Научная статья на тему 'Изучение опыта легализации деятельности интернет-аптек в странах Евросоюза и возможность его использования на Украине'

Изучение опыта легализации деятельности интернет-аптек в странах Евросоюза и возможность его использования на Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6320
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ТОВАРЫ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА / ИНТЕРНЕТ-АПТЕКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толочко В. М., Медведева Ю. П., Музыка Т. Ф.

В статье рассмотрены основные принципы законодательного регулирования дистанционной реализации лекарственных средств и деятельности интернет-аптек в странах ЕС. Анализируются возможность и целесообразность использования европейского опыта для легализации деятельности интернет-аптек на территории Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение опыта легализации деятельности интернет-аптек в странах Евросоюза и возможность его использования на Украине»

HJUj

У

ФАРМАЦИЯ И ФАРМАКОЛОГИЯ

615.2:615.12:004.738.5

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УКРАИНЕ

В статье рассмотрены основные принципы законодательного регулирования дистанционной реализации лекарственных средств и деятельности интернет-аптек в странах ЕС. Анализируются возможность и целесообразность использования европейского опыта для легализации деятельности интернет-аптек на территории Украины.

Ключевые слова: электронная коммерция, дистанционная реализация, лекарственные средства, товары аптечного ассортимента, интернет-аптеки

0.М.Т0Л0ЧК0 Ю.П. МЕДВЕДЕВА Т.Ф. МУЗЫКА

Институт повышения квалификации специалистов фармации Национального фармацевтического университета, г. Харьков, Украина

e-mail: пате iulia@ukr.net

Несмотря на некоторую неопределенность в использовании сети Интернет для решения проблем обеспечения населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента, дистанционная реализация фармацевтических и парафармацевтических товаров через интернет-аптеки приобретает все большую популярность за рубежом и до недавнего времени довольно быстро развивалась в Украине.

Однако одной из главных проблем, серьезно беспокоящих регуляторные органы многих государств, является распространение фальсифицированных и незарегистрированных лекарственных средств через сайты нелегальных интернет-аптек. Так, пресс-служба Государственной службы Украины по лекарственным средствам неоднократно сообщала о том, что наибольшая вероятность приобретения фальсифицированных препаратов существует при их покупке в интернет-аптеках. Подобная ситуация характерна и для Российской Федерации, на чем неоднократно акцентировали внимание представители Росздравнадзора [1].

До декабря 2011 г. в Украине не существовало никаких законодательных актов, регулирующих дистанционную реализацию лекарственных средств, и потому интернет-аптеки массово возникали на территории Украины и постепенно приобретали все большую популярность среди населения.

Вместе с тем, «Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами», утвержденные приказом Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины № 340 от 21.09.2010 г., вносили определенные ограничения в работу интернет-аптек, поскольку запрещали реализацию лекарственных средств через учреждения, не соответствующие лицензионным условиям, и таким образом не давали возможностей для легального существования интернет-аптеки как отдельной бизнес-единицы без наличия «реального» аптечного учреждения, имеющего лицензию на розничную реализацию лекарственных средств. Второй важный момент этих Лицензионных условий касался запрета на почтовую пересылку лекарственных средств. В рамках таких ограничений значительное количество действующих аптечных учреждений, особенно расположенных в столице и других крупных городах, начали создавать свои сайты, через которые работали также как и интернет-аптеки, осуществляя дистанционную реализацию практически всех товаров аптечно-

го ассортимента и отправляя заказанные клиентами товары через службу курьерской доставки [3, 4.7]-

Но 29-12.2011 г. в Украине вступил в силу приказ МОЗ Украины № 723 от 31.10.2011 г., утвердивший новые Лицензионные условия, которые вообще запретили дистанционную реализацию лекарственных средств. В связи с этими изменениями лицензированные аптеки, уже имеющие свои сайты и работающие также как электронные аптеки, были вынуждены прекратить реализацию лекарственных препаратов через Интернет [5].

