Научная статья на тему 'Изучение патогенеза антенатальной гипотрофии козлят'

Изучение патогенеза антенатальной гипотрофии козлят Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
316
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЗЛЯТА / KIDS / ФЕТОПЛАЦЕНТАРНЫЙ КОМПЛЕКС / FETOPLACENTAL COMPLEX / ДЕФИЦИТ ВИТАМИНА А / VITAMIN A / АНТЕНАТАЛЬНАЯ ГИПОТРОФИЯ / ANTENATAL HYPOTROPHY / ПЛОД / FETUS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Скляров Павел Николаевич

Установлено, что в основе патогенеза антенатальной гипотрофии козлят лежит дефицит витамина А, приводящий к морфофункциональным нарушениям фетоплацентарного комплекса и обусловливающий патологии развития плода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studies of the pathogenesis of antenatal hypotrophy of kids

Established that the pathogenesis of antenatal hypotrophy of kids is vitamin A deficiency, which leads to violations of morphofunctional fetoplacental pathology and cause fetal development

Текст научной работы на тему «Изучение патогенеза антенатальной гипотрофии козлят»

ВЕТЕРИНАРНЫЕ НАУКИ

УДК 619:616-053.31:636.3 П.Н. Скляров

ИЗУЧЕНИЕ ПАТОГЕНЕЗА АНТЕНАТАЛЬНОЙ ГИПОТРОФИИ КОЗЛЯТ

Установлено, что в основе патогенеза антенатальной гипотрофии козлят лежит дефицит витамина А, приводящий к морфофункциональным нарушениям фетоплацентарного комплекса и обусловливающий патологии развития плода.

Ключевые слова: козлята, фетоплацентарный комплекс, дефицит витамина А, антенатальная гипотрофия, плод.

Введение

Развитие животноводства в основном зависит от получения и выращивания здорового молодняка. Это одна из важнейших и сложных задач. Из всех видов потерь в животноводстве наибольший удельный вес - у незаразных болезней молодняка. Наиболее массово и тяжело молодые животные болеют после рождения.

Одна из причин, препятствующих полному сохранению молодняка, - гипотрофия новорожденных животных. Патология широко распространена в хозяйствах, где не уделяют должного внимания правильному кормлению и содержанию беременных животных [1].

Гипотрофия козлят - общесистемное заболевание новорожденных, распространенная патология, наносящая значительный экономический ущерб. У гипотрофиков сниженная жизнеспособность, плохое развитие, низкий прирост массы тела. После гастроэнтеральных и респираторных заболеваний - высокая летальность.

Возникновение антенатальной гипотрофии плода обусловлено нарушением функционирования фетоплацентарного комплекса [2-3]. Фетоплацентарная недостаточность - одна из ведущих причин патологии беременности и родов, значительного уровня перинатальных потерь, выраженных отклонений в развитии новорожденных [8-9].

Несмотря на значительные успехи современной перинатологии, при антенатальной гипотрофии высоки показатели перинатальной заболеваемости и смертности.

В связи с этим цель нашей работы состояла в изучении механизмов развития антенатальной гипотрофии козлят.

Объекты и методы

Исследования проведены на кафедре акушерства, гинекологии и биотехнологии размножения животных Харьковской государственной зооветеринарной академии и ее клинической базы - региональной лаборатории ветеринарной медицины согласно «Методическим указаниям по использованию биохимических исследований биологического материала в государственных лабораториях ветеринарной медицины при диагностике заболеваний инфекционной патологии».

© Скляров П.Н., 2014

Для эксперимента были сформированы две группы коз (по 5 - в каждой). Животных отбирали по принципу аналогов: порода - аборигенная, возраст 3-5 лет, масса 39-47 кг. Содержание - в приспособленном помещении. Для осеменения обеих групп животных использовали одного самца. Рацион в контрольной группе был полноценным по питательным веществам, витаминам, макро- и микроэлементам, в опытной группе - неполноценным по каротину.

Объекты исследований - плацента и плоды, подлежащие морфометрии.

При исследовании плаценты определяли массу последа, количество котиледонов, площадь каждого из них и общую площадь ворсинчатого хориона. Площадь котиледона определяли по формуле S = п r2. Суммировали общую площадь ворсинчатого хориона.

Показатели гомеостаза определяли в количественном и сравнительном процентном соотношении с учетом достоверности цифровых результатов.

Содержание общего белка установлено рефрактометрическим методом (РФУ № 61-197), общего кальция - титрометрическим методом с индикатором мурексидом; неорганического фосфора - по Пулсу в модификации В.Ф. Коромыслова и Л.А. Кудрявцевой, витамина А - по модифицированному методу Ф.А. Рачевского, микроэлементов - с помощью атомно-абсорб-ционного спектрофотометра С-115 М; резервной щелочности - диффузионным методом с помощью спаренных колб по И.П. Кондрахину, гемоглобина - гемоглобинцианидным методом, количество эритроцитов - путем подсчета в камере Горяева.

