Научная статья на тему 'Изучение мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза'

Изучение мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY / MOTIVATIONAL-EVALUATIVE COMPONENT / EVALUATIVE ATTITUDE TO THE PROFESSION / LEVEL OF THE MOTIVATIONAL-EVALUATIVE COMPONENT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцу Елена Геннадьевна

В статье представлены результаты пилотажного исследования мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателей предметных и многопредметных кафедр высшей профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуцу Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVATIONAL-EVALUATIVE COMPONENT ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A HIGHER SCHOOL TEACHER

The article presents the results of a research into the effects of the pilot testing of the motivational-evaluative component of professional competence of a teacher of a higher pedagogical school.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза»

УДК 378 (07)

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

© 2012 Е.Г.Гуцу

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

Статья поступила в редакцию 08.02.2012

В статье представлены результаты пилотажного исследования мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции преподавателей предметных и многопредметных кафедр высшей профессиональной школы.

Ключевые слова: профессиональная компетенция преподавателя высшей школы, мотивационно-ценностный компонент, ценностное отношение к профессии, уровень развития мотивационно-ценностного компонента.

Одним из центральных компонентов профессиональной компетенции преподавателя вуза является мотивационный-ценностный компонент. Особенности ценностно-смысловой, моти-вационной сферы преподавателя изучаются в многочисленных исследованиях (И.Андреева, А.Ю.Антропова, В.В.Дубицкий, Т.А.Жалагина, К.Замфир, С.И.Маслаков, Л.Г.Матяш, О.С.Руденко, Л.В.Хазова и др.). Среди ценностей-целей преподавателей высшей школы выделяются возможность творческой деятельности, интеллектуальное, духовное развитие, отношение к профессии как к ценности, образованность, ответственность. Однако многие исследователи (Н.Н.Богдан, Е.А.Могилёвкина и др.) обозначают как серьезную проблему современного вузовского преподавателя кризис профессиональной идентичности, кризис мотивации профессиональной деятельности, снижение ценности профессии1.

Эмпирические данные разных авторов часто представляются достаточно противоречивыми, что говорит о сложности исследовательской задачи и необходимости ее дальнейшего теоретического осмысления и практического изучения. Обобщая данные разных исследований, можно предположить, что мотивация профессиональной деятельности преподавателя вуза не имеет жесткой запрограммированности и предрешен-ности, и, в большей степени, обуславливается индивидуальной траекторией личностно-про-

Гуцу Елена Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик начального образования. E-mail: elenagytcy@mail. ru

1 Богдан Н.Н., Могилёвкин Е.А. Мотивация и демо-тивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного Федерального округа). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://umj.usu.ru/unimgmt/?base=mag/0032 (03-2004)&xsln=showArticle.xslt&id=al2&doc=. /content.js p (Дата обращения 30.04.2011).

фессионального развития. К аналогичным выводам приходит и В.В.Дубицкий2.

Размышления о значимости условий профессиональной деятельности для развития мотива-ционного компонента компетентности преподавателя вуза подтверждаются в работе Н.В.Во-лодько и Т.М.Сорокиной3. Авторы анализируют изменения мотивационной сферы преподавателей вуза в специфических условиях профессиональной деятельности в структуре многопредметной вузовской кафедры. Согласно данным авторов, динамика развития мотивационно-ценностной сферы проявляется в постепенном переходе от мотивационного индивидуализма, который проявляется в личностно значимом понимании целей, средств, критериев результативности своей профессиональной деятельности, к мотивационному взаимопониманию, которое возникает в условиях профессионального общения и позволяет разнопредметным преподавателям продуктивно взаимодействовать. Результатом является полный пересмотр преподавателями позиции и роли «своего» предмета в общей системе подготовки специалиста.

Нами была предпринята попытка осмыслить и конкретизировать сущность, критерии и уровни развития мотивационно-ценностного компонента в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей школы. Мотивационный компонент, по нашему мнению, характеризуется следующими показателями: отношение к профессии как ценности; понимание и переживание ее значимости как для общества, так и для собственного развития; ин-

2 Дубицкий В.В. О мотивации деятельности (труда) преподавателей вуза [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: / / www.isras.ru /files /File/Socis / 2004-01 /dubitski.pdf (30.04.2011).

3 Володько Н.В., Сорокина Т.М. Интегративная деятельность психолого-педагогической кафедры вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2009. - № 4 (39). - С. 67 - 69.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(3), 2012

терес к преподаваемой дисциплине и вопросам образования в целом; увлеченность наукой и стремление к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Для выявления содержательных характеристик мотивационного

Таб. 1. Уровни развития показателей мотивационн тенции преподавателей предметных (ПК

компонента профессиональной компетенции преподавателя высшей школы, нами было проведено пилотажное исследование, результаты которого отражены в таб. 1.

