4. Davtyan O.A. Vmire mudryh myslej. Sankt-Peterburg: Neva; Moskva: OLMA-PRESS, 2000.
5. Lihachev B.T. Filosofiya vospitaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov po spec. «Filosofiya», «Psihologiya, «Pedagogika», «Social. rabota», «Kul'turologiya». Moskva: Prometej, 1995.
6. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii. Sobranie sochinenij. Moskva, 1948. T.IX.
7. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyjkurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
8. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': KGU, 1998.
Статья поступила в редакцию 31.03.15
УДК:371.3(07.06):53(07.06)
Ponomareva Ye.A., postgraduate, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: elena.beloklokova@mail.ru, elena.29-45@yandex.ru
STUDYING OF PEDAGOGICAL CONCEPTS, ARE RELATED WITH THE TERMS "EXPLICT" AND "IMPLICIT". The article is devoted to the interpretation of the terms of implicitness and explicitness in the linguistic sense. The interpretation of these terms are considered are they are explained in various dictionaries. The author reveals their Latin origin and finds out the most common characteristics within the meaning of these terms. The author's research shows that the linguistic understanding of these terms began with the interpretation of the concepts of explicitness and explicitness by L. V. Lisochenko, Yu. M. Skrebnev, A. O. Beginina, L. K. Bayramova, P. A. Vyazemsky, T. S. Oganezova, S. K. Folomkinfa, N. D. Arutyunova. The paper gives an analysis of how these terms are understood in psychology and pedagogy. The works of G. V. Tokarev, L. Ya. Dorfman, Yu. I. Alexandrov, A. L. Tertel, I. S. Kostrikin, V. M. Smirnova, I. I. Ivanchev, N. V. Moroshkina, Ya. A. Ponomarev, S. B. Kaufman. Using the relationship of complex concepts of "implicit" and "explicit" the author shows how this data can be used in forming certain implicit and explicit methods in teaching.
Key words: implicitness, explicitness, linguistic understanding of implicit and explicit, implicit psychological interpretation of a process, pedagogical rendition, implicit learning, explicit learning, implicit method, explicit method.
Е.А. Пономарева, аспирантка ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, E-mail: elena.beloklokova@mail.ru, elena.29-45@yandex.ru
ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТЕРМИНАМИ «ЭКСПЛИЦИТНЫЙ» И «ИМПЛИЦИТНЫЙ»
Статья посвящена вопросам интерпретации терминов имплицитность, эксплицитность в лингвистическом понимании. Рассмотрена интерпретация терминов еxplicit и implicit в различных словарях, выявлено латинское происхождение слов, выделяются наиболее общие характеристики в понимании данных терминов, и дается определение понятий с опорой на проанализированные источники. Анализируется лингвистическое понимание терминов, исследуются толкования понятий у Л.В. Лисоченко, Ю.М. Скребнева, А.О. Бегининой, Л.К. Байрамовой, П.А. Вяземского, Т.С. Оганезовой, С.К. Фоломкиной, Н.Д. Арутюновой. Проанализировано понимание терминов в психологии, педагогике, с опорой на толкование понятий эксплицитный и имплицитный у Г.В. Токарева, Л.Я. Дорфман, Ю.И. Александрова, А.Л. Тертель, И.С. Кострикиной, В.М. Смирнова, И.И. Иванчей, Н.В. Морошкиной, Я.А. Пономарева, С.Б. Кауфман. Даётся определение терминов имплицитный и эксплицитный в лингвистическом, психологическом и педагогическом их понимании. Используя взаимосвязь сложных понятий «имплицитный» и «эксплицитный» с разными педагогическими знаниями, автор анализирует определения имплицитный метод, эксплицитный метод, имплицитная методика, эксплицитная методика.
Ключевые слова: имплицитность, эксплицитность, имплицитный, эксплицитный, лингвистическое понимание им-плицитности и эксплицитности, психологическое толкование имплицитного процесса и эксплицитного процесса, педагогическая интерпретация, имплицитное научение, эксплицитное научение, имплицитный метод, эксплицитный метод.
Определение понятий «имплицитность», «эксплицитность» «имплицитный», «эксплицитный» стало сегодня предметом многих наук.
В данных словах ехрНсК и implicit можно выделить словообразующую часть -приставки ех и im, значение которых влияет на смысл и понимание всего слова. Во многих словарях указывается на латинское происхождение данных частей слова. Слово «им» происходит от латинского im, in, обозначающего в, внутрь соответственно [1; 2]. Слово «экс» происходит от латинского ex - в сложных словах означает «из...», «вы...». Слово «экс-» - это префикс, словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением: изнутри, наружу, выход, извлечение, движение изнутри наружу [2; 3; 4].
Рассмотрим толкование целых слов в различных иностранных словарях. Словарь иностранных слов Н.Г. Комлева указывает на происхождение понятия эксплицитный от латинского explicite, означающего явно, открыто, также данное понятие интерпретируется как явный, открыто выраженный, внешний, противоположный значению термина имплицитный. Термин имплицитный происходит от латинского implicite - включая, в том числе. Смысл термина определяется как содержащийся внутри, подразумеваемый, внешне не проявляющийся, не выраженный прямо, скрытый, неявный. противоположный значению термина эксплицитный [5].
В Грамматическом словаре указывается, что термины «эксплицитный» и «имплицитный» происходят от латинских слов explicatus и implicatus соответственно. Эксплицитный означает явный, понятный, ярко выраженный, имеющий внешнее, материальное выражение, как противоположный имплицитному. Имплицитный - запутанный, невнятный, не проявляющийся явно; не обнаруживающийся при поверхностном наблюдении, противоположный эксплицитному [6].
