Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРОЕКТИВНОМУ ТЕСТУ Г. ФРИЛИНГА'

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРОЕКТИВНОМУ ТЕСТУ Г. ФРИЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

715
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология цвета / тест Г. Фрилинга / цветовые предпочтения / цветовая грамотность / структура личности / psychology of color / test of Friling G. / color preferences / color literacy / personality structure

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михальчи Екатерина Владимировна

В статье представлены результаты изучения особенностей цветовосприятия у респондентов и проведено определение их структуры личности на основании психоаналитического теста «Цветовое зеркало» немецкого психолога Г. Фрилинга. Особенности восприятия цветов и их оттенков и их воздействие на психоэмоциональное состояние человека изучаются во многих направлениях психологической науки и в других смежных областях: психологии цвета, арт-терапии, дифференциальной психологии, психотерапии, цветотерапии, психофизиологии профессиональной деятельности и др. В ходе исследования были определены уровни развития визуальных и когнитивных способностей к восприятию цветов и их оттенков у респондентов. При нормальном уровне визуальных возможностей восприятия цветов и их оттенков большинство респондентов имеют когнитивные ограничения в их восприятии; не знают названия многих оттенков и не могут их различать. Применяемые методики для определения индивидуальных цветовых предпочтений позволили разделить выборку на группы согласно личностным типам и чертам характера. Методики З. А. Киреевой «Цветовая палитра», Г. Фрилинга «Цветовое зеркало» и описание любимого цвета показали наличие связей и согласованность в совместном применении, что позволяет их эффективно использовать в психологическом консультировании и в других областях практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PECULIARITIES OF COLOR PERCEPTION AND STRUCTURE OF A HUMAN PERSONALITY ON THE TEST OF G. FRILING

The article presents the results of studying the characteristics of color perception in respondents and determining their personality structure on the basis of the psychoanalytic test "Color Mirror" by the German psychologist G. Frilling. The peculiarities of the perception of colors and their shades and their effect on the psychoemotional state of a person are studied in many areas of psychological science and in other related areas: color psychology, art therapy, differential psychology, psychotherapy, color therapy, psychophysiology of professional activity, etc. In the course of the study, the levels of development of visual and cognitive abilities to perceive colors and their shades in respondents were determined. With a normal level of visual ability to perceive colors and their shades, most of the respondents have cognitive limitations in their perception; do not know the names of the shades and cannot distinguish them. The methods used to determine individual color preferences made it possible to divide the sample into groups according to personality types and character traits. Methods of Kireeva Z.A. "Color palette", Friling G. "Color mirror" and descriptions of a favorite color showed the presence of interconnections and consistency in joint application, which allows them to be effectively used in psychological counseling and other areas of practical psychology.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРОЕКТИВНОМУ ТЕСТУ Г. ФРИЛИНГА»

УДК 159.937.51 UDK 159.937.51

Михальчи Екатерина Владимировна*

Старший преподаватель, Институт бизнеса и делового администрирования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, Россия, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1, тел.: +7 (499) 4335666, e-mail: missi-ice@rambler.ru

Mikhalchi Ekaterina Vladimirovna

Lecture, the Institute of Business and Administration, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦВЕТОВОСПРЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРОЕКТИВНОМУ ТЕСТУ Г. ФРИЛИНГА

