Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОБЛЕМЕ КОРРУПЦИИ В ВУЗЕ'

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОБЛЕМЕ КОРРУПЦИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ / ЭТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кярова М.А.

В данной статье исследуется содержание понятия «коррупция» в системе образования, анализируются причины и формы этого явления; оценивается ущерб, наносимый коррупцией. Автор указывает на необходимость уделить больше внимания борьбе с самой коррупцией, а не коррупционерами. Коррупция является сложным многоаспектным явлением, представляющим собой преступное поведение должностных лиц с использованием своего служебного положения, направленное на удовлетворение своих личных корыстных интересов. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, - это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, коррупция ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса. В вузах сегодня происходит социализация взяточников: здесь выращивают людей, привычных к взятке как к норме. Из-за коррупции образование не выполняет свои функции. На рынок труда выбрасывается все больше молодых энергичных ребят, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование - первое, на что надо обратить внимание, разрабатывая антикоррупционную политику. Коррупция является причиной и одновременно следствием всех перечисленных выше проблем. Пройдя «высшую школу коррупции», студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, считает коррупцию нормой поведения, строит коррупционное государство. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. Предметом является коррупция как правовой и социально-правовой феномен жизни современного общества, а также уголовное право (и право вообще), которое должно быть предназначено как средство противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLORING STUDENTS ALTITUDE TO THE PROBLEM OF CORRUPTION AT THE UNIVERSITIES

This article examines the content of the concept of corruption in the education system, analyzes the causes and forms of this phenomenon; estimates damage caused by corruption. The author points to pay more attention to combating corruption itself. Corruption is a complex, multidimensional phenomenon, representing the criminal behaviour of officials using their official position, aimed at achieving their personal purposes. Despite the obvious illegality, corrupt tion is not just a crime, it is an antisocial phenomenon like unemployment, drug addiction. It affects not only the distortion of interpersonal relations of individual citizens, corruption leads to the destruction of society as a whole. Corruption in one or another sphere of public life is a sign of its systemic crisis. Education is the field where corruption is determined. Due to corruption education does not fulfil its function of the arena. High educational institutions do not provide for real professionals. The society gets less professional specialists, less publicly talented leaders, less educated doctors, engineers, teachers. Therefore, education is the first thing that needs a law for structural anti-corruption policies. Corruption is the cause and at the same time the result of complex problems. After passing through the «Higher School of Corruption», the student brings informal experience of criminal relationships into future «adult row» life, considers corruption as a normal behaviour, and builds a corruption state. The study of research is social relations, appearing in the field of education under modern circumstances, the subject of corruption as a phenomenon of illegal relations at high educational institutions. We hope this article will help to create laws and will put anti-corruption measures to practice.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОБЛЕМЕ КОРРУПЦИИ В ВУЗЕ»

УДК 316.4

Кярова М. А. Kyarova M. A.

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОБЛЕМЕ КОРРУПЦИИ В ВУЗЕ

EXPLORING STUDENTS ALTITUDE TO THE PROBLEM OF CORRUPTION AT THE UNIVERSITIES

В данной статье исследуется содержание понятия «коррупция» в системе образования, анализируются причины и формы этого явления; оценивается ущерб, наносимый коррупцией. Автор указывает на необходимость уделить больше внимания борьбе с самой коррупцией, а не коррупционерами. Коррупция является сложным многоаспектным явлением, представляющим собой преступное поведение должностных лиц с использованием своего служебного положения, направленное на удовлетворение своих личных корыстных интересов.

Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, - это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, коррупция ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

В вузах сегодня происходит социализация взяточников: здесь выращивают людей, привычных к взятке как к норме. Из-за коррупции образование не выполняет свои функции. На рынок труда выбрасывается все больше молодых энергичных ребят, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование - первое, на что надо обратить внимание, разрабатывая антикоррупционную политику. Коррупция является причиной и одновременно следствием всех перечисленных выше проблем. Пройдя «высшую школу коррупции», студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, считает коррупцию нормой поведения, строит коррупционное государство. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. Предметом является коррупция как правовой и социально-правовой феномен жизни современного общества, а также уголовное право (и право вообще), которое должно быть предназначено как средство противодействия коррупции.

This article examines the content of the concept of corruption in the education system, analyzes the causes and forms of this phenomenon; estimates damage caused by corruption. The author points to pay more attention to combating corruption itself. Corruption is a complex, multidimensional phenomenon, representing the criminal behaviour of officials using their official position, aimed at achieving their personal purposes.

