Научная статья на тему 'Изучение памятников старины как выражение патриотизма'

Изучение памятников старины как выражение патриотизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА / RUSSIAN CULTURE AND HISTORY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / СОХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ СТАРИНЫ / PRESERVATION AND PROTECTION OF ANCIENT MONUMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перова Е.Ю.

В статье рассматривается отношение и научное внимание к памятникам русской старины на материале дореволюционного издания для любителей искусства «Старые годы». При этом выявляются значимые для понимания темы исторические и научно-исследовательские параллели начала ХХ и начала ХХI вв., в которых прослеживается одновременно и выражение, и формирование патриотического мировосприятия посредством изучения и активной защиты памятников старины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of antiquity monuments as an expression of patriotism

The article examines the scientific attention to the monuments of Russian antiquity on the material of the pre-revolutionary edition for art lovers. It is important to pay attention to the corresponding parallels of the beginning of the twentieth and beginning of the 21st centuries that are significant for understanding the topic are revealed. On this material, it is possible to trace both the expression and the formation of a patriotic worldview through the study and active protection of monuments of antiquity

Текст научной работы на тему «Изучение памятников старины как выражение патриотизма»

УДК 17+719+94(47) Е. Ю. Перова

кандидат культурологии, доцент кафедры мировой культуры ФГН МГЛУ; e-maiL: eperova71@List.ru

ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ СТАРИНЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА

В статье рассматривается отношение и научное внимание к памятникам русской старины на материале дореволюционного издания для любителей искусства «Старые годы». При этом выявляются значимые для понимания темы исторические и научно-исследовательские параллели начала ХХ и начала ХХ! вв., в которых прослеживается одновременно и выражение, и формирование патриотического мировосприятия посредством изучения и активной защиты памятников старины.

Ключевые слова: русская история и культура; патриотизм; сохранение памятников старины.

Perova E. Y.

Msociate professor, Candidate of Culture Studies, Culture Studies Department; e-mail: eperova71@list.ru

THE STUDY OF ANTIQUITY MONUMENTS AS AN EXPRESSION OF PATRIOTISM

The articLe examines the scientific attention to the monuments of Russian antiquity on the material of the pre-revolutionary edition for art lovers. It is important to pay attention to the corresponding paraLLeLs of the beginning of the twentieth and beginning of the 21st centuries that are significant for understanding the topic are revealed. On this material, it is possible to trace both the expression and the formation of a patriotic worldview through the study and active protection of monuments of antiquity

Key words: Russian culture and history; patriotism; preservation and protection of ancient monuments.

Научный интерес и внимание к памятникам старины и отечественной традиции были заложены славянофилами, ряд представителей которых (братья Аксаковы, Ю. Самарин и др.) уже с середины Х1Х в. занимались изучением народного быта и искусства, обозначая эти вопросы как часть философского осмысления Русского мира, своеобразия отечественной культуры и ее места в мировой истории.

В том же столетии эти идеи, патриотические основания которых были обострены Отечественной войной 1812 г., нашли широкий отклик на различных уровнях: и в масштабной государственной политике, начиная с правления императора Николая Павловича, и в отдельных социокультурных направлениях. Так, например, министр народного просвещения А. С. Шишков выступал против «секуляризации науки, убеждая общество в необходимости придания образованию патриотического характера» [Решетников 2017, с. 62]. Особое внимание в сфере образования уделялось изучению отечественной традиции, особенно словесности. Выдающимися ревнителями русской культуры и языка были кроме А. С. Шишкова и Г. Р. Державина, создавших в начале века общество «Беседа любителей русского слова», князь А. А. Шаховской, С. А. Ширинский-Шихматов и др. Этот вектор подготовит в отечественной культуре появление и развитие феномена золотого века русской литературы, который раскроется не только в блистательной художественной словесности, но и в сугубом интересе к народному языку, систематизации фольклорного наследия в трудах В. И. Даля, К. С. Аксакова и др.