STUDY OF PECULIARITIES OF COLOR PERCEPTION AND STRUCTURE OF A HUMAN PERSONALITY ON THE TEST OF G. FRILING

Аннотация

В статье представлены результаты изучения особенностей цветовосприятия у респондентов и проведено определение их структуры личности на основании психоаналитического теста «Цветовое зеркало» немецкого психолога Г. Фрилинга. Особенности восприятия цветов и их оттенков и их воздействие на психоэмоциональное состояние человека изучаются во многих направлениях психологической науки и в других смежных областях: психологии цвета, арт-терапии, дифференциальной психологии, психотерапии, цветотерапии, психофизиологии профессиональной деятельности и др. В ходе исследования были определены уровни развития визуальных и когнитивных способностей к восприятию цветов и их оттенков у респондентов. При нормальном уровне визуальных возможностей восприятия цветов и их оттенков большинство респондентов имеют когнитивные ограничения в их восприятии; не знают названия многих оттенков и не могут их различать. Применяемые методики для определения индивидуальных цветовых предпочтений позволили разделить выборку на группы согласно личностным типам и чертам характера. Методики З. А. Киреевой «Цветовая палитра», Г. Фрилинга «Цветовое зеркало» и описание любимого цвета показали наличие связей и согласованность в совместном применении, что позволяет их эффективно использовать в психологическом консультировании и в других областях практической психологии.

Abstract

The article presents the results of studying the characteristics of color perception in respondents and determining their personality structure on the basis of the psychoanalytic test "Color Mirror" by the German psychologist G. Frilling. The peculiarities of the perception of colors and their shades and their effect on the psychoemotional state of a person are studied in many areas of psychological science and in other related areas: color psychology, art therapy, differential psychology, psychotherapy, color therapy, psychophysiology of professional activity, etc. In the course of the study, the levels of development of visual and cognitive abilities to perceive colors and their shades in respondents were determined. With a normal level of visual ability to perceive colors and their shades, most of the respondents have cognitive limitations in their perception; do not know the names of the shades and cannot distinguish them. The methods used to determine individual color preferences made it possible to divide the sample into groups according to personality types and character traits. Methods of Kireeva Z.A. "Color palette", Friling G. "Color mirror" and descriptions of a favorite color showed the presence

© Михальчи Е. В., 2020

of interconnections and consistency in joint application, which allows them to be effectively used in psychological counseling and other areas of practical psychology.

Ключевые слова: психология цвета, тест Г. Фрилинга, цветовые предпочтения, цветовая грамотность, структура личности.

Key words: psychology of color, test of Friling G., color preferences, color literacy, personality structure.

Введение

В рамках психологии цвета предпочтения в выборе цветов и их оттенков рассматриваются как факторы психологической типизации человека. Цвет является физическим явлением и «качественной субъективной характеристикой электромагнитного излучения оптического диапазона» [Николаева 2008]. Он оказывает сильное воздействие на психоэмоциональное, физическое состояние человека и на протекание его когнитивных процессов и трудовой деятельности, может вызывать изменения в его поведении, в текущем настроении, влияет на протекание психических процессов и вызывает различные индивидуальные реакции от непринятия до эйфории. Цветовое окружение «с одной стороны, рассматривается как явление, которое определяет визуальное восприятие окружающей действительности, с другой - как функционально нагруженная информационная среда, наполненная значениями и эмоциональным содержанием» [Бютер 2017], которое визуально воспринимается и интерпретируется человеком.

Основная часть

Особенности восприятия и влияния цветов и их оттенков на человека были выявлены давно и изучались в рамках психологические наук многими зарубежными и отечественными учеными [Андрэ, Некрасова 2013; Бехтерев 2014; Бреслав 2000; Драгалина-Черная 2020; Иттен 2004; Ивенс 1964; Люшер 1997; Рубинштейн 1998; Уилан 2005; Фрилинг 1990] и др.

В психологических науках изучается «цвет, который человек видит обычным зрением, не ограниченным специальными условиями наблюдения. Такой образ называется «предметным» цветом, он характеризуется значительно большим числом качеств, среди которых перцептивные (блескость, теплота, матовость и т.д.), эмоциональные (приятный, возбуждающий, спокойный и т.д.) и другие психологические качества» [Мещеряков, Зинченко 2003].

Отечественный психолог Г. Э. Бреслав определял цвет как «ощущение, возникающее в мозгу человека как реакция на свет волны определенной длины, попавшей на сетчатку его глаза» [Бреслав 2000].