Энциклопедический словарь определяет слово «эксплицитный» как явно, открыто выраженный; от английского explicit. Термин «имплицитный» трактуется как подразумеваемый, невыраженный; от английского implicit [7].
Термин имплицитный «implizit» в универсальном русско-немецком словаре понимается как невыраженный, неявный, подразумеваемый, скрытый. Эксплицитный «explizit» трактуется здесь как выраженный, открытый [8].
В словаре лингвистических терминов Д.Э. Розенталя указывается на французское происхождение терминов, и во французском языке impplicitnyj и explicite интерпретируются следующим образом: имплицитный как подразумеваемый, скрыто содержащийся, невыраженный, неразвёрнутый, термин эксплицитный понимается здесь как явный, определённо выраженный [9; 10].
Так как все Европейские языки произошли от латинского языка, то справедливо предположить, что и рассматриваемые
нами термины имеют всё-таки латинские корни, хотя во многих словарях, как видно из рассмотренного выше, встречается и иное видение на происхождение понятий, в частности от английских слов ехрПсК и implicit, от французских impplicitnyj и explicite.
Придя в русский язык, многие термины понимаются близко к оригиналу, но иногда наполняются новым дополнительным смыслом. Есть в русском языке интерпретация как у зарубежных толкований, но есть и свои аспекты, связанные с особенностями грамматики русского языка. Рассмотрим толкование терминов в различных словарях иностранных слов.
Толковый переводоведческий словарь Л.Л. Нелюбина определённо точно называет ключевые характеристики терминов, которые, в свою очередь, имеют обобщённое содержание понятий: имплицитный - подразумеваемый, невыраженный, эксплицитный - имеющий открытое выражение, маркированный, пояснительный, поясняющий[11].
Полный англо-русский словарь В.М. Мюллера даёт более глубокое толкование смыслов, определяя термины следующим образом: термин ехрИсК определяет как ясный, подробный, высказанный до конца, явный. Implicit - подразумеваемый, невыраженный прямо или выраженный неясно [12].
Таким образом, анализируя данные различных словарей, можно выделить то общее, что указывается во всех словарях для каждого термина конкретно. Из всех выше рассмотренных толкований термина имплицитный можно выделить общую характерную для данного понятия черту «выраженность неявно, скрыто». Для термина эксплицитный, опираясь на выше изложенное, выделяем присущее только этому термину определения «выраженность явно, открыто».
• Учитывая всё вышеизложенное, можно взять за основу понимания данных слов следующее:
- термин имплицитный implicit будем понимать как выраженный неявно, несущий скрытый смысл, подразумеваемый в понимании;
- термин эксплицитный explicit мы понимаем как выраженный явно, несущий открытый смысл, открытый для понимания.
Сегодня термины «имплицитный» и «эксплицитный» всё чаще используются в сочетании с теми или иными понятиями из различных областей науки. Определение данных понятий становится предметом многих наук. Рассмотрим лингвистическое понимание терминов, психологическую интерпритацию, понимание понятий в педагогике и методике.
Лингвистическое понимание имплицитности, экспли-цитности
Трудность однозначной интерпретации терминов даёт возможность существовать различным трактовкам во многих областях науки. Посмотрим данные термины в лингвистическом понимании. Здесь существуют различные подходы к определению понятий имплицитность и эксплицитность, вначале познакомимся с различными авторскими точками зрения на определение терминов.
В определение термина имплицитность Е.В. Ермакова вкладывает узкое значение, определяя как имманентное свойство языковой единицы. Это свойство, связанное с вероятностью структуры неконечного множества признаков слова, реализуемое в контексте речевого сообщения [13].
А.О. Бегинина рассматривает более глубокое понимание термина, связывая его со сложным устройством организации текстов. Отличительными чертами имплицитности находит интерференцию, как неявное суждение, которое является лишь возможным, но не обязательным, и подтекст. В «подтексте» А.О. Бегинина указывает на двухслойную организацию текста -его контекстуальные значения выражаются эксплицитно и имплицитно, во втором слое присутствует подтекст [14].
Аналогичной точки зрения на интерпретацию понятий придерживается и П.А. Вяземский, имея ввиду уровень смыслового значения текста, определяет как существование «на поверхности» - эксплицитность, понятие имплицитность - «присуще глубинным уровням языка» [15].
Л.К. Байрамова трактует термины, делая упор на скрытый смысл устойчивых сочетаний. Под свойствами имплицитности и эксплицитности подразумевает способности фразеологизмов. Способность фразеологизма (в том числе пословицы и басни) употребляться в сокращенном виде, отражает свойство импли-цитности. Под свойством эксплицитности подразумевается способность фразеологизма употребляться в развёрнутом виде [16].
Приведённые формулировки отражают различные точки зрения относительно определений понятий имплицитности и эксплицитности в языкознании. Определение понятия, данное Н.Д. Арутюновой является наиболее общим и трактует имплицитность как следствие фундаментального свойства языка, состоящего в том, что план содержания оказывается гораздо шире и объёмнее, чем план выражения. Как пишет Н.Д. Арутюнова, «человек воспринимает больше, чем может выразить язык. За его пределами остаётся несказанное, невыразимое, ненаречённое, неизречённое» [17].