Despite the obvious illegality, corrupt tion is not just a crime, it is an antisocial phenomenon like unemployment, drug addiction. It affects not only the distortion of interpersonal relations of individual citizens, corruption leads to the destruction of society as a whole. Corruption in one or another sphere of public life is a sign of its systemic crisis. Education is the field where corruption is determined. Due to corruption education does not fulfil its function of the arena. High educational institutions do not provide for real professionals. The society gets less professional specialists, less publicly talented leaders, less educated doctors, engineers, teachers. Therefore, education is the first thing that needs a law for structural anti-corruption policies. Corruption is the cause and at the same time the result of complex problems. After passing through the «Higher School of Corruption», the student brings informal experience of criminal relationships into future «adult row» life, considers corruption as a normal behaviour, and builds a corruption state.

The study of research is social relations, appearing in the field of education under modern circumstances, the subject of corruption as a phenomenon of illegal relations at high educational institutions. We hope this article will help to create laws and will put anti-corruption measures to practice.

Ключевые слова: образование, коррупция, Key words: education, corruption, research, so-

исследование, социология, этика преподавателя, ciology, ethics teacher, bribery. взяточничество.

Кярова Мадина Алиевна -

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 719 77 92 E-mail: mad-kyarova@yandex.ru

Kyarova Madina Alievna -

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Department of History and Philosophy, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 719 77 92 E-mail: mad-kyarova@yandex.ru

В настоящее время достаточно много говорится о борьбе с коррупцией, неоднократно отмечается разрушительный характер существующей высокой коррумпированности на государственное развитие и устройство, мировоззрение граждан, на всю экономику в целом. Проблема коррупции часто освещается в СМИ, публичных выступлениях. Разрабатываются различные направления, методы борьбы с коррупцией.

Коррупция - одно из древнейших явлений в системе общественных отношений, это очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Естественно, что в ходе исторического процесса это явление постоянно трансформируется и видоизменяется, по мере усложнения политических и экономических порядков возникают новые формы его проявлений. Сегодня проблема коррупции, выработка и практическая реализация эффективной антикоррупционной политики, противодействие её распространению, подавление различных её проявлений является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации [2].

Эффективных преобразований в системе противодействия коррупции не было произведено ни в советский период, ни позднее. Она является наиболее массовым социальным «недугом» в нашей стране, так как затрагивает практически все сферы жизни общества: политическую, экономическую, судебную и правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли. Коррупционное поведение стало нормой экономической и правовой культуры. Причиной кор-

рупции, по большому счету, является общее падение нравов. Реальные ценности все больше подменяются ценностями мнимыми.

Коррумпированность сферы образования ведет к значительному социальному расслоению. Экономическое и социальное благосостояние общества определяется качеством образования его членов. По мере снижения качества образования на российский рынок труда будут выходить неквалифицированные выпускники, в результате чего конкурентоспособность страны на международной арене снизится. В глобализирующемся мире XXI века высшее образование является ключевым фактором будущего страны. Изъяны системы высшего образования признаются и Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, который подписал Указ «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» № 147, в соответствии с которым пройдут тотальные проверки руководителей всех уровней.

Выделяются два основных направления в борьбе с коррупцией:

1) борьба с внешними проявлениями коррупции, т. е. с конкретными коррупционерами, путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, в целях пресечения их противоправной деятельности;

2) предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства.

Образование является одной из важных составляющих качества жизни человека. В связи с этим большая доля коррупционных действий наблюдается именно там. Коррупция в высшем образовании представляет со-

бой систему неформальных отношений между участниками коррупционных действий посредством злоупотребления полномочиями различных субъектов.

Высокий уровень коррупции в нашем государстве приводит к тому, что Россия год от года теряет свою инвестиционную привлекательность. Если говорить предметно, а именно о коррупции в сфере образования, то мы наблюдаем ту же картину - коррупционность образования (по большей части высшего) приводит к снижению привлекательности российских вузов для иностранных студентов. Соответственно уменьшение количества обучающихся в России студентов приводит к понижению престижа российского высшего образования. Поэтому вопрос коррупции в образовании по значимости стоит в одном ряду с такими проблемами как коррупция в судебной системе, коррупция в системе органов исполнительной власти.