В. М. Бехтерев указывал «на возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем была предпринята попытка использования терапевтического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние пациентов» [Бехтерев 2014].

Е. С. Гавричкова и О. А. Петрова отмечают, что особенности восприятия цвета и его влияния на психоэмоциональное состояние человека могут быть связаны как с «их взаимодействиями с окружающей средой», так и «быть обусловлены культурным окружением (в разным культурах одни и те же цвета могут символизировать различные понятия) и личными предпочтениями конкретного человека» [Гарвичкова, Петрова 2012].

Особенности восприятия цветов и их оттенков и их воздействие на психоэмоциональное состояние человека изучаются во многих направлениях психологической науки и в других смежных областях: психологии цвета, арт-терапии, дифференциальной психологии, психотерапии, цветотерапии, психофизиологии профессиональной деятельности и др. Цветовосприятие и цветовые предпочтения человека часто бывают связаны с его психологическом типом и другими психологическими чертами личности: уровнем стресса

и тревожности, активностью и настроением, преобладающим эмоциональным фоном, уровнем сенсорного утомления и психофизиологической усталости и т.д.

Как показал анализ теоретических источников, исследования особенностей восприятие цветов и их оттенков, влияния цвета на психологическое состояния человека и возможностей психологической типизации личности в зависимости от индивидуальных цветовых предпочтений являются актуальным направлением психологической науки, востребованными также в областях художественной деятельности, дизайна, архитектуры, эргономики, рекламы, брендинга, языкознании, литературоведение и др.

Целями данной статьи являются изучение особенностей цветовосприятия и их взаимосвязей с типами личности респондентов.

Одной из методик, позволяющей определить тип личности человека на основе его цветовых предпочтений является проективный тест «Цветовое зеркало» немецкого психоаналитика и художника Г. Фрилинга Этот психоаналитический тест построен на основании концепций восприятия цвета и его влияния на личность человека, выдвинутых И. Гёте, В. Вундтом, В. Кандинским, а также в нем используется типология личности, составленная К. Юнгом.

В ходе прохождения теста «Цветовое зеркала» участник исследования должен выбрать из разложенных рядами карточек 5 штук разного цвета. Сначала он выбирает те цвета, которые ему нравятся. Далее из 4 оставшихся карточек он выбирает и убирает ту, цвет которой ему не нравится. Из оставшихся 3 карточек снова убирается та, цвет которой не нравится, и затем та, цвет которой нравится. Психоаналитический тест состоит из 8 этапов [Кононова 2006]. Существуют модификации данной психологической методики, разработанные и апробированные российском психологом В. Н. Кононовой.

Для изучения особенностей цветовосприятия и структуры личности человека было проведено исследование на базе Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС в виде опроса в электронной форме респондентов в августе-сентября 2020 г. В нём приняли участие 74 респондента в возрасте от 15 до 65 лет (средний возраст - 26 лет), из которых было 84 % женщин. Большая часть участников исследования имела высшее образование (бакалавриат или специалитет) (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов по уровням полученного образования (в %)

На первом этапе исследования изучались визуальные (зрительные) и когнитивные особенности цветовосприятия у респондентов. Для определения визуальных возможностей восприятия цветов и выявления случаев дальтонизма (цветовой слепоты) у респондентов

применялся тест Ишихары (автор Shinobu ^Шага) [Билалов Э., Зиёвиддинов, Билалов Б. 2018].

Участники исследования должны были сесть на расстоянии 50-80 см от экрана или монитора и в течение 5 сек рассматривать цветные круги, в которые были вписаны определенные цифры (29, 42, 74, 12, 2, 42 (в другой цветовой гамме)).

Как показали результаты исследования большинство респондентов не имеют нарушений восприятия цветов и дальтонизма (рис 2).

г-С1

29 74 12 2 42

Рис. 2. Распределение количества верных ответов респондентов

в тесте Ишихара (в %)

Только у двоих участников исследования по результатам теста Ишихара были выявление стабильные нарушения восприятия цветов (в формах дейтеранопии и/или протанопии).

