Научная статья на тему 'Изучение основ физического эксперимента старшеклассниками средней общеобразовательной школы'

Изучение основ физического эксперимента старшеклассниками средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА / ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Ахатова В. И.

Выделены и описаны элементы дидактики и методики основ физического эксперимента учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение основ физического эксперимента старшеклассниками средней общеобразовательной школы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

Таким образом, умственное воспитание детей дошкольного возраста имеет очень важную роль в воспитании детей, потому что именно в этом формируются первые навыки общения, речь и ребенок овладевает самыми простыми способами умственной деятельности. Список использованной литературы

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольника: книга для воспитателя дет. Сада. М.: Просвещение, 1991. 127 с.

2. Венгер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М.:Знание, 1994. 240 с.

3. Воспитание и труд/Под ред. Р.С.Буре. М., 2013. 182 с.

4. Аргайл М. Психология счастья: перевод с англ. М.; 2014. 260 с.

5. Давидчук А.М. Развитие дошкольников конструктивного творчества. М.; 2013. 207 с.

© Габитова С.Б., Сулейманова Ф.М., 2018

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация В.И.Ахатова

студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены и описаны элементы дидактики и методики основ физического эксперимента учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова Экспериментальная наука, особенности физического эксперимента

Среди естественных наук, являющихся, прежде всего, экспериментальными, своими достижениями, фундаментальными и прикладными проблемами выделяется физика [1].

Творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные учителя физики средних общеобразовательных школ сообщают старшеклассникам о том, что любое физическое исследование начинается с наблюдения объекта, процесса или явления в естественной или природной обстановке. Далее на основании логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения или интеллектуальной интуиции строится модель объекта, процесса или явления в виде рабочей гипотезы или научного предположения, описывающего и объясняющего изучаемый фрагмент природной или технологической действительности [2].

Построенная модель или выдвинутая гипотеза настоящими или будущими физиками и химиками проверяется экспериментом или изучением объекта, процесса или явления путем их воспроизведения в искусственных или лабораторных условиях [3].

Научная модель или рабочая гипотеза, подтвержденная физическим экспериментом, становится научной теорией, которая далее многократно подвергается проверке практикой, усовершенствующей теорию

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

необходимыми уточнениями и дополнениями.

В качестве наглядного примера ведущей роли физического эксперимента в создании и усовершенствовании научных теорий магнитных явлений учителя физики средней общеобразовательной школы могут привести основные этапы создания и усовершенствования теории цилиндрических магнитных доменов аморфных пленок состава гадолиний-кобальт, полученных радиочастотным напылением металлов

[4-6].

На лекционных, практических и лабораторных занятиях по курсу экспериментальной физики средней общеобразовательной школы учителя вместе со старшеклассниками рассматривают нижеследующие темы:

1. Физика как опытная или экспериментальная наука.

2. Наблюдение как источник установления физических законов.

3. Эксперимент как необходимая часть познания природной и технологической действительности.

4. Основные методы точных физических измерений.

5. Установка измерительных приборов и результаты отсчета измеряемой величины.

6. Наименее точно определяемые величины и погрешности измерений.

7. Систематические и случайные ошибки измерений.

8. Абсолютные ошибки отдельных измерений.

9. Средние абсолютная и относительная ошибки измерений.

10. Абсолютная и относительная ошибки измерений для степенной функции.

11. Абсолютная и относительная ошибки измерений для тригонометрических величин.

12. Нормальное распределение ошибок измерений.

13. Постулат среднего арифметического теории ошибок измерений.

14. Средняя, средняя квадратичная и вероятная ошибки отдельных измерений физических величин.

15. Определение эмпирической зависимости по экспериментальным данным физического эксперимента.

Основу лабораторных занятий по физике, проектируемых и реализуемых в средних общеобразовательных школах, составляют контролирующие, искусственные, простые, классические, материальные и однофакторные эксперименты [7].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что изучение основ физического эксперимента старшеклассниками средних общеобразовательных школ является источником повышения академической успеваемости учащейся молодежи в системе современного непрерывного образования.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.

4. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.

5. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Вып.3. - С. 663 - 666.

6. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф. Несквозные магнитные домены в аморфных пленках Gd-Co // Журнал технической физики. - 1982. - Т.52. - Вып.7. - С. 1428 - 1430

7. Каримов М.Ф., Кашапова Ф.Ф. Изучение элементов планирования эксперимента учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - №12(17). - С. 199 - 201.

© Каримов М.Ф., Ахатова В.И., 2018

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_

УДК 378.14

М.Ф.Каримов

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация С.С.Беляева

студент факультета физики и математики г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Выделены и описаны элементы классификации физических экспериментов на занятиях с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова Классификация экспериментов, типы физических экспериментов

Учебное и научное познание объектов, процессов и явлений природной и технологической действительности основывается на постановке и реализации физических экспериментов будущими и настоящими исследователями в системе непрерывного образования учащейся молодежи [1].

Фундаментальная и прикладная наука физика имеет наиболее развитое множество собственных экспериментов, проектируемых и реализуемых в учитываемых условиях, позволяющих выявлять свойства исследуемых объектов, процессов и явлений и проверить справедливость выдвинутых рабочих гипотез или построенных моделей фрагментов действительности [2].

Ориентирующие старшеклассников средних общеобразовательных школ на учебу в высших учебных заведениях [3] учителя физики на лекционных, практических и лабораторных занятиях выделяют нижеследующую по различным основаниям классификацию физических экспериментов:

1. По цели исследования (поисковый, преобразующий, контролирующий );

2. По способу формирования условий ( естественный, искусственный );

3. По организации осуществления ( лабораторный, натурный, производственный );

4. По структуре исследуемых объектов, процессов или явлений ( простой, сложный );

5. По характеру взаимодействия средства с объектом исследования (классический, модельный );

6. По типу используемых моделей ( материальный, идеальный );

7. По числу изменяемых факторов ( однофакторный, многофакторный).

В физике поисковый эксперимент проводится в случае отсутствия классификации факторов, влияющих на изучаемый объект, процесс или явление. Преобразующий физический эксперимент предполагает изменение структуры или функций объекта исследования. Контролирующий эксперимент сводится к изучению результатов внешних физических воздействий на объект исследования.

Естественный физический эксперимент ставится в условиях, максимально приближенных к натуральному существованию объекта исследования. Искусственный эксперимент проводится в специально созданных для изучения физического объекта условиях.

Учебный лабораторный эксперимент, проводимый в строго учитываемых условиях, является неотъемлемой составляющей школьного курса физики и служит для учащихся источником знаний и критерием истинности изучаемых ими теорий. Натурный физический эксперимент является чрезвычайно интересным источником развития логического мышления обучающихся в средней школе и помогает им закрепить приобретенные ранее знания и умения в области физики. Производственный эксперимент проводится в стандартных технологических условиях с внесением в них определенных физических изменений для улучшения качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.