Научная статья на тему 'Изучение показателей вегетативной нервной системы в социальной группе «Студенты-психологи»'

Изучение показателей вегетативной нервной системы в социальной группе «Студенты-психологи» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
472
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА "СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ" / ПОКАЗАТЕЛИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ТОНУС ЦЕНТРОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ВЕГЕТАТИВНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ГРУППА РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельникова С.В.

В статье представлены результаты исследования показателей вегетативной нервной системы в социальной группе «студенты-психологи». Впервые обследованы 88 студентов-психологов Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого в возрасте от 18 до 47 лет разных форм обучения. В связи с малым количеством обследованных лиц мужского пола, обработка результатов исследования проводилась без учета гендера. Исследования проводились в межсессионный период. При сборе анамнеза в исследуемой группе было выявлено, что более половины студентов испытывают головные боли, половина головокружение и общую слабость, треть обследуемых страдают от изменений метеоусловий. Для объективности оценки исходного вегетативного тонуса рассчитывался вегетативный индекс Кердо. Выявлено, что доминирующим типом вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов-психологов является симпатикотонический тип, что свидетельствует о наличии у большинства студентов-психологов психоэмоциональной и вегетативной напряженности. Выявлено, что в средней возрастной группе студентов-психологов отсутствуют лица с эутоническим типом регуляции сердечно-сосудистой системы, отмечается превалирование симпатикотонического типа регуляции сердечно-сосудистой системы. Данная группа студентов-психологов определяется нами как группа риска. Анализ показателей вегетативной нервной системы у студентов-психологов разных форм обучения выявил, что у студентов дневной и заочной формы обучения преобладает симпатикотонический тип регулирования нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельникова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение показателей вегетативной нервной системы в социальной группе «Студенты-психологи»»

Summary

METHODS OF DIAGNOSING FUNCTIONAL STATUS OF PROFESSIONAL ATHLETES IN VARIOUS CONDITIONS Pavlichenko P.P., Popov V.D.

Key words: functional status, heart rate variability, sports medicine, adaptation system.

The paper analyzes the existing methods of diagnosis of the functional state of athletes that used in current sports medicine. This paper also presents the study of the functional status of football players in different conditions by using rapid method of fazagrapgy. It has been established that an average time flight causes activation of the sympathetic division of the autonomic nervous system. It has found out that the playing load results in high tension of the regulatory systems and myocardial metabolism. Such changes do not become normal in 2 hours after the match. Long-term effects of play loading appear as incomplete renewal of index of regulatory systems tension to basic level in a day after the game.

УДК 312.8.04 : 378.091.212 Мельникова С.В.

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ «СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ»

Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого

В статье представлены результаты исследования показателей вегетативной нервной системы в социальной группе «студенты-психологи». Впервые обследованы 88 студентов-психологов Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого в возрасте от 18 до 47 лет разных форм обучения. В связи с малым количеством обследованных лиц мужского пола, обработка результатов исследования проводилась без учета гендера. Исследования проводились в межсессионный период. При сборе анамнеза в исследуемой группе было выявлено, что более половины студентов испытывают головные боли, половина - головокружение и общую слабость, треть обследуемых страдают от изменений метеоусловий. Для объективности оценки исходного вегетативного тонуса рассчитывался вегетативный индекс Кердо. Выявлено, что доминирующим типом вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов-психологов является симпатикотонический тип, что свидетельствует о наличии у большинства студентов-психологов психоэмоциональной и вегетативной напряженности. Выявлено, что в средней возрастной группе студентов-психологов отсутствуют лица с эутоническим типом регуляции сердечно-сосудистой системы, отмечается превалирование симпатикотониче-ского типа регуляции сердечно-сосудистой системы. Данная группа студентов-психологов определяется нами как группа риска. Анализ показателей вегетативной нервной системы у студентов-психологов разных форм обучения выявил, что у студентов дневной и заочной формы обучения преобладает симпатикотонический тип регулирования нервной системы.

Ключевые слова: социальная группа «студенты-психологи», показатели вегетативной нервной системы, тонус центров вегетативной нервной системы, психоэмоциональная и вегетативная напряженность, группа риска.

Данное исследование проведено в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры практической психологии Мелитопольского государственного педагогического университета им. Б. Хмельницкого, г. Мелитополь «Психолог1чн1 засади гармон1зацп осв1тнього простору: проектування, моделювання та експертизи здоров'язбер1гаючого професйного зростання майбутн1х фах1вц1в», номер государственной регистрации: 01120000519.