Лингвисты предлагают достаточно обширную классификацию, выделяя три формы имплицитности: структурную, функциональную и процедурную, акцентируют внимание на структуре, функции, смысле понятия. Структурная имплицитность по их мнению обусловлена семантикой языка, функциональная им-плицитность зависит от контекста и синонимична выводным пропозициям, процедурная форма имплицитности - это такая «информация (правило, теория, концепт и т.д.), которая имплицитно содержится в любой процедуре» [18].
Более узкой классификацией является деление имплицитности на системно-языковую и речевую, предложенная А.В. Бон-дарко. Имплицитность трактуется как один из аспектов категоризации семантики, наряду с инвариатностью / вариативностью элементов семантического содержания, межкатегориальными связями и т.д. [19].
Таким образом, исходя из проведённого анализа многоа-спектности, толкование термина имплицитность многие лингвисты связывают с пониманием выражения опосредованно, как выражения со скрытым смыслом. Такой точки зрения придерживаются Л.В. Лисоченко, Ю.М. Скребнев, А.О. Бегинина, Л.К. Байрамова, П.А. Вяземский, Т.С. Оганезова, С.К. Фоломки-на, Н.Д. Арутюнова [20; 21; 14; 16; 15; 22; 23; 17]. Интерпретируя данный термин А.О. Бегинина, П.А Вяземский, Т.С. Оганезова, С.К. Фоломкина, Н.Д. Арутюнова говорят в основном о содержании текста, понимая как подтекст, представляя собой авторскую идею, концепцию, которая формирует смысл текста. Вкладывают понимание уровня смыслового значения, присущего «глубинным уровням языка» А.О. Бегинина, П.А. Вяземский, С.К. Фоломкина, Н.Д. Арутюнова. Л.К. Байрамова связывает данные термины со способностью фразеологизма употребляться в сокращенном виде, А.В. Бондарко трактует имплицитность как один из аспектов категоризации и семантики. Следовательно, из проведённого анализа трактовки понятий имплицитности в языке и речи мы берём за основу определение понятий, данное Н.Д. Арутюновой, так как оно является наиболее точным и отражает наиболее распространённые точки зрения большинства лингвистов, и даём свое определение.
• Под термином имплицитность в лингвистическом понимании мы рассматриваем следующее: свойство содержания высказывания и смысл, который прямо не выражен, но вкладывается в содержание говорящим и распознаётся слушающим.
Определяя значение термина эксплицитность большинство лингвистов, а именно Л.В. Лисоченко, Ю.М. Скребнев, А.О. Бегинина, Л.К. Байрамова, П.А. Вяземский, Т.С. Оганезова, С.К. Фоломкина, Н.Д. Арутюнова, придерживаются в толковании точки зрения, согласно которой данное понятие обозначает прямое, вербальное выражение значений, ясный, открытый смысл [20; 21; 14; 16; 15; 22; 23; 17]. Наряду с этим А.О. Бегинина, П.А. Вяземский, Т.С. Оганезова, С.К. Фоломкина, Н.Д. Арутюнова говорят так же о понимании термина как содержании текста, как нечто сказанное, о чём непосредственно говорится в тексте, об информации, находящейся на поверхности и не требующей дополнительных комментариев, об эксплицитной информации, формирующей содержание текста. Л.К. Байрамова связывает данные термины со способностью фразеологизма употребляться в развернутом виде, А.В. Бондарко трактует эксплицитность как один из аспектов категоризации и семантики. В своём понимании термина эксплицитность в лингвистике придержимся точки зрения, которую разделяют Л.В. Лисоченко, Ю.М. Скребнева, А.О. Бегинина, Л.К. Байрамова, П.А. Вяземский, Т.С. Оганезова, С.К. Фоломкина, Н.Д. Арутюнова.
• Под термином эксплицитность в лингвистическом понимании мы рассматриваем следующее: свойство содержания высказывания и смысл, который выражен прямо, чётко, и является основой дополнения к значимому фону текста.
Психологическое понимание терминов «имплицитный», «эксплицитный»
Рядом с понятиями имплицитность/эксплицитность всегда рассматриваются понятия имплицитный/эксплицитный. Данные термины сегодня достаточно широко изучаются и используются в психологических исследованиях, поскольку результаты современных исследований более точно можно отразить, интерпретируя их, наполняя нужным смыслом, с помощью новых языковых терминов и понятий, чем и являются термины имплицитный и эксплицитный. Разберём толкование терминов с психологической точки зрения. Начнем с интерпретации значений в словарях. Оксфордский толковый словарь по психологии даёт достаточно широкое толкование терминов. Термин эксплицитный в самом общем смысле даётся как характеристика того, что поддаётся прямому и ясному определению. Более широкое значение: характеристика того, что является явным и открытым для наблюдения. Ещё более широкое значение: характеристика того, что является осознанным; эксплицитные когнитивные процессы - те, которые человек использует осознанно. Имплицитный рассматривается как неявный; как что-то, недоступное непосредственному наблюдению, бессознательный, скрытый, не выраженный, следовательно, процесс, который протекает в значительной степени без осознания его индивидом. Этот термин используется в этом значении для того, чтобы охарактеризовать когнитивные процессы, которые действуют независимо от сознания [24].
Словарь Нейролингвистического программирования объясняет термины узко, обращает внимание на смысловое значение, говорит об эксплицитном, как о явно, формально заявленном, выраженном смысле, названном текстом (вербально), целью высказывания. Имплицитный определяется как скрытый, подразумеваемый, невыраженный смысл [25].
