Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES / STUDENT / PHYSICAL DEVELOPMENT / MOTIVATION / ENDURANCE / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИЯ / ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усцелемова Наталья Александровна, Усцелемов Сергей Валерьевич

В статье обосновывается актуальность изучения опыта физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза как фактора повышения индивидуальной мотивации молодежи к физическому развитию. Решение данной проблемы является важной государственной задачей развития человеческого потенциала, увеличения продолжительности активной жизни населения, повышения работоспособности, уровня физического развития, сохранения и укрепления здоровья населения страны. Целью представленного в статье исследования является определение детерминирующих выносливость студентов технического вуза наличного опыта их физкультурно-спортивной деятельности, описание методики его выявления у студентов первых курсов института металлургии, машиностроения и материалообработки ФГБОУ ВО «МГТУ им. ;Г. ;И.Носова» и обоснование мотивов деятельности и поведения активной жизни в направлении развития выносливости. Исследование проводится с использованием комплекса методов: теоретических (индуктивный и дедуктивный методы, анализ, обобщение), что позволяет выявить степень разработанности проблемы в педагогической науке; эмпирических (педагогический эксперимент, наблюдение, методы устного и письменного опроса, а также методы математической статистики).Установлена взаимосвязь результатов в лыжных гонках, показанных в 2018 и 2020 годах. Методом математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента установлено, что в беге на 5000 метров у юношей различие между выборками в 2018 и 2020 году является статистически достоверным, то есть значимым и принципиальным. Это подтверждает гипотезу о снижении уровня развития выносливости у юношей в 2020 году по сравнению с 2018 годом. В результате исследования выявлена и обоснована необходимость внедрения в процесс физического воспитания новых методов и технологий обучения, дополняющие существующие теоретические концепции формирования культуры поведения обучающихся, основанной на индивидуальной мотивации человека к физическому развитию.В результате проведенного исследования выявлена необходимость внедрения в процесс физического воспитания студентов вуза новых подходов к процессу обучения, обеспечивающих формирование осознанного отношения к занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности, способствующих развитию функциональных возможностей организма занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усцелемова Наталья Александровна, Усцелемов Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF EXPERIENCE OF PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

The article substantiates the relevance of studying the experience of physical culture and sports activities of students of a technical university as a factor in increasing individual youth motivation for physical development. The solution of this problem is an important state task of developing human potential, increasing the active life of the population, increasing working capacity, level of physical development, maintaining and strengthening the health of the country's population. The aim of the study presented in the article is to determine the endurance determining students of a technical university with the existing experience of their physical education and sports activities, to describe the methodology for identifying it among first-year students of the Institute of Metallurgy, Mechanical Engineering and Material Processing of the FSBEI HE "MSTU named after G. I. Nosova ”and the rationale for the motives of activity and behavior of active life in the direction of development of endurance. The study is carried out using a complex of methods: theoretical (inductive and deductive methods, analysis, generalization), which allows to identify the degree of development of the problem in pedagogical science; empirical (pedagogical experiment, observation, methods of oral and written survey, as well as methods of mathematical statistics). The relationship between the results in ski races shown in 2018 and 2020 is established. Using the method of mathematical statistics using t-student criterion, it was found that in the men's 5000 meters run the difference between the samples in 2018 and 2020 is statistically significant, that is, significant and fundamental. This confirms the hypothesis of a decrease in the level of development of endurance in young men in 2020 compared to 2018. As a result of the study, the need to introduce new teaching methods and technologies into the physical education process was identified and justified, supplementing the existing theoretical concepts of the formation of a student’s behavior culture based on individual human motivation for physical development. As a result of the study, the need was identified for introducing new approaches to the learning process in the process of physical education of university students, ensuring the formation of a conscious attitude to physical exercises, increasing physical activity, contributing to the development of the functional capabilities of the body involved.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

УДК 378

DOI https://doi .org/10.14258/zosh(2020)3.8

Изучение опыта физкультурно-спортивной деятельности студентов

технического вуза

Усцелемова Наталья Александровна ABCD

старший преподаватель кафедры физической культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» (Магнитогорск, Россия), e-mail: ustselemova.natalya@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4772-1393

Усцелемов Сергей Валерьевич BCD

старший преподаватель кафедры физической культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» (Магнитогорск, Россия), e-mail: uszelem@mail.ru. ORCID: https://orcid. org/0000-0003-4947-2925

Study of experience of physical and sports activities of students of

technical university

Ustselemova Natalya Alexandrovna ABCD

Senior Lecturer Department of Physical Education, Nosov Magnitogorsk state technical university (Magnitogorsk, Russia), e-mail: ustselemova.natalya@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4772-1393.