В настоящее время наблюдается возрастание сложности обучения в современных вузах, что предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья будущих специалистов. Данные литературы свидетельствуют об увеличении количества учебного материала, высоких информационных нагрузках, сложностях в адаптации к новому коллективу, отрыв от привычной семейной обстановки для иногородних студентов [2, 4, 8, 11]. Не последнюю роль в стрессовых воздействиях на современного студента играют социальные, политические и экономические проблемы страны [11]. Все эти факторы в совокупности снижают адаптивные резервы молодого организма, что приводит к ухудшению здоровья студентов [1, 7].

Так, материалы коллегии МОНУ [6] свиде-

тельствуют, что в Украине только 4% выпускников образовательных учреждений можно назвать практически здоровыми. По данным Е.Л. Михалюк и соавт. [13], у студентов I курса ЗГМУ в 76,4% случаев установлен низкий и ниже среднего уровень соматического здоровья.

Известно, что большую роль в развитии патологии играет вегетативная нервная система, которая участвует в реализации генетически запрограммированных свойств тканей и органов, обеспечивает адаптивные и защитные реакции организма [15].

По мнению А.М. Вейна [5], в одних случаях вегетативная нервная система является существенным фактором патогенеза, в других - патологически реагирует в ответ на повреждение любых систем и тканей организма. Как показали

многочисленные исследования ученого, в популяции вегетативные нарушения, начиная с пубертатного возраста, встречаются в 25-80% случаев.

Анализ литературных данных показал, что изучение вегетативной нервной системы проводилось в основном у студентов медицинских вузов [9, 10]. Коровиной Л.Д. и соавт. [10] были определены различия в состоянии вегетативной нервной системы у юношей и девушек, взаимосвязи с психоэмоциональным состоянием, алиментарными факторами и уровнем физической активности. Авторы показали, что тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы более зависит от внешних факторов, чем тонус парасимпатического отдела, и влияет на уровень тревожности и академических способностей.

Исследования Болгова Д.М. и соавт. [3] выявили, что действующие на организм в течение первого года обучения в ВУЗе климатогеогра-фические и информационные нагрузки вызывают умеренное напряжение вегетативной регуляции сердечного ритма у большинства обследованных студентов-медиков.

В доступных нам источниках отсутствуют данные о вегетативных показателях у студентов-психологов.

Целью нашего исследования является изучение показателей вегетативной нервной системы у студентов-психологов.

Проведенные собственные исследования [12] выявили у студентов-педагогов Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого высокий уровень заболеваемости желудочно-кишечного тракта, что по Г. Селье [17], М.Г. Пшенниковой [16] рассматривается как стресс-воздействие на организм человека.

Объект и методы исследования

Нами было проведено скриннинговое исследование показателей вегетативной нервной системы у 88 студентов-психологов Мелитопольского государственного педагогического университета им. Б. Хмельницкого (г. Мелитополь) в возрасте от 18 до 47 лет, из них: 76 девушек и 12 юношей. В связи с малым количеством обследованных лиц мужского пола, обработка результатов исследования проводилась без учета гендера. Исследования проводились в межсессионный период.

Обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета компьютерных статистических программ IBM SPSS.19.0 [14].

Тонус центров автономной нервной системы определяли путем вычисления вегетативного индекса Кердо (ВИК) [5].

Расчет вегетативного индекса Кердо осуществляли по формуле:

Г в Л

ВИ = 1--• 100,

I р)

где D - величина диастолического давления,

р - частота сердечных сокращений в 1 мин.

При полном вегетативном равновесии (эйто-нии) в сердечно-сосудистой системе ВИ=0. Если коэффициент получали со знаком плюс, то отмечали преобладание симпатических влияний автономной нервной системы; если цифровое значение коэффициента получали со знаком минус, то отмечали повышение тонуса парасимпатического отдела.

Результаты исследований и обсуждение

При сборе анамнеза в социальной группе «студенты-психологи» нами было выявлено, что 54,0% студентов испытывают головные боли, 48,0% - головокружения, 36,0% - страдают от изменений метеоусловий, 43,0% - жалуются на общую слабость. Для объективности оценки исходного вегетативного тонуса рассчитывался вегетативный индекс Кердо. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Среднее значение индекса Кердо и тип вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов-

психологов.

