Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ С ПОМОЩЬЮ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ С ПОМОЩЬЮ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭКСПОНАТ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ковалев Андрей Максимович, Липка Виктория Михайловна, Рапацкий Юрий Леонидович

Рассматривается феномен виртуальных музеев, как способ сохранения объектов культурного наследия, на основе современных цифровых технологий. Приводятся примеры применения виртуальных музеев в музейной педагогике. Оценивается целесообразность и эффективность виртуальных музеев в современных условиях, для посетителей и исследователей. Музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему; а также область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. В статье подробно уделено внимание важности виртуальных музеев в образовательном процессе, рассмотрены современные условия для использования виртуального музея, как инструмент, позволяющий детализировать информацию дистанционно и проводить углубленные исследования учащимся. Также рассмотрен вопрос о изучении объектов культурного наследия дистанционно благодаря внедрению виртуальных музеев в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS WITH THE HELP OF VIRTUAL MUSEUMS AS AN EFFECTIVE TOOL OF MODERN MUSEUM PEDAGOGY

The phenomenon of virtual museums is considered as a way to preserve cultural heritage objects based on modern digital technologies. Examples of the use of virtual museums in museum pedagogy are given. The expediency and effectiveness of virtual museums in modern conditions, for visitors and researchers, is evaluated. Museum pedagogy is a scientific discipline at the intersection of museology, pedagogy and psychology, considering the museum as an educational system; as well as the field of scientific and practical activity of the modern museum, focused on the transfer of cultural experience through the pedagogical process in a museum environment. The article pays attention in detail to the importance of virtual museums in the educational process, examines the current conditions for using a virtual museum as a tool that allows students to detail information remotely and conduct in-depth research. The issue of studying cultural heritage objects remotely through the introduction of virtual museums in the educational process is also considered.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ С ПОМОЩЬЮ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Изучение объектов культурного наследия с помощью виртуальных музеев, как эффективного инструмента современной музейной педагогики

Ковалев Андрей Максимович,

магистрант, кафедра «Строительство и землеустройство», Севастопольский государственный университет E-mail: [email protected]

Липка Виктория Михайловна,

доцент, кафедра «Строительство и землеустройство», Севастопольский государственный университет E-mail: lipka.vita@yandex

Рапацкий Юрий Леонидович,

к.т.н., доцент, кафедра «Строительство и землеустройство», Севастопольский государственный университет E-mail: [email protected]

Рассматривается феномен виртуальных музеев, как способ сохранения объектов культурного наследия, на основе современных цифровых технологий. Приводятся примеры применения виртуальных музеев в музейной педагогике. Оценивается целесообразность и эффективность виртуальных музеев в современных условиях, для посетителей и исследователей. Музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему; а также область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. В статье подробно уделено внимание важности виртуальных музеев в образовательном процессе, рассмотрены современные условия для использования виртуального музея, как инструмент, позволяющий детализировать информацию дистанционно и проводить углубленные исследования учащимся. Также рассмотрен вопрос о изучении объектов культурного наследия дистанционно благодаря внедрению виртуальных музеев в образовательный процесс.

Ключевые слова: объект культурного наследия, музейная педагогика, экспонат, цифровые технологии, виртуальный музей, музееведение

о

U

со

см

см

см

Z

24

Введение. В современном культурном и научном сообществе идет достаточно активная дискуссия о целесообразности такого явления, как виртуальный музей. Ряд специалистов-музееведов с определенной долей скепсиса относятся к процессу виртуализации музеев [1]. Они отстаивают ортодоксальный взгляд на музейное дело, при котором единственным форматом существования музея может быть только реально-физическое измерение. Несомненно, расположение известнейших мировых сокровищниц (музеи Московского Кремля, Лувр, Эрмитаж и др.) в старинных зданиях, представляющих собой не только архитектурные шедевры, но и подлинные места исторических событий, формирует у посетителей необыкновенно сильные эмоции и создает незабываемые впечатления, связанные, в т.ч. и с пребыванием в городах, роль которых в мировой истории особенно велика (Москва, Париж, Санкт-Петербург, Вена и др.) Невозможно представить, чтобы виртуальная экскурсия могла полноценно заменить посещение, например, Русского музея, Ливадийского дворца или Троице-Сергиевой лавры.