Ustselemov Sergey Valerevich BCD

Senior Lecturer Department of Physical Education, Nosov Magnitogorsk state technical university (Magnitogorsk, Russia), e-mail: uszelem@mail.ru. ORCID: https://orcid. org/0000-0003-4947-2925

Следует цитировать / Citation:

Усцелемова Н.А. Усцелемов С.В. Изучение опыта физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. 3 (19), С. 86-96. URL: http://journal.asu.ru/zosh/issue/archive. DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)3.8

Ustselemova N.A. Ustselemova S.V. (2020). Study of experience of physical and sports activities of students of technical university. Health, Physical Culture and Sports, 3 (19), 86-96. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/zosh/issue/archive. DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)3.8_

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

Поступило в редакцию / Submitted 03.03.2020 Принято к публикации / Accepted 12.06.2020

Аннотация. В статье обосновывается актуальность изучения опыта физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза как фактора повышения индивидуальной мотивации молодежи к физическому развитию. Решение данной проблемы является важной государственной задачей развития человеческого потенциала, увеличения продолжительности активной жизни населения, повышения работоспособности, уровня физического развития, сохранения и укрепления здоровья населения страны. Целью представленного в статье исследования является определение детерминирующих выносливость студентов технического вуза наличного опыта их физкультурно-спортивной деятельности, описание методики его выявления у студентов первых курсов института металлургии, машиностроения и материалообработки ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И.Носова» и обоснование мотивов деятельности и поведения активной жизни в направлении развития выносливости. Исследование проводится с использованием комплекса методов: теоретических (индуктивный и дедуктивный методы, анализ, обобщение), что позволяет выявить степень разработанности проблемы в педагогической науке; эмпирических (педагогический эксперимент, наблюдение, методы устного и письменного опроса, а также методы математической статистики). Установлена взаимосвязь результатов в лыжных гонках, показанных в 2018 и 2020 годах. Методом математической статистики с использованием ^критерия Стьюдента установлено, что в беге на 5000 метров у юношей различие между выборками в 2018 и 2020 году является статистически достоверным, то есть значимым и принципиальным. Это подтверждает гипотезу о снижении уровня развития выносливости у юношей в 2020 году по сравнению с 2018 годом. В результате исследования выявлена и обоснована необходимость внедрения в процесс физического воспитания новых методов и технологий обучения, дополняющие существующие теоретические концепции формирования культуры поведения обучающихся, основанной на индивидуальной мотивации человека к физическому развитию. В результате проведенного исследования выявлена необходимость внедрения в процесс физического воспитания студентов вуза новых подходов к процессу обучения, обеспечивающих формирование осознанного отношения к занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности, способствующих развитию функциональных возможностей организма занимающихся.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, студент, физическое развитие, мотивация, выносливость.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

Abstract. The article substantiates the relevance of studying the experience of physical culture and sports activities of students of a technical university as a factor in increasing individual youth motivation for physical development. The solution of this problem is an important state task of developing human potential, increasing the active life of the population, increasing working capacity, level of physical development, maintaining and strengthening the health of the country's population. The aim of the study presented in the article is to determine the endurance determining students of a technical university with the existing experience of their physical education and sports activities, to describe the methodology for identifying it among first-year students of the Institute of Metallurgy, Mechanical Engineering and Material Processing of the FSBEI HE "MSTU named after G. I. Nosova "and the rationale for the motives of activity and behavior of active life in the direction of development of endurance. The study is carried out using a complex of methods: theoretical (inductive and deductive methods, analysis, generalization), which allows to identify the degree of development of the problem in pedagogical science; empirical (pedagogical experiment, observation, methods of oral and written survey, as well as methods of mathematical statistics). The relationship between the results in ski races shown in 2018 and 2020 is established. Using the method of mathematical statistics using t-student criterion, it was found that in the men's 5000 meters run the difference between the samples in 2018 and 2020 is statistically significant, that is, significant and fundamental. This confirms the hypothesis of a decrease in the level of development of endurance in young men in 2020 compared to 2018. As a result of the study, the need to introduce new teaching methods and technologies into the physical education process was identified and justified, supplementing the existing theoretical concepts of the formation of a student's behavior culture based on individual human motivation for physical development. As a result of the study, the need was identified for introducing new approaches to the learning process in the process of physical education of university students, ensuring the formation of a conscious attitude to physical exercises, increasing physical activity, contributing to the development of the functional capabilities of the body involved.