Тип вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы Количество обследованных Среднее значение индекса Кердо

Ваготонический 17 -17,34±8,50

Эутонический 6 0,00

Симпатикотонический 65 + 17,70±11,12

Как видно из таблицы, эутонический тип регуляции выявлено только у 6 студентов-психологов, что составляет 6,82% исследуемых и свидетельствует о полном вегетативном равновесии регуляции вегетативной нервной системы. Преобладание симпатических влияний вегетативной нервной системы отмечалось у 65 студентов, что составляет 73,86% исследуемых и свидетельствует о наличии у большинства студентов-психологов психоэмоциональной и вегетативной напряженности. Наличие тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы выявлено у 17 студентов (19,32% обследуемых), что можно рассматривать как функционирование гомеостатической и защитной функции организма.

Учитывая присутствие в исследовании студентов разных форм обучения с разными психологическими нагрузками, нами были сформированы две группы обследуемых - студенты, обучающиеся на стационарном и заочном отделениях. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица. 2

Среднее значение индекса Кердо и тип вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов-психологов разных форм обучения

форма обучения Тип вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы Количество обследованных Среднее значение индекса Кердо

Стационар Ваготонический 10 -21,13±7,12

Эутонический 2 0,00

Симпатикотонический 36 18,82±11,61

Заочное Ваготонический 7 -11,92±7,64

Эутонический 4 0,00

Симпатикотонический 29 16,31±10,49

Анализ полученных результатов показал, что в группе студентов-психологов, обучающихся на стационаре, преобладают показатели симпати-ко-тонического типа регуляции вегетативной нервной системы - 36 человек (75,0% обследованных). Эти данные свидетельствуют об активной работе симпатического отдела вегетативной нервной системы как маркера физических нагрузок, эмоциональных реакций и наличия стрессовых состояний. Ваготонический тип регуляции выявлен у 10 человек (20,83% обследованных). Вегетативное равновесие (эутониче-ский тип) выявлено у 2 человек (4,17% обследованных).

В группе студентов-заочников также выявлено преобладание симпатико-тонического типа

регуляции вегетативной нервной системы - 29 человек (72,5% обследованных), что указывает на значительные физические и эмоциональные нагрузки (сочетание практической работы в учебных заведениях и собственное обучение в ВУЗе). Ваготонический тип регуляции вегетативной нервной системы выявлен у 7 человек (17,5% обследованных) и эутонический - у 4 человек (10,0% обследованных).

При анализе возраста обследуемых было выявлено, что данную группу можно разделить на три возрастные категории и провести изучение значения индекса Кердо и типа вегетативных показателей сердечно-сосудистой системы с учетом возраста. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица. 3

Среднее значение индекса Кердо и тип вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов-психологов разных возрастных групп

возрастная группа Тип вегетативной регуляции сердечнососудистой системы Количество обследованных Среднее значение индекса Кердо

Младшая (до 21) Ваготонический 12 -19,91±7,09

Эутонический 4 0,00

Симпатикотонический 42 18,64±11,00

Средняя (22-31) Ваготонический 1 -4,92±5,02

Симпатикотонический 11 15,18±8,99

Старшая (32 и старше) Ваготонический 4 -12,70±9,71

Эутонический 2 0,00

Симпатикотонический 12 16,72±13,53

Результаты расчета вегетативного индекса Кердо у студентов-психологов младшей возрастной группы (18-21 год) показали, что в данной группе превалирует симпатико-тонический тип регуляции сердечно-сосудистой системы - 42 студентов (72,41% обследованных). Ваготони-ческий тип регуляции сердечно-сосудистой системы выявлен у 12 студентов (20,67% обследованных). Полное вегетативное равновесие в младшей группе студентов-психологов выявлено у 4 человек (6,92% обследованных).

Нами выявлено, что в средней возрастной группе студентов-психологов (22-31 год) отсутствуют лица с эутоническим типом регуляции сердечно-сосудистой системы. Отмечается превалирование симпатико-тонического типа регуляции сердечно-сосудистой системы - 11 человек (91,67% обследованных). Ваготонический тип регуляции сердечно-сосудистой системы выявлен только у 1 студента (8,33% обследованных). Полученные нами данные в этой возрастной группе свидетельствуют о значительной вегетативной напряженности и нагрузке на сердечно-сосудистую систему. Эта возрастная

группа студентов-психологов определяется нами как группа риска заболеваний сердечнососудистой системы.

Анализ показателей среднего значения индекса Кердо в старшей возрастной группе (32-47 лет) показал, что первое место занимает симпа-тико-тонический тип реагирования вегетативной нервной системы - 12 студентов (66,67% обследованных). Ваготонический и эутонический тип реагирования вегетативной нервной системы были выявлены у 4 студентов (22,22% обследованных) и 2 студентов (11,11% обследованных) соответственно.