(-ценностного компонента профессиональной компе-и многопредметных (МПК) кафедр (%)

Критерии Уровни развития

Высокий Средний Низкий

ПК МПК ПК МПК ПК МПК

Отношение к профессии 52,46 51,68 39,13 40,36 8,41 7,96

Осознание значимости профессии 41,64 47,12 48,72 44,47 9,64 8,41

Интерес к дисциплине и смежным наукам 31,15 59,86 60,89 30,50 7,96 9,64

Увлеченность наукой 39,18 37,65 41,84 42,04 18,98 20,31

Потребность в самосовершенствовании 38,47 42,24 41,46 38,78 20,07 18,98

Анализ полученных результатов показывает, что из пяти выделенных критериев наиболее выраженным у преподавателей обеих выборок является критерий «Отношение к профессии». Высокий уровень по этому показателю продемонстрировали более половины всех преподавателей, принявших участие в исследовании, что проявляется в устойчивой положительной мотивации профессиональной педагогической деятельности, которая относительно независима от меняющихся конкретных условий. Профессиональная педагогическая деятельность и возможность заниматься ею осознаются и переживаются преподавателями как ценность. Отношение к профессии, соответствующее среднему уровню развития (39,13% ПК и 40,46% МПК), проявляется в неустойчивом эмоциональном отношении к ней, его зависимости от конкретной ситуации, условий труда, сочетании положительных мотивов профессиональной деятельности с узко-личностными. Низкий уровень, характер и-зующийся несформированностью мотивов профессиональной педагогической деятельности или преобладанием узко-личностных, прагматических мотивов, был зафиксирован в единичных случаях.

Существенные различия в двух выборках были выявлены по сформированности критерия «Интерес к дисциплине и смежным наукам». Можно констатировать, что у преподавателей предметных кафедр ярко выраженной является заинтересованность своей областью науки, содержанием преподаваемой дисциплины, в то время как интерес к смежным наукам, широким проблемам образования возникает эпизодически. Эта характеристика соответствует среднему уровню развития изучаемого показателя, который был зафиксирован у 60,89% преподавателей предметных кафедр. У преподавателей многопредметных кафедр в большинстве случаев (59,86%) был выявлен высокий уровень, о

чем свидетельствует устойчивый познавательный интерес, который не ограничивается только рамками преподаваемой дисциплины, а охватывает широкую область смежных дисциплин, проблемы педагогики, психологии и методики вузовского обучения, а также вопросы образования в целом. Низкий уровень сформирован-ности критерия (7,96% ПК и 9,64% МПК) выражался в отсутствии интереса к вопросам образования и эпизодическим проявлением интереса к преподаваемой дисциплине. Интересным представляется тот факт, что данный критерий является единственным продемонстрировавшим отличие между актуальным уровнем мотиваци-онного компонента в двух выборках. Преподаватели многопредметных кафедр изначально в большей степени проявляли заинтересованность широкими вопросами современного образования, в то время как преподаватели предметных кафедр демонстрировали в большей степени заинтересованность академической наукой и «своей» учебной дисциплиной.

Критерий «Осознание значимости профессии» у преподавателей обеих выборок соответствует высокому (41,64% ПК и 47,12% МПК) и среднему (48,72% ПК и 44,47% МПК) уровню развития. Для преподавателей с высоким уровнем сформированности данного показателя характерно понимание и переживание значимости профессиональной педагогической деятельности для общества, причем это осознание имеет выраженную эмоциональную окраску. На этой основе выражено осознание и переживание собственной ответственности за отсроченные результаты своей профессиональной деятельности. Характерно также осознание значимости педагогической деятельности для себя лично, для собственной самореализации в личностном и профессиональном планах. Для среднего уровня характерным признаком является неустойчивое проявление осознания и переживания

ответственности за отсроченные результаты собственной профессиональной деятельности. Осознание и переживание ценности педагогической деятельности для самореализации проявляется в отдельных ситуациях, эмоциональное отношение к этому неустойчивое и противоречивое. Низкий уровень развития данного показателя был зафиксирован лишь в единичных случаях.

Высокий уровень «Увлеченности наукой» продемонстрировали 39,18% преподавателей предметных и 37,65% многопредметных кафедр. Это преподаватели, которые активно, систематически ведут исследовательскую деятельность, публикуются в научных изданиях, работают над созданием учебников, методических пособий, написанием монографий. Содержательный анализ показал, что преподаватели предметных кафедр в