Научная статья на тему 'Изучение особенностей речевых средств общения у детей с расстройствами аутистического спектра'

Изучение особенностей речевых средств общения у детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1045
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ / ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Г. Ю., Лоншакова Е. А.

В статье рассматриваются особенности речевых средств общения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Раскрывается проблема диагностики и коррекции развития речи и коммуникации детей с РАС. Описывается эксперимент по изучению и описанию особенностей речевых средств общения у детей дошкольного возраста с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колесникова Г. Ю., Лоншакова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей речевых средств общения у детей с расстройствами аутистического спектра»

Выявленные особенности когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов Я-концепции у молодёжи с нарушением двигательной сферой, должны учитываться специалистами при организации психологической помощи в условиях высшего образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. -422 с.

2. Колесникова Г.Ю. Субъективный мир личности с нарушениями двигательной сферы: дис. ... канд. психол наук: 19.00.10 / Г.Ю. Колесникова. -М.: РГБ, 2012. - 189 с.

3. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

4. Ясперс Карл. Общая психопатология: пер. с нем. - М.: Практика, 1997. - 1056 с.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

© Колесникова Г.Ю.*, Лоншакова Е.А.Ф

Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета,

г. Хабаровск

В статье рассматриваются особенности речевых средств общения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Раскрывается проблема диагностики и коррекции развития речи и коммуникации детей с РАС. Описывается эксперимент по изучению и описанию особенностей речевых средств общения у детей дошкольного возраста с РАС.

Ключевые слова детский аутизм, расстройства аутистического спектра, речевые средства общения, импрессивная речь, экспрессивная речь.

Детский аутизм, представляет собой своеобразную разновидность психического недоразвития, при котором на передний план выступают аффективно-волевые нарушения, шизоформный характер поведения, обусловленный преимущественным недоразвитием активирующих, «энергозаряжаю-щих» систем ствола мозга [1]. В связи с тем, что основные симптомы аутиз-

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.

* Логопед Медицинского центра «Neocortex».

ма различаются по характеру, по степени выраженности, и чаще у ребенка встречается не полный комплект симптомов одного описанного синдрома, все описанные нарушения принято объединять в группу расстройств аути-стического спектра (РАС) [2, с. 39].

Расстройства аутистического спектра - это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [2].

Несмотря на то, что расстройства аутистического спектра, активно исследуются многими авторами (Баенская Е.Р., 1995; Башина В.М., 1999; Либ-линг М.М., 2000; Никольская О.С., 2000; Лебединская К.С. 1995; и др.), многие «симптомы» заболевания, в том числе и нарушения коммуникативной функции, остаются мало изученными. В исследованиях Е.М. Мастюко-вой показано, что нарушения речи являются одними из характерных признаков РАС, которые отражают его основную специфику, а именно - несформи-рованность коммуникативного поведения и нарушение развития коммуникативной функции речи (речевые средства общения). Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, дети с РАС не используют речь как средство общения, они редко обращаются с вопросами и обычно не отвечают на вопросы окружающих. Среди общих характерных патологических форм речи отмечают вычурное, часто скандированное произношение, своеобразную интонацию, характерные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова, называние себя во втором или в третьем лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей. Все это приводит к резкому отставанию речевого развития и к социальной отгороженности [3, с. 102].

Также в настоящее время отсутствуют стандартизированные методики обследования и коррекции недостатков речевого развития и коммуникации детей с РАС. Авторы указывают на возможность использования традиционных схем логопедического обследования. В то же время, большинство логопедических методик не адаптировано для использования в диагностике речевого развития аутичных детей. А, следовательно, и методы коррекции также малоизвестны.

Актуальность темы исследования, а также особая практическая значимость позволили нам инициировать эксперимент, целью которого выступило изучение и описание особенностей речевых средств общения у детей дошкольного возраста с РАС. Для решения задач исследования нами была сформирована экспериментальная группа испытуемых. Исследование проводилось на базе «ООО Нейроклиника» г. Хабаровска. Выборку составили 5 испытуемых с РАС в возрасте 4,5-5 лет.

С целью изучения особенностей раннего речевого развития и поведения детей с РАС нами был разработан опросник для родителей, который включал 16 вопросов. Полученные в ходе опроса родителей данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика испытуемых

№ Имя, возраст Диагноз Особенности раннего развития и поведения

1 Саша С., 4,5 года Последствия органического поражения головного мозга в сочетании с умеренно-выраженными, коммуникативными, речевыми нарушениями. РАС. Уровень развития ниже возрастной нормы, нарушения эмоционального поведения и коммуникации, задержка речевого развития, дизартрия.

2 Никита Е., 5 лет Эпилептическая дисфункция головного мозга с речевыми, когнитивными и эмоциональными нарушениями. РАС. Уровень развития значительно ниже возрастной нормы. Общеупотребительная речь отсутствует, нарушен контакт с окружающим миром, стереотипии, навыки самообслуживания не сформированы.

3 Артем П., 5 лет Эпилептическая дисфункция головного мозга в сочетании с когнитивными, коммуникативными, речевыми, поведенческими нарушениями. РАС. Нарушения эмоционального поведения и коммуникации, задержка речевого развития, дизартрия, Целенаправленная речь отсутствует.

4 Саша Б., 5 лет Последствия органического поражения головного мозга с умеренно выраженными когнитивными, коммуникативно-речевыми и поведенческими нарушениями. РАС. Уровень развития значительно ниже возрастной нормы, целенаправленная речь отсутствует, вокализации, стереотипии, инструкцию понимает очень редко. Нарушения коммуникации и эмоционального поведения.

