Научная статья на тему 'Изучение особенностей историко-культурного ландшафта "поселение "Каменная мельница" (конец XIX века) в процессе подготовки бакалавров-дизайнеров'

Изучение особенностей историко-культурного ландшафта "поселение "Каменная мельница" (конец XIX века) в процессе подготовки бакалавров-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / RENOVATION / RECONSTRUCTION / 3-D VISUALIZATION / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕНОВАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / 3-D ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кадыйрова Ляйсан Хабибулхаковна, Мусина Карина Ирековна

В статье представлены основные положения, позволяющие внедрить проект воссоздания историко-культурного ландшафта объекта «Поселение «Каменная мельница»», в процесс подготовки будущих дизайнеров, программы изучения истории малой родины учреждениями дополнительного образования. Приводится характеристика и описание объектов историко-культурного ландшафта. Показан практический опыт работы в логической последовательности от проведения начальных исследований сохранившихся остатков исторических объектов до проекта его реновации и 3-D визуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PECULIARITIES OF THE HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE "SETTLEMENT "STONE MILL" (THE END OF THE 19th CENTURY) IN THE PROCESS OF PREPARING BACHELOR’S-DESIGNERS

The article presents the main provisions that allow to implement the project of recreating the historical and cultural landscape of the «Settlement «Stone mill»», in the process of preparing future designers, the program of studying the history of the small homeland by additional education institutions. The characteristics and description of the objects of the historical and cultural landscape are given. Practical work experience is shown in a logical sequence from the initial studies of the surviving remains of historical objects to the project of its renovation and 3-D visualization.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей историко-культурного ландшафта "поселение "Каменная мельница" (конец XIX века) в процессе подготовки бакалавров-дизайнеров»

УДК 378; 008

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА «ПОСЕЛЕНИЕ "КАМЕННАЯ МЕЛЬНИЦА"» (КОНЕЦ XIX ВЕКА) В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Кадыйрова JI.X., Мусина К.И.

В статье представлены основные положения, позволяющие внедрить проект воссоздания историко-щтьтурного ландшафта объекта «Поселение «Каменная мельница»», в процесс подготовки будущих дизайнеров, программы изучения истории малой родины учреждениями дополнительного образования. Приводится характеристика и описание объектов историко-культурного ландшафта. Показан практический опыт работы в логического последовательности от проведения начальных исследований сохранившихся остатков исторических объектов до проекта его реновации и 3-D визуализации.

Ключевые слова: историко-культурный ландшафт: щтьтурно-историческое наследие: реновация: реконструкция: 3-D визуализация.

STUDY OF THE PECULIARITIES

OF THE HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE «SETTLEMENT "STONE MILL"»

(THE END OF THE 19th CENTURY) IN THE PROCESS OF PREPARING BACHELOR'S-DESIGNERS

Kaclyjrova L.Kh., Musina K.I.

The article presents the main provisions that allow to implement the project of recreating the historical and cultural landscape of the «Settlement «Stone mill»», in the process of preparing future designers, the program of studying the historу of the small homeland by additional

education institutions. The characteristics and description of the objects of the historical and cultural landscape are given. Practical work experience is shown in a logical sequence from the initial studies of the surviving remains of historical objects to the project of its renovation and 3-D visualization.

Keywords: historical and cultural landscape; cultural and historical-heritage; renovation; reconstruction; 3-D visualization.

Введение

Историко-культурный ландшафт включает в себя как природный комплекс, так и антропогенный слой, сформированный в результате хозяйственной и социокультурной деятельности прошлых веков. Сегодня особо остро и актуально стоит проблема их сохранения в качестве объектов наследия, свидетелей различных периодов развития страны для их использования в туристических маршрутах.

Одним из таких объектов является утраченный историко-культурный ландшафт объекта «Поселение «Каменная мельница»», на территории которого в XVIII-XIX вв. велось мукомольное производство купцов Сусловых. Он расположен на особо охраняемой природной территории заказника «Голубые озёра» и имеет социально-историческую, природную и культурную ценность.

Из проанализированных архивных сведений за 1882 г. следует, что на родниках была воплощена грандиозная инженерная мысль. Была сооружена береговая перемычка (дамба) между прудом и р. Ка-занкой шириной до 15 м для удержания воды. На созданных прудах в протоках были установлены мельницы. Низводящий поток вращал жернова 7 мельниц круглогодично. Это способствовало созданию здесь мукомольного производства и появлению в 1790 г. поселения, которые просуществовали до 1917 года. По архивным документам последним собственником мельниц значился купец Суслов Фёдор Фёдорович, который владел производством, полученным от прадеда через отца, в течение 20-ти лет до революции 1917 года. На сегодняшний день данные объекты историко-культурного наследия Татарстана утрачены.

Материалы и методы исследования

Мукомольное производство состояло из 3 объектов на 2 прудах, а также на водопаде озера около деревни Щербаково. На каждом пруду было производство с поселением и пристанью, управляемое одним приказчиком. Располагались пруды на 11 родниках, которые были соединены между собой отводными каналами.

Были использованы только 9 родниковых гнёзд. Из 6-ти из них был образован пруд с верхней и нижней протоками. В устье каждой протоки стояли мельницы с большими жерновами, а вверху - проток с жерновами меньшего размера. Постоянный рабочий процесс мельниц обеспечивали 5 родников. Во время половодья нижние мельницы попадали под затопление, и в этот период работа велась на мельницах, расположенных в верхней части проток.

В поселении, расположенном на возвышенности, жили работники производства в количестве 60 человек, 10 из которых были малолетними. Муку производили 5-ти сортов помола по цене от 4 до 12 рублей, в объёме 33000 мешков (2640 тонн) по 5 пудов (80 кг) в год на сумму 28000 рублей. На берегу стояло 5-этажное каменное здание; в нём находилась управа, завод и склады. Это каменное здание и дало название поселению - «Каменная мельница».

