Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ'

ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ»

УДК 371.71:331.362:[612.821 +812.IS|.014.49

Ж. Т. Мырзаканова, У. А. Табаров, Т. А. Хлебутина

ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ

Семипалатинское медицинское училище

В связи с широким развитием системы профессионально-технических учебных заведений, при обучении в которых подростки сталкиваются с влиянием комплекса учебно-производственных факторов, изучение некоторых физиологических показателей учащихся приобретает особую актуальность, так как эти показатели служат основой для разработки рациональных условий и режимов обучения [I, 3].

Целью настоящей работы явилось изучение некоторых психофизиологических и гемодинамическнх показателей у учащихся СПТУ в период адаптации к условиям обучения. Исследования проведены на 30 практически здоровых учащихся 8-х классов в возрасте 14—15 лет (контроль) и 60 учащихся I и II курсов СПТУ в возрасте 15—17 лет (основная группа). Оценка функционального состояния сигнальных систем у обследованных проводилась по следующим показателям: объему кратковременной памяти (ОКП) на раздражители 1-й и 2-й сигнальных систем, скорости переключения внимания (СПВ). В качестве критериев оценки реакции сердечно-сосудистой системы (ССС) нами били выбраны показатели систолического (СД), диастоличе-ского (ДД), пульсового (ПД) артериального давления и частота сердечных сокращений (ЧСС). На основе этих показателей рассчитывали индекс Шапталы (ИШ), характеризующий степень изменения состояния ССС и скорость его нормализации после воздействия психологического стресса [2] :

uni ПД -f- (ДД — 50) • ЧСС иш =-ÏÔÔ-•

Функциональные изменения в вегетативной нервной системе оценивали по индексу Керде (ИК) [4):

Как показали результаты исследований, ОКП на раздражители 2-й сигнальной системы в первый год обучения в СПТУ увеличивается с 49.0±4,7 до 73,9±6,7 % (Я<0,01), а далее имеет тенденцию к снижению. ОКП на раздражители 1-й сигнальной системы у первокурсников не претерпевал существенных изменений, а у второкурсников снижался на 13% (Я<0,05). Динамика изменения ОКП на

раздражители 1-й и 2-й сигнальных систем, вероятно, объясняется ломкой «школьного» динамического стереотипа и характеризует адаптацию к условиям ПТУ.

СПВ на раздражители 1-й и 2-й сигнальных систем практически не изменялась в течение всего периода наблюдений и составляла 6—7 мин.

При обучении подростков в училище наблюдаются изменения со стороны гемодинамическнх функций. Так, у первокурсников отмечено достоверное снижение ДД с 91±3,7 до 78±2,0 мм рт. ст. (р<0,01), что, очевидно, отражает слабость сосудистого тонуса. В течение второго года обучения ДД не изменялось (78±2,2 мм рт. ст.). Со стороны СД и ПД существенных изменений в течение двух лет не отмечалось. ЧСС в период первого года обучения в СПТУ снижалась на 10% (р<0,05) от исходного уровня и оставалась в этих же пределах и на втором году обучения (69±0,7 в минуту). На первом году обучения уменьшаются ИШ (с 25,0±2,6 до 18,5±1,7%; р<0,05) и ИК (с 18,3±3,0 до 11,5±1,4 %; р<0,05), что указывает на ослабление функции ССС и преобладающее влияние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Таким образом, при переходе учащихся к условиям обучения в СПТУ происходит ломка динамического стереотипа, что сопровождается рядом изменений в организме. У первокурсников увеличивается ОКП на раздражители 2-й сигнальной системы, снижаются ДД, ИШ и ИК. Выявленные изменения должны учитываться при нормировании умственной и физической нагрузки на 1-м и 2-м году обучения учащихся в СПТУ.

Литература

1. Бесстрашная Н. А., Павлович К. Э.. Халдеева Л. Ф. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков.— М„ 1983.— С. 58—66.

2. Стефанов Б.. Петрова К- // Гиг. и сан.— 1975. — № 2.— С. 83.

3. Сухарева Л. М.. Самотолкина Н. Г. //Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. — С. 79-87.

4. Ульяпинскчй Л. С. // Кровообращение и окружающая среда. — Симферополь, 1983.—С. 165.

Поступила 20.01.87

Информация Советского Токсикологического Центра

УДК 615.9 + 613.632

А. С. Башкирцев, В. В. Семенова, А. О. Карелин. Токсичность растворителей марок АКР и БЭФ

(Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт)

Растворитель марки АКР применяется в кожевенно-обувной промышленности, в производстве гранитолевых деталей. Он является смесью этанола, этилацетата, бути-лацетата, метнлацетата, метанола и метилэтилкетона,

представляет собой г> мрачную бесцветную жидкость с температурой кипения 70°С. Растворимость в воде 4 % от общей массы. ЬОзд при введении в желудок для крыс 7200 мг/кг, мышей 4000 мг/кг, СЬМ — 65 000 и 59 000 мг/м' соответственно. Клиническая картина острого отравления: кратковременный период возбуждения с признаками раздражения слизистых оболочек, затем общее угнетение, наркоз. Животные погибали преимущественно к концу 1-х суток. Ккум по Лиму 3,2. Сенсибилизирующее действие не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.