Большая энциклопедия по психиатрии термин эксплицитный определяет в трёх смыслах. Эксплицитный от английского ехрПсК - полностью высказанном, не оставляющим сомнений, точном, определённом. Первое значение - поддающийся прямому, ясному, недвусмысленному определению. Второе определяется как характеристика того, что является осознанным, сознательным, формулируемым. Третий смысл термина трактуется как характеристика того, что является явным, открытым для наблюдения. Антоним к слову имплицитный.
Понятие имплицитный определено здесь в двух значениях. Имплицитный от английского implicit - подразумеваемый, невыраженный. Первый смысл определяется как скрытый, недоступный непосредственному наблюдению. Второе значение термина определено как бессознательный, неосознаваемый, существующий и функционирующий вне и независимо от сознания [26].
Учитывая общее лексическое значение терминов, которые дают словари, многие психологии, тем не менее, в своих исследованиях оперируют разнообразными определениями данных понятий, вкладывая в них более глубокий смысл.
И.И. Иванчей, Н.В. Морошкина данные термины используют в когнитивной психологии, связывая с ними осознанное и неосознанное получение знаний. Об имплицитном обучении говорят как о процессе непреднамеренном, не способном затем полученные знания выразить ясно. Эксплицитный термин также отнесён в их исследованиях к обучению и понимается как осознанное, преднамеренное получение знаний [27].
Г.В. Токарева, Л.Я. Дорфман, рассматривая понятия, опираются на их связь с сознательным и бессознательным в нашей психике. Имплицитные процессы понимаются как подсознательные процессы, невидимые сознанию, неясные ему и неконтролируемые им. Эксплицитные же трактуются как сознательные процессы, которые влияют на мысли, эмоции, поведение, обучение и учение [28].
Многие исследования последних лет в когнитивной психологии термины эксплицитный и имплицитный используют для толкования свойств человеческой памяти.
Ю.И. Александров в своих исследованиях, рассматривая особенности когнитивных процессов, считает возможным деление памяти в зависимости от сохраняемой информации. Имплицитная (недекларативная) память выражается через неосознаваемые изменения деятельности. Как часть имплицитной памяти Ю.И. Александров выделяет так же процедурную память (знание того, как нужно действовать). Эксплицитную (декларативную) память Ю.И. Александров определяет как память, выраженную осознаваемым воспоминанием прошлых событий. Частью эксплицитной памяти автор считает эпизодическую память, которая состоит из индивидуальных эпизодов, связанных со временем и местом события [29].
А.Л. Тертель, исследуя процессы хранения и воспроизведения информации в памяти, так же выделяет имплицитную и эксплицитную память, называя осознаваемой и неосознаваемой или активной и пассивной соответственно. Имплицитная память понимается как память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память. Эксплицитная же память трактуется как осознаваемая память[30].
Говоря об определении имплицитной памяти, стоит обратить внимание на точку зрения Г.В. Токарева, Л.Я. Дорфман. Имплицитная память определяется как память на события, происходящие при нахождении человека в бессознательном состоянии [28].
Мы постараемся проанализировать содержание приведённых психологических определений и интерпретаций. В большинстве словарей даётся достаточно узкое толкование самих слов, за исключением Оксфордского толкового словаря по психологии, где представлено достаточно подробное во всех смыслах толкование терминов. Как видно из рассмотренного выше, многие психологи используют данные термины в сочетании с психологическими понятиями, пытаясь акцентировать наиболее значимые стороны рассматриваемых понятий. Например, выделяя особые характеристики психологических процессов: сознательное и бессознательное в психике (Г.В. Токарев, Л.Я. Дорфман), отражая свойства человеческой памяти (А.Л. Тертель и Ю.И. Александров, И.И. Иванчей, Н.В. Морошкин), трактуя сознательное и бессознательное в когнитивной психологии.
Говоря о термине имплицитный в психологии, мы будем опираться на интерпретацию, которой придерживается большинство психологов, вкладывая в значение понятия подсознательные процессы, которые невидимы сознанию, неясны ему и неконтро-лируемы им.
• Мы понимаем имплицитный процесс как процесс, который происходит на бессознательном уровне нашей психики и не находит выражения в действиях, но влияет на поведение и состояние человека в целом.
Определяя термин эксплицитный в психологии, мы так же соглашаемся с интерпретацией, которой придерживается большинство психологов, вкладывая в значение понятия сознательные процессы, влияющие на мысли, эмоции, поведение, обучение и учение.
• Будем понимать эксплицитный процесс как процесс, который происходит на сознательном уровне нашей психики, находит выражение в человеческих действиях, влияя на его поведение, мысли, действия, чувства, эмоции и т.д.
Педагогическая интерпритация терминов имплицитный, эксплицитный.
Поскольку связь психологии и педагогики очевидна, неудивителен тот факт, что данные термины сегодня всё чаще стали появляться и в педагогических исследованиях. Рассмотрим педагогическую интерпретацию терминов. Словарь по педагогике Г.М. Коджаспирова толкует имплицитный как не проявляющийся явно, открыто, не обнаруживающийся при поверхностном наблюдении, как противоположное понятие к термину эксплицитный. Термин эксплицитный понимается здесь как определённо и ясно выраженный, развёрнутый [31].
В педагогике сегодня проявляется большой интерес к данным понятиям, этим и объясняется наличие различных точек зрения. Данные термины, так же как и в психологии используются в сочетании с теми или иными педагогическими понятиями для раскрытия их истинного глубинного смысла. Так В.М. Смирнов в своей классификации использует термины для интерпретации пассивного и оперантного научения, определяя их как имплицитное и эксплицитное соответственно [32].