Выводы

1. Впервые проведено исследование показателей вегетативной регуляции сердечнососудистой системы в социальной группе «студенты-психологи».

2. Выявлено, что доминирующим типом вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов-психологов является симпати-котонический тип, что свидетельствует о наличии у большинства студентов-психологов психо-

эмоциональной и вегетативной напряженности.

3. Выявлено, что в средней возрастной группе студентов-психологов отсутствуют лица с эу-тоническим типом регуляции сердечнососудистой системы, отмечается превалирование симпатикотонического типа регуляции сердечно-сосудистой системы. Данная группа студентов-психологов определяется нами как группа риска.

Перспективы дальнейших исследовании

Показатели вегетативной нервной системы в социальной группе «студенты-психологи» требуют всестороннего изучения как составляющая здоровья студенческой молодежи нашей страны. В дальнейшем планируется исследование показателей сердечно-сосудистой системы у студ ентов-п сихол огов.

Литература

1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. - М., Медицина. - 1970. - 255 с.

2. Бодров В.А. Информационный стресс: учебное пособие [для студентов высших учебных заведений] / В.А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.

3. Болгов Д.М. Тип вегетативной регуляции сердечного ритма у студентов второго курса медицинского факультета, изменивших климатогеографические условия постоянного места жительства / Д.М. Болгов, Т.П. Тананакина, С.П. Задорожный [и др.] // Перс-пективи медицини та бюлоги. - 2011. - № 2. - Т. 3. - С. 82-87.

4. Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / С.В. Васильева // Психолого-педагогческие проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. Сборн. научных трудов. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2000. - С. 124-128.

5. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы / А.М. Вейн. - М. : Медицина, 1991. - 622 с.

6. Вища освта Укра'ши - европейський вимiр: стан, проблеми, пе-рспективи. - Матерiали колет МОНУ вщ 21 березня 2008 р., протокол №3/1-4.

7. Дорофеева Н.А. Адаптационная реакция сердечно-сосудистой системы на современные информационные и информационно-психоэмоциональные нагрузки у студентов / Н.А. Дорофеева // УкраТнський медичний альманах. - 2009. - № 5. - Т. 12. - С. 7072.

8. Друганова Л.Н. Изучение адаптации студентов-медиков к образовательному процессу на основе показателей системы кровообращения с применением информационных технологий / Л.Н. Друганова, Т.Е. Фертникова, С.Д. Кургалин // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции. - 14 апреля 2014 г., г. Новосибирск. - C. 261-263.

9. Коровша Л.Д. Особливост регуляцп серцевого ритму в ортоста-тичнш пробi у студенев молодших курЫв ВДНЗ УкраТни «УкраТн-ська медична стоматолопчна академiя» / Л.Д. Коровша, Т.М. Запорожець, Г.П. Павленко // Свп" медицини та бюлоги. -2012. - № 4. - С. 28-31.

10. Коровина Л.Д. Факторы, способствующие развитию вегето-сосудистой дистонии, и ее проявления у студентов / Л.Д. Коровина, Т.Н. Запорожец, В.К. Моргун [и др.] // Актуальш проблеми сучасноТ медицини: Вюник УкраТнськоТ медичноТ сто-матолопчноТ академп. - 2004. - Т. 4. - Вип. 2 (8). - С. 61-63.

11. Лановенко О.А. Социально-экономическое положение и потребность молодежи в специальных социальных услугах в условиях промышленного города / О.А. Лановенко // Ученые записки Заб-ГГПУ. - 2012. - № 1. - С. 101-107.

12. Мельникова С.В. Скриннинговое исследование уровня здоровья студентов-педагогов / II науковi осшш читання : мiжнародна конферен^я, м. КиТв, 26 жовтня 2013 р. - Центр наукових публн кацш. - 2013. - Частина 2. - С. 85-88.

13. Михалюк Е.Л. Анализ состояния здоровья студентов вузов города Запорожья / Е.Л. Михалюк, С.Н. Малахова, Л.И. Левченко // Слобожанський науково-спортивний вюник. - 2012. - № 5 (1). -С. 24-26.

14. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. Наследов. - [2-е изд., испр. и доп.]. - СПб. : Речь, 2006. -392 с.

15. Ноздрачев А.Д. Периферическая нервная система / А.Д. Ноздрачев, Е.И. Чумасов. - СПб. : Наука, 1999. - 281 с.

16. Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в возникновении патологии [цикл лекций] / М.Г. Пшенникова // Патофизиология. - 2000. - (№ 2, 3, 4); 2001 (№ 1, 2, 4).

17. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М. : Медгиз, 1960. - 254 с.

References

1. Bayevskiy R.M. Prognozirovaniye sostoyaniy na grani normy i patologii / R.M. Bayevskiy. - M., Meditsina. - 1970. - 255 s.

2. Bodrov V.A. Informatsionnyy stress: uchebnoye posobiye [dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy] / V.A. Bodrov. - M. : PER SE, 2000. - 352 s.

3. Bolgov D.M. Tip vegetativnoy regulyatsii serdechnogo ritma u studentov vtorogo kursa meditsinskogo fakul'teta, izmenivshikh klimatogeograficheskiye usloviya postoyannogo mesta zhitel'stva / D.M. Bolgov, T.P. Tananakina, S.P. Zadorozhnyy [i dr.] // Perspektivi meditsini ta bíologír. - 2011. - № 2. - T. 3. - S. 82-87.

4. Vasil'yeva S.V. Adaptatsiya studentov k vuzam s razlichnymi usloviyami obucheniya / S.V. Vasil'yeva // Psikhologo-pedagogcheskiye problemy razvitiya lichnosti v sovremennykh usloviyakh: psikhologiya i pedagogika v obshchestvennoy praktike. Sborn. nauchnykh trudov. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena. -2000. - S. 124-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Veyn A.M. Zabolevaniya vegetativnoy nervnoy sistemy / A.M. Veyn. - M. : Meditsina, 1991. - 622 s.

6. Vyshcha osvita Ukrayiny - yevropeyskyy vymir: stan, problemy, perspektyvy. - Materialy kolehiyi MONU vid 21 bereznya 2008 r., protokol №3/1-4.

7. Dorofeyeva N.A. Adaptatsionnaya reaktsiya serdechno-sosudistoy sistemy na sovremennyye informatsionnyye i informatsionno-psikhoemotsional'nyye nagruzki u studentov / N.A. Dorofeyeva // Ukraíns'kiy medichniy al'manakh. - 2009. - № 5. - T. 12. - S. 7072.

8. Druganova L.N. Izucheniye adaptatsii studentov-medikov k obrazovatel'nomu protsessu na osnove pokazateley sistemy krovoobrashcheniya s primeneniyem informatsionnykh tekhnologiy / L.N. Druganova, T.Ye. Fertnikova, S.D. Kurgalin // «Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii» Sbornik statey po materialam XXKHIX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - 14 aprelya 2014 g., g. Novosibirsk. - S. 261-263.

9. Korovina L.D. Osoblyvosti rehulyatsiyi sertsevoho rytmu v ortostatychniy probi u studentiv molodshykh kursiv VDNZ Ukrayiny «Ukrayinska medychna stomatolohichna akademiya» / L.D. Korovina, T.M. Zaporozhets", H.P. Pavlenko // Svit medytsyny ta biolohiyi. - 2012. - № 4. - S. 28-31.

10. Korovina L.D. Faktory, sposobstvuyushchiye razvitiyu vegetososudistoy distonii, i yeye proyavleniya u studentov / L.D. Korovina, T.N. Zaporozhets, V.K. Morgun [i dr.] // Aktual'ní problemi suchasnoí" meditsini: Vísnik Ukraíns'koí" medichnoí" stomatologíchnoí" akademíí". - 2004. - T. 4. - Vip. 2 (8). - S. 61-63.

11. Lanovenko O.A. Sotsial'no-ekonomicheskoye polozheniye i potrebnost' molodezhi v spetsial'nykh sotsial'nykh uslugakh v usloviyakh promyshlennogo goroda / O.A. Lanovenko // Uchenyye zapiski ZabGGPU. - 2012. - № 1. - S. 101-107.

12. Mel'nikova S.V. Skrinningovoye issledovaniye urovnya zdorov'ya studentov-pedagogov / ÍÍ naukoví osínní chitannya : mízhnarodna konferentsíya, m. Kií v, 26 zhovtnya 2013 r. - Tsentr naukovikh publíkatsíy. - 2013. - Chastina 2. - S. 85-88.

13. Mikhalyuk Ye.L. Analiz sostoyaniya zdorov'ya studentov vuzov goroda Zaporozh'ya / Ye.L. Mikhalyuk, S.N. Malakhova, L.I. Levchenko // Slobozhans'kiy naukovo-sportivniy vísnik. - 2012. - № 5 (1). - S. 24-26.