Keywords: physical culture and sports activities, student, physical development, motivation, endurance.

Введение. В настоящее время проблема развития человеческого потенциала, увеличения

продолжительности активной жизни населения, повышения

работоспособности, уровня

физического развития, сохранения и укрепления здоровья, является главной государственной задачей.

Одной из важных задач является ориентация молодежи на повышение активности в физкультурно-спортивной деятельности в период обучения в вузе и индивидуальной мотивации к физическому развитию. В научных публикациях достаточно широко представлены результаты

исследований по изучению различных

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

аспектов физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности

обучающихся в вузе. О проблемах и перспективах здоровьесбережения в вузе заявляется в исследовании М. Р. Арпентьевой (М. Р. Арпентьева,

2018), эффективные способы привлечения к здоровому образу жизни и физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся в вузе рассматриваются в исследовании Ф. Р. Бикьяновой (Ф. Р. Бикьянова,

2019), о внедрении здоровьесберегающих технологий на основе автоматизированной системы экспертной оценки физического развития и состояния здоровья студентов вуза сообщается в исследовании Н. А. Усцелемовой, Е. А. Ильиной (Н. А. Усцелемова, Е. А. Ильина, 2015), о необходимости совершенствования методики преподавания физической культуры в техническом вузе на основе комплекса «Готов к труду и обороне» говорится в исследовании С. В. Усцелемова и В. А. Страшенко (С. В. Усцелемов, В. А. Страшенко, 2017). В исследовании Е. В. Коробейникова с соавторами (Е. В. Коробейников и др.,

2020) решается проблема формирования образовательных программ в области физической культуры и спорта в системе высшего образования. В студенческом возрасте (18-20 лет) в основном заканчивается биологическое формирование организма, окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рост тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы,

создаются благоприятные

возможности для развития силы и выносливости. В связи с этим развитие выносливости студентов технического вуза, как фактора повышения у них мотивации к активной физкультурно-спортивной деятельности в период обучения в вузе является важной педагогической задачей.

Целью представленного в статье исследования является определение опыта физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза, наличие или отсутствие статистически достоверного различия результатов в лыжных гонках в 2018 и 2020 годах и обоснование мотивов физкультурно-спортивной деятельности в направлении развития выносливости.

Исследование проводится с использованием комплекса методов: теоретических (индуктивный и дедуктивный методы, анализ, обобщение), что позволяет выявить степень разработанности проблемы в педагогической науке; эмпирических (педагогический эксперимент,

наблюдение, методы устного и письменного опроса, а также методы математической статистики). Изучение опыта физкультурно-спортивной

деятельности проводится методом анкетирования. Уровень развития выносливости определяется в соревнованиях по лыжным гонкам на дистанции 5000 метров.

Статистический анализ проводится по результатам 2018 и 2020 года. В исследовании приняло участие 144 студента ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

И.Носова» 1-4-х курсов, в том числе 90 человек, выступающие в лыжных гонках в зачет комплексной Универсиады среди студентов.

Результаты и их обсуждение. Студентам первого курса ежегодно предлагается ответить на вопросы анкеты для определения у них опыта физкультурно-спортивной деятельности. По результатам эксперимента у студентов первого курса на вопрос: «Занимаетесь ли вы в спортивной секции?» положительно отвечают только 26,3 % респондентов. Ответы на вопросы: «Сдавали ли нормы ГТО в центрах тестирования?», на который получено 15,8 % положительных и 84,2 % -отрицательных, а также «Хотели бы сдавать нормативы ГТО в вузе», указывающие на то, что у 57,9 % респондентов нет желания сдавать нормы ГТО в вузе, свидетельствуют о низкой мотивации студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом в начале обучения. На вопрос: «Насколько систематически