С элементами сознательного и бессознательного в процессе приобретения знаний связывает данные термины И.И. Иванчей. Имплицитное научение определяется как процесс, посредством которого человек приобретает знание непреднамеренно и при этом оказывается неспособен его эксплицировать, то есть ясно выразить это знание вербально [27].
С возникающими ассоциациями в процессе научения определяет толкование терминов И.С. Кострикина. Эксплицитное научение понимается как основанное на запоминании случившегося ранее, имплицитное научение реализуется через образование ассоциативных связей между многократно повторяющимися внешними воздействиями [33].
Так же И.С. Кострикина использует эти термины, говоря о появлении различных процедур формирования знаний в процессе научения. Так, по И.С. Кострикиной данные понятия являют
центральними, следуя за неосознанным знанием Имплицитное знание понимается как сопровождаемое повышением субъективной уверенности, интуитивное или мета-знание, то есть человек знает, что он что-то знает, но не может сказать, что именно. Эксплицитное интерпретируется как осознанное знание, которое может быть вербализовано [33].
В исследованиях Я.А. Пономарёва с данными терминами связано толкование селективного и неселективного обучения. Имплицитное (неселективное) обучение автор связывает с ориентированием сразу на многие переменные и фиксированием связи между ними (не обобщая святи; эксплицитное (селективное) обучение характеризуется как обучение, принимающее во внимание ограниченное число переменных, устанавливая обобщённые отношения, вербальную форму репрезентации [34].
Таким образом, из рассмотренного выше, можно сделать взвод, что педагоги и психологи едины в толковании термина имплицитный, когда понимают его как характеристику подсознательных процессов, которые невидимы сознанию, неясны ему и неконтролируемы им. Так интерпретируют термин Г.В. Токарева, Л.Я. Дорфман, Ю.И. Александров, А.Л. Тертель, И.С. Кострикина,
B.М. Смирнов, И.И. Иванчей, Н.В. Морошкина, Я.А. Пономарев,
C.Б. Кауфман [28; 29; 30; 33; 32; 27; 34; 35]. Исследуя процессы памяти, педагоги и психологи Г.В. Токарева, Л.Я. Дорфман, Ю.И. Александров, А.Л. Тертель, И.С. Кострикина, С.Б. Кауфман сходятся во мнении, что термин имплицитный характеризует память без осознания предмета запоминания или так называемую бессознательную память. Педагоги В.М. Смирнов, И.И. Иванчей, Н.В. Морошкина, С.Б. Кауфман и психологи Ю.И. Александров, И.С. Кострикина активно используют данный термин для толкования особенностей процесса научения, обращают внимание, что научение реализуется через образование ассоциативных связей, бессознательно. Исследуя характеристики процессов обучения, педагоги И.И. Иванчей, Н.В. Морошкина и Я.А. Пономарев, С.Б. Кауфман используют термин имплицитный, определяя неселективное обучение, которое ориентируется на многие переменные и не может быть вербализовано.
Для нашего понимания термина в педагогике будем опираться на рассмотренные выше педагогические истолкования, беря за основу интерпретацию И.С. Кострикиной, В.М. Смирновым, И.И. Иванчей, С.Б. Кауфман и сам термин для более точного понимания свяжем с педагогическим понятием научения.
• Имплицитное научение нами понимается как целенаправленный процесс, организуемый под руководством учителя, неосознанной познавательной деятельности ученика, который реализуется через образование ассоциативных связей, в итоге полученные знания не могут быть вербализованы.
Педагоги и психологи едины и в толковании термина эксплицитный, когда понимают его как характеристику сознательных процессов, которые влияют на мысли, эмоции, поведение, обучение и учение. Данную точку зрения разделяют Г.В. Токарева, Л.Я. Дорфман, Ю.И. Александров, А.Л. Тертель, И.С. Кострикина,
B.М. Смирнов, И.И. Иванчей, Н.В. Морошкина, Я.А. Пономарев,
C.Б. Кауфман [28; 29; 30; 33; 32; 27; 34; 35]. Анализируя процессы памяти, педагоги и психологи Г.В. Токарева, Л.Я. Дорфман, Ю.И. Александров, А.Л. Тертель, И.С. Кострикина, С.Б. Кауфман используют термин эксплицитный, когда память трактуется как осознаваемая память.
Педагоги В.М. Смирнов, И.И. Иванчей, Н.В. Морошкина, С.Б. Кауфман и психологи Ю.И. Александров, И.С. Кострикина данный термин используют для характеристики особенностей процесса научения, обращают внимание, что научение основано на запоминании случившегося ранее. Педагоги И.И. Иванчей, Н.В. Морошкина, Я.А. Пономарев, С.Б. Кауфман используют термин эксплицитный, когда вводят понятие селективное обучение, с ограниченным числом переменных, устанавливая обобщённые отношения, вербальную форму репрезентации.
Для нашего понимания термина эксплицитный берём за основу интерпретации И.С. Кострикиной, В.М. Смирнова, И.И. Иванчей, С.Б. Кауфман и сам термин по аналогии свяжем с педагогическим понятием научения.
• Под эксплицитным научением мы будем понимать целенаправленный процесс, организуемый под руководством учителя, осознанной познавательной деятельности ученика, который основан на запоминании случившегося ранее, в итоге полученные знания имеют вербальную форму репрезентации.
