Научная статья на тему 'Изучение основ риторики в медицинских колледжах'

Изучение основ риторики в медицинских колледжах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. Х. Бигаева

Подготовка медицинского работника – процесс сложный, требующий учета множества факторов. Немаловажной частью профессионального становления медика представляется речевая подготовка, которой в системе среднего специального образования сегодня уделяется недостаточное внимание. Цель курса риторики в медицинском колледже – повысить уровень коммуникативной компетенции студентов, как в повседневном, так и в профессиональном общении. Курс имеет практическую направленность, в его рамках предлагается сформировать у учащихся следующие речевые ориентиры: понимание различий возможных речевых ситуаций; умение строить речь с учетом того, что, с какой целью, где и когда говорится; грамотно в речевом отношении оформлять устные или письменные тексты; умение вступать в эмоциональный контакт с собеседником и поддерживать этот контакт с помощью речевых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical worker training is a complicated process that demands consideration of many factors. Although rhetoric plays an important role in this process, it occupies an insignificant place in the system of specialized secondary education. The course of rhetoric in a medical college aims at improving students’ communicative competence both in everyday and professional interaction. The course is focused on the practical acquisition of the knowledge and mastering of the following skills: understanding differences of the possible speech situations; the ability to compose a statement considering its theme, the purpose and appropriateness; the ability to create grammatically correct written and oral texts; the ability to get into emotional contact with the interlocutor and to maintain it with the help of verbal means of communication

Текст научной работы на тему «Изучение основ риторики в медицинских колледжах»

УДК 82.085

М.Х. БИГАЕВА

Северо-Осетинский государственный университет им. КЛ.Хетагурова,

г. Владикавказ

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ РИТОРИКИ В МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖАХ

Подготовка медицинского работника - процесс сложный, требующий учета множества факторов. Немаловажной частью профессионального становления медика представляется речевая подготовка, которой в системе среднего специального образования сегодня уделяется недостаточное внимание. Цель курса риторики в медицинском колледже - повысить уровень коммуникативной компетенции студентов, как в повседневном, так и в профессиональном общении. Курс имеет практическую направленность, в его рамках предлагается сформировать у учащихся следующие речевые ориентиры: понимание различий возможных речевых ситуаций; умение строить речь с учетом того, что, с какой целью, где и когда говорится; грамотно в речевом отношении оформлять устные или письменные тексты; умение вступать в эмоциональный контакт с собеседником и поддерживать этот контакт с помощью речевых средств.

Medical worker training is a complicated process that demands consideration of many factors. Although rhetoric plays an important role in this process, it occupies an insignificant place in the system of specialized secondary education. The course of rhetoric in a medical college aims at improving students' communicative competence both in everyday and professional interaction. The course is focused on the practical acquisition of the knowledge and mastering of the following skills: understanding differences of the possible speech situations; the ability to compose a statement considering its theme, the purpose and appropriateness; the ability to create grammatically correct written and oral texts; the ability to get into emotional contact with the interlocutor and to maintain it with the help of verbal means of communication.

Подготовка медицинского работника -процесс сложный, требующий учета множества факторов. Немаловажной частью профессионального становления медика представляется речевая подготовка, которой в системе среднего специального образования сегодня уделяется недостаточное внимание.

Цель курса риторики в медицинском колледже - повысить уровень коммуникативной компетенции студентов как в повседневном, так и в профессиональном общении. Курс имеет практическую направленность, в его рамках предлагается сформировать у учащихся следующие речевые ориентиры: понимание различий возможных речевых ситуаций, умение строить речь с учетом того, что, с какой целью, где и когда говорится; грамотно в речевом отношении оформлять устные или письменные тексты,

умение вступать в эмоциональный контакт с собеседником и поддерживать этот контакт с помощью речевых средств.

Курс риторики в медицинском колледже ориентирован на специфику будущей профессиональной деятельности выпускников, в связи с чем особое внимание уделяется речевому этикету и совершенствованию навыков устной речи. Врачевание начинается с первых мгновений контакта медработника с пациентом: здесь важен и внешний вид медика (к которому предъявляются жесткие требования) и его умение общаться. Медик должен вызывать доверие, должен уметь вступать в эмоциональный контакт с пациентом. В этом контексте актуальной становится работа над техникой речи, развитием интонационных богатств речи, развитие умений говорить четко, уверенно, вселяя в пациента надежду, оптимизм.