Также респондентам были предложены две оптические иллюзии из каталога «Зрительных феноменов и иллюзий» [Зрительные ... б/г] для уточнения их визуальных особенностей восприятия цветов. При работе с первой иллюзией («Розовые крест на зеленом фоне») респонденты должны были рассмотреть ее в течение 5 сек и отметить, сколько цветов присутствует на данном изображении (табл. 1.).

Таблица 1. Распределение ответов респондентов о количестве цветов оптической иллюзии № 1 (в %)

Количество 2 3 4 5

цветов

Ответы респондентов 30 36 24 9

Правильное количество цветов в иллюзии № 1 (розовый и зеленый) смогли выделить 22 участника исследования. Это показывает наличие неполной цветовой определенности и сниженных возможностей различения цветов при их объединении в графическом образе.

При работе с второй оптической иллюзией («Цветовая спираль») респонденты должны были указать те цвета, которые они заметили на витках спирали (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов респондентов о наличии цветов в оптической иллюзии № 2 (в %)

Наименование цветов Ответы респондентов

зеленый 93

голубой 88

розовый 30

оранжевый 12

фиолетовый 8

синий 3

Правильное соотношение цветов в оптической иллюзии № 2 (розового и зеленого) не смог определить никто из респондентов. Однако большинство из них верно выделили зеленый цвет витков спиралей (69 чел.); часть респондентов отметили голубой цвет, который является ошибочным и иллюзорным цветом. Таким образом, отметим, что многие респонденты не уверены в определении цветов при их смешении и наличии специальных эффектов (иллюзий) в графическом образе.

Далее были изучены когнитивные возможности восприятия цветов у респондентов. Для определения их «цветовой грамотности» участникам исследования предлагались задания двух видов: выбор оттенка, соответствующего предлагаемому названию, и обратная задача -указание названия предлагаемому оттенку.

На первом этапе респондентам предлагалось выбрать оттенки, соответствующие шести предложенным названиям (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов респондентов о выборе оттенка по названию и названия к предлагаемому оттенку (в %)

Название оттенка цвета (задание №1) Количество ответов Название оттенка цвета (задание №2) Количество ответов

лазурный синий цвет 34,7 экрю (бежево-розовый) 11

лимонный 79,2 бирюзовый цвет 5

винный цвет 41,7 маджента 5

сизый цвет 38,9 цвет морской волны 9

сиренево-пурпурный 63,9 горький шоколад 12

ярко-зеленый 44,4 циановый 3

клубничный 59,7

Участники исследования из предложенных 6 оттенков каждого цвета (синего, желтого, бордового, серого, фиолетового, зеленого и розового) смогли выбрать точно правильные оттенки жёлтого, фиолетового и розового цветов. Определение правильных оттенков других цветов по предложенным названиям вызвало у них затруднения.

При выполнении второго задания респонденты должны были написать название предложенному на картинке оттенку (табл. 3). Оттенки были представлены сложные, поэтому учитывались любые совпадающие с ними названия. С этим заданием справилось малое количество участников исследования (в среднем 8 % респондентов из общего числа).

Когнитивные возможности восприятия цветов и их оттенков (знание названий различных цветов и их оттенков, умение воспринимать и точно определять их, знание истории происхождения тех или иных оттенков и т.д.), как показал анализ результатов этого этапа исследования, у респондентов снижены. Низкий уровень «цветовой грамотности»

часто наблюдается у представителей российского общества и является одной из когнитивных проблем, так как незнание названий цветов и их оттенков, неумение их выделять и определять ограничивает восприятие человека, мешает развитию его художественного восприятия и вкуса. Развитие способностей восприятия цветов и их оттенков является отдельной научной проблемой в области воспитания и обучения.

Изучив возможности и способности к цветовосприятию у респондентов на первом этапе исследования, далее рассмотрим их распределение по психологическим типам личности на основании цветовых предпочтений по нескольким методикам.