Однако после введения такого строгого запрета на дистанционную реализацию лекарственных средств стали поступать жалобы от постоянных клиентов интернет-аптек. Многие сторонники данного вида деятельности на фармацевтическом рынке отмечают также, что подобный запрет идет вразрез с правовыми нормами стран ЕС, а ведь гармонизация украинского законодательства с европейским является одним из приоритетов отечественного законотворчества. Кроме того, учитывая уникальную возможность сети Интернет как платформы для ведения бизнеса и размещения информации, а именно фактически полное отсутствие границ и высочайшую скорость распространения информации, подобный запрет не может закрыть доступ всем желающим дистанционно приобрести какие-либо лекарственные средства через сайты зарубежных интернет-аптек, убедиться в легальности работы которых отечественному потребителю практически невозможно. Потому представители Государственной службы Украины по лекарственным средствам в феврале 2012 г. обещали решить этот вопрос, внеся соответствующие поправки в Лицензионные условия. Для этого было запланировано разработать ряд законодательных документов, регулирующих дистанционную реализацию лекарственных средств, и регламентировать требования к организации работы таких аптек по примеру некоторых стран ЕС. Данный проект планируется реализовать не ранее 2014 г [1, 3, 6].

Потому целью данного исследования явилось изучение европейского опыта регулирования как электронного бизнеса и коммерции в целом, так и дистанционной реализации лекарственных средств и работы интернет-аптек в частности. Исследованы подходы и базовые принципы европейского законодательства и возможности их использования при разработке отечественных законодательных норм, легализирующих и регулирующих дистанционную реализацию лекарственных средств и прочих товаров аптечного ассортимента.

Методология исследования. Последовательноотбиралась и анализироваласьзако-нодательная база ЕС, регулирующая вопросы электронной коммерции, дистанционной реализации лекарственных средств и регламентирующая основные требования к работе интернет-аптек.

Материалы и методы. Поскольку фармацевтический бизнес, связанный с дистанционной реализацией лекарственных средств, лежит на пересечении нескольких правовых полей, то основные группы законодательных документов, регулирующих данный вид деятельности, нами распределялись по таким сферам:

• законодательство, регулирующее электронную коммерцию, к которой относится также и интернет-коммерция;

• фармацевтическое законодательство.

Далее проводился их анализ с целью выявления точек соприкосновения между этими правовыми сферами. Кроме того, осуществлялся ретроспективный анализ законодательного творчества в данном направлении с целью выделения первоочередных задач. Известно, что в ЕС существует два уровня законодательных документов: общеевропейские Директивы, принимаемые Советом Европы, которые затем имплементируются через национальные законодательства отдельных стран-членов ЕС, и нормативные документы, разработанные и принятые на национальном уровне. Потому анализ европейского законодательства проводился с учетом этой особенности и с акцентом на общеевропейские Директивы, поскольку именно на их основе принимаются те или иные решения на национальном уровне.

Результаты и их обсуждение. Одним из главных документов ЕС, регулирующих интернет-коммерцию, является Директива 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета от 08.06.2000 г. «О некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в том числе электронной коммерции, на внутреннем рынке» [13]. Однако поскольку в соответствии с Копенгагенской декларацией лекарственные средства нельзя рассматривать в качестве товаров широкого потребления, то основной проблемой по-прежнему оставалось отсутствие общеевропейских законодательных документов, регулирующих непосредственно сектор электронной реализации товаров аптечного ассортимента и деятельность интернет-аптек. Существовали три Директивы Совета ЕС, которые опосредованно затрагивали этот вопрос. Это Директива 97/7, регулирующая дистанционную торговлю; Директива 97/36, касающаяся телешопинга; и Директива 92/28 «О рекламировании лекарственных средств для человека». Статья 14 Директивы 97/7 дает разрешение всем странам - членам ЕС на национальном уровне запрещать дистанци-

онную реализацию лекарственных средств. Потому во многих государствах ЕС дистанционная реализация лекарственных средств и деятельность интернет-аптек на сегодняшний день является нелегальной [8, ю-12,17].

В тех государствах, где дистанционная реализация лекарственных средств является разрешенной, из-за отсутствия единых норм и требований к организационной структуре, работе и оформлению сайтов европейских интернет-аптек было достаточно сложно проверить легальность их деятельности, а также на государственном уровне обеспечить контроль качества реализуемых через них лекарственных средств, особенно когда речь шла о заказе потребителем фармацевтических товаров на сайте интернет-аптеки, зарегистрированной в другом государстве ЕС. Так, по данным некоторых европейских источников информации более 6о% лекарственных средств, реализуемых через интернет-аптеки, не соответствовали европейским требованиям к их качеству [15-16].

