Научная статья на тему 'Изучение отношения к физической активности среди студентов в рамках интегрированной программы по профилактике неинфекционных болезней'

Изучение отношения к физической активности среди студентов в рамках интегрированной программы по профилактике неинфекционных болезней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / здоровье / физическая активность / физические упражнения / методы и средства физического воспитания / спорт / физическое закаливание / physical culture / health / physical activity / physical exercises / methods and means of physical education / sports / physical hardening

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Анатольевна Баженова, Алексей Иванович Ткаченко, Юлия Алексеевна Князева

Раскрывается теоретический и практический аспект изучения отношения к физической активности среди студентов. Рассматриваются понятия «физическая культура», «здоровье», «физическая активность», «физические упражнения», «методы и средства физического воспитания», «спорт», «физическое закаливание». В рамках подготовки к программе по интегрированной профилактике неинфекционных болезней была поставлена задача изучить отношение к физической культуре среди студентов высших учебных заведений. Для исследования, был применен стандартизированный письменный опрос, с помощью которого определялось отношение студентов к 10 видам физической активности. Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что физическая активность студентов зависит от специфических условий района и города, выявил направления, которым необходимо уделить больше внимания, вскрыл причины, устранение которых поможет повысить физическую активность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надежда Анатольевна Баженова, Алексей Иванович Ткаченко, Юлия Алексеевна Князева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the attitude to physical activity among students in the framework of an integrated program for the prevention of non-communicable diseases

This scientific article reveals the theoretical and practical aspect of studying attitudes to physical activity among students. The concepts of «physical culture», «health», «physical activity», «physical exercises», «methods and means of physical education», «sports», «physical hardening» are considered. In preparation for the integrated prevention of non-communicable diseases program, the task was set to study the attitude to physical culture among students of higher educational institutions. For the study, a standardized written survey was used to determine the attitude of students to 10 types of physical activity. Thus, the analysis of the results of the study showed that the physical activity of students depends on the specific conditions of the district and the city, identified areas that need to be given more attention, revealed the reasons, the elimination of which will help to increase the physical activity of students.

Текст научной работы на тему «Изучение отношения к физической активности среди студентов в рамках интегрированной программы по профилактике неинфекционных болезней»

Научная статья УДК 378.6:34

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-62-66 NIION: 2018-0077-1/23-281 MOSURED: 77/27-024-2023-01-480

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Изучение отношения к физической активности среди студентов в рамках интегрированной программы по профилактике

неинфекционных болезней

Надежда Анатольевна Баженова1, Алексей Иванович Ткаченко2, Юлия Алексеевна Князева3

1 3 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия,

2 Московский Университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Tkachenkoail@yandex.ru

1 3 natalie-barnaul77@bk.ru

Аннотация. Раскрывается теоретический и практический аспект изучения отношения к физической активности среди студентов. Рассматриваются понятия «физическая культура», «здоровье», «физическая активность», «физические упражнения», «методы и средства физического воспитания», «спорт», «физическое закаливание». В рамках подготовки к программе по интегрированной профилактике неинфекционных болезней была поставлена задача изучить отношение к физической культуре среди студентов высших учебных заведений. Для исследования, был применен стандартизированный письменный опрос, с помощью которого определялось отношение студентов к 10 видам физической активности. Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что физическая активность студентов зависит от специфических условий района и города, выявил направления, которым необходимо уделить больше внимания, вскрыл причины, устранение которых поможет повысить физическую активность обучающихся.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, физическая активность, физические упражнения, методы и средства физического воспитания, спорт, физическое закаливание

Для цитирования: Баженова Н. А., Ткаченко А. И., Князева Ю. А. Изучение отношения к физической активности среди студентов в рамках интегрированной программы по профилактике неинфекционных болезней // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 62-66. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-62-66.