На втором этапе исследования по методике, предложенной З. А. Киреевой [Киреева 2014], респондентам предлагалось выбрать одну из трех палитр цветов (пастельную, яркую и темную), которая является для них предпочтительной (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов респондентов о выборе палитры цветов (в %)

Большинство участников исследования выбрали палитру пастельных, светлых цветов (44 чел.). Как отмечает З. А. Киреева, такие люди часто бывают «чуткими, мягкими, ориентированными на людей, стараются поддерживать с ними хорошие отношения, обладают развитой эмпатией, но плохо умеют доносить свои соображения до окружающих и могут проявлять излишнюю застенчивость» [Там же].

На пропорции выбора палитр цветов в данном исследовании мог повлиять состав выборки, в которой превалируют женщины (лишь 14 % мужчин выбрали эту палитру). Женщинам более свойственен выбор светлых оттенков цветов; мужчины чаще предпочитают яркие цвета. Тёмным оттенкам, как отмечают Г. Фрилинг и К. Ауэр [Фрилинг, Ауэр 1973], отдается предпочтения у лиц старшего возраста.

Больше трети участников исследования выбрали яркую палитру цветов (из них 31% -мужчины). Они «хорошо разбираются в людях, прогнозируют их реакции и поведение, отзывчивы, импульсивны, жизнерадостны, уверены в себе, стремятся к лидерству. Не любят уединения, испытывают тягу к новым впечатлениям, риску. Их характеризует хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей» [Киреева 2014].

Некоторые респонденты отдали предпочтение тёмным цветам (в основном, мужчины -75 %). Представители этой группы - «выраженные интроверты, часто погружены в себя, испытывают трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. Для этой группы испытуемых характерен низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей, при этом они обладают развитой эмпатией, нацелены скорее слушать собеседника, нежели говорить самостоятельно» [Там же].

Изучив психологическую структуру личности и разделив респондентов на три группы по типу цветовых предпочтений, далее определим особенности их характеров на основании положений психологии цвета о выборе любимого цвета (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов респондентов об их индивидуальных цветовых предпочтениях

Разные цветовые предпочтения и выделение одного любимого цвета респондентами позволяют охарактеризовать их психологическую структуру личности. Существует множество подходов к интерпретации значения любимого цвета для понимания психического состояния человека.

Рассмотрим описания черт характеров лиц, указывавших в качестве своих предпочтений в ходе исследования следующие цвета:

синий - положительные: духовность, мудрость, вдохновение; отрицательные: ароганция, изоляция, идеализм;

зелёный - положительные: открытость, доброта, сочувствие, щедрость, прощение; отрицательные: зависть, негибкость, непорядочность, острота, пресыщение жизнью;

фиолетовый - положительные: духовность, вдохновение, благородство, уважение, скромность; отрицательные: фанатизм, перфекционизм, сомнения, самоуничтожение, отчуждение;

голубой - положительные: мышление, тактичность, красноречие, добросердечность, доверчивость, самосозерцание; отрицательные: манипулирование, стеснительность, нелояльность, невозмутимость, онемение;

красный - положительные: энергия, жизнеспособность, энтузиазм, упорство, спонтанность, воля, смелость, мотивация; отрицательные: агрессия, бесчувственность, эгоизм, нетерпеливость, властолюбие [Андрэ, Некрасова 2013].

Выделенные цветовые предпочтения также позволяют разделить выборку респондентов на личностные типы с определенными чертами характера. Как отмечают ученые, лица «с одинаковыми предпочтениями в цветах также имеют схожие потребности в общении» [Базыма 2005] и могут эффективно взаимодействовать. Это позволяет объединять их в диады и в более крупные группы при организации сеансов по групповой психотерапии, занятий по арт-терапии и для применения других психологических подходов в работе с группами клиентов.