Потому в 2000 году Европейской Комиссией была создана рабочая группа, занимающаяся вопросами информации, рекламы и электронной коммерции в сфере фармацевтической и медицинской продукции, а также разработкой единых требований к интернет-аптекам на всей территории ЕС в аспекте главного направления реформирования фармацевтического законодательства, направленного на борьбу с фальсификатами и усиление контроля за безопасностью лекарственных средств. Одним из главных документов, принятых в рамках данного направления, была Директива 2011/62/, посвященная вопросам предотвращения попадания в легальный оборот фальсифицированных препаратов, которая внесла изменения в Директиву 2001/83/ЕС, регулирующую оборот лекарственных средств. Среди основных мер, предусмотренных новой Директивой, особое место занимают меры по усилению контроля за безопасностью лекарственных средств, которые должны быть унифицированы на территории всего ЕС. Данная Директива содержит статью 85 С «Дистанционная продажа медицинской продукции населению», затрагивающую непосредственно дистанционную реализацию лекарственных средств и деятельность интернет-аптек. В данной статье декларируется следующее:

1) каждое государство-член ЕС имеет право на национальном уровне принимать решение о разрешении или запрете деятельности интернет-аптек на своей территории;

2) если государство-член ЕС разрешает работу интернет-аптек, то их деятельность должна соответствовать перечню требований, единых на всей территории ЕС, а именно:

- уведомление о начале деятельности соответствующих компетентных органов, дающих разрешение на этот вид деятельности и контролирующих её;

- наличие лицензированной аптеки, зарегистрированной по фиксированному физическому адресу;

- размещение на каждой странице сайта интернет-аптеки единого логотипа, утвержденного Европейской Комиссией и свидетельствующего, что этот сайт отвечает единым общеевропейским требованиям; данный логотип должен быть связан гиперссылкой с сайтом компетентного контролирующего органа;

- размещение на сайте контактных данных, по которым можно связаться с фармацевтом и получить квалифицированную консультацию;

- осуществление отпуска рецептурных лекарственных средств только по рецептам (в случае, если дистанционный отпуск лекарственных средств рецептурной группы не запрещён национальным законодательством);

- запрет на реализацию не зарегистрированных в стране лекарственных средств;

- соблюдение прочих требований национального законодательства [14].

В настоящее время в ЕС происходит имплементация Директивы 2011/62/ЕС, в частности, идет активная разработка и утверждение общеевропейского логотипа, который должен служить главным опознавательным знаком, позволяющим посетителям сайтов европейских интернет-аптек убедиться в легальности их деятельности и отличить от сайтов мошенников, которые не имеют лицензии и очень часто реализуют фальсифицированные и незарегистрированные лекарственные средства. Данный логотип должен также иметь гиперссылку на сайт национального регуляторного органа с перечнем всех зарегистрированных в стране интернет-аптек. Недавно Еврокомиссия вынесла на общественное обсуждение несколько вариантов логотипа для интернет-аптек, а также вопрос об его размере и расположении на интернет-странице. В данный момент 2 логотипа для общеевропейского пользования были зарегистрированы в Бюро интеллектуальной собственности Бенилюкса (Benelux Office for Intellectual Property), и не могут быть использованы без разрешения Еврокомиссии. Также рассматривается вопрос о допустимости анимирования логотипа и возможности предоставления логотипа в негативном отображении, если этого требует дизайн сайта аптеки. После окончательного утверждения данный логотип должен быть распознаваем на всей территории ЕС

и использоваться всеми интернет-аптеками, легально работающими на территории ЕС. Впрочем, в настоящее время рассматривается и вопрос дополнения общеевропейского логотипа национальными символами (например, флагом) страны, в которой зарегистрировано аптечной учреждение, осуществляющее дистанционную реализацию лекарственных средств.

Также на публичное обсуждение вынесен вопрос о целесообразности снабжения логотипа текстом, который будет объяснять посетителям сайтов возможность проверки правомочности использования логотипа путем перехода на страницу регуляторного органа с перечнем зарегистрированных в стране интернет-аптек. Это связано с тем, что сам по себе логотип может быть нелегально размещен на любом сайте мошенниками, занимающимися реализацией лекарственных средств без соответствующего разрешения. В настоящее время предлагается связать с логотипом такую фразу: «Кликните, чтобы проверить этот сайт».