Помимо работы над спецификой устной речи курс риторики для медицинских колледжей призван, безусловно, познакомить студентов с базовыми составляющими коммуникативной компетенции, с логическими основами речи, с требованиями, предъявляемыми к речевой культуре, с психологическими основами ораторского искусства, в том числе с методикой установления коммуникативного контекста; предполагается знакомство учащихся с разными ситуациями общения, речевыми тактами, культурой ведения диалога, включающего в себя правила ведения беседы, практику аргументации, убеждения собеседника и так далее.

Вводная часть программы дает представление о роли риторики в современном мире, о красноречии как теории и искусстве, так как человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной. На каждом уроке следует находить несколько минут для специальных упражнений, совершенствующих дикцию, голос, дыхание, темп и ритм речи. Навыки самоанализа и контроля своих жестов, мимики, позы, манер, внешнего вида тоже необходимо формировать на каждом занятии.

Умение ориентировать изложение на определенную аудиторию, предугадывать ход развития общения, способность вступать в контакт с разными социальными слоями требует психологической культуры и знания основ этики общения, поэтому во вводной части предусмотрены соответствующие темы. То, что предлагает введение, углубляется и развивается в процессе изучения всего курса.

Раздел "Роды и виды красноречия" целесообразно представить кратко, обзорно. Учащимся необходимо иметь представление о многообразии видов красноречия. Представляется важным познакомить учащихся: а) с академическим красноречием (лекция, доклад, обзор, сообщение); б) с судебной речью (обвинительная (прокурорская) и защитительная (адвокатская); в) социально-политической речью (военное красноречие, дипломатические речи, парламентские речи, агитаторские речи); г) с социально-бытовым красноречием (беседа, телефонные разгово-

ры, письмо, спор, дискуссия, приветствие, юбилейная речь, застольная речь, комплимент и так далее); д) деловой риторикой (телефонные разговоры, деловая переписка, объявление, инструктаж, деловое сообщение, переговоры, совещание, деловая беседа, обсуждение, интервью).

На риторику еще с античных времен смотрели как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Очевидна связь риторики и логики. Оратору необходима логическая культура. Поэтому в нашей программе есть соответствующий раздел - «Логическая культура оратора». В этом разделе предполагается познакомить учащихся со следующими понятиями:

• логика развития темы;

• определение границ темы;

• ошибки в ее раскрытии: неоправданное расширение или, наоборот, отклонения, поверхностное раскрытие, недостаточная аргументация, фактические ошибки, непоследовательность в развертывании темы;

• основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, предупреждение ошибок в суждениях.

Следующий аспект - языковая подготовка оратора, умение из всех богатств родного языка выбирать самые эффективные в данной речевой ситуации средства. Цель раздела "Культура речи" - сформировать у учащихся навыки постоянного речевого самосовершенствования. Студенты должны узнать об основных требованиях к языку публичных выступлений: правильности, ясности, точности, краткости, эмоциональности и образности. В программу включены также следующие темы:

• понятие о норме речи;

• молодежная субкультура;

• слэнг;

• роль словарей в повышении уровня культуры речи;

• лексические и грамматические средства выразительности речи (фразеологизмы, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, антитеза, повтор, анафора,

_ 19

Санкт-Петербург. 2005

ирония, и другие) и чувство меры в их использовании.

Собственно риторическими, базисными являются разделы, помогающие овладеть технологией создания речей и умением вести беседу. Особое внимание здесь уделяется следующим разделам: речевая деятельность, ее виды, формы и типы речевой коммуникации, модель речевой коммуникации.

Право на влиятельную речь надо заслужить, поэтому на уроках постоянно следует уделять внимание вопросам нравственности, не только при изучении раздела "Этика общения". Искусству говорить надо учиться. Прежде всего, следует освоить основные принципы речевого воздей-

ствия. В данной программе особое внимание студентов мы обращали на раздел «Психологию общения» (вербальное общение, невербальное общение, методика установления контакта). Особо обращается внимание на методику установления контакта. Умение быстро, четко и адекватно различным нестандартным ситуациям реагировать в процессе общения - одно из важнейших при подготовке будущих медицинских работников. Существующие различные технологии установления межличностного контакта призваны способствовать такому обучению. При этом важно научить студентов общим правилам ведения диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.