Важно отметить, что в дальнейшем и в искусствоведческих исследованиях будет продолжена традиция замечательного стилистического оформления научных текстов.

В начале ХХ в. в контексте изучения отечественной культурной традиции большое внимание отводится русской иконе, причем интерес охватывает и зарубежных деятелей науки и художников. Это было связано с технологией реставрационного дела, позволившего открыть икону в отношении конкретных памятников, что, в свою очередь, позволило научно осмыслить и выявить этот феномен мирового искусства. «Целая область искусства, до сих пор - достояние отдельных коллекционеров и любителей, выдвигается на мировую арену, является крупным открытием для европейской науки об искусстве, -пишет А. Ростиславов. - Предстоит огромная работа по описанию, установлению датировок. Словом, в ближайшем будущем... должна расцвести новая область в искусстве - иконоведение, до сих пор разрабатывавшаяся в науке, почти только как церковный и исторический материал» [Старые годы, октябрь 1913, с. 44-45].

Также в начале ХХ в. было велико в отечественной культуре место усадьбы, это явление становится предметом частых и подробных исследований. Так, например, барон Н. Н. Врангель пишет труд «Старые

Е. Ю. Перова

усадьбы»: исторический обзор русской дворянской культуры, быта, начиная с XVIII в. Несколько отдельных статей автора были посвящены кладбищам («Забытые могилы», «Разрушенные кладбища» (1907); «Защита старины» (1910); «Венок мертвым» (1913) и др.).

Названные направления были основными для исследователей отечественной культуры в начале прошлого столетия, названного Серебряным веком. Искусствоведческое направление привлекло специалистов из различных областей (историки, поэты, коллекционеры, художники и т. д.), которые продолжили традицию понимания отдельных памятников как проявления мировоззренческих оснований культуры народа.

Одним из подобных изданий был ежемесячный журнал «Старые годы», который издавался в Петербурге с 1907 по 1916 г. Тираж варьировался от 1 до 5 тыс. экземпляров, максимальные тиражи приходятся и на 1914 г., начало Первой мировой войны (хотя выпуски были отложены, позже выходили объединенные номера за несколько месяцев). Так, сборный номер за июль - сентябрь 1914 г. был посвящен в основном пригороду Петербурга Гатчине, в разделе хроники была представлена заметка редактора-издателя П. П. Вейнера «Лейпциг-ская выставка 1914 года». В ней говорится о Международной выставке печатного дела и графики, проходившей в Лейпциге и прерванной военными действиями, дается критический обзор ее устроения в целом («германские устроители... выставки имели в виду не столь художественную сторону книжного дела, сколь чисто коммерческую» [Старые годы, июль - сентябрь 1914, с. 194]), делаются акценты на экспозиции Франции, Германии, Австрии, Италии, Англии и России в их культурно-исторической ретроспективе. В заключение выражалось беспокойство за судьбу экспонатов, оставшихся в Германии: «Внезапное закрытие выставки вследствие войны внушило многим. опасения за судьбу экспонатов. Комиссариат принял все меры, какие были в его силах, при неожиданности и быстроте событий. Будем надеяться, что эксцессы. не коснутся, по крайней мере, этих безмолвных памятников нашей культуры, доверчиво посланных в чужую страну» [там же, с. 199]. За несколько месяцев до того, в февральском номере журнала отдельная статья была посвящена «Закону об охране старины», который как раз в это время, накануне войны должен был быть принят в Государственной думе. В статье указывались сведения, регламентировавшие, что памятник подлежал охране, фиксировались

наказания за его ущерб, больший объем статьи был посвящен критике исправленного проекта закона. Беспокойство по поводу возможных утрат присутствует во многих статьях: «Интерес к родной старине. принимает в своем развитии такое направление, что позволяет верить в то недалекое будущее, когда наши национальные памятники искусства и старины будут действительно ограждены, по крайней мере, от сознательного их разрушения и полного уничтожения» [Старые годы, июль - сентябрь 1914, с. 50].