На последнем этапе исследования респонденты выполняли психоаналитический тест Г. Фрилинга «Цветовое зеркало», подробно описанный выше.

Анализ результатов выполнения данного теста позволил разделить участников исследования на группы по типам их личностей (табл. 4).

Таблица 4. Распределение респондентов по типам личности на основании психоаналитического теста Г. Фрилинга (в %)

Цвета 1. красный 2. голубой 3. белый 4. розовый 5. синий 6. зелёный

Ответы респондентов 27,0 10,8 4,1 16,2 5,4 36,5

Первый тип: красный.

Характер: цельный, волевой, направленный.

Личность: замкнута, эгоистична, скрытна. В общении далека от поисков «духовной близости», дружба во многом носит внешний, формальный характер. Занимаемая жизненная позиция устойчива. Основой для формирования жизненной философии в первую очередь являются жизненные интересы. Мировоззрение без критического осмысления.

Работоспособность высокая. Работа должна носить конкретный, предметный характер.

В быту практичны. Своей внешности не уделяют особого внимания, хотя иногда проявляют стремление иметь отдельные модные вещи.

Второй тип: голубой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характер не очень определенный и цельный. Одной из характерных черт является неудовлетворенность собственным положением, «задавленность бытом». Есть в различной степени выраженное желание (стремление) улучшить собственное положение. Общительны. В некоторой степени восприимчивы, мечтательны, ранимы.

Жизневосприятие поверхностное. Круг интересов не отличается особым разнообразием и глубиной.

Эмоциональная подвижность, работоспособность.

Третий тип: белый.

Характер достаточно определенный, немного противоречивый. Довольно эгоистичны, несколько завистливы. Присуща неудовлетворенность собственным положением.

Общение, дружба носят формальный характер.

Работоспособность высокая.

В быту в определенной степени практичны и рациональны.

Четвертый тип: розовый.

Этот цвет нередко характеризует переходной этап в жизни. Состояние этих людей может оказывать впечатление неустойчивого, временного, подвержено изменениям под влиянием обстоятельств объективного характера. В этом состоянии фиксируется положение относительной стабильности жизненного пути, характеризуемое благоприятным стечением обстоятельств.

Личность становится относительно мягкой, достаточно деликатной. Присуще стремление к состоянию покоя и умиротворенности. Преобладает хорошее, тихое, ровное настроение, не лишенное, впрочем, эмоциональных подъемов. Повседневная деятельность носит печать некоторой механистичности, автоматизма.

Работоспособность хорошая. В быту стремятся к практицизму и рационализму.

Своей внешности стремятся уделять внимание.

Пятый этап: синий.

Характер определенный, цельный, волевой. Личность достаточно эгоистичная, сдержанная, немного «холодная» во взаимоотношениях с другими людьми.

Присущи: упорство, карьеризм, прямота и четкость жизневосприятия.

Эмоционально малоподвижны. Жестки по отношению к людям. Мстительны.

Работоспособность стабильная.

В быту практичны и рациональны.

Шестой этап: зеленый.

Характер определенный. Инфантильны. Эмоционально подвижны. Восприимчивы, легкоранимы, мечтательны. Доброжелательны, общительны.

Достаточно легко входят в контакт с людьми, стремятся к дружбе, но очень близких друзей не имеют, хотя с отдельными лицами поддерживают довольно теплые отношения.

Восприимчивы к искусству, новому. Довольно развито творческое начало.

Работоспособность хорошая, но неустойчивая, подвержена подъемам и спадам, в зависимости от настроения и увлеченности.

Внешности уделяют внимание.

В быту не совсем практичны и рациональны [Андрэ, Некрасова 2013].

Как показал анализов результатов исследования структуры личности человека в зависимости от его цветовых предпочтений, полученных путем применения психоаналитического теста Фрилинга Г. «Цветовое зеркало», большая часть респондентов относятся к шестому и первому типам (27 и 20 человек соответственно).