Original article

Studying the attitude to physical activity among students in the framework of an integrated program for the prevention

of non-communicable diseases

Nadezhda A. Bazhenova1, Alexey I. Tkachenko2, Yulia A. Knyazeva3

13 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia,

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

Tkachenkoai1 @yandex.ru

1 3 natalie-barnaul77@bk.ru

Abstract. This scientific article reveals the theoretical and practical aspect of studying attitudes to physical activity among students. The concepts of «physical culture», «health», «physical activity», «physical exercises», «methods and means of physical education», «sports», «physical hardening» are considered. In preparation for the integrated prevention of noncommunicable diseases program, the task was set to study the attitude to physical culture among students of higher educational institutions. For the study, a standardized written survey was used to determine the attitude of students to 10 types of physical activity. Thus, the analysis of the results of the study showed that the physical activity of students depends on the specific conditions of the district and the city, identified areas that need to be given more attention, revealed the reasons, the elimination of which will help to increase the physical activity of students.

Keywords: physical culture, health, physical activity, physical exercises, methods and means of physical education, sports, physical hardening

© Баженова Н. А., Ткаченко А. И., Князева Ю. А., 2023 62 PEDAGOGICAL SCIENCES

For citation: Bazhenova N. A., Tkachenko A. I., Knyazeva Yu. A. Studying attitudes to physical activity among students in the framework of an integrated program for the prevention of non-communicable diseases // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):62-66. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-62-66.

В последние годы в системе профилактических мероприятий все большее внимание уделяется спорту, физическому закаливанию, физической активности -средствам, гарантирующим лучшее и более стабильное состояние здоровья. В литературе указывается, что профилактические средства, связанные с изменением образа жизни, поведения в наиболее положительном для здоровья направлении, необходимо применять с самого раннего возраста [1]. Такие средства предусмотрены и применяются часто, но эффективность их определяется, как правило, по количеству проведенных мероприятий или по, числу участников. Порой трудно определить и оценить, как по-настоящему изменяется физическая активность студентов.

В настоящей статье хотелось бы рассмотреть многогранность физической активности в разных аспектах возрастной позиции. Потому что в высших учебных заведениях обучаются не только студенты в возрасте от 18 до 30, но и затрагивается и возрастная зрелая категория обучающихся (например, студенты заочной формы обучения).

Хотя фундамент долголетия закладывается в молодости, однако и в зрелом возрасте много можно сделать для того, чтобы укрепить здоровье и на долгие годы сохранить высокую работоспособность. В этом отношении решающее значение принадлежит физической культуре. С помощью исследований последних 20-25 лет, проведенных в нашей стране и за рубежом, удалось выяснить основные условия, обеспечивающие наибольшую эффективность занятий физическими упражнениями в среднем возрасте [2]. Этот возраст во многом является переломным: если к 40-50 годам человек приобретает устойчивые навыки физической закалки и занятия физкультурой становятся его постоянным спутником, жизнь становится полноценной, насыщенной активной деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что сохранение здоровья людей среднего возраста имеет огромное общественное и социально-экономическое значение. Именно эта категория населения обладает наибольшим трудовым и жизненным опытом, представляющим особую ценность для общества в целом. Вместе с тем до настоящего времени еще полностью не решены как методические вопросы о наиболее рациональных средствах и методах физической культуры, используемых в занятиях с людьми среднего возраста, так и основные задачи медицинского контроля. До сих пор существуют разногласия в показаниях и противопоказаниях к занятиям в физкультурно-оздоровительных группах вообще и с использованием различных видов физических упражнений, в частности. Недостаточно изучены общие закономерности в изменениях функционального состояния лиц среднего возраста под влиянием систематической мышечной деятельности. Нуждаются в дальнейшем совершенствовании критерии оценки

допустимости и оптимальности физических нагрузок с учетом не только возрастных особенностей и уровня физической подготовленности занимающихся, но также состояния их здоровья.

На эти вопросы можно найти ответы у некоторых исследователей [3], занимающиеся проблемой в этой области. В данных работах представлены на современном уровне знаний по использованию средств физической культуры для людей среднего возраста. Важность этих вопросов общеизвестна - к настоящему времени благодаря успехам в разработке проблем геронтологии в нашей стране открывается возможность существенно улучшить состояние здоровья, повысить функциональные резервы организма людей разного возраста за счет систематических занятий физическими упражнениями и применения средств закаливания.