Кроме того, каждое государство-член ЕС должно разработать и сделать доступной для потребителей на сайте одного из государственных органов, компетентных контролировать фармацевтическую деятельность на территории своего государства, следующую информацию:

- перечень законодательных документов, разрешающих дистанционную реализацию лекарственных средств на территории данного государства с указании того факта, что в национальных законодательных документах разных стран ЕС могут быть существенные различия, особенно касающиеся классификации медицинских продуктов, разрешенных для дистанционной реализации и условий её осуществления;

- сведения об общеевропейском логотипе и цели его размещения на сайтах интернет-

аптек;

- перечень зарегистрированных на территории данного государства интернет-аптек с адресами их сайтов;

- описание возможного риска для потребителя, связанного с приобретением лекарственных средств через Интернет [2,9].

Еще одним серезным шагом на пути к обеспечению безопасности лекарственных средств на европейском рынке и усилению контроля за их дистанционной реализацией является создание добровольных организаций и коалиций, в частности, создание Европейского альянса по безопасной on-line фармации (EU Alliance for Safe Online Pharmacy), который объединяет представителей из обществ по защите прав потребителей, сотрудников аптек, фармацевтических компаний, оптовых фармацевтических фирм, интернет-аптек. Данная добровольная коалиция была создана по опыту подобной организации, уже на протяжении ряда лет успешно работающей в США и зарекомендовавшей себя как довольно успешный механизм в борьбе с работой нелегальных сайтов интернет-аптек.

В манифесте этого альянса основной упор делается на следующих моментах:

• воздействие на интернет-представительства аптек с целью на добровольных условиях и общими усилиями разработать и принять стандарты для обеспечения on-line безопасности клиентов при дистанционном приобретении лекарственных средств;

• создание общего протокола лицензирования интернет-аптек (по образцу США) и общедоступного перечня лицензированных интернет-аптек (так называемого «Белого перечня»);

• разработка прямых методов воздействия, предотвращающих появление нелегальных сайтов интернет-аптек и общей методологии по удалению из Интернета таких нелегальных сайтов с созданием эффективной системы обмена информацией среди всех заинтересованных лиц;

• быстрые действия по имплементации в деятельность интернет-аптек положений Директивы 2011/62/ЕС;

• организация добровольной кампании, направленной на прекращение работы сайтов нелегальных интернет-аптек;

• создание механизма, позволяющего посетителям интернет-аптек передавать информацию в соответствующие контролирующие органы при подозрении на незаконную деятельность некоторых сайтов;

• привлечение к криминальной ответственности субъектов, которые в результате незаконной деятельности создают угрозу общественному здоровью;

• общеевропейская информационная образовательная кампания для потенциальных посетителей сайтов интернет-аптек, посвященная нелегальным методам реализации лекарственных средств в сети Интернет.

В рамках последнего пункта манифеста на сайте альянса размещена информация о преимуществах и недостатках дистанционной реализации товаров аптечного ассортимента, а также содержатся рекомендации для потенциальных посетителей интернет-аптек, позволяющих проверить легальность их деятельности. В частности, посетителям сайтов интернет-аптек особо рекомендуется:

1) не доверять тем сайтам интернет-аптек, которые слишком навязчиво себя рекламируют (например, во всплывающих окнах), особо акцентируя внимание на дешевизне своих товаров;

2) обращаясь на сайт интернет-аптеки, всегда проверять:

• соответствие названия интернет-аптеки в строке поиска результатов и на сайте при непосредственном на него переходе;

• наличие на сайте физического адреса аптеки, поскольку во всех странах ЕС открытие интернет-аптеки без реально существующей лицензированной аптеки законом запрещено;

• имеется ли данная аптека в перечне зарегистрированных аптек на сайте соответствующего компетентного контролирующего органа;

• наличие на сайте действующего телефонного номера, а также возможности связаться с фармацевтом через программы голосовой связи (Skype, MSN Messenger и т. д.);

• имеется ли на сайте имя ответственного фармацевта с указанием его образовательного уровня и номер регистрации в советующем Ордене;

• требуется ли на сайте данной аптеки предоставление рецепта при заказе рецептурного лекарственного средства;

• наличие на сайте информации для пациента о лекарственных средствах: правила приема, условия хранения, показания к применению, возможные побочные эффекты, противопоказания и взаимодействия с другими лекарственными средствами [18-19].