Заключение

На основании анализа полученных результатов исследования особенностей цветовосприятия и структуры личности человека, заключим, что большинство респондентов обладали нормальными возможностями визуального восприятия цветов и их оттенков, при этом практически у всех участников исследования отмечались низкие когнитивные возможности для определения названий оттенков различных цветов, вследствие чего было выявлены ограничения в восприятии цветов и их оттенков, слабое владение «цветовой грамотностью».

Изучение индивидуальных цветовых предпочтений показало, что большая часть респондентов предпочитает пастельные, светлые тона; при этом участники исследования указали в качестве любимых достаточно яркие и насыщенные цвета: синий, зеленый, фиолетовый, голубой и красный. При выполнении цветового экспресс-теста для диагностики характера «Цветовое зеркало» Фрилинга Г. респонденты чаще выбирали зелёный, красный, розовый и голубой цвета, что позволило разделить их на психологические типы в зависимости от выбранного цвета.

Все три применяемые методики точно отражают цветовые предпочтения респондентов и позволяют использовать их в психологическом консультировании и работе с разными группами клиентов для оценки их психического состояния, в том числе у лиц разных возрастов, диагностики типов личности и выделения черт характера человека, организации командной и групповой работы, применения психологических подходов к организации профессиональных коллективов и рабочих групп, анализа особенностей поведения членов групп и их руководителей и т.д.

Список литературы

Андрэ Н., Некрасова С. Практическая психология цвета. М.: Профит Стайл, 2013. 224 с.

Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. СПб.: Речь, 2005. 325 с.

Бехтерев В. М. Феномены мозга. М.: АСТ, 2014. 320 с.

Билалов Э. Н., Зиёвиддинов М. К., Билалов Б. Э. Применение инновационного компьютерного метода исследования цветоощущения в клинической практике // Саратовский научно-медицинский журнал. 2018. № 4. С. 913-916.

Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б.&К., 2000. 212 с.

Бютер А. Функция цвета: введение в теорию цвета и определение понятий // Социальные трансформации. 2017. № 27. С. 19-40.

Гавричкова Е. С., Петрова О. А. Влияние цвета на восприятие человека // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 300-301.

Драгалина-Черная Е. Г. Цвета в логическом пространстве Людвига Витгенштейна // Вопросы философии. 2020. № 6. С. 146-156.

Зрительные иллюзии и феномены : Каталог // Сайт факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www.psy.msu.ru/illusion/ (дата обращения: 23.09.2020). Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. М.: Издательство «Мир», 1964. 442 с. Иттен Й. Искусство цвета. М.: Изд. Д. Аронов, 2004. 324 с.

Киреева З. А. Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями // Вестник КГУ. 2014. № 3. С. 98-100.

Кононова В. Н. Цветовое Зеркало. Модификация теста Г. Фрилинга. (Психологический инструментарий). М.: Когито-Центр, 2006. 206 с.

Люшер М. Цвет вашего характера. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. 240 с.

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

632 с.

Николаева Е. И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учебник. М.: ПЕРСЭ, 2008. 624 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. 720 с.

Уилан Б. Гармония цвета: новое руководство по созданию цветовых комбинаций СПб.: Астрель, 2005. 215 с.

Фрилинг Г. Цветовое зеркало. Цветовой экспресс-тест для диагностики характера. М.: Наука,

1990.

Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология. М.: Стройиздат, 1973. 141 с.

References

Andre N., Nekrasova S. Prakticheskaia psikhologiia tsveta [Practical psychology of color]. Moscow, Profit Stail, 2013, 224 p. (In Russ.)

Bazyma B. A. Psikhologiia tsveta: teoriia i praktika [Color psychology: theory and practice]. Saint Petersburg, Rech', 2005, 325 p. (In Russ.)