В своей работе «Образование и коррупция» Стефан Р. Хайнема дает характеристику системы образования, свободной от коррупции:

- равенство доступа к получению образования;

- честность при распределении учебных программ и материалов;

- честность и прозрачность критериев выбора высшего образования;

- честность при проведении аккредитации, в которой все учебные заведения равно оцениваются по системе стандартов, открытых для общественной огласки;

- честность при получении образовательных услуг и товаров;

- поддержание системы профессиональных стандартов теми, кто возглавляет учебные учреждения, кто осуществляет преподавательскую деятельность, независимо от форм собственности учреждения: частной или государственной.

Как мы видим на сегодняшний день, нашу систему образования можно охарактеризовать через указанные Стефаном Р. Хайнеманом характеристики только со знаком минус.

Коррупция в ВУЗе может проявляться в различных формах: злоупотребление властью преподавателя над студентом для получения выгод в личных целях; выдача дипломов специалистам без профессионального соответствия; продажа и использование курсовых про-

ектов и выпускных квалификационных работ, выполненных на заказ; вымогательство денежных средств за положительную оценку; навязывание платных консультаций; продажа авторских книг преподавателей и т.д.

В связи с вышеизложенным, социологической лабораторией КБГАУ при кафедре «История и философия» был проведен срочный опрос студентов на тему: «Изучение отношения студентов к проблеме коррупции в вузе». В опросе участвовало - 258 человек, из них: 46,8% мужчин, 53,1% женщин, со всех структурных подразделений ВУЗа, очной формы обучения, с первого по четвертый курс.

Большая часть студентов КБГАУ удовлетворены своей студенческой жизнью - 74,8%; 9,3% - не удовлетворены и15,8 % затруднились ответить.

54,6% респондентов высоко оценили преподавательский уровень в КБГАУ, 38% -средний; 3,5% - низким и 3,9% затрудняются ответить.

Треть опрошенных студентов КБГАУ -47,2% респондентов не приемлют коррупцию в вузе и считают, что коррупция ущемляет их права; 23,6% затруднились ответить; 15,8% считают коррупцию в вузе нормальным явлением. При этом 13,1% отметили, что коррупция, в сфере образования помогает им учиться без академических задолженностей.

На вопрос «Попадали ли Вы в коррупционные ситуации в ВУЗе» - 58,7% респондентов ответили утвердительно. Наиболее распространенными ситуациями, в которых студенты давали взятки стали: сдача зачета и экзамена, написание курсовой работы.

Основными причинами, побуждающими студента дать взятку, по мнению респондентов, являются:

1. Нежелание студента учить предмет -29,1%;

2. Сложность дисциплины - 24,8%;

3. Чрезмерная строгость преподавателя и его предвзятость - 15,7%;

4. Вымогательство взятки преподавателем - 10,3%;

5. Низкий уровень преподавания предмета, его непонятность - 8,6%;

6. Наличие свободных денег - 2,6%;

7. Другое - 3,6%;

8. Затруднились ответить - 5,2%.

То есть превалирующей причиной коррупции, по мнению опрошенных, является не-

подготовленность студента к предмету и банальная лень учащихся.

Респондентами были обозначены примерные коррупционные расценки высшего образования. Так, за сдачу экзамена платили от 2000 до 3000 руб., за сдачу зачета примерно от 1000 руб. до 2000 руб., курсовые работы (проекты) - 1500-2000 руб.

Группировка ответов респондентов позволила выявить, что самыми сложными для сдачи являются технические и математические дисциплины.

Полученные результаты подтверждают общую картину по всей стране о низком уровне подготовки студентов в области точных наук.

Данные опроса показывают, что инициаторами коррупционных действий чаще являются сами студенты 32%, преподаватели 30,1%, большой процент затруднившихся ответить 26,5%.

На вопрос: «Готовы ли Вы, в будущем, решить проблему сдачи предмета с помощью коррупционных связей?»: 42,6% дали отрицательный ответ; 21,3% ответили утвердительно и 36% - затруднились с ответом.

Основными мерами для снижения уровня коррупции в ВУЗе студентами были предложены:

1) проводить экзамены в форме простого тестирования - 29%;

2) увеличить заработную плату преподавателям - 27%;

3) проводить экзамены в форме компьютерного тестирования - 10,3%;

4) проводить анонимные письменные экзамены, присваивая каждому студенту код -5,1%;

5) другое - 23,2%;

6) принимать экзамены в присутствии комиссии - 5,2%.

К сожалению, при довольно высоком уровне коррупции, участники опроса не готовы заявить о факте взятки.