занимаетесь физической культурой и спортом» большая часть респондентов отмечают 1-2 часа в неделю (63,2 %), 3-5 раз в неделю - 26,3 %, 6-8 раз в неделю - 10,5 % опрошенных, что свидетельствует о низкой

двигательной активности студентов вуза. На вопрос: «Как проводятся дополнительные занятия физической культурой и спортом вне учебного расписания», большая часть опрошенных (89,4 %) отметили самостоятельные занятия. Несмотря

на то, что отношение к дисциплине «Физическая культура» и к системе преподавания этой дисциплины в основном положительное (89,4 % и 78,9 % соответственно), о

предполагаемом низком уровне физической подготовленности

заявляют 52,6 % респондентов, среднем - 42,1 %, высоком - 5,26 % опрошенных. Также выявлено, что среди факторов, негативно влияющих на здоровье человека, студентами отмечается окружающая среда, вредные привычки, стресс и переутомление, но никто не выделяет низкую двигательную активность, что свидетельствует о необходимости внедрения в процесс физического воспитания студентов вуза новых подходов к процессу обучения, обеспечивающих формирование

осознанного отношения к занятиям физическими упражнениями,

повышение двигательной активности, способствующих развитию

функциональных возможностей

организма занимающихся,

выносливости.

Как известно, выносливость является способностью человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. При условии регулярных и достаточно продолжительных физических нагрузок повышение работоспособности

становится постоянным и организм переходит на более высокий функциональный уровень

(Н. А. Усцелемова, Е. А. Ильина, 2015). Для формирования новых

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

представлении о «теле» и «телесности» человека, по мнению А. Н. Яковлева, М. А. ЯковлевоИ

[А. Н. Яковлева и др., 2019: 104-105], необходимо внедрять инновационные здоровьесберегающие и телесно формирующие педагогические

технологии физкультурно-спортивной деятельности на основе комплексных исследований, включающие психолого-педагогическое тестирование и материалы лаборатории

лонгитудинальных исследований (на примере Полесского государственного университета). В практике физической культуры и спорта активность в физкультурно-спортивной деятельности студентов измеряется посредством циклических видов спорта (бег, плавание, бег на лыжах,

велоспорт), поскольку только в результате систематических занятий этими видами спорта развивается общая выносливость организма.

В нашем исследовании необходимо оценить уровень развития выносливости в 2020 году по сравнению с 2018 годом и подтвердить или опровергнуть статистическую гипотезу.

Итак, нам известен средний результат в лыжных гонках на 5000 м. у юношей в 2018 году (х 1). В то же время известны значения этих показателей у студентов в 2020 году (Х2). Динамика развития общей выносливости студентов по среднему значению результатов в лыжных гонках представлены на рисунке 1.

20

23,76

1

12018 год 12020 год

Юноши

Рис. 1 Динамика развития общей выносливости юношей (в минутах)

Предположим, что результаты в лыжных гонках на 5000 м. у юношей повысились в 2020 году по сравнению с 2018 годом. Статистическая гипотеза тогда запишется как Н1: х1 >Х2, где Н1 -альтернативная гипотеза, то есть предполагается, что уровень развития выносливости в 2020 году ниже, чем в 2018 году. Для того, чтобы ответить на

вопрос: отличаются ли достоверно (надежно) результаты в лыжных гонках в 2020 году от результатов в беге в 2018 году, необходимо определить наличие или отсутствие статистически достоверного различия между выборками. Для этих целей используется метод сравнения двух выборочных средних арифметических

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

по ^критерию Стьюдента. Если выборки отличаются несущественно, непринципиально, незначительно, то есть фактически принадлежат одной и той же генеральной совокупности, то различие между ними называется статистически недостоверным.

Статистически достоверным

различием выборок называется выборка, которая различается значимо и принципиально, то есть принадлежит разным генеральным совокупностям. Критерий Стьюдента определяется по следующей формуле

1*1- X 2 I

Н- ш\

где X1 и X2 - сравниваемые средние;

m1 и m2 - ошибки сравниваемых средних величин.

