УДК 37:002L;14.25.14.29.10.00.01 ББК 74.58
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ XXI ВЕКА БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ТЕХНОЛОГИИ
Ю.Л. Хотунцев
Аннотация. Рассматривается содержание обзорного курса «Основы технологической деятельности и перспективных технологий XXI вен ка» для будущих учителей технологии, который включает разделы: общие принципы преобразующей технологической деятельности, спектр технологий преобразования материалов, энергии и информации и перспективных технологий XXI века. Дается определение технологии как науки (знаний о преобразовании материалов, энергии, информации). Рассматривается последовательность этапов технологической деятельности. Анализируется перечень критических технологий РФ, утвержденных указом президента РФ в 2011 г., с которым должен познакомиться будущий учитель технологии.
Ключевые слова: преобразование материалов, энергии и информации, перспективные технологии XXI века.
STUDY OF GENERAL PRINCIPLES OF TECHNOLOGICAL ACTIVITY ]]] AND PROMISING TECHNOLOGIES OF THE XXI CENTURY BY FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS
Yu.L. Khotuntsev
Abstract. The maintenance of a survey course "Bases of technological activity and perspective technologies of the XXI century" for future teachers of technology which includes sections is considered: general principles of reformative technological activity, range of technologies of transformation of materials, energy and information and perspective technologies of the XXI century. Technology definition as sciences (knowledge of transformation of materials is made, of energy, to information). The sequence of stages of technological activity is consideredThe list of critical technologies of the Russian Federation approved by the decree of the president of the Russian Federation in 2011 with which future teacher of technology should get acquainted is considered.
Keywords: transformation of materials, energy and information, perspective technologies of the XXI century.
118
Вначале своего обучения будущий учитель технологии должен получить представления (знания):
• об общих принципах преобразующей, технологической деятельности;
• о спектре используемых технологий при преобразовании материалов, энергии и информации;
• о перспективных технологиях XXI века, в том числе критических технологиях Российской Федерации.
Для освоения этих представлений (знаний) целесообразно уже на первом курсе организовать обзорный курс «Основы технологической деятельности и перспективные технологии XXI века».
Как известно, слово технология происходит от греческих слов techne — мастерство, искусство и logos — слово, знание, наука. Стало быть, технология — это наука (знание) о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека. Она включает в себя объективные, системно-организованные знания о преобразующей деятельности человека, о целях, путях, этапах, средствах, ограничениях, эволюции и последствиях этой деятельности, тенденциях ее совершенствования, а также описание, анализ, реализация и оптимизация преобразующей деятельности [1].
Технологии преобразования (создания, обработки и утилизации) материалов включают не только композиционные, но и другие материалы, в том числе биологические. Технологии преобразования информации охватывают общеизвестные компьютерные технологии, а также педагогические, социальные и политические.
В начале человеческой истории технология представляла собой не науку, а знания, полученные в первую
очередь эмпирическим путем, о преобразовании указанной триады для создания объектов труда или услуг, необходимых человеку. Существует миллионы технологий для создания миллионов различных изделий и услуг. Однако можно выделить общие черты всех технологий, на которые должны обращать внимание при освоении образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.
Любая технологическая деятельность (предпринимательский проект) содержит следующие составляющие:
1. Исходя из потребностей людей (родных, друзей, рынка товаров и услуг), определение цели конкретной деятельности создания объектов труда с требованиями изготовления, использования (например, игрушек или одежды, компьютерной программы или устройства для обогрева квартиры) и реализации этих изделий на рынке товаров и услуг. Таких целей может быть много, и для реализации каждой цели используется соответствующая технология.
2. Анализ патентной информации (патентный поиск), освоение совокупности технологических знаний о реализации цели конкретной технологической деятельности, о необходимых материалах, энергии, информации, инструментах и оборудовании для этой преобразующей, созидательной деятельности и необходимых умениях и навыках исполнителей.
3. Оценка целесообразности продолжения данной технологической деятельности с точки зрения экономики (Стоимость патента в случае его приобретения. Имеются ли на рынке необходимые материалы, инструменты и оборудование? Имеется ли помещение? Оправданы ли пред-
стоящие расходы? Не возросли ли цены на материалы, инструменты, оборудование? Какова стоимость обучения исполнителей?) и экологии (Не нанесет ли выбранная технологическая деятельность ущерб окружающей среде и здоровью исполнителей и потребителей? Есть ли возможность перерабатывать отходы? Возможна ли экономия материалов и энергии?). Если оценка показывает нецелесообразность выбранной технологической деятельности, необходимо либо изменить цели деятельности, либо выбрать другую технологию и вновь провести оценку целесообразности новой технологической деятельности. Если экономическая и экологическая оценка показывают целесообразность продолжения выбранной технологической деятельности, можно перейти к следующему этапу.
4. Нахождение необходимого финансирования. Приобретение необходимых материалов для реализации цели.
5. Приобретение необходимых инструментов и оборудования. Аренда или строительство помещения.
6. Освоение необходимых умений и навыков исполнителями.
7. Информационное обеспечение производства: разработка необходимых чертежей, освоение и использование необходимой компьютерной поддержки.
8. Организация технологической деятельности: оснащение рабочего места, использование безопасных приемов работы, планирование работы, менеджмент.
9. Реализация выбранной технологии в процессе изготовления объектов труда, культура труда, контроль качества изделия, технологическая дисциплина.
10. Экологическая и экономическая оценка изделия и производства.
11. Маркетинг (оценка потребностей рынка в изготовленном изделии, презентация и реклама изделия).
12. Реализация объектов труда на рынке товаров и услуг.
С точки зрения освоения студентами общих принципов реализации различных технологий в технологической деятельности человека и формирования их технологической культуры — культуры преобразующей при-родосообразной деятельности [1; 2], целесообразно обращать внимание на реализацию этих общих принципов при изучении конкретных технологий обработки конструкционных материалов, ткани, пищевых продуктов и т.п.
Рассмотрим кратко перечень перспективных технологий XXI века.
В развитых странах мира формируется новая экономико-социальная формация-экономика знаний. Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в этих странах. Данному вопросу уделяет внимание и руководство нашей страны, о чем свидетельствует Указ 119 президента РФ от 07.07. 2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». Согласно этому указу критические технологии Российской Федерации включают:
1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники;
2. Технологии получения и обработки различных видов наноматериалов;
3. Технологии индустрии нано-систем;
4. Биотехнологии;
5. Технологии энергетики;
6. Технологии информационных и телекоммуникационных систем;
7. Технологии создания ракетно-космических систем;
8. Транспортные технологии;
9. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ноябре 2012 г. на заседании Правительства РФ рассмотрена государственная программа «Развитие науки и технологий на 2013—2020 годы».
В США при освоении школьниками стандарта технологической грамотности [3; 4] они должны научиться понимать рукотворный мир. Это включает понимание содержания и использования:
1. Медицинских технологий;
2. Агротехнологий и биотехнологий;
3. Энергетических технологий;
4. ИКТ;
5. Транспортных технологий;
6. Производственных технологий;
7. Строительных технологий.
ItU Эти материалы должны быть
включены в обзорный курс «Основы технологической деятельности и перспективных технологий XXI века»
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новая философская энциклопедия [Текст]. - М.: Мысль, 2001. - Т. 4.
2. Хотунцев, Ю.Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников [Текст] / Ю.Л. Хотунцев. - М.: Эслан, 2007. - 181 с.
3. Хотунцев, Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся [Текст] / Ю.Л. Хотунцев // Педагогика. -2006. - № 4. - С. 10-15.
4. Standarts for Technology Literacy. Content for the study of Technology. International Technology Association and its Technology for all americans project [Text]. - Reston, Virginia, 2000. - 248 p.
5. Хотунцев, Ю.Л. Стандарты технологической грамотности американских школьников [Текст] / Ю.Л. Хотунцев, А.Ж. Насипов // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 49-55.
REFERENCES
1. Khotuntsev Yu.L., Nasipov A.Zh., Standarty tekhnologicheskoi gramotnosti amerikan-skikh shkolnikov, Nauka i shkola, 2010, No. 5, pp. 49-55. (in Russian)
2. Khotuntsev Yu.L., Problemy formirovaniya tekhnologicheskoi kultury uchashchikhsya, Ped-agogika, 2006, No. 4, pp. 10-15. (in Russian)
3. Khotuntsev Yu.L., Tekhnologicheskoe i eko-logicheskoe obrazovanie i tekhnologiches-kaya kultura shkolnikov, Moscow, 2007, 181 p. (in Russian)
4. Novaya filosofskaya entsiklopediya, Moscow, 2001, T. 4. (in Russian)
5. Standarts for Technology Literacy. Content for the study of Technology. International Technology Association and its Technology for all Americans project, Reston, Virginia, 2000, 248 p.
Хотунцев Юрий Леонтьевич, доктор физико-математических наук, профессор, кафедра технологии и профессионального обучения, Институт физики, технологии и информационных систем, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Khotuntsev Yu.L., ScD (Physics and Mathematics), Professor, Department of Technology and Technique Training, Institute of Physics, Technology and IT-system, Moscow State Pedagogical University, [email protected]