Таким образом, коррупция в высших учебных заведениях является серьезной проблемой не только в предоставлении качественного образования, но и в развитии всей экономики страны. Последствия от коррупционных явлений в системе высшего образования могут быть различны: снижение престижа вуза; некачественное образование в глазах работодателей, родителей и всех заин-

тересованных сторон; несоблюдение принципа равных возможностей; духовная деградация общества и т.д.

Анализ полученных в ходе опроса данных выявил, что существующая проблема коррумпированности академической среды в России является, главным образом, результатом взаимодействия трех факторов:

1. Экономические причины. Большинство университетов располагало недостаточным количеством финансовых средств с самого периода трансформации и финансового кризиса 1990-х годов.

2. Структурные причины. Коррупция прочно закрепилась в образовательной системе и уже стала ее частью. Без коррупции существующая система высшего образования перестала бы существовать. Эффективных санкций борьбы с ней не существует: «Если бы нам удалось искоренить коррупцию, множество иерархических структур, в настоящее время созданных, разом разрушились бы [3, 5]. А затем и вся система высшего образования рухнула бы».

3. Исторические, социально-культурные причины. Коррупция в России имеет свои древние традиции, берущие начало еще в XI веке: тогда она была известна как «кормление».

Неформальные институты закрепились в университетах в советский период, и сегодня они воспринимаются как общепринятые.

Если говорить о социальном взаимодействии, то коррупция вездесуща - и это одна из причин того, почему эксперты сомневаются в эффективности антикоррупционных мер. Большинство участников опроса убеждены, что изменить ситуацию станет возможно, если провести реформы не только в образовательном секторе, но и во всех социальных сферах, затронутых коррупцией: «Он будет неэффективен, как и все, что лишь решается на бумаге в России. т. е. закон не прошел через экспертов, он не обсуждался в обществе [1] ни учеными, ни юристами, - лишь чиновниками [4], хотя без общественного мнения, без журналистов, без СМИ победа над коррупцией недостижима». Все респонденты подтвердили, что значение образования огромно, хотя ответы показали, что решение об обучении в университете обосновывается, главным образом, практическими причинами. Эксперты указали те изменяющиеся условия

на рынке труда, которые они считают ответственными за формирование позиции студентов: покуда работодатели будут отдавать приоритет формальным критериям и ценить наличие «корочки» больше, чем компетентность, студенты будут недооценивать качество образования.

На наш взгляд, основными мерами по борьбе с коррупцией в вузе могут быть следующие:

1. Разработка в вузах программ по преодолению коррупции.

2. Организация системы обратной связи со студентами.

3. Разработка механизма реагирования на факты проявления коррупции в вузе.

4. Совершенствование информационной системы вуза.

5. Организация и проведение антикоррупционного мониторинга.

Литература

1. Александров Г. Где конец «откатов» // Аргументы и факты. 2011. №49.

2. Антонян Ю.А. Типология коррупции и коррупционного поведения [Электронный ресурс]: http:// ntonyan-jm.narod.ru/inter3.html.

3. Бейсембаева Н.А. Проблема коррумпированности в сфере образования и пути ее решения в современной России // Молодой ученый. 2016. №9. С. 801-803.

4. Болдырев Ю.Ю. Коррупция как системный порок российского капитализма // Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние / под ред. О.Т. Богомолова. М.: Институт экономических стратегий, 2010. С. 456-474.

5. Журавлев А.Ю., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Психология в экономике и управлении. 2012. №1.

References

1. Aleksandrov G. Gde konets «otkatov» // Argumenty i fakty. 2011. №49.

2. Antonyan Yu.A. Tipologiya korruptsii i korruptsionnogo povedeniya [Elektronnyj resurs]: http:// antonyan-jm.narod.ru/inter3.html.

3. Bejsembaeva N.A. Problema korrumpiro-vannosti v sfere obrazovaniya i puti ee resheniya v sovremennoj Rossii // Molodoj uchenyj. 2016. №9. S. 801-803.

4. Boldyrev Yu.Yu. Korruptsiya kak sistem-nyj porok rossijskogo kapitalizma // Neekonomi-cheskie grani ekonomiki: nepoznannoe vzaimov-liyanie / pod red. O.T. Bogomolova. M.: Institut ekonomicheskikh strategij, 2010. S. 456-474.

5. Zhuravlev A.Yu., Yurevich A.V. Psikholo-gicheskie faktory korruptsii // Psikhologiya v ekonomike i upravlenii. 2012. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.