к- Пуся от англ. Pussy -кошечка

На стадии размышления студенты на основе проделанного анализа текста формулируют выводы о лексической, словообразовательной и морфологической стилистике. Интересным творческим заданием на дом, на наш взгляд, будет предложение проиллюстрировать эту сказку.

Таким образом, избранный нами текст и задания к нему, на наш взгляд способствуют повышению мотивации, учат студентов быть внимательнее к словообразовательным ресурсам русского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Велишаева Э. С. Применение инновационных педагогических технологий в обучении фразеологии русского языка студентов групп с узбекским языком обучения //Иностранные языки в Узбекистане. - 2018. - №. 3. - С. 149-157;

2. Петрушевская Л.С. Пуськи бятые. [Электронный ресурс]. URL: https: //omiliya. org/article/puski-byatye-lyudmila-petrushevskaya. html (дата обращения 6.04.2024);

3. Скок Т. «Глокая куздра курдячит бокрёнка» [Электронный ресурс]. URL: https://russkiymir.ru/publications/269970/ (дата обращения 6.04.2024);

4. «Пуськи бятые». Перевод Елены Береневой [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2017/06/09/359 (дата обращения 6.04.2024);

5. «Пуськи бятые». Перевод [Электронный ресурс]. URL: https://otvet.mail.ru/question/177625831 (дата обращения 6.04.2024)

Velishaeva E.S.

Uzbek State University of World Languages (Tashkent, Uzbekistan)

STUDYING POTENTIAL OF WORD-FORMATION RESOURCES IN COURSE OF PRACTICAL STYLISTICS OF RUSSIAN LANGUAGE

Abstract: the paper examines the application of technology for the development of critical thinking in the study of the introductory topic of the course "Practical stylistics of the Russian language", presents the material used in the lesson and exercises recommended for mastering the topic.

Keywords: word-formation stylistics, linguistic flair, linguistic intuition, development of critical thinking, methods of wordformation, word-formation model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.