Давняя мечта врачей и гигиенистов «добавить лет к жизни и жизни к годам» находит сегодня свое воплощение в научно обоснованной системе занятий физической культурой как важнейшей составной части здорового образа жизни [4]. Решающее значение для эффективного использования средств физической культуры имеет глубокое знание возрастных изменений организма и особенно реакций его на физические напряжения. Рассказывая об этом, исследователи-новаторы приводят целый ряд новых фактов, полученных ими в процессе многолетних исследований. Важность этих фактов для теории и методики физического воспитания населения в полной мере оценят специалисты, а значение их для практики очевидно.

Многим исследователям [5] удалось уточнить показания и противопоказания к занятиям физическими упражнениями вообще и, что особенно ценно, в отношении отдельных видов физических упражнений. Рекомендации, данные многими учеными [6], помогут специалистам более точно ориентироваться в сложных сочетаниях различных нарушений, нередко имеющихся в организме людей старшего возраста. На основаниях этих рекомендаций специалисты смогут более эффективно использовать средства и методы физического воспитания при наиболее массовых заболеваньях - атеросклерозе и гипертонической болезни, пороках сердца и аритмиях, болезнях нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Обоснованный авторами дифференцированный подход к противопоказаниям на практике означает возможность привлечения к занятиям физическими упражненьями многих десятков тысяч человек, которые до сего времени не использовали мощный оздоровительный потенциал физической культуры [7].

Заслуживает также положительной оценки рекомендованный специалистами комплекс медицинских исследований и особенно критерии оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, состояние которой имеет особое значе-

ние для решения вопросов о занятиях физическими упражнениями, рациональных методах и дозировке используемых нагрузок [11].

Исключительно важны для практики приводимые исследования и сведения полученные об особенностях влияния различных видов физических упражнений на стареющий организм [8]. Именно эти знания сегодня особенно важны - ведь признание оздоровительных возможностей физической культуры не решает вопроса о том какие именно занятия наиболее эффективны.

Фактический материал, полученный авторами, характеризует особенности влияния на организм занятий лыжным и гребным спортом, бегом подвижных и спортивных игр - баскетбола и волейбола, а также занятий с использованием упражнений спортивной гимнастики. В мировой литературе, где так немногочисленны данные о специфике влияния различных видов спорта на организм, эти сведения займут видное место [9].

Исследования последнего времени, показали, что активный отдых в виде специальных упражнений для не работавших мышечных групп или перемены характера деятельности становится своего рода антинагрузкой, не увеличивая, а, напротив, снижая степень функционального напряжения органов кровообращения и дыхания при утомительной работе, способствуя ускоренному восстановлению функций организма. Вот почему специалистам по массово-физкультурной работе; врачам и педагогам так необходимо знать и умете использовать активный отдых в занятиях физическими упражнениями с людьми среднего возраста.

В рамках; подготовки к программе по интегрированной профилактике неинфекционных болезней [10] была поставлена задача изучить отношение к физической культуре среди студентов высших учебных заведений. Исследование проходило в Алтайском государственном педагогическом университете, Алтайском государственном аграрном университете.

Для исследования, был применен стандартизированный письменный опрос, с помощью которого определялось отношение обучающихся к 1 0 видам физической активности. В случае негативного ответа по отношению к отдельным видам дополнительно предлагался вопрос о причинах неактивности. В эксперименте участвовал 10000 студентов 1-4 курсов Алтайского государственного педагогического университета, Алтайского государственного аграрного университета (700 девушек и 300 юношей).

В работе представлены данные, выявленные при анализе отношения обучающихся к физической культуре в период с 2021 по 2022 г. Частотное распределение отношения юношей и девушек к физической активности оценивали по первым двум признакам, т. е. как часто в свободное, внеучебное время (ежедневно или несколько раз в неделю) они проявляют физическую активность.