14. Nasledov A.D. Matematicheskiye metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh. Uchebnoye posobiye / A.D. Nasledov. - [2-ye izd., ispr. i dop.]. - SPb. : Rech', 2006. -392 s.

15. Nozdrachev A.D. Perifericheskaya nervnaya sistema / A.D. Nozdrachev, Ye.I. Chumasov. - SPb. : Nauka, 1999. - 281 s.

16. Pshennikova M.G. Fenomen stressa. Emotsional'nyy stress i yego rol' v vozniknovenii patologii [tsikl lektsiy] / M.G. Pshennikova // Patofiziologiya. - 2000. - (№ 2, 3, 4); 2001 (№ 1, 2, 4).

17. Sel'ye G. Ocherki ob adaptatsionnom sindrome / G. Sel'ye. - M. : Medgiz, 1960. - 254 s.

Реферат

ВИВЧЕННЯ ПОКАЗНИК1В ВЕГЕТАТИВНО! НЕРВОВО! СИСТЕМИ В СОЦ1АЛЬН1Й ГРУП1 «СТУДЕНТИ-ПСИХОЛОГИ» Мельнiкова С..В..

Ключовi слова: со^альна група «студенти-психологи», показники вегетативно! нервовоТ системи, тонус центрiв вегетативно! нервовоТ системи, психоемоцiйна i вегетативна напруженють, група ризику.

У статтi представлен результати дослiдження показникiв вегетативноТ нервовоТ системи в со^аль-нiй груш «студенти-психологи». Уперше обстеженi 88 студенпв-психолопв Мелiтопольського державного педагогiчного ушверситету iменi Богдана Хмельницького у вiцi вiд 18 до 47 рош рiзних форм на-вчання. У зв'язку з малою ктькютю обстежених оаб чоловiчоТ статi, обробка результат дослiдження проводилася без урахування гендера. Дослщження проводилися в мiжсесiйний перюд. При зборi анамнезу в дослщжуванш групi було виявлено, що бтьше половини студентiв вiдчувають головы бол^ половина - запаморочення i загальну слабкiсть, третина обстежуваних страждае вiд змiн метеоумов. Для об'ективност оцiнки початкового вегетативного тонусу розраховувався вегетативний шдекс Кер-до.Виявлено, що домшуючим типом вегетативноТ регуляцiТ серцево-судинноТ системи у студен^в-психологiв е симпатикотошчний тип, що свiдчить про наявнють у бiльшостi студентiв-психологiв пси-хоемоцiйноТ та вегетативноТ напруженостi. Виявлено, що в середнш вiковiй груш студен^в-психолопв вiдсутнi особи з еутошчним типом регуляцiТ серцево-судинноТ системи, вщзначаеться переважання симпатикотонiчного типу регуляцiТ серцево-судинноТ системи. Ця група студен^в-психолопв визнача-еться нами як група ризику. Аналiз показникiв вегетативноТ нервовоТ системи у студен^в-психолопв рн зних форм навчання виявив, що у студенев денноТ та заочноТ форми навчання переважае симпатикотошчний тип регулювання нервовоТ системи.

Summary

STUDY OF INDICATORS OF AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM IN SOCIAL GROUP OF STUDENTS STUDYING PSYCHOLOGY Melnikova S.V.

Key words: social group, students, psychology, indicators of autonomic nervous system, tone of centres of the autonomic nervous system, vegetative and psycho-emotional tension, risk group.

This paper presents the results obtained by studying indicators of the autonomic nervous system in the social group of students studying psychology. 88 students of Melitopol State Pedagogical University named after Bohdan Khmelnytsky aged 18 - 47 years of various forms of education were involved in the research. Due to the small number of males surveyed, processing the results obtained was carried out without taking gender into account. The research was conducted in the intersessional period. When collecting history in the study group it was found out that more than half of the students experienced headaches, other half experienced dizziness and general weakness, one third surveyed suffered from changes in weather conditions. To evaluate initial vegetative tone the vegetative index of Kerdo was calculated. It was revealed the sympathicotonic type is a dominant type of vegetative regulation of cardiovascular system among the students, that indicates the presence psycho-emotional and vegetative tension in most students. It was found out the average age group of the students there were no persons with eutonic type of CVS regulation, where the predominance of sympathicotonic type of CVS was observed. Analysis of the autonomic nervous system in the students demonstrated the sympathicotonic type of nervous system regulation prevailed in both full-time and part-time students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.