Понимание понятий имплицитный, эксплицитный в методике.
Широта педагогического толкования терминов находит своё отражение и в методике преподавания. Выделим теперь особенности методического понимания данных терминов. Словарь методических терминов понятие имплицитный определяет от английского слова implicit, обозначающего подразумеваемый, невыраженный, формирование грамматических навыков без объяснения правил, на основе интуиции. Характерен для непрямых методов обучения [36].
Многие методисты определяют термин эксплицитный как опирающийся на использование осознаваемой информации.
В методике одним из ключевых понятий является метод. И для более точного раскрытия смысла этих терминов здесь логично будет воспользоваться приёмом, рассмотренным нами ранее в психологии, педагогике и разобрать их значение в словосочетании с центральным методическим понятием метод. Для начала определим, что же такое метод.
А.В. Усова определяет метод как путь следования, которого нужно придерживаться при решении той или иной педагогической задачи [37; 38]. В.И. Загвязинский определяет метод обучения достаточно традиционно как способ взаимной деятельности педагога и обучаемых, направленных на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения [39].
М.Н. Скаткин метод обучения представляет как систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения [39].
Дидакты определяют метод как способ достижения цели, который представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующих с помощью определённых средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер). Методисты соглашаются с этим, считая методом упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования (А.И. Бугаев) [40]. В педагогических словарях метод толкуется как совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи [31]. Педагоги в определении метода обучения соглашаются с методистами и рассматривают метод как систему последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения [39]. Давая определение любого понятия всегда необходимо учитывать родовидовые взаимоотсвязи понятий, данное видовое понятие нужно подвести под ближайшее родовое понятие, указав при этом характерные отличительные черты данного видового понятия [41].
Таким образом, метод обучения в разных определениях используется как термин для обозначения совокупности приёмов, операций, используемых для целенаправленного достижения результата образовательного процесса.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в обучении используются как эксплицитные так и имплицитные методы обучения. Беря за основу определение метода А.В. Усовой и учитывая традиционное определение, данное В.И. Загвязинским:
• Под эксплицитным методом обучения мы будем понимать путь следования, содержащий систему открыто выраженных, явных, целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых, обеспечивающую осознанное усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения.
• Под имплицитным методом обучения мы понимаем путь следования, содержащий систему скрытых, выраженных неявно, целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых, обеспечивающую бессознательное усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения.
Добиваясь сочетания различных методов и приёмов обучения, можно сформировать ту или иную методику обучения, направленную на достижение результата педагогической деятельности. Эффективность методики обучения во многом зависит от соотношения выбранных методов обучения.
Методика обучения традиционно рассматривается как совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач [31; 42].
Также во многих словарях методика обучения рассматривается как совокупность форм, методов и приёмов работы учителя, т. е. «технология» профессионально-практической деятельности преподавателя [36].
Соглашаясь с вышеизложенным и опираясь на возможность использования имплицитных и эксплицитных методов в обучении [42; 43]:
• Под имплицитной методикой обучения мы будем понимать совокупность имплицитных методов и имплицитных приёмов работы преподавателя, направленных на организацию образовательного процесса и достижение целей учебно-воспитательного процесса, посредством которых ученик непроизвольно усваивает нужную для образовательного процесса предметную информацию.
Библиографический список
• Под эксплицитной методикой обучения мы будем понимать совокупность эксплицитных методов и эксплицитных приёмов работы преподавателя, направленных на организацию образовательного процесса и достижение целей учебно-воспитательного процесса, посредством которых ученик произвольно усваивает нужную для образовательного процесса предметную информацию.
Из рассмотренного выше, можно заметить, что смысл, который заложен изначально в значение слов имплицитный и эксплицитный, независимо от их понимания в той или иной области науки, остаётся неизменным. Значение терминов наполняется каким-то более глубоким смыслом в сочетании данных слов с понятиями, значимость и свойства которых хотят подчеркнуть. Для термина эксплицитный, остаётся неизменным такой смысл, как явный, открытый для понимания; для термина имплицитный -неявный, скрытий от непосредственного понимания. Таким образом, сегодня термины имплицитный и эксплицитный достаточно активно используют в лингвистике, психологии, педагогике, методике и многих других отраслях науки.
1. Available at: http://slovaronline.com/search?word=Miv^. http://formaslov.ru/MM
2. Available at: http://formaslov.ru/MM
3. Available at: http://www.tangomango.rU/html/6/6ks.html
4. Available at: http://www.rulib.info/word/eks.html
5. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. Москва: Флинта, 2006. Available at: http://enc-dic.com/fwords/JEkstralingvisticheskij-41678. html
6. Available at: http://www.gramota.ru/slovari/dic
7. Available at: http://tolkslovar.ru/ie683.html
8. Available at: http://universal_ru_de.academic.ru/115251
9. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/i.php
10. Available at: http://www.webtran.ru/translate/french/from-r
11. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. Москва: Флинта: Наука, 2011.
12. Мюллер В.К. Полный англо-русский русско-английский словарь. 300000 слов и выражений. Москва: Эксмо, 2014.-1328с.
13. Ермакова Е.В. Многоастюктность проблемы имплицитности: имплицитность в языке и речи. Известия Саратовского университета. 2009; Т. 9, Серия Социология, Политология, вып.1: 58-61.
14. Бегинина А.О. Имплицитность и её средства выражения. Гуманитарные исследования. 2014; 1 (49): 15-19.
15. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. Сост., вступ. статья и комент. Л.В.Дерюгиной. Москва: Искусство, 1984.
16. Байрамова Л.К. Релевантные и факультативные характеристики фразеологизмов и их усвоение на уроках русского язика. Русский язык в школе. 2013; 5: 19 - 23.
17. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. Москва: «Языки русской культуры», 1999.
18. Homer B.D., Ramsay J.T. Making Implicit Explicit: the Role of Learning. Behavioral and Brain Sciences. 1999; 22. (5).
19. Бондарко А.В. Эксплицитность / имплицитность в общей системе категоризации семантики. Эксплицитность/имплицитность выражения смыслов. Калининград; Светлогорск, 2006.
20. Лисоченко Л.В. Высказывания с имплицитной семантикой (логический, языковой и прагматический аспекты). Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1992.
21. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1971.
22. ОганезоваТ.С Проблема отграничения имплицитности от смежных понятий и явлений. Гуманитарные исследования. 2011; 2 (28): 75-84.
23. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. Москва: Высшая школа, 1987.
24. Оксфордский толковый словарь по психологии. Под ред. А. Ребера. 2002. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/487
25. Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. Оперативный словарь-справочник. Москва, 2006г.
26. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2012. Available at: http://i-volos.ru/1589-zhmurov-v-a-bolshaya-enciklopediya-po-psixiatrii-2-e-izd-2012.html
27. Иванчей И.И., Морошкина Н.В. Взаимодействие имплицитных и эксплицитных знаний при научении искусственным граматикам. Психологические исследования. 2013; Т. 6, № 32: 2 - 20.
28. Токарева Г.В., Дорфман Л.Я. Имплицитные процессы и их исследование в западной психологи. Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2014; Т. 7, № 1: 17 - 27.
29. Александров Ю.И. Психофизические закономерности научения и методы обучения. Психологический журнал. 2012; Т. 33, № 6: 5 - 19.
30. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. Москва: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2006.
31. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005.
32. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
33. Кострикина И.С. Имплицитная обучаемость как условие реальных достижений в различных видах профессиональной деятельности. Психологический журнал. 2008; Т. 29, №4: 66-75.
34. Неосознаваемые компоненты в творчестве. Логика и интуиция. Имплицитное и эксплицитное знание в решении задач (теории Пономарева и Ребера). Available at: http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/strukturno-dinamicheskaya-teoriya-myshleniya/ neosoznavae-mye-komponenty-v-tvorchestve-logika-i-intuiciya-implicitnoe-i-eksplicitnoe-znanie-v-reshenii-zadach-teorii-ponomareva-i-rebera
35. Kaufman S.B., De Young C.G., Gray J.R., Jiménez L., Brown J., Mackintosh N. Implicit learning as an ability. Cognition. 2010; V.116: 321-340.
36. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: ИКАР, 2009: 448.
37. Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций. Санкт-Петербург: «Медуза», 2002.
38. Усова А.В, Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач. Москва: Просвещение, 1992.
39. Педагогическая психология: Под ред. Н.В. Клюевой. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003: 400.
40. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
41. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. Труды д.р. чл-кор. Российской академии образования (РАО). Москва: Издательство РАО, 2007.
42. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для пед. училищ. по спец. №2001 «Преподаваниев начальных классах общеобразовательных школ». Москва: Просвещение, 1987.
43. Zbior raportow naukowych. «KNOWLENGE SOCIETY». (30.10.2014-31.10.2014)-Warszawa: Sp.zo.o. «Diamond trading tour», 2014.
44. Интеграция отечественной науки в мировую: проблемы, тенденции и перспективы. Сборник докладов научно-практической конференции, Москва, 26-29 сентября 2014 года: АНО содействия развитию современно отечественной науки. Москва: «Научное обозрение», 2014: 288 - 296.
References
1. Available at: http://slovaronline.com/search?word=impl. http://formaslov.ru/im
2. Available at: http://formaslov.ru/im
3. Available at: http://www.tangomango.rU/html/6/6ks.html
4. Available at: http://www.rulib.info/word/eks.html
5. Komlev N.G. Slovar'inostrannyh slov. Moskva: Flinta, 2006. Available at: http://enc-dic.com/fwords/JEkstralingvisticheskij-41678.html
6. Available at: http://www.gramota.ru/slovari/dic
7. Available at: http://tolkslovar.ru/ie683.html
8. Available at: http://universal_ru_de.academic.ru/115251
9. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/i.php
10. Available at: http://www.webtran.ru/translate/french/from-r
11. Nelyubin L.L. Tolkovyjperevodovedcheskijslovar'. Moskva: Flinta: Nauka, 2011.
12. Myuller V.K. Polnyj anglo-russkij russko-anglijskij slovar'. 300000 slov i vyrazhenij. Moskva: 'Eksmo, 2014.-1328s.
13. Ermakova E.V. Mnogoaspektnost' problemy implicitnosti: implicitnost' v yazyke i rechi. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2009; T. 9, Seriya Sociologiya, Politologiya, vyp.1: 58-61.
14. Beginina A.O. Implicitnost' i ee sredstva vyrazheniya. Gumanitarnye issledovaniya. 2014; 1 (49): 15-19.
15. Vyazemskij P.A. 'Estetika iliteraturnaya kritika. Sost., vstup. stat'ya i koment. L.V.Deryuginoj. Moskva: Iskusstvo, 1984.