Сравнительный анализ полученных данных по-

казал, что в отношении как юношей, так и девушек, к разным видам физической активности наблюдаются статистически значимые (р < 0,001) различия между отдельными районными центрами и высших учебных заведений. Обучающиеся каждого из обследованных вузов относятся к физической активности в целом более положительно по сравнению с обучающимися этих же вузов, но проживающие в городе, что объясняется главным образом различием условий и образа жизни в городе и районном центре. Можно предположить, что особенности городского образа жизни более отрицательно влияют на физическую активность студентов.

Различия между отдельными районными центрами, по-видимому, объясняются прежде всего природ-но-географическими условиями, а также некоторыми социальными и экономическими особенностями того или иного района.

Анализ основных причин, по мнению обучающихся затрудняющих проявление физической активности, показал, что наибольший процент юношей, ленившихся заниматься утренней гимнастикой, не любят заниматься бегом из-за нежелания, а не плавают из-за неумения. Ссылки на недостаток времени и другие причины встречались реже.

Основная причина, из-за которой большинство опрошенных юношей в зимнее время года не ходят на лыжах и не катаются на коньках, а летом на велосипеде, заключается в том, что они не имеют соответствующего инвентаря. Это, по нашему мнению, важнейший фактор, мешающий при формировании положительного отношения студентов к физкультурным занятиям. К сожалению, отсутствие необходимого спортивного инвентаря в большей степени характерно для районных центров.

Вышеуказанные причины физической пассивности свойственны и девушкам. Однако они. ссылаются чаще на то, что не делают утренней гимнастики из-за недостатка времени; не ходят в турпоходы и не путешествуют потому, что не с кем идти; неумение кататься на велосипеде и коньках, ходить на лыжах объясняют нехваткой инвентаря. Исследованные группы не различаются по отношению к плаванию и спортивным играм.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что физическая активность студентов зависит от специфических условий района и города, выявил направления, которым необходимо уделить больше внимания, вскрыл причины, устранение которых поможет повысить физическую активность обучающихся.

Значительная часть негативных обстоятельств может быть устранена с помощью средств и различных постановлений на уровне вузов. Применение опросного метода в практике профилактических осмотров, предусмотренных планом всеобщей диспансеризации населения, в частности студенческой молодежи, способствует выявлению неинфекционных заболеваний.

Библиографический список

1. Новиков, А. А. Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации студентов к занятию физической культурой / А. А. Новиков // В сб.: XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета ; отв. ред. А. В. Коричко. 2018. С. 57-60.

2. Грабиненко, Е. В. Исследование уровня здоровья студентов Алтайского государственного педагогического университета в зависимости от вида физкуль-турно-спортивной деятельности / Е. В. Грабиненко // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (40). С. 18-22.

3. Попова, Н. В. Двигательная активность обучающихся в педагогическом колледже / Н. В. Попова // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-1. С. 82-85.

4. Супрунов, С. И. Организация занятий физической культурой с учетом потребностей студентов / С. И. Супрунов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 46-49.

5. Баянкин, О. В. Формирование интереса к урокам физической культуры у сельских школьников / О. В. Баянкин, Л. Д. Старостина // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 2. С. 51-56.

6. Тюкин, В. Г. Специальная направленность в развитии двигательных способностей как эффективный путь воспитания надежности в действиях будущих специалистов / В. Г. Тюкин // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 52.

7. Князева, Ю. А. Комплексное исследование физической работоспособности девушек, не занимающихся спортом / Ю. А. Князева, С. А. Князев, Ю. В. Пацюк // В сб.: Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Ю. Т. Ревякина. Томск, 2021. С. 85-87.

8. Долгов, А. Я. Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях учебно-научно-исследовательской лаборатории «Оздоровительные виды физической культуры» / А. Я. Долгов // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 48-1.С. 34-37.

9. Щетинин, П. В. Использование средств физического воспитания в условиях режима самоизоляции / П. В. Щетинин // В кн.: Молодежь Барнаулу : материалы XXII городской научно-практической конференции молодых ученых ; гл. ред. Ю. В. Анохин. Барнаул, 2021. С. 496.