С другой стороны, современные обстоятельства, связанные с коронавирусными и иными долговременными и локальными ограничениями, нарушают сложившиеся логистические связи между странами, регионами, городами и, во многих случаях, не позволяют туристам и ученым посещать исторические объекты в очном формате. Сложившаяся, непрерывно изменяющаяся ситуация заставляет переосмыслить парадигму познавательного и научного туризма, сбалансировать желаемые и возможные варианты изучения объектов культурного наследия и по-новому взглянуть на виртуальные музеи, в т.ч. с оценить их роль и место в музейной педагогике.

Анализ публикаций по рассматриваемой проблеме. Рассмотрим, насколько скептический взгляд на виртуализацию музеев отвечает современным обстоятельствам и существующим реалиям развития общества. Профессиональные музееведы утверждают, что оцифровка сохраняет только цифровые копии, а не сам экспонат[2]. Действительно, доля рационализма присутствует в данном мнении, но существуют такие факторы, как время и физические воздействия на сам культурный объект (экспонат), что может в значительной мере повредить его. Таким образом, следует признать, что «Тотальная оцифровка нашего культурного наследия сохранит навсегда исчезающие объекты для будущих поколений» [3, с. 114], что,

в свою очередь, является достаточно весомым аргументом в пользу виртуального музея.

Кроме того, объективным фактом является, что доступ к древним раритетам имеет весьма ограниченный круг людей [4. с, 7].

Таким образом, цифровизация и создание Интернет-музеев позволяет решить ряд задач, таких, как сохранение ценных книг и других раритетов в оцифрованном виде, создание условий для их дальнейшего детального изучения специалистами, ознакомление с экспонатами и артефактами широкой общественности[5].

Вместе с тем, оцифровка позволила бы сгладить некоторые острые углы и спорные в юридическом плане моменты принадлежности коллекций: речь идет о достаточно известном деле, где библиотека Шнеерсона оспаривает право на коллекцию древнееврейской религиозной литературы у фондов Российской государственной библиотеки и Российского государственного военного архива. С нашей точки зрения, создание Интернет-копий с древних фолиантов позволило бы несколько снизить накал юридической коллизии, а, главное, -дать доступ к коллекции научной, культурной и религиозной общественности.

К тому же, цифровые копии позволят восстановить утраченное по ряду причин культурное наследие [3, с. 112-115]. Многим музеям и их коллекциям действительно угрожают природные и техногенные катастрофы, а также локальные военные конфликты. Международный совет музеев и музейных специалистов (ИКОМ) разработал программы по помощи музеям в аварийных и экстренных ситуациях [6].

О.В. Шлыкова считает, что мировые культуры потенциально находятся перед угрозой потери ряда своих элементов. В достаточно хрупком современном мире есть действительная угроза потери культурных ценностей, как это случилось в результате террористической атаки в Международном торговом центре [7, с. 193].

Оцифровка памятников культуры, литературы и зодчества является действительно перспективным направлением в современной музейной деятельности. Если коснуться примеров восстановления памятников архитектуры, то следует заметить, что с применением подобных методов был восстановлен Храм Христа Спасителя, а также усадьбы: «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» [8].

Цель исследования: анализ актуальности и эффективности виртуальных музеев, как основного инструмента музейной педагогики.

Основное содержание. Оцифровка, т.е. создание качественных цифровых изображений артефактов, которые могут быть доступны через Интернет широкому кругу пользователей на каких-либо приемлемых условиях, позволяет решить еще одну специфическую задачу, а, именно, - проблему доступности экспонатов и музейных фондов не только для осмотра посетителями, но и для изучения специалистами. Особенно наглядно указанный аспект проявляется при анали-