Результаты исследования

На основании проведённых краеведческих работ в заказник Голубые озёра был организован выезд студентов, занимающихся в лаборатории-ассоциации «Асылташ», созданной при кафедре дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации им.Л.Толстого Казанского федерального университета [ 1]. Целью экспедиции стало проведение исследований ландшафта, снятие размеров, фотофиксация остатков «Поселения» с последующей разработкой проектов по визуализации исследуемых объектов.

В ходе реализации проекта были решены следующие задачи: выявление географических, гидрологических, историко-археологи-ческих особенностей акватории Голубых озёр; проведение анализа объекта на основе собранных материалов; привлечение школьников и учителей общеобразовательных учреждений, расположенных в

Высокогорском районе РТ, к совместной деятельности; разработка серии планшетов культурно-исторического ландшафта с информацией об истории Голубых озёр; изготовление проектов трёхмерных визуализаций и макетов мельниц и ландшафта.

После проведённых во время экспедиции работ был создан проект визуализации типовой водяной мельницы, основанный на изученных аналогах, их устройстве и принципах работы. Разработанные проекты 3-0 визуализации моделей водяных мельниц, планшеты и макеты дают достоверное представление о внешнем облике, конструкции и принципах работы мельниц, которые обеспечивали организацию мукомольного производства.

Кроме того, был разработан образовательный краеведческий пеший маршрут, который содержит следующие пункты остановок возле артефактов:

1 пункт: Пучина Большого Голубого озера. В конце XVIII века в зоне водопада существовало мукомольное производство крупчатки. Над водопадом располагались строения производства, на этих же площадях во время Второй Мировой войны и позже располагались объекты разного назначения (госпиталь, тубдиспансер, санаторий, дом отдыха, пионерский лагерь).

2 пункт: Начало заказника «Голубые озёра». В устье протоки недалеко от существующего родника стояла мельница. Вверх по течению протоки стояла вторая мельница. Еще выше по течению находились ещё 3 мельницы, действующие в разное время. Их остатки были выявлены в 2007-2012 гг.

3 пункт: Территория от автостоянки до места расположения поселения. Здесь располагалось поселение работников, обслуживающих водоём. Сохранились лишь фундаменты зданий разных периодов.

4 пункт: Нижняя протока Второго Малого Голубого озера. Этот водоём является природно-антропогенным; на природных карстовых родниках здесь образован пруд. В протоке находилась мельница; рядом с ней - 2 избы мельника. Вверх по течению протоки находились амбары и шерстобойное производство. Недалеко от устья протоки находился причал на реке Казанка. Здесь сохранились некоторые артефакты - водяное колесо, плотина, жернова.

5 пункт: Верхняя протока Второго Малого Голубого озера. В протоке располагались 2 мельницы. В устье протоки - железный мост, а возле р. Казанка находился причал, рядом с которым было построено 5-этажное каменное здание, где было организовано мукомольное производство.

6 пункт: Территория в 500 м от пятиэтажного здания каменной мельницы. В полукилометре от этого здания располагался купеческий дом с благоустроенной поляной, фруктовым сацом и родником.

Обсуждение

Студенческие проекты были взяты во внимание при разработке в 2017 г. Институтом истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ плана проведения музеефикации объектов с археологическими и экологическими экспертизами для уточнения их исторических границ.

Проект воссоздания историко-культурного ландшафта «Поселение "Каменная мельница"», на наш взгляд, достаточно перспективен, поскольку он способствует: во-первых, созданию представления об утраченном памятнике исторического и культурного наследия; во-вторых, возрождению забытой истории социума, жизни и культуре провинциальной Казани ХУШ-Х1Х вв.

Заключение (выводы)

Утрата культурных ценностей невосполнима и практически необратима. Любые потери культурно-исторического наследия приведут к духовному истощению, потери исторической памяти, обеднению общества, отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений [2]. Их не компенсируют ни развитие современной культуры, ни создание её новых произведений. Можно сказать, что сохранение культурно-исторических ценностей - это главная основа развития цивилизации.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Благодарности. Авторы выражают признательность коллегам за помощь.

Список литературы /References

1. Ahmetshina G.R., Kadyjrova L.H., Musina K.I. The use of virtual reconstruction technology to prepare intending designers in Kazan federal university // Turkish online journal of design art and communication. 2016. Vol.6, Is, pp. 3131-3140.

2. Uzbekova K. Y., Kadyjrova L.H., Petrov N.E. To the issue fine art teachers artistic preparation for elementary schools // Turkish online journal of design art and communication. 2016. Vol.6, Is, pp. 3088-3093.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Кадыйрова Ляйсан Хабибулхаковна, доцент кафедры дизайна и национальных искусств, кандидат педагогических наук, доцент Казанский федеральный университет ул. Татарстан, 2, г. Казань, 420056 Россия lesia5614Щтай. ги

Мусина Карина Ирековна, доцент кафедры дизайна и национальных искусств

Казанский федеральный университет ул. Татарстан, 2, г. Казань, 420056 Россия musina-karina(a)mail. ги

DATA ABOUT THE AUTHORS Kadyjrova Lyajsan Habibulhakovna, Associate Professor of the Department of Design and National Arts, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Kazan Federal University

2, Tatarstan str., Kazan, 420056, Russia

lesia5614(a)mail. ru

ORCID: 0000-0001-5161-4625

Musina Karina Irekovna, Associate Professor of the Department of Design and National Arts

Kazan Federal University 2, Tatar stanstr., Kazan, 420056, Russia musina-karina(a)mail. ru ORCID: 0000-0002-6974-0520

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.