16. Bajramova L.K. Relevantnye i fakul'tativnye harakteristiki frazeologizmov i ih usvoenie na urokah russkogo yazika. Russkijyazyk vshkole. 2013; 5: 19 - 23.
17. Arutyunova N.D. Yazyk imir cheloveka. Moskva: «Yazyki russkoj kul'tury», 1999.
18. Homer B.D., Ramsay J.T. Making Implicit Explicit: the Role of Learning. Behavioral and Brain Sciences. 1999; 22. (5).
19. Bondarko A.V. 'Eksplicitnost' / implicitnost' v obschej sisteme kategorizacii semantiki. 'Eksplicitnost'/implicitnost' vyrazheniya smyslov. Kaliningrad; Svetlogorsk, 2006.
20. Lisochenko L.V. Vyskazyvaniya s implicitnoj semantikoj (logicheskij, yazykovoj i pragmaticheskij aspekty). Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo universiteta, 1992.
21. Skrebnev Yu.M. Ocherk teorii stilistiki. Gor'kij, 1971.
22. OganezovaT.S Problema otgranicheniya implicitnosti ot smezhnyh ponyatij i yavlenij. Gumanitarnye issledovaniya. 2011; 2 (28): 75-84.
23. Folomkina S.K. Obuchenie chteniyu na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze. Moskva: Vysshaya shkola, 1987.
24. Oksfordskij tolkovyj slovar' po psihologii. Pod red. A. Rebera. 2002. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/487
25. Il'inskij S. Nejrolingvisticheskoe programmirovanie. Operativnyj slovar'-spravochnik. Moskva, 2006g.
26. Zhmurov V.A. Bol'shaya 'enciklopediya po psihiatrii, 2012. Available at: http://i-volos.ru/1589-zhmurov-v-a-bolshaya-enciklopediya-po-psixiatrii-2-e-izd-2012.html
27. Ivanchej I.I., Moroshkina N.V. Vzaimodejstvie implicitnyh i 'eksplicitnyh znanij pri nauchenii iskusstvennym gramatikam. Psihologicheskie issledovaniya. 2013; T. 6, № 32: 2 - 20.
28. Tokareva G.V., Dorfman L.Ya. Implicitnye processy i ih issledovanie v zapadnoj psihologi. Vestnik YuUrGU. Seriya «Psihologiya». 2014; T. 7, № 1: 17 - 27.
29. Aleksandrov Yu.I. Psihofizicheskie zakonomernosti naucheniya i metody obucheniya. Psihologicheskijzhurnal. 2012; T. 33, № 6: 5 - 19.
30. Tertel' A.L. Psihologiya. Kurs lekcij. Moskva: TK Velbi, Izd-vo: Prospekt, 2006.
31. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'po pedagogike. Moskva: IKC «Mart»; Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr «Mart», 2005.
32. Smirnov V.M. Nejrofiziologiya i vysshaya nervnaya deyatel'nost' detejipodrostkov: Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.
33. Kostrikina I.S. Implicitnaya obuchaemost' kak uslovie real'nyh dostizhenij v razlichnyh vidah professional'noj deyatel'nosti. Psihologicheskij zhurnal. 2008; T. 29, №4: 66-75.
34. Neosoznavaemye komponenty v tvorchestve. Logika i intuiciya. Implicitnoe i 'eksplicitnoe znanie v reshenii zadach (teorii Ponomareva i Rebera). Available at: http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/strukturno-dinamicheskaya-teoriya-myshleniya/ neosoznavaemye-komponen-ty-v-tvorchestve-logika-i-intuiciya-implicitnoe-i-eksplicitnoe-znanie-v-reshenii-zadach-teorii-ponomareva-i-rebera
35. Kaufman S.B., De Young C.G., Gray J.R., Jiménez L., Brown J., Mackintosh N. Implicit learning as an ability. Cognition. 2010; V.116: 321-340.
36. Azimov 'E. G., Schukin A. N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva: IKAR, 2009: 448.
37. Usova A.V. Teoriya imetodika obucheniya fizike. Obschie voprosy: kurs lekcij. Sankt-Peterburg: «Meduza», 2002.
38. Usova A.V, Tul'kibaeva N.N. Praktikum po resheniyu fizicheskih zadach. Moskva: Prosveschenie, 1992.
39. Pedagogicheskaya psihologiya: Pod red. N.V. Klyuevoj. Moskva: VLADOS-PRESS, 2003: 400.
40. Kukushin B.C. Teoriya i metodika obucheniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2005.
41. Usova A.V. Formirovanie u shkol'nikov nauchnyh ponyatij v processe obucheniya. Trudy d.r. chl-kor. Rossijskoj akademii obrazovaniya (RAO). Moskva: Izdatel'stvo RAO, 2007.
42. Baranov S.P., Bolotina L.R., Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya ped. uchilisch. po spec. №2001 «Prepodavaniev nachal'nyh klassah obscheobrazovatel'nyh shkol». Moskva: Prosveschenie, 1987.
43. Zbior raportow naukowych. «KNOWLENGE SOCIETY». (30.10.2014-31.10.2014)-Warszawa: Sp.zo.o. «Diamond trading tour», 2014.
44. Integraciya otechestvennoj nauki v mirovuyu: problemy, tendencii i perspektivy. Sbornik dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 26-29 sentyabrya 2014 goda: ANO sodejstviya razvitiyu sovremenno otechestvennoj nauki. Moskva: «Nauchnoe obozrenie», 2014: 288 - 296.
Статья поступила в редакцию 09.03.15