Пробы сыворотки крови отбирали на третьем месяце беременности. Концентрацию гормонов определяли в условиях лаборатории репродуктивной эндокринологии государственного учреждения «Институт проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского» (г. Харьков) на иммуноферментном анализаторе RT 2100C (Китай) при длине волны 450 нм согласно прилагаемым к тест-системе «Estriol» (Human, Германия).

После исследования клинического и морфологического состояния, а также промеров плодов отбирали их органы. Размеры плодов, их органов и плаценты определяли с помощью сантиметра, массу - с использованием электронных весов Aurora - Electronic kitchen scale AU 313.

Опытные образцы органов (или целые органы) для гистологического исследования фиксировали в 10%-ном растворе формалина при температуре +4°С в течение 3-4 сут, в жидкости Карнуа, обезвоживали в спиртах возрастающей крепости (50°, 60°, 70°, 80°, 90°, 95°-ном, I и II абсолютном), выдерживая их по 24 ч в каждом растворе указанного разведения. Просветляли образцы органов в смеси абсолютного спирта и ксилола, а далее - в I и II чистом ксилоле и заливали в парафиновые блоки. Срезы с парафиновых блоков толщиной 5-7 мкм готовили на роторном и санном микротомах.

Окрашивали срезы гематоксилином - эозином.

Исследования срезов проведены при помощи винтового окулярного микрометра (МОВ-1-15 х) не менее чем в 10 местах.

Микрофотографические снимки сделаны с использованием специальной приставки на микроскоп Xiongfa 203СА-1 и компьютера.

Полученные данные обработаны статистическими методами с помощью непараметрического Х критерия Ван дер Вардена и стандартного пакета статистики в программе EXEL 2000 с использованием персонального компьютера IBM-PC/AT. Определяли среднюю арифметическую (М), статистическую ошибку среднеарифметического (m). Достоверность различий между средним арифметическим двух вариационных рядов установили по критерию достоверности Р.

Результаты исследований

В исследованиях мы отталкивались от факта, что в основе развития антенатальной гипотрофии лежит фетоплацентарная недостаточность [2, 3, 6-9], обусловленная у сельскохозяйственных животных преимущественно дефицитом витамина А [1, 4, 5].

Определяли влияние дефицита витамина А на отдельные показатели гомеостаза, мор-фофункциональное состояние фетоплацентарного комплекса, весовые и линейные параметры органов плодов, уровень эстрогенов, макро- и микроструктуру плаценты.

По результатам исследований выявлены отклонения от нормы показателей гомеостаза у животных, имевших дефицитный рацион (табл. 1).

Таблица 1

Показатели гомеостаза котных коз в норме и при дефиците витамина А

Показатель Граничный минимум Группы животных % Р*

Контроль (п = 5) Опыт (п = 5)

Эритроциты, Т/л 12,0 13,18 ± 0,62 11,72 ± 0,56 11,1 0,95

Гемоглобин, г/л 100 116,23 ± 6,31 96,83 ± 5,12 16,7 0,95

Общий белок, г/л 61 63,62 ± 1,64 57,21 ± 1,91 10,1 0,99

Основной резерв, % 48 42,80 ± 2,67 50,60 ± 1,86 15,4 0,95

Общий кальций, ммоль/л 2,50 2,67 ± 0,06 2,43 ± 0,06 8,2 0,95

Неорганический фосфор, ммоль/л 1,94 2,21 ± 0,04 1,87 ± 0,07 15,4 0,999

Витамин А, мкмоль/л 0,70 0,86 ± 0,07 0,64 ± 0,06 25,6 0,999

Цинк, мкмоль/л 15,7 15,95 ± 0,35 14,6 ± 0,35 8,5 0,999

Медь, мкмоль/л 9,4 10,51 ± 0,44 9,12 ± 0,30 13,2 0,999

Кобальт, мкмоль/л 0,40 0,44 ± 0,03 0,38 ± 0,02 13,6 0,999

* Р > 0,999 - критерий высокой достоверности; Р > 0,99 - критерий средней достоверности; Р > 0,95 -критерий низкой достоверности.