Bekhterev V. M. Fenomeny mozga [Brain phenomena]. Moscow, АSТ, 2014, 320 p. (In Russ.) Bilalov E. N., Zieviddinov M. K., Bilalov B. E. Primenenie innovatsionnogo komp'iuternogo metoda issledovaniia tsvetooshchushcheniia v klinicheskoi praktike [Application of an innovative computer method for the study of color perception in clinical practice]. Saratovskii nauchno-meditsinskii zhurnal, 2018, no. 4, pp. 913-916. (In Russ.)

Breslav G. E. Tsvetopsikhologiia i tsvetolechenie dlia vsekh [Color psychology and color therapy for everyone]. Saint Petersburg, B.&K., 2000, 212 p. (In Russ.)

Biuter A. Funktsiia tsveta: vvedenie v teoriiu tsveta i opredelenie poniatii [Color function: introduction to color theory and definition of concepts]. Sotsial'nye transformatsii, 2017, no. 27, pp. 19-40. (In Russ.)

Gavrichkova E. S., Petrova O. A. Vliianie tsveta na vospriiatie cheloveka [Influence of color on human perception]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki. Sotsial'no-ekonomicheskie i gumanitarnye nauki, 2012, no. 2, pp. 300-301. (In Russ.)

Dragalina-Chernaia E. G. Tsveta v logicheskom prostranstve Liudviga Vitgenshteina [Colors in the logical space of Ludwig Wittgenstein]. Voprosy filosofii, 2020, no. 6, pp. 146-156. (In Russ.)

Zritel'nye illiuzii i fenomeny. Website fakul'teta psikhologii MGU im. M. V. Lomonosova [Visual phenomena and illusions. Website of the Faculty of Psychology, Moscow State University named after M.V. Lomonosov], available at: http://www.psy.msu.ru/illusion/ (accessed: 23 September 2020). (In Russ.)

Ivens R. M. Vvedenie v teoriiu tsveta [Introduction to color theory]. Moscow, Mir, 1964, 442 p. (In

Russ.)

Itten I. Iskusstvo tsveta [The art of color]. Moscow, Izd. D. Aronov, 2004, 324 p. (In Russ.)

Kireeva Z. A. Issledovanie tsvetovykh predpochtenii cheloveka i ikh vzaimosviazi s lichnostnymi osobennostiami [Research of human color preferences and their relationship with personality traits]. Vestnik KGU, 2014, pp. 3, pp. 98-100. (In Russ.)

Kononova V. N. Tsvetovoe Zerkalo. Modifikatsiia testa G. Frilinga. (Psikhologicheskii instrumentarii) [Color mirror. Modification of the G. Freeling test. (Psychological tools)]. Moscow, Kogito-Tsentr, 2006, 206 p. (In Russ.)

Liusher M. Tsvet vashego kharaktera [The color of your character]. Moscow, RIPOL KLASSIK, 1997, 240 p. (In Russ.)

Meshcheriakov B., Zinchenko V. Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Big psychological dictionary]. Moscow, Praim-EVROZNAK, 2003, 632 p. (In Russ.)

Nikolaeva E. I. Psikhofiziologiia. Psikhologicheskaia fiziologiia s osnovami fiziologicheskoi psikhologii [Psychophysiology. Psychological physiology with the basics of physiological psychology]: uchebnik. Moscow, PERSE, 2008, 624 p. (In Russ.)

Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg, Piter, 1998, 720 p. (In Russ.)

Uilan B. Garmoniia tsveta: novoe rukovodstvo po sozdaniiu tsvetovykh kombinatsii [Color harmony: a new guide to creating color combinations]. Saint Petersburg, Astrel', 2005, 215 p. (In Russ.)

Friling G. Tsvetovoe zerkalo. Tsvetovoi ekspress-test dlia diagnostiki kharaktera [Color mirror. Rapid color test for character diagnostics]. Moscow, Nauka, 1990. (In Russ.)

Friling G., Auer K. Chelovek - tsvet - prostranstvo. Prikladnaia tsvetopsikhologiia [Man - color -space. Applied color psychology]. Moscow, Stroiizdat, 1973, 141 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.