При проверке статистической гипотезы есть риск принять неправильное решение. Поэтому необходимо выбрать вероятность, или уровень значимости, который характеризует вероятность

отклонения, признаваемого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

невозможным в силу лишь случайных причин. Практика показала, что в области физической культуры и спорта достаточно выбрать уровень значимости 0,05, что соответствует доверительной вероятности 0,95. Для надежности счета: Р = 0,95 (уровень значимости а = 0,05), при числе степеней свободы к = п-|+ п2 - 2 по таблице находим величину граничного значения критерия (Ц). На основании свойств нормального закона

распределения в критерии Стьюдента осуществляется сравнение t и t

гр.

Делаем выводы: если t > Ц., то различие между сравниваемыми выборками статистически достоверно; если t < Ц, то различие статистически недостоверно.

В нашем исследовании граничные значения ^критерия Стьюдента для 0,05 уровня значимости в зависимости от числа степеней свободы (к), которое для юношей равно 36, определяются как 2,028. Так как число элементов генеральной совокупности неизвестно, а число элементов выборки менее 20, то для определения ошибки

репрезентативности применяется следующая формула:

где т - ошибки репрезентативности; п - число элементов выборки.

Исходные данные с учетом полученных расчетов по ^критерию Стьюдента представлены в таблице 1.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

Таблица 1 - Тестирование уровня развития выносливости юношей в 2018 и

2020 годах

Мо Ф.И студента 2018 год 2020 год

№ (номер) 5000 м. (мин.) 5000 м. (мин.)

1 1 14,56 14,08

2 2 14,59 19,03

3 3 15,41 19,39

4 4 16,47 21,23

5 5 16,55 22,59

6 6 17,08 23,42

7 7 17,36 23,49

8 8 17,38 23,57

9 9 17,45 24,07

10 10 17,47 24,29

11 11 19,43 24,39

12 12 21,12 25,01

13 13 21,16 25,12

14 14 21,26 25,38

15 15 22,31 26,11

16 16 22,36 26,32

17 17 25,25 26,47

18 18 25,52 26,55

19 19 25,55 27,24

Х + а 19,72+3,54 23,76+3,16

m 0,66 0,52

Результаты в лыжных гонках на 5000 метров у юношей в 2018 году составляют в среднем 19,72+3,54 минут, а в 2020 году - 23,76+3,16. Статистическая разница между ними по 1-критерию Стьюдента составляет 1=3,68. Поскольку 1=3,68, а граничное значение 1Ф =2,028, то 3,68 > 2.028, то есть 1>1гр, поэтому различие между выборками статистически достоверно. По результатам в лыжных гонках на 5000 метров у юношей различие между состоянием группы в 2018 и 2020 году

является статистически достоверным, то есть значимым и принципиальным, что подтверждает статистическую гипотезу о снижении уровня развития выносливости юношей в 2020 году по отношению к 2018 году.

Вывод. Одной из важных задач формирования у студентов технического вуза активности в физкультурно-спортивной деятельности в период обучения в вузе является изучение у студентов опыта физкультурно-спортивной

деятельности. Этот подход направляет

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

организацию учебного процесса на овладение студентами оперативным и творческим опытом использования знаний, умений и навыков физической культуры как способов решения актуальных проблем различной сложности, связанных с управлением телесностью, здоровьем и

работоспособностью в изменяющихся условиях жизнедеятельности. К компетентности в сфере физической

культуры будущих специалистов ведет приобретение продуктивного опыта физкультурной деятельности,

достижение уровня психофизической и функциональной подготовленности, соответствующего требованиям

жизнедеятельности, профессии,

укрепления и сохранения здоровья, адекватная позитивная самооценка готовности к этой деятельности

Библиографический список

1. Арпентьева М. Р. Здоровьесбережение в вузе: проблемы и перспективы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 4 (11). С. 14-36.

2. Бикьянова Ф. Р. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в жизни студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 12. С. 3-8.

3. Коробейников Е.В., Цапов Е. Г. и др. Проблема формирования образовательных программ в области физической культуры и спорта в системе высшего образования // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5. № 1. С. 7-12.

4. Оганесян С. В., Григорян А. Л. Научно-прикладные аспекты сохранения и укрепления здоровья посредством физического воспитания молодёжи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 4 (11). С. 3-13.

5. Усцелемов С. В., Страшенко В. А. Совершенствование методики преподавания физической культуры в техническом вузе на основе комплекса «Готов к труду и обороне» // Мир науки: интернет-журнал. 2017. Т. 5. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN617.pdf (дата обращения 27.04.2020)

6. Усцелемова Н.А., Ильина Е. А. Актуальность разработки автоматизированной системы экспертной оценки физического развития и состояния здоровья студентов вуза // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. 2015. №2. C. 57-58.