Выводы. Проведенный анализ европейского опыта разработки законодательных документов, регулирующих дистанционную реализацию лекарственных средств, и сопоставление данного опыта с украинскими реалиями свидетельствуют о невозможности быстрого решения данной проблемы (в частности, о фактической невыполнимости проекта по легализации работы интернет-аптек в 2014 году, как было запланировано) и принятия целого перечня важных документов, без которых безопасность и качество лекарственных средств, реализуемых через сеть Интернет, не может быть гарантирована.

Наиболее важными направлениями, которые требуют законодательной регуляции в аспекте подготовки к легализации дистанционной реализации лекарственных средств, являются:

• регулирование общих положений электронной и интернет-коммерции;

• разработка и утверждение унифицированного перечня требований к организационной структуре, оформлениям сайтов интернет-аптек;

• создание эффективных механизмов выявления нелегальных сайтов интернет-аптек и борьбы с ними;

• разработка и внедрение информационной образовательной кампании для населения, посвящённой проблемам дистанционной реализации товаров аптечного ассортимента и особенностям интернет-аптек.

Следует отметить, что на Украине осуществлялись неоднократные попытки принять закон, регулирующий электронную коммерцию. Первый проект закона «Об электронной коммерции» № 6086 от 18.02.2010 г. был отправлен на доработку в первом чтении из-за большого числа недочётов и несоответствия европейскому законодательству. В очередной раз его должны были рассматривать 07.02.2012 г., но слушание законопроекта так и не состоялось.

Отдельной проблемой является дистанционный отпуск рецептурных лекарственных средств через сайты интернет-аптек, поскольку система электронных рецептов, успешно запушенная несколько лет тому назад и работающая во многих государствах ЕС, отсутствует на Украине, что делает практически невозможным предоставление выписанных рецептов и их проверку на сайтах интернет-аптек. По этой причине до внедрения системы выписывания электронных рецептов даже при условии принятия законов, разрешающих дистанционную реализацию лекарственных средств и регулирующих деятельность интернет-аптек, их ассортимент должен быть органичен исключительно безрецептурными лекарственными средствами и парафармацевтическими товарами.

Кроме того, общеевропейское законодательство, регулирующее дистанционную реализацию лекарственных средств, практически не затрагивает вопрос, касающийся осуществления фармацевтической опеки в режиме on-line, и не имеет профессиональных стандартов предоставления фармацевтической помощи через сеть Интернет. Исключение в этом отношении составляет только Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, имеющее самый большой опыт работы и самое развитое в этом вопросе законодательство. Потому британские стандарты предоставления фармацевтической помощи через сеть Интернет могут быть взяты в качестве образца при разработке отечественных профессиональных стандартов и изучении вопроса предоставления надлежащей фармацевтической помощи через сеть Интернет.

Ввиду отсутствия законодательных документов, регулирующих ключевые положения дистанционной реализации лекарственных средств, и связанного с этим запрета на ее осуществление, реально существующие лицензированные украинские аптеки имеют, однако, возможность создавать свои собственные сайты для размещения на них рекламы аптечного учреждения с указанием адреса, режима работы и перечня дополнительных услуг, которые осуществляет аптека. Также учитывая тот факт, что запрет на дистанционную реализацию распространяется только на лекарственные средства, но не касается парафармацевтических товаров, любая аптека имеет право работать on-line как парафармацевтической магазин по примеру многих европейских аптек.

Литература

1. Гослекслужбасообщает: при покупке препаратов через Интернет высока вероятность приобретения фальсификата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/i540i0

2. Еврокомиссия вынесла на публичное обсуждение варианты обязательного логотипа для интернет-аптек // Аптека. - 23.11.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //www.apteka.ua/ article/176653

3. Лендяк, А А. Інтернет-фармація. Суть, концепція, завдання / А.А. Лендяк. - Луцьк: Волинська обласна друкарня, 2006. - 152 с.

4. Ліцензійні умови провадження господарської діяльності з виробництва лікарських засобів, оптової, роздрібної торгівлі лікарськими засобами, затверджені Наказом Державної інспекції з контролю якості лікарських засобів Міністерства охорони здоров'я України від 21.09.2010 № 340 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dragmed.gov.ua/http://www.apteka.ua/article/61416.

5. Наказ МОЗ України № 723 від 31.10.2011 Про затвердження Ліцензійних умов провадження господарської діяльності з виробництва лікарських засобів, оптової, роздрібної торгівлі лікарськими засобами [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakonl.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=zl420-ll

6. Толочко, В М. Вивчення досвіду Європейського Союзу щодо боротьби з фальсифікованими лікарськими засобами, які реалізовуються через інтернет-аптеки / В М. Толочко, Ю.П. Медведева // Фармацевтичний кур’єр. - 2012. - № 2. - С. 16-18.