10. Супрунов, С. И. Организационные особенности проведения занятий по физической культуре в процессе здоровье сберегающего пространства высшего учебного заведения / С. И. Супрунов, Ю. А. Князева // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 47-1. С. 79-82.

11. Попова, Н. В. Организационно-педагогические условия применения средств и методов физической культуры в процессе формирования здорового образа жизни студентов / Н. В. Попова // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-7. С. 43-46.

Bibliographic list

1. Novikov, A. A. Psychological and pedagogical aspects of the formation of students' motivation to engage in physical culture / A. A. Novikov // In the collection: XX All-Russian Student Scientific and Practical Conference of Nizhnevartovsk State University; ed. by A. V. Korich-ko. 2018. PP. 57-60.

2. Grabinenko, E. V. Study of the level of health of students of the Altai State Pedagogical University depending on the type of physical culture and sports activity / E. V. Grabinenko // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. 2019. No. 3 (40). PP. 18-22.

3. Popova, N. V. Motor activity of students in the pedagogical college / N. V. Popova // Trends in the development of science and education. 2019. No. 51-1. PP. 82-85.

4. Suprunov, S. I. Organization of physical culture classes taking into account the needs of students / S. I. Suprunov // Trends in the development of science and education. 2019. No. 50-7. PP. 46-49.

5. Bayankin, O. V. Formation of interest in physical education lessons among rural schoolchildren / O. V. Bayankin, L. D. Starostina // Pedagogical education in Altai. 2021. No. 2. PP. 51-56.

6. Tyukin, V. G. Special orientation in the development of motor abilities as an effective way of educating reliability in the actions of future specialists / V. G. Tyukin // Modern problems of science and education. 2021. No. 6. P. 52.

7. Knyazeva, Yu. A. A comprehensive study of the physical performance of girls not involved in sports / Yu. A. Knyazeva, S. A. Knyazev, Yu. V. Patsyuk // In the collection: Topical issues of physical culture and sports : materials of the XXIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation dedicated to the memory of Professor Y. T. Revyakin. Tomsk, 2021. PP. 85-87.

8. Dolgov, A. Ya. Organization of physical culture and health-improving work in the conditions of the educational and research laboratory «Health-improving types of physical culture» / A. Ya. Dolgov // Trends in the development of science and education. 2019. No. 48-1. PP. 34-37.

9. Shchetinin, P. V. The use of means of physical education in conditions of self-isolation / P. V. Shchetinin // In the book: Barnaul Youth : materials of the XXII City Scientific and practical conference of young scientists ; ch. ed. Yu. V. Anokhin. Barnaul, 2021. P. 496.

10. Suprunov, S. I. Organizational features of conducting physical culture classes in the process of health-saving space of a higher educational institution / S. I. Suprunov, Yu. A. Knyazeva // Trends in the development of science and education. 2019. No. 47-1. PP. 79-82.

11. Popova, N. V. Organizational and pedagogical conditions for the use of means and methods of physical culture in the process of forming a healthy lifestyle of students / N. V. Popova // Trends in the development of science and education. 2019. No. 50-7. PP. 43-46.

Информация об авторах

Н. А. Баженова - доцент кафедры гимнастики Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент;

А. И. Ткаченко - доцент кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент;

Ю. А. Князева - старший преподаватель кафедры физического воспитания Алтайского государственного аграрного университета.

Information about the author authors

N. A. Bazhenova - Associate Professor of the Department of Gymnastics of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

A. I. Tkachenko - Associate Professor of the Department of Physical Training of the UNK JV of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot;

Yu. A. Knyazeva - Senior lecturer of the Department of Physical Education of the Altai State Agrarian University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.

The article was submitted 17.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.

Психология

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ

Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел :

учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В. Л. Цветков и др.] ; под ред. И. А. Калини-ченко. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2020. 207 с.

ISBN 978-5-238-02889-7

Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.

Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.

Для курсантов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности и юридической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.