5 Глеб Б. 4,5 года Эпилептическая дисфункция головного мозга в сочетании с когнитивными, коммуникативными, речевыми, поведенческими нарушениями. РАС. Уровень развития ниже возрастной нормы. Общеупотребительная речь отсутствует, нарушен контакт с окружающим миром, стереотипии, навыки самообслуживания сформированы слабо.

Для изучения состояния речевых средств общения испытуемых был составлен протокол первичного обследования. В основу протокола были положены критерии, рекомендованные С.С. Морозовой [4, с. 66]. В ходе наблюдения за спонтанными ситуациями и ситуациями направленного общения и взаимодействия с учителем - логопедом, в протокол заносились данные отражающие состояние импрессивной и экспрессивной стороны речи детей с РАС.

При обследовании импрессивной стороны речи, было выявлено, что большинство детей с РАС обладают достаточной способностью понимания речи окружающих людей. В спонтанной ситуации общения обследуемые понимали высказывания, содержащие аффективно значимые для них слова.

Дошкольники с РАС демонстрируют способность к пониманию и показу предметов и действий, но данное умение развито фрагментарно. Несмотря на то, что испытуемые продемонстрировали способность к выполнению установки в контексте заданной ситуации, им требуется неоднократное предъявление инструкции и дополнительные стимуляции для привлечения внимания.

При обследовании экспрессивной стороны речи в спонтанной ситуации общения у испытуемых с РАС было выявлено наличие вокализации, внегор-танных звукообразований, эхолалии. В выражении собственных желаний или потребностей дети проявляют активность, эмоциональность и самостоятельность. В ситуациях, когда потребность ребенка чрезмерно выражена, незначительное число испытуемых использует речь для обращения, но большая часть детей берут экспериментатора за руку и подводят к желаемому предмету. Если перед испытуемыми стоит задача выполнить действие, которое они сами выполнить не могут, тогда они вкладывают свою руку в руку психолога или логопеда и действуют совместно.

Таблица 2

Обобщенная характеристика речевых средств общения у дошкольников с РАС

№ Имя, возраст Импрессивная речь Экспрессивная речь

1 Саша С., 4,5 года Обращенную речь понимает, простые инструкции выполняет Присутствует целенаправленная речь, звукоподражание, эхолалии. уровень осведомленности и понятийности средний.

2 Никита Е., 5 лет Обращенную речь понимает частично, простые инструкции выполняет редко после повтора или показа Уровень осведомленности и понятийности низкий. Целенаправленная речь отсутствует, в эмоционально значимых ситуациях пользуется голосовыми реакциями и отдельными звукосочетаниями.

3 Артем П., 5 лет Обращенную речь понимает, инструкции выполняет после повтора или показа Целенаправленная речь отсутствует, в речи использует отдельные слова и простые фразы, звукоподражание, эхолалии. Уровень осведомленности и понятийности средний.

4 Саша Б., 5 лет Обращенную речь понимает частично, простые инструкции выполняет после повтора или показа Целенаправленная речь отсутствует, в речи использует отдельные слова и простые фразы, звукоподражание, эхолалии. Уровень осведомленности и понятийности ниже среднего.

5 Глеб Б., 4,5 года Обращенную речь понимает частично, простые инструкции выполняет редко после повтора или показа Уровень осведомленности и понятийности низкий. Целенаправленная речь отсутствует, в эмоционально значимых ситуациях пользуется голосовыми реакциями и отдельными звукосочетаниями.

В ходе проведения обследования нами было установлено, что речевая активность выражена только у троих испытуемых с РАС. Из них двое детей (Саша Б. и Артем П.) используют отдельные слова, несколько облегченных фраз преимущественно в ситуациях субъективно значимых, в других случа-

ях речь используется редко неэмоционально и безынициативно. И один испытуемый (Саша С.) активно использует речь для установления и поддержания коммуникации, при этом ее основной характеристикой являются грубые нарушения звукопроизношения и лексико-грамматического оформления фразы. Остальные двое испытуемых (Никита Е. и Глеб Б.) в эмоционально значимых ситуациях пользуется голосовыми реакциями и отдельными звукосочетаниями.

При направленном обследовании речи испытуемых с РАС выявлено, что у троих детей (Саша С., Саша Б., Артем П.,) выражено звукоподражание, проявляющееся в способности имитировать звуки окружающей действительности средствами языка, целенаправленную речь использует только один испытуемый (Саша С.).

Анализ полученных данных результируется нами созданием характеристики особенностей речевых средств общения детей дошкольного возраста с РАС.

Таким образом, полученные результаты позволяют нам констатировать наличие особенностей развития речевых средств общения у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Выявленные особенности должны учитываться специалистами при организации психологической помощи. Правильное отношение близких родственников и благоприятные условия раннего психолого -педагогического сопровождения имеют огромное значение для формирования речевых средств общения детей с РАС. Вместе с тем следует отметить, что проведенная работа не является завершенной и требует дальне й-шего продолжения.

Список литературы:

1. Мнухин С.С. О синдроме «раннего детского аутизма» или синдроме Каннера у детей / С.С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1967. - № 10. -105 с.

2. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гил-берг, Т. Питерс. - СПб.: ИСПиП, 1998. - 124 с.

3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). - М.: Гуманит. Изд-во Вла-дос, 1997. - 304 с.

4. Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: монография / С.С. Морозова. - М.: Изд-во Владос, 2007. -176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.