7. Толочко, В.М. Статус інтернет-аптек у чинному законодавстві України / В.М. Толочко, Ю.П. Медведева // Управління, економіка та забезпечення якості в фармації. - 2009. - № 1 (3). - С. 30-338. Armani R. Е- commerce? Tutti contro / R. Armani // Farma mese. - 2000. - №4 [Электронный ресурс] Режим доступа: .www.farmaonline.it/Farmacie/farmaciaeintemet/ecommercetutticontro.htm.

9. Implementing act on a common logo for legally-operating online pharmacies / retailers offering medicinal products for human use for sale at a distance to the public [Электронныйресурс] - Режимдоступа: http://ec.europa.eu/health/files/falsified_medicines/commonlogo_consult.pdf

10. Counsil Directive 92/28/EEC of 31 March 1992 on the advertising of medicinal products for human use [Электронныйресурс] - Режимдоступа: blip: //eur-lex.europa.eu/I,ex( IriServ/ LexUriS-erv.do?uri=CELEX:3l992Lo028:en:NOT

11. Directive 97/7/EC of the European Parliament and of the Council of 20 May 1997 on the protection of

consumers in respect of distance contracts [Электронныйресурс] - Режимдоступа: http://eur-

lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:3l997Loo07:EN:NOT

12. Directive 97/36/EC of the European Parliament and of the Council of 30 June 1997 amending Council Directive 89/552/EEC on the coordination of certain provisions laid down by law, regulation or administrative action in Member States concerning the pursuit of television broadcasting activities [Электронныйресурс] - Режимдоступа: http: //eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriS erv.douri=CELEX: 3l997L0036:en:N0T

13. Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 08.06.2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market (Directive on electronic commerce) // Official Journal of the European Communities, 17.07.2000 [Электронныйресурс] -Режимдоступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri= OJ:L:2000: 178:0001:0001: EN:PDF

14. Directive 2011/62/EU of the European Parliament and of the Council of 8 June 2011 amending Di-

rective 2001/83/EC on the Community code relating to medicinal products for human use, as regards the prevention of the entry into the legal supply chain of falsified medicinal products // Official Journal of the European Union, 01.07.2011 [Электронныйресурс] - Режимдоступа: http://ec.europa.eu/health/ffles/eudralex/vol-

i/dir_20ii_62/dir_20ii_62_en.pdf

15. Farmaci on line: і controlli sono scarsi [Электронныйресурс] - Режимдоступа:

http://www.entrainfarmacia.it/fannacia/farmacia_on_hne/newsitem_view

16. Mattera, S. Commercio di farmaci contraffatti via Internet: 200 indagati / S. Mattera [Электронныйресурс] - Режимдоступа: http://tg24.sky.it/tg24/ cronaca/2010/06/03/ farmaci_ contraffat-

ti_on_line_indagine_nas.html

17. Toloch,ko V. Intemet-pharmacies - analysis of the world experience / V. Tolochko, Yu. Medvedyeva,

M. Zarichkova, K. Tolochko // International Journal of Pharmaceutical Sciences Review and Research. - 2012. -Vol. 13. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.globalresearchonline.net/ pharmajournal/

voll3iss2.aspx

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. http://asop.eu/stay-safe-online

19.http://asop.eu/cache/downloads/7wlzg9yy4pcs8gc8wcgc8ksgg/ASOP9620EU9620Manifesto.pdf

INVESTIGATION OF INTERNET-PHARMACIES ACTIVITY LEGALIZATION EXPERIENSE IN THE E0 AND POSSIBILITY OF ITS OSE IN OKRAINE

V.M. TOLOCHKO Y.P. MEDVEDYEVA T.F. MUZIKA

Institute of pharmacy specialists training oj National university of Pharmacy, Kharkiv, Ukraine

The main principles of medicines of distance sales legislative regulation and intemet-pharmacies activity in the countries of EU have been considered in the article. The possibility and expediency of european experience use for inter-net-pharmacies activity legalization in Ukraine have been analyzed.

e-mail: name_Julia@ukr.net

Keywords: e-commerce, distance sales, medicines, range of pharmaceutical products, internet-pharmacies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.