Отмечено снижение количества эритроцитов (на 1,46 Т/л, или 11,1%), содержания гемоглобина (на 19,4 г/л, или 16,7%), общего белка (на 6,41 г/л, или 10,1%), общего кальция (на 0,24 ммоль/л, или 9,0%), неорганического фосфора (на 0,34 ммоль/л, или 15,4%), витамина А (на 0,22 мкмоль/л, или 25,6%), цинка (на 1,35 мкмоль/л, или 8,5%), меди (на 1,39 мкмоль/л, или 13,2%) и кобальта (на 0,06 мкмоль/л, или 13,6%), увеличение щелочного резерва (на 7,8%, или 18,2%).

Основное внимание при проведении исследования уделяли определению влияния витамина А на массу плодов в целом, абсолютную и относительную массу их органов и морфофункциональные изменения в плаценте (хориальной части).

По результатам работы установлено, что исследуемые последы не имели патологических отклонений (изменений цвета, наслоений и т.п.), были блестящими и хорошо васкуляризованными. Однако в плацентах животных с дефицитом витамина А (опыт) наблюдались морфологические и функциональные изменения, нарушения их структуры, атрофия и разрушение концевых ворсин, дистрофия и десквамация эпителия ворсин. Плаценты контрольных животных (показатели гомеостаза - в пределах нормы) имели четкую структуру, а явления дистрофии и десквамации эпителия ворсинок не выявлены.

Масса плодов, весовые и линейные параметры плаценты животных с нормальными показателями гомеостаза и дефицитом витамина А приведены в табл. 2.

Таблица 2

Масса плодов, весовые и линейные параметры плаценты коз с нормальными показателями гомеостаза

и дефицитом витамина А

Показатель Группы животных ± % Р*

с нормальными показателями гомеостаза (п = 5) с А-витаминным дефицитом (п = 5)

Масса плодов, г 3704,8 ± 59,91 3160,2 ± 86,22 +544,6 +17,2 < 0,95

Масса последов, г 304,8 ± 5,59 250,2 ± 4,93 +54,6 +21,8 < 0,95

Площадь плаценты, см2 407,6 ± 7,67 363,4 ± 8,22 +44,2 +12,2 < 0,95

Количество котиледонов 82,6 ± 3,88 80,4 ± 2,87 +2,2 +2,7 < 0,95

* Р > 0,95 - критерий низкой достоверности.

Масса последов у животных контрольной группы составляла 304,8 г, опытной группы -250,2 г, т.е. выше на 54,6 г (21,8%).

Установлено (табл. 3), что у козлят, полученных от коз с нормальными показателями гомеостаза, масса всех исследуемых органов выше: сердца (на 1,7 г, или 3,6%), легких (на 5,24 г, или 5,7%), желудка с кишечником (на 32,56 г, или 13,8%), печени (на 19,74 г, или 20,9%), почек (на 2,54-2,9 г, или 8,9-10,3%), селезенки (на 1,75 г, или 27,1%), мозга (на 7,39 г, или 7,8%), щитовидной железы (на 0,17 г или 21,0%) и надпочечников (на 0,31 г, или 16,7%), матки с яичниками (на 0,15 г или 6,4%).

Таблица 3

Масса плодов и их органов у коз с показателями гомеостаза в норме и с дефицитом витамина А

Масса, г

желудка и кишечника Почек « X ы « о ■

Группа животных сердца легких печени левой правой и н е з е ч е с мозга надпочечн желез щитовидн железы матки с яи никами

С нормальными показателями го- 46,50 92,10 235,82 94,62 28,56 28,14 6,44 63,77 1,85 0,81 2,35

меостаза (п = 5)

М ± т 3,68 3,71 9,21 5,20 2,97 2,08 0,43 2,73 0,06 0,05 0,06

С дефицитом витамина А (п = 5) 44,80 86,86 203,26 74,88 26,02 25,24 4,69 58,78 1,54 0,64 2,20

М ± т 2,13 3,09 5,10 2,35 1,35 1,23 0,26 4,99 0,05 0,07 0,05

± -1,7 -5,24 -32,56 -19,74 -2,54 -2,90 -1,75 -7,39 -0,31 -0,17 -0,15

% -3,6 -5,7 -13,8 -20,9 -8,9 -10,3 -27,1 -7,8 -16,7 -21,0 -6,4

Р > 0,95 > 0,95 > 0,99 > 0,99 > 0,95 > 0,95 > 0,99 > 0,95 > 0,99 > 0,99 > 0,99

Р > 0,95 - критерий низкой достоверности; Р > 0,99 - критерий средней достоверности.

При выяснении влияния А-витаминной недостаточности на структуру плаценты установлено следующее. Количество котиледонов у животных сравниваемых групп не отличалось - 80,4 и 82,6 соответственно (+2,2 или +2,7%), тогда как другие показатели имели различия. Так, масса плодов животных опытной группы ниже на 544,6 г (17,2%), составив соответственно 3160,2 г и 3704,8 г.