7. Усцелемова Н. А. Опыт внедрения здоровьесберегающих технологий в современном техническом вузе // Вестник Башкирского государственного медицинского университета : сб. материалов 82-й всерос. науч. конф. студентов и молодых ученых «Вопросы теоретической и практической медицины». Уфа, 2017. № S2. С. 1598-1604.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - URL: http://base.garan1.ru/12157560 (дата обращения 27.04.2020).

9. Яковлев А. Н., Яковлева М. А. Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 2 (13). С. 103-109.

REFERENCES

1. Arpentieva M.R. (2018). Zdorov'yesberezheniye v vuze: problemy i perspektivy (Health saving in the university: problems and prospects). Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sport (Human health, theory and methods of physical education and sports), 4 (11), pp. 14-36 (in Russian).

2. Bikyanova F.R. (2019). Zdorovyy obraz zhizni i fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' v zhizni studentov (Healthy lifestyle and fitness activities in the life of students). Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport (Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport), 12, pp. 3-8 (in Russian).

3. Korobeinikov E.V., Tsapov E.G. et al. (2020). Problema formirovaniya obrazovatel'nykh programm v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta v sisteme vysshego obrazovaniya (The problem of the formation of educational programs in the field of physical education and sports in the system of higher education). Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya (Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation), vol. 5, no. 1, pp. 7-12 (in Russian).

4. Oganesyan S. V., Grigoryan A. L. (2018). Nauchno-prikladnyye aspekty sokhraneniya i ukrepleniya zdorov'ya posredstvom fizicheskogo vospitaniya molodozhi (Scientific and applied aspects of maintaining and promoting health through physical education of youth). Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sport (Human health, theory and methods of physical education and sports), 4 (11), pp. 3-13 (in Russian).

5. Ustselemov S.V., Strashenko V.A. (2017). Sovershenstvovaniye metodiki prepodavaniya fizicheskoy kul'tury v tekhnicheskom vuze na osnove kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (Improving the methodology of teaching physical education in a technical university based on the complex "Ready for work and defense"). Mir nauki (World of science). vol. 5, no. 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN617.pdf (Accessed 27 April 2020) (in Russian).

6. Ustselemova N.A., Ilyina E.A. (2015). Aktual'nost' razrabotki avtomatizirovannoy sistemy ekspertnoy otsenki fizicheskogo razvitiya i sostoyaniya zdorov'ya studentov vuza (The relevance of developing an automated system of expert assessment of the physical development and health status of university students). Matematicheskoye i programmnoye obespecheniye sistem v promyshlennoy i sotsial'noy sferakh (Mathematical and software systems in the industrial and social fields), 2, pp. 57-58 (in Russian).

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». 2020. № 3 (i9). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 3(19)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism DOI https://doi. org/10.14258/zosh (2020)3.8

7. Ustselemova N A (2017). Opyt vnedreniya zdorov'yesberegayushchikh tekhnologiy v sovremennom tekhnicheskom vuze (Experience in introducing health-saving technologies in a modern technical university). Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta (Bulletin of the Bashkir State Medical University),S2, pp. 1598-1604 (in Russian).

8. Federalnyi zakon « O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii » (Federal Law « On physical education and sport in the Russian Federation »)(n.d.). base.garant.ru. Available at: http://base.garant.ru/12157560 (Accessed 27 April 2020) (in Russian).

9. Yakovlev A.N., Yakovleva M.A. (2019). Teoretiko-metodologicheskiye aspekty fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti (Theoretical and methodological aspects of sports activities). Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sport (Human health, theory and methods of physical education and sports), 2 (13), pp. 103-109 (in Russian).

Вклад авторов:

A — Разработка концепции или дизайн методологии; создание моделей, изучение про-блемы

B — Применение статистических, математических, вычислительных или других иссле-дований

C — Проведение исследований, в частности — проведение экспериментов или сбор данных

D — Подготовка, создание и оформление рукописи

Author's Contribution:

A — Concept development or design methodology; creating models, studying the problem

B — Application of statistical, mathematical, computational or other studies C — Research, in particular experimentation or data collection D — Preparation, creation and design of the manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.