Научная статья на тему 'Изучение паронимов в 4 классе'

Изучение паронимов в 4 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2399
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРОНИМЫ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / СМЕШЕНИЕ СОЗВУЧНЫХ СЛОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пазова Любовь Михайловна

В начальной школе не дается теоретических сведений о паронимах, но с данным лексическим явлением учащиеся сталкиваются постоянно. В статье изложен теоретический материал о паронимах и представлена система упражнений, направленная на формирование умений учащихся распознавать отличительные признаки паронимов и осознанно употреблять в составе словосочетаний и предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение паронимов в 4 классе»

УДК 373.3.016:811.161.1

ББК 74.261.3

П-12

Пазова Любовь Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета, тел.:(8772)538223.

ИЗУЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ В 4 КЛАССЕ

(рецензирована)

В начальной школе не дается теоретических сведений о паронимах, но с данным лексическим явлением учащиеся сталкиваются постоянно. В статье изложен теоретический материал о паронимах и представлена система упражнений, направленная на формирование умений учащихся распознавать отличительные признаки паронимов и осознанно употреблять в составе словосочетаний и предложений.

Ключевые слова: паронимы, их грамматические признаки, комплекс упражнений, смешение созвучных слов.

Pazova Lyubov Mikhajilovna, Cand. of Pedagogics, senior lecturer of the chair of Russian language and methods of teaching of the faculty of pedagogics , Adyghe State University,phone: (8772) 538223.

STUDYING PARONYMS IN 4 FORM

Elementary school does not provide any theoretical information about paronyms, but with this lexical phenomenon student’s face constantly. The article describes the theoretical material on paronyms and presents a system of exercises aimed at forming skills of students to recognize distinctive features of paronyms and to use them in phrases and sentences.

Keywords: paronyms, grammatical features, an exercise program, a mixture of consonant words.

Работа над такими словосочетаниями, как пример (личный, личностный), дубовая роща (вековая, вечная), тропинка (каменная, каменистая), партия (демократическая, демократичная) и т. п. вызывает определенные трудности у четвероклассников, что и определило тему статьи.

Не претендуя на исчерпывающий анализ заявленной проблемы, в рамках данной статьи рассмотрим некоторые задания и упражнения, направленные на изучение паронимов.

В начальной школе не дается теоретических сведений о паронимах, но парные сочетания: еловый-елочный, мальчиковый-мальчишеский, нарушать-разрушать, шумный-шумовой-встречаются довольно часто.

Паронимы как феномен лексической системы русского языка в качестве объекта специального, целенаправленного изучения стали привлекать внимание лингвистов значительно позже, чем синонимы, антонимы и омонимы.

В 60-70-х годах 20 века в языкознании сложилось понимание паронимов как однокоренных слов, принадлежащих к одной части речи (болотный-болотистый, груз-нагрузка, надеть-одеть и т. д.). Хотя термин «пароним» предложен еще Аристотелем (384-322 год до н. э.) в труде «Категории», в котором философ называл так производные слова, в 60-е годы складывается истолкование паронимов как слов однокоренных, принадлежащих к одной части речи или имеющих общие грамматические признаки. Паронимы-это слова, близкие по звучанию, по лексико-грамматической принадлежности,

а также по единству корневой морфемы, но разные по значению: невежа-невежда, жесткий-жестокий, звать-называть.

Возрастание интереса к паронимам русского языка может быть объяснено, с одной стороны, уточнением объекта наблюдений и изучения, с другой стороны-той заметной ролью, которую играет паронимия в арсенале средств выразительности языка. Понимание паронимов предполагает их системное изучение в лексике русского языка. В дефиницию паронимов обычно включают такой структурный признак, как одинаковое ударение сопоставляемых слов: факт-фактор, двуликий-двуличный, конный-конский. Структурное сходство паронимов обусловливает их известную смысловую соотнесенность. Однокоренные слова, относящиеся к одной части речи, образуют паронимические ряды закрытого характера. При сопоставлении паронимов акцент делается на их семантических различиях, в связи с чем выясняются их сочетательные возможности.

Паронимы образуют бинарные (парные) сочетания, среди которых выделяются:

A) полные (абсолютные) паронимы-слова одного логико-грамматического ряда, обозначающие различные понятия: земляной-земной, довольствие-довольство;

Б) неполные паронимы-однокоренные слова с незавершенным размежеванием значений: драматический-драматичный, трагический-трагичный, фантастический-

фантастичный;

B) частичные паронимы (квазипаронимы-«мнимые» паронимы)-однокорневые слова, принадлежащие к одной и той же части речи, но характеризующиеся резкими различиями в значениях суффиксов: лобный-лобовой, зернистый-зерновой.

По словообразовательной структуре паронимы бывают суффиксальными (изобретательный-изобретательский, цветастый-цветистый); префиксальными

(опечатать-отпечатать, поглотить-проглотить) и корневыми (воскресать-воскрешать, невежа-невежда). Суффиксальные паронимы имеют наибольшее распространение. Все это придает паронимам системный характер на уровне идеографии, словообразования, лексической сочетаемости.