Среди рубрик издания - «Материалы по истории вандализма в России», которую вел Г. К. Лукомский. Здесь была попытка охватить происходящее в разных местах России в отношении несоответствующего обращения с памятниками. Крупные города и отдаленная провинция, широкая география поездок Г. Лукомского в начале 1910-х гг., фотосъемка и зарисовки значимых объектов позволили быть в курсе дела. Это нашло отражение в трудах, посвященных памятникам старины в отдельных городах (Костроме, Вологде, Петербурге, Киеве и др.), в них прорывалась боль за утрачиваемое и искажаемое наследие: «.во многих случаях Комиссия не бывает уведомлена о предстоящих ремонтах. И в этом-то главная беда в деле сохранения нашей старины. Нет на местах агентов, которые доносили бы вовремя о грозящем памятнику разрушении или. переделке» [Старые годы, май 1914, с. 51]. Ситуация, сложившаяся, например, в Смоленске, описывалась следующим образом: «.самым значительным вандальским деянием, -впрочем, совершившимся не в последний год, а продолжавшимся десятилетия - является разрушение стен Кремля. Правда, теперь стены изучены, обмерены, сфотографированы, но огромные бреши разрушающихся и просто разобранных на кирпич стен непрестанно будут напоминать нам о погибающей старине», - не изменилась до сих пор [там же, с. 48]. Вместе с тем уцелевшие фрагменты стен в Смоленске дают представление о несохранившихся стенах Белого города в Москве.

Уже тогда, в начале ХХ в., поднимался вопрос о том, в чьем ведении находится тот или иной культовый памятник, о качественной его реставрации в сопровождении специалистов, о его использовании (например статья А. Ростиславова «Духовенство и старина» в июньском выпуске 1914 г.).

Сборники, выходившие в военное время, вели печальную хронику утрачиваемого, читались публичные лекции и о памятниках Европы, разрушенных войной. И это тоже было борьбой, противостоянием:

Е. Ю. Перова

«может быть, именно сейчас в нашей борьбе за старину и искусство не надо уступать ни одной пяди, ибо с ужасающей наглядностью обнаружилось, что "культурные завоевания" идут рука об руку не с искусством и наукой, а с военным варварством» [Старые годы, октябрь - декабрь 1914, с. 120]. К сожалению, и в этом отношении ситуация спустя столетие не изменилась, и в XXI в. продолжают утрачиваться мировые хрестоматийные памятники.

Последний номер журнала, подготовленный в 1916 г., вышел спустя некоторое время. Многие авторы вынуждены были эмигрировать, за границей продолжали научную деятельность, тосковали по России, надеясь вернуться для служения родине.

Изучение отечественного культурного наследия отражает также этические основания культуры, философскую позицию понимания истории в ее прикладном аспекте. Поэтому внимание к памятникам старины необходимо и особо важно в переломные моменты истории, политически нестабильные, когда духовное возрождение во многом зависит от места, которое отводится памятникам прошлого в настоящей и будущей жизни народа. Изучение истории искусства помогает пониманию более масштабных исторических и культурных процессов. В современной ситуации этого проблемного пространства отчасти повторяются те же тенденции, которые прозвучали в жизни России сто лет назад.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Решетников Л. Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадежности.

М. : Духовное преображение, 2017. 320 с. Старые годы // Ежемесячник для любителей искусства и старины. Июль -

сентябрь, 1914. 206 с. Старые годы // Ежемесячник для любителей искусства и старины. Май, 1914. 64 с.

Старые годы // Ежемесячник для любителей искусства и старины. Октябрь,

1913. 60 с.

Старые годы // Ежемесячник для любителей искусства и старины. Октябрь -

декабрь, 1914. 150 с. Старые годы // Ежемесячник для любителей искусства и старины. Февраль,

1914. 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.