Площадь ворсинчатого хориона у контрольных животных равнялась 363,4 см2, тогда как у животных опытной группы - 407,6 см2, т.е. больше на 44,2 см2 (12,2%).

На микроморфологическом уровне в плаценте обнаружены дистрофия ворсин, явления дезинтеграции и аутолиза клеток, уменьшенная васкуляризация сосудов (рисунок).

Гистопрепарат фетальной плаценты козы: а - с нормальными показателями гомеостаза; б - с А-витаминной недостаточностью (гематоксилин и эозин х 400)

Установлено снижение (на 4,47 пг/мл, или 57,4%) концентрации эстриола у животных с дефицитом витамина А по сравнению с имевшими показатели гомеостаза в пределах нормы (табл. 4).

Таблица 4

Концентрация эстриола у коз, имеющих показатели гомеостаза в пределах нормы

и при дефиците витамина А

Группа животных Концентрация эстриола, пг/мл % Р*

С нормальными показателями гомеостаза (n = 5) 7,78 ± 0,58 57,4 0,999

С дефицитом витамина А (n = 5) 3,31 ± 0,38

* Р > 0,95 - критерий низкой достоверности.

Установлено, что снижение уровня эстрогенов ведет к нарушению антенатального развития плода: уменьшению длины туловища на 13,4-22,3% и массы - на 19,7-35,8%.

Выводы

Таким образом, проведенными исследованиями определено: в основе патогенеза антенатальной гипотрофии козлят лежит дефицит витамина А, это негативно влияет на морфо-функциональное состояние органов фетоплацентарного комплекса, обусловливая патологию развития плода.

Список литературы

1. Кошевой, В.П. Проблемы вщтворення овець та шз i шляхи виршення : монографiя / В.П. Кошевой, П.М. Скляров, С.В. Науменко ; за заг. ред. В.П. Кошевого. - Харшв ; Дншропетровськ : Гамалiя, 2011. - 467 с.

2. Дашкевич, В.С. Плацентарна недостатнють: сучасш аспекти патогенезу, дiагностики, профшактики та л^вання / В.£. Дашкевич // Мистецтво л^вання. - 2004. - № 4. - С. 22-25.

3. Майоров, М.В. Фетоплацентарная недостаточность: актуальные особенности патогенеза, диагностики и терапии [Электронный ресурс] / М.В. Майоров // Провизор. - 2005. - № 3. - Режим доступа: http://www. provisor.com.ua/ archive/2005/N3/art_29.htm.

4. Скляров, П.М. Особливосп структури плаценти вiвцi при А-вггамшнш недостатносп / П.М. Скляров, В.П. Кошовий // Проблеми зооiнженерil та ветеринарно! медицини. - Харшв : РВВ ХДЗВА, 2006. - Вип. 13 (33), ч. 2. - С. 240-243.

5. Скляров, П.Н. Развитие плаценты и плода у овец и коз в зависимости от уровня эстрогенов / П.Н. Скляров // Бюл. науч. работ ФГОУ ВПО «Белгородская гос. сельхоз. акад.». - Белгород, 2010. - № 21 : спецвыпуск, посвящ. 25-летию факультета вет. мед. - С. 36-38.

6. Стадник, А.М. Роль пренатально! гшотрофп в етюлогп незаразних хвороб телят / А.М. Стадник // Наук. вюник Львiвськоl держ. акад. вет. мед. iм. С.З. Гжицького. - Т. 4 (№ 5). - Львiв, 2002. - С. 212-215.

7. Харута, Г.Г. Гiпотрофiя новонароджених телят / Г.Г. Харута, Б.П. 1васенко, Ю.М. Ордш // Ветеринар-на медицина Укра!ни. - 1997. - № 6.- С. 28-29.

8. Чуб, В.В. Фетоплацентарная дисфункция: основы патогенеза, проблемы диагностики, тактика лечения : метод. рекомендации / В.В. Чуб, И.В. Чибисова, В.А. Климов. - Луганск, 2003. - 36 с.

9. Штехина, Е.Е. Структурная организация органов иммуногенеза плодов овец при нормальной беременности и фетоплацентарной недостаточности : дис. ... канд. биол. наук : 16.00.02 / Е.Е. Штехина. - Ставрополь, 2005. - 125 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SUMMARY

P.N. Sklyarov

Studies of the pathogenesis of antenatal hypotrophy of kids

Established that the pathogenesis of antenatal hypotrophy of kids is vitamin A deficiency, which leads to violations of morphofunctional fetoplacental pathology and cause fetal development.

Keywords: kids, fetoplacental complex, vitamin A, antenatal hypotrophy, fetus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.