Овладение паронимическими отношениями устраняет смешение созвучных однокорневых слов и обеспечивает уместное и точное их словоупотребление, т. к. паронимы-один из источников речевых трудностей. На это непосредственно указывает определение паронимов, данное в вузовском учебнике.

«Паронимами называются слова, близкие, но не тождественные, по звучанию, различные в смысловом отношении и ошибочно (подчеркнуто нами.-Л. П.)

употребляемые в речи одно вместо другого [ 3, с.77].

Известно, к началу обучения учащихся их лексический запас мал, ограничен, однообразен, невыразителен. А так как владение речью (устной и письменной) без определенного и достаточного количества слов невозможно, то основной задачей, стоящей перед начальной школой, является систематическое пополнение словарного запаса учащихся, формирование и одновременно на базе уже накопленных слов расширение и уточнение его. Школьники усваивают лексику, связанную с изучением русского языка, чтения, математики, музыки, природы, производственного труда, спорта. Одним из существенных путей ликвидации разрыва между лексическим запасом, с которым дети приходят в начальную школу, и теми знаниями, умениями и навыками, которыми должны овладеть в 5 классе при изучении темы «Лексика», является такая организация лексической работы, которая обеспечивала бы преемственность и перспективность в изучении лексических понятий. Поэтому именно изучение паронимов позволит четвероклассникам обогатить и расширить их лексический запас, сделать речь учащихся точной, выразительной, красочной, образной.

Работу по изучению паронимов, на наш взгляд, целесообразно, строить с учетом нескольких групп упражнений и заданий.

Первая группа упражнений направлена на формирование умения распознавать отличительные признаки паронимов.

Вторая группа упражнений направлена на формирование умений употреблять в речи паронимы в составе словосочетаний и предложений.

Третья группа упражнений направлена на закрепление умений выбора из слов-паронимов нужного, точного, а также подбора к данным словам паронимичных.

В разработке предлагаемого комплекса упражнений исходим из того, что он отвечает следующим общедидактическим и общеметодическим требованиям: соответствие содержания упражнений объему теоретических сведений по лексике, предусмотренных программой начальной школы; нацеленность на развитие языковой личности младших школьников; формирование с помощью упражнений лексических умений и навыков.

В учебниках по русскому языку не просматривается система упражнений по лексике, включая паронимы. Упражнения носят подчинительный и единичный характер, что не способствует выработке у четвероклассников прочных знаний, умений и навыков в области паронимии. Следовательно, необходимо строить учебный процесс так, чтобы изучение теоретических сведений о паронимах способствовало осмыслению практической деятельности учащихся, выработке лингвистического чутья.

В четвертом классе можно применять следующие виды упражнений:

1. Какое из данных слов-паронимов гигиена-гигиеничность имеет значение: условия сохранения здоровья. Какое из данных слов-паронимов гончий-гоночный имеет значение: быстрый в беге; приученный гнать зверя на охоте.

2. Определите значение приводимых ниже паронимов и составьте с ними

словосочетания: сытый-сытный, белить-белеть, соседний-соседский, поступок-

проступок.

3. К данным словам подберите паронимичные и укажите различие в их значении: одеть, укрыть, болотистый, будний, виноватый.

Например, одеть-надеть.

4. Соотнесите (укажите стрелкой) слова-паронимы с их значениями:

5. Спишите, раскрывая скобки и выбирая подходящие по смыслу слова.

В районах (вечной, вековой) мерзлоты дома строятся по специальным проектам. На высоком голубом небе ни (единого, единичного) облачка. В заколдованном царстве все уснули по прихоти (злостной, злой) Феи. (Сытый, сытный) голодного не разумеет. Этот (старый, старинный) дом (предоставляет, представляет) собой историческую ценность. Все (опасные, опасливые) повороты на извилистой дороге папа проезжал с точным расчетом. Судьи (отборочного, отборного) матча по футболу вышли на поле. Я заблудился в лесу, но не терял надежды (сыскать, снискать) дорогу домой. На (спасательной, спасительной) станции была высокая вышка, на которой находились водолазы.

Суммируя все сказанное, еще раз подчеркнем, что в обучении младших школьников огромная роль принадлежит паронимам, заставляющих учащихся в пределах одного урока обращать внимание на разные по значению слова. В зависимости от учебной ситуации, уровня знаний и речевых навыков детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, работа по нахождению паронимов, определению их значения должна быть интересной, творческой, посильной. Ученики должны получать задания, для выполнения

добрый

добротный

длинный

длительный

сделанный прочно из хорошего материала

делающий добро, отзывчивый

имеющий большую длину, протяженность

долго продолжающийся

лицо, живущее в доме, квартире

лицо, проживающее в каком-либо месте

жилец

житель

которых необходимо приложить некоторые умственные усилия, но которые они потенциально выполнят.

Литература:

1. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов русского язык. М.,

2004. 458с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.,

1990. 685с.

3. Современный русский язык / Р. Н. Попов [ и др.]. М., 1999. 463 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.