зе комплекса проблем обеспечения сохранности в музейных фондах и хранилищах древних экспонатов, в т.ч. фолиантов, возникающих практически у всех современных музеев. Специалистам прекрасно известно, что древние фолианты, берестяные грамоты, деревянные дощечки и другие артефакты, даже кратковременно находящиеся вне специального хранилища, крайне уязвимы при соприкосновении с окружающей средой. Например, фрагменты деревянных военных кораблей и торговых судов, которые, благодаря развитию высокотехнологичных методов подводной археологии, обнаруживаются, в частности, у берегов Крымского полуострова [9], а также в ходе археологических экспедиций в Сирийской Арабской Республике [10], после подъема из воды начинают интенсивно безвозвратно разрушаться, несмотря на мероприятия, проводимые по их консервации. Обеспечить требуемый объем материальных и технических средств, достаточных для сохранения всех или большинства артефактов, обнаруживаемых при обширных раскопках, подводных археологических исследованиях, а также во время крупномасштабных земляных работ, в процессе добычи полезных ископаемых и другой хозяйственной деятельности, нереально, несмотря на все усилия меценатов, государственно-частное партнерство и другие источники финансирования. В частности, Херсонесскому историко-археологическому заповеднику в границах г. Севастополя в течение последних 2-3 лет выделено дополнительно более 20 гектаров территории, на которой в течение многих веков располагались различные объекты древнего города-государства Херсонес Таврический. Общее количество ценных артефактов, обнаруженных на указанной территории, составляет, по разным оценкам, несколько десятков тысяч, и работа по их обнаружению, описанию, классификации, 3D-сканированию продолжается. Несмотря на строительство крупного музейного здания в новых границах указанного заповедника, разместить в экспозициях такое количество экспонатов не представляется возможным, учитывая, что в хранилищах и запасниках в течение многих лет были накоплены десятки тысяч единиц хранения. Во многих случаях, единственным эффективным способом сохранения для наших современников и будущих поколений уникальных артефактов является музеефикация их по месту нахождения, а осмотр их посетителями возможен исключительно с помощью фото- и видеозаписей, а также 3D-образов, синтезированных путем объемного сканирования и компьютерной обработки полученных облаков точек, с последующим размещением их в фондах виртуальных музеев. Из иностранного опыта следует отметить восстановление Варшавы, которая была практически полностью уничтожена в результате боевых действий во время Второй Мировой войны. Воссоздание исторического облика Варшавы осуществлялось на основе фотографий и картин итальянских живописцев Каналетто и Бернардо Белотто. Эта

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

уникальная реставрация была внесена ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия [11].

Следует отметить, что с широким внедрением новых цифровых технологий направление, связанное с созданием и развитием виртуальных музеев, получает невиданные ранее перспективы развития и совершенствования. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что при бурном градостроительстве некоторые памятники архитектуры могут быть повреждены, утрачены или окажутся в ветхом, аварийном состоянии, непригодном для му-зеефикации. Современные цифровые технологии позволяют запечатлеть цифровой образ объекта и со временем даже воссоздать его в первоначальном виде, в рамках виртуального музея.

Кроме того, в виртуальных музеях, при создании всевозможных выставок, для посетителя возникает возможность более детально ознакомиться с экспонатом: рассмотреть клейма, страницы старинных книг, а также загрузить изображения, которые при рассматривании невооруженным глазом просто недоступны для восприятия. Таким образом, пользователи получают возможность более детального изучения выставленных артефактов [3, с. 118].

Отдельно стоит отметить значение оцифровки музейных фондов для исследований научными специалистами - историками, культурологами и музееведами из разных стран. Благодаря оцифровке становится возможнымпреодоление расстояний и многих других проблем, в частности, организационных преград. Интернет позволяет накапливать, группировать и применять большие данные (BigData) по объектам культурного наследия, что облегчает дальнейшие научные исследования. Следует отметить специфику работы многих ученых, при которой они, боясь навредить оригиналу, предпочитают работать с репродукцией, о чем говорила А.И. Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина [12].

Непосредственно для музейной деятельности перспективной представляется оцифровка книжных памятников, где все желающие могут ознакомиться с их содержанием. Так, например, на сайте Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга представлены страницы Остромирова Евангелия и другие тексты Нового Завета. Здесь происходит полное раскрытие текста Евангелия, как памятника мировой культуры, а также презентация прочих рукописей [13].

Считаем, что следует обратить внимание на такой факт, что в 2011 году виртуальный музей Эрмитажа посетили 3 миллиона 650 тысяч человек. В тот же период лично посетили музей - более 2 миллионов 800 тысяч человек [14]. Тренд на увеличение доли виртуальных посетителей являются устойчивым для большинства мировых музеев, 5 подробно представленных в Интернете. о Выводы. Исходя из проведенного анализа, Я можно сделать вывод, что, несмотря на критику ° некоторой части музееведов, виртуальный музей ав является перспективным направлением музейной

деятельности. Он, в значительной мере, позволяет сберечь ценные экспонаты, путем цифровиза-ции расширить доступ общественности к музейным фондам[15, с. 25]. Также появилась возможность создать электронные копии предметов искусства, во избежание их полной утраты. Кроме того, Интернет-технологии позволяют создавать обширные базы данных, которые облегчают процесс исследования для ученых. В сугубо репрезентативном смысле Интернет-музеи позволяют посетителям более детально и подробно изучить экспонат, при этом устраняя физический контакт с ним[16]. Отдельно следует отметить значение цифровых технологий для деятельности реставраторов и реконструкторов, что позволяет восстанавливать многие культурно-исторические памятники.

