Научная статья на тему 'Изучение образа будущей профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России'

Изучение образа будущей профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ОБРАЗА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONNEL SELECTION / PSYCHOSEMANTIC DIFFERENTIAL / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / AN IMAGE OF THE FUTURE PROFESSIONAL WORK / SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усачева И. В.

Рассмотрены актуальные вопросы формирования у будущих специалистов-психологов ОВД образа профессиональной деятельности. Значительное внимание уделено изучению структуры «Я»-образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усачева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF A FUTURE PROFESSIONAL WORK IMAGE OF CADETS TO THE POLICE UNIVERSITY

The paper considers actual questions of formation professional work image to the future experts-psychologists. The innovative approach to studying of a structure ego-image

Текст научной работы на тему «Изучение образа будущей профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

И.В. УСАЧЕВА,

преподаватель кафедры психологи Московского университета МВД России

Usacheva_iv@ya.ru

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы формирования у будущих специалистов-психологов ОВД образа профессиональной деятельности. Значительное внимание уделено изучению структуры «Я»-образа.

Ключевые слова: кадровая политика, психосемантический дифференциал образа будущей профессиональной деятельности, самоопределение, профессиональное развитие.

STUDYING OF A FUTURE PROFESSIONAL WORK IMAGE OF CADETS

TO THE POLICE UNIVERSITY

I.V. USACHYOVA,

Lecturer of the department of psychologists of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The paper considers actual questions offormation professional workimage to the future experts-psychologists. The innovative approach to studying of a structure ego-image.

Keywords: personnel selection, psychosemantic differential, associative experiment, an image of the future professional work, self-determination, professional development.

После окончания среднего, среднего специального образовательного учреждения каждый человек стоит перед выбором: пойти работать или продолжить учиться для получения высшего образования. Как показывает практика последних лет, большое количество выпускников продолжают обучение в вузах. В возрасте 17—18 лет, конечно, не у всех молодых людей имеются четко очерченные представления о своей будущей профессиональной деятельности. Чаще всего решение о поступлении в тот или иной вуз принимается недавними школьниками на основании интуитивных представлений о личной совместимости с будущей работой, ее спецификой и требованиями.

Безусловно, опыт распространения в школах Москвы и Московской области психологической помощи старшеклассникам в профессиональном ориентировании и самоопределении помогает им в обозначении небольшого круга наиболее привлекательных специальностей, выбираемых по существенных признакам: профессиональному интересу и психологическому соответствию требованиям будущей работы. Но, к сожалению, в последнее время многие молодые люди, успешно сдавшие вступительные экзамены в вуз, уходят из него по окончанию первого или второго семестра по причине «разочарования» в выборе будущей профессии или понимания того, что эта профессия предъявляет требования, с которыми человеку не справиться в силу его характера или каких-либо психологических качеств личности.

Молодые люди, желающие работать в органах правопорядка, после окончания школы, как правило, продолжают обучение в образовательных учреждениях МВД России. Большая часть из них поступают в Московский университет МВД России (МосУ МВД России) и его филиалы. Сдавая вступительные экзамены, проходя ряд испытаний, юноши и девушки планирует окончить университет и работать по специальности, на которую они выучатся.

Процесс обучения в МосУ МВД России интересен, но требует приложения значительных морально-волевых, умственных и физических сил. Курсанты и слушатели совмещают обучение в университете со службой в ОВД и поэтому должны самостоятельно организовывать учебную деятельность с учетом нагрузок несения службы, сохраняя интерес к выбранной специальности и профессиональному развитию. Кого-то условия обучения заставляют преодолевать трудности с большим энтузиазмом и желанием учиться, кого-то делают равнодушными, так как человек перестает относиться к учебе с первоначальным интересом и начинает думать только об одном — скорее закончить ВУЗ. Эти условия являются первоначальными причинами формирования у курсантов реалистического образа их будущей профессиональной деятельности. Во время обучения в университете имевшиеся у курсантов представления о работе в МВД России дополняются деталями, становятся более содержательными, без порой ненужного ореола романтичности выбранной профессии.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^ф^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В кадровой политике МВД России определены основные направления работы, отвечающие современным требованиям. Их значимость объясняется тем, что от уровня профессионализма и компетентности сотрудников ОВД, их профессиональной мотивации, готовности и способности стоять на страже закона в решающей степени зависят укрепление государственности, правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью.

Вряд ли можно утверждать о том, что не проводится мониторинг отношения обучающихся в стенах МосУ МВД России, к выбранной ими специальности. Но подобные мероприятия реализуются в соответствии с традиционным принципом поверхностного социологического исследования, что сказывается на качестве итогового результата работы. Такая диагностика не способствует изучению нюансов развития и формирования представлений о будущей работе.

Основным контингентом испытуемых явились курсанты психологического факультета МосУ МВД России первого и четвертого годов обучения. Общая численность выборки испытуемых составила 70 человек. Цель исследования состояла в изучении образа будущей профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России.

Любой образ окружающей действительности формируется на основе уже имеющихся представлений. Представления выполняют ряд социальных функций, таких как функция инструмента познания, опосредование поведения и адаптация новых идей и фактов к сформировавшемуся мировоззрению человека. Социальное представление всегда выражает отношение группы к социально значимому объекту. Социальному представлению всегда соответствует общая позитивная или негативная установка, отражающая готовность субъекта представления (курсантов) высказывать то или иное суждение.

Для того чтобы определить на каких социальных представлениях основан образ будущей профессиональной деятельности, было проведено исследование методом психосемантического дифференциала. В исследовании была осуществлена реконструкция семантического пространства (состава) понятия «работа» (как наиболее верного и емкого обозначения любой профессиональной деятельности) и «Я» (для изучения профессионального «Я»-образа).

На предварительном этапе после проведения ассоциативного эксперимента были отобраны чаще всего встречаемые ассоциации на понятия «работа» и «Я», которые послужили основой для создания двух бланков методики психосемантического дифференциала. Во время основного этапа проведения исследования испытуемые при помощи семибалльной шкалы (от - 3 до 3) обозначали степень согласия или несогласия с характеристиками (ассоциациями) на две группы объектов: первая — «работа психолога в ОВД», «работа психолога в государственном секторе

занятости», «работа психолога в коммерческой организации» и «моя будущая профессиональная деятельность», вторая — «Я»-реальное, «Я»-идеальное и «Я»-социальное. Результатом исследования стала матрица сходств, которая была подвергнута процедуре факторного анализа.

Посредством реконструкции семантического пространства понятия «работа» были выделены два относительно независимых фактора (переменные объединялись в фактор при наличии у них факторной нагрузки > 0,6), выступающих в качестве устойчивых семантических структур этого понятия и определяющих характер категоризации (оценки) профессиональной деятельности. Первый фактор объединил слова-стимулы, содержание которых можно было интерпретировать как «цели и результаты труда». В фактор вошли такие характеристики, как «деньги», «удовлетворение потребностей», «самореализация», «удовольствие», «статус», «самостоятельность», «успех», «профессиональный рост». Второй независимый фактор получил название «профессионально важные качества» в него вошли следующие личностные особенности: «ответственность», «помощь людям», «трудовой опыт».

Аналогичным способом были выявлены два независимых фактора к понятию «Я». Первый фактор включил в себя индивидуальные характеристики личности: «любимый», «веселый», «привлекательный», «креативный», «юморной», «жизнерадостный», «активный» и «общительный». Второй фактор объединил качества личности как субъекта труда — «трудящийся», «ответственный», «исполнительный».

Полученные смысловые поля возможных видов профессиональной занятости психолога и «Я»-образа позволили обнаружить интересные особенности представлений испытуемых о себе и будущей работе.

Анализ рис. 1 убеждает в том, что курсанты 4 курса связывают свою будущую трудовую занятость с деятельностью психолога в коммерческой организации, так как это направление работы в полной мере отражает их представления о том, какой должна быть их будущая профессия. Четверокурсники одинаково оценивают по фактору профессионально важные качества предложенные три вида занятости, но по фактору «цели и результаты труда» между возможными направлениями будущей профессиональной деятельности существуют значимые различия, и настораживает низкая оценка по этому фактору профессиональной деятельности психолога в ОВД.

Иная картина представлений о профессиональной деятельности психолога у первокурсников. Как видно на рис. 1, наиболее существенными профессионально важными качествами испытуемые наделили личность психолога в ОВД, но при этом анализ семантического поля позволяет сделать вывод о том, что первокурсники в равной степени видят свою будущую профессиональную занятность как в ОВД,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

так и в государственных учреждениях или коммерческих организациях, т.е. находятся на распутии «профессиональных дорог».

Анализ рис. 2 позволил сформулировать два существенных вывода по исследованию «Я»-образа. Во-первых, испытуемые и младших, и старших курсов при выстраивании своего актуального «Я»-образа опираются на мнения и оценки окружающих — на семантическом пространстве видно, как позиции «Я»-реального и «Я»-социального слились друг с другом. И во-вторых, представление испытуемых о себе в будущем затрагивает развитие как индивидуальных, так и профессиональных характеристик личности, т.е. у курсантов обеих возрастных групп позиция семантического пространства «Я»-реального подразумевает самосовершенствование как в профессиональной деятельности, так и в интимно-личной сфере.

Таким образом, если рассматривать представления испытуемых о работе психолога в ОВД, выделяются ее низкие оценки по таким критериям, как удовлетворение потребностей, финансовое благополучие, самореализация и самостоятельность. Особенно

сильно принижение работы психолога в ОВД по этим критериям замечается при сравнении с факторными показателями образа будущей профессиональной деятельности. Результаты исследования показали, что образ будущей профессиональной деятельности у старшекурсников факультета подготовки психологов сильнее соответствует их представлениям о работе психолога в коммерческих организациях, но при этом у первокурсников не сформировалось окончательное мнение о том, где они желали бы работать после окончания вуза.

Курсанты по сравнению с содержанием психологической деятельности в государственных учреждениях и коммерческих организациях особо подчеркивают такие черты работы психолога в ОВД, как ответственность и помощь людям.

Результаты исследования показали очевидные моменты работы психолога в ОВД, которые «отталкивают» будущих дипломированных специалистов от службы в силовых структурах. Это недостаточное финансовое обеспечение и низкая степень профессиональной самостоятельности.

3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

■ —1 курс • — 4 курс

• 1 • 4

■ 1 • 2 ■ 4

■ 2

t 3 из

0,5

1,5

2,5

1

2

Рис. 1. Семантическое пространство представлений о профессиональной деятельности психолога. Factor I цели и результаты: 1 — работа психолога в ОВД; 2 — работа психолога в государственном учреждении; 3 — работа психолога в коммерческой организации; 4 — образ будущей профессиональной деятельности.

Рис. 2. Семантическое пространство «Я»-образа: 1 — «Я»-реальное; 2 — «Яр-идеальное; 3 — «Я»-социальное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.