Таким образом, несмотря на критику процесса виртуализации музеев, следует сделать вывод о большом потенциале данного направления и его перспективности в современных условиях[17]. В частности, анализ сайтов ряда известных музеев [18...25]показывает, что все они, в той или иной степени, внедряют различные формы виртуального представления своих экспозиций, продолжая и развивая традиционные формы работы с посетителями. Вместе с тем, для качественного просмотра виртуальных экскурсий, во многих случаях необходимо специализированное программное обеспечение.

Направление дальнейших исследований связано с разработкой технологии изучения объектов культурного наследия, на основе сочетания 3D-моделирования, виртуальной и дополненной реальности, компьютерных средств и методов погружения в историческую среду.

Литература

1. Лещенко А.Г. Эволюция и революция в мире «виртуальных музеев» // Музей. 2011. № 7.

2. Шемякина М. Воображаемый музей [Электронный ресурс] // Официальный сайт телеканала. Режим доступа: URL: http://www.tvkultura.ru/ page.html?cid=2004. (Дата обращения: 14.07. 2022)

3. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: диссертация кандидата культурологии. М., 2012. 187 с.

4. Лебедев А.В. Виртуальные музеи и виртуализация музея [Текст] / А.В. Лебедев // Мир музея. 2010. № 10. С. 5-9

5. Розина И.В. Информационные виртуальные ресурсы: доступ к культурному наследию [Электронный ресурс] // База данных «Exdat». URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-258124. html (Дата обращения: 17.04. 2022)

6. Museums Emergency Programme [Электрон-ныйресурс] // Icom. URL: http://icom.museum/ programmes/museums emergency programme/ (Дата обращения: 20.09. 2022)

7. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М., 2004. 415 с.

8. Гейченко С.С. У Лукоморья: рассказы хранителя Пушкинского заповедника. Л.: Лениздат, 1986. 494 с.

9. Лебединский В.В., Пронина Ю.А., Татар-ков Д.Б. и др. Византийское кораблекрушение у Балаклавы: опыт глубоководных исследований в Черном море. //Вестник Института востоковедения РАН, 2019, № 4(10). С. 36-46.

10. Лебединский В.В., Татарков Д.Б., Пронина Ю.А.. Результаты исследований международной сирийско-российской подводно-археологической экспедиции в акватории провинции Тартус в сезоне 2020-2021 г.г.//Восток (Oriens). - Вып.3, с. 55-62.

11. Historic Centre of Warsaw [Электронныйре-сурс] // UNESCO World Heritage Centre. URL: http://whc.unesco.org/en/list/30 (Дата обращения: 16.09. 2022)

12. Постернак О.П. Реставрация и проблема подлинности [Электронный ресурс] // Мир музея. 2003. № 4. URL: http://www.mirmus-05.ru/bolee-rannie-godi-2003-god/restavratsiya-i-problema-podlinnosti (Дата обращения: 05.11. 2022)

13. Остромирово Евангелие [Электронный ресурс] // Российская национальная библиотека. URL: http://www.nlr.ru/exib/Gospel/ostr/ill.html (Дата обращения: 15.02.2022)

14. Несговорова Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети Интернет [Электронный ресурс] // Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН. URL: http://www.iis.nsk.su/flles/articles/ sbor_kas_12_nesgovorova.pdf (Дата обращения: 11.03. 2022)

15. Смирнова Т. Виртуальный музей в современном культурно-информационном пространстве // Музей. 2010. № 8. С. 25.

16. Туманова Е.В. Виртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного пространства. - http://rudocs.exdat.com/docs/ index- 332099.html.

17. Кононыхин Н. Музеи в Интернет и виртуальные музеи. - http://www.russ.ru/ 3. http://www.marstu. mari.ru8101 (Дата обращения: 20.09. 2022)

18. Сайт «Лувр»: <http:// http://louvre.historic.ru/virt-tour.shtml (Дата обращения: 23.11. 2022)

19. Виртуальный музей живописи http://smallbay. ru. (Дата обращения: 21.08. 2022)

20. Сайт «Британский музей»: < http://www.metmu-seum.org/home.asp >. (Дата обращения: 07.09. 2022)

THE STUDY OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS WITH

THE HELP OF VIRTUAL MUSEUMS AS AN EFFECTIVE

TOOL OF MODERN MUSEUM PEDAGOGY

Kovalev A.M., Lipka V.M., Rapatsky Yu.L.

Sevastopol State University Department of Construction and Land

Management

The phenomenon of virtual museums is considered as a way to preserve cultural heritage objects based on modern digital technolo-

gies. Examples of the use of virtual museums in museum pedagogy are given. The expediency and effectiveness of virtual museums in modern conditions, for visitors and researchers, is evaluated. Museum pedagogy is a scientific discipline at the intersection of museolo-gy, pedagogy and psychology, considering the museum as an educational system; as well as the field of scientific and practical activity of the modern museum, focused on the transfer of cultural experience through the pedagogical process in a museum environment. The article pays attention in detail to the importance of virtual museums in the educational process, examines the current conditions for using a virtual museum as a tool that allows students to detail information remotely and conduct in-depth research. The issue of studying cultural heritage objects remotely through the introduction of virtual museums in the educational process is also considered.

Keywords: cultural heritage object, museum pedagogy, exhibit, digital technologies, virtual museum, museum studies.

References

1. Leshchenko A.G. Evolution and revolution in the world of "virtual museums" // Museum. 2011. № 7.

2. Shemyakina M. Imaginary Museum [Electronic resource] // Official website of the TV channel. Access mode: URL: http://www. tvkultura.ru/page.html?cid=2004. (Accessed: 14.07. 2022)

3. Maksimova T. E. Virtual museums as a socio-cultural phenomenon: typology and functional specificity: dissertation of the Candidate of Cultural Studies. M., 2012. 187 p.

4. Lebedev A.V. Virtual museums and museum virtualization [Text] / A.V. Lebedev // The world of the museum. 2010. No. 10. pp. 5-9

5. Rozina I.V. Information virtual resources: access to cultural heritage [Electronic resource] // Database "Exdat". URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-258124.html (Accessed: 17.04.2022)

6. Museums Emergency Program [Electronic Resource] // Icom. URL: http://icom.museum/programmes/museums emergency program/ (Accessed: 20.09. 2022)

7. Shlykova O.V. Culture multimedia. M., 2004. 415 p.

8. Geychenko S.S. Near the Lukomorye: stories of the keeper of the Pushkin Reserve. L.: Lenizdat, 1986. 494 p.

9. Lebedinsky V.V., Pronina Yu.A., Tatarkov D.B., etc. Byzantine shipwreck at Balaklava: experience of deep-sea research in the Black Sea. //Bulletin of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2019, No. 4(10). pp.36-46.

10. Lebedinsky V.V., Tatarkov D.B., Pronina Yu.A.. Research results of the international Syrian-Russian underwater archaeological expedition in the waters of Tartus province in the 20202021 season//Vostok (Oriens). - Issue 3, pp.55-62.

11. Historical Centre of Warsaw [Electronic Resource] // UNESCO World Heritage Centre. URL: http://whc.unesco.org/en/list/30 (Accessed: 16.09. 2022)

12. Posternak O.P. Restoration and the problem of authenticity [Electronic resource] // The world of the museum. 2003. № 4. URL: http://www.mirmus-05.ru/bolee-rannie-godi-2003-god/ restavratsiya-i-problema-podlinnosti (Accessed: 05.11. 2022)

13. Ostromir Gospel [Electronic resource] // The Russian National Library. URL: http://www.nlr.ru/exib/Gospel/ostr/ill.html (Accessed: 02/15/2022)

14. Nesgovorova G.P. Review of virtual museums on the Internet [Electronic resource] // Institute of Computer Science Systems named after A.P. Ershov SB RAS. URL: http://www.iis. nsk.su/flles/articles/sbor_kas_12_nesgovorova.pdf (Accessed: 11.03.2022)

15. Smirnova T. Virtual Museum in the modern cultural and information space // Museum. 2010. No. 8. p. 25.

16. Tumanova E.V. Virtual museum as a means of dissemination of cultural and educational information within the educational space. - http://rudocs.exdat.com/docs/index- 332099.html.

17. Kononikhin N. Museums on the Internet and virtual museums. -http://www.russ.ru / 3. http://www.marstu.mari.ru8101 (Accessed: 20.09. 2022)

18. The Louvre website: <http:// http://louvre.historic.ru/virttour. shtml (Accessed: 23.11. 2022)

19. Virtual Museum of Painting http://smallbay.ru. (Ac-cessed:08/21/2022)

20. Website of the British Museum: < http://www.metmuseum.org/ home.asp >. (Accessed: 07.09. 2022)

C3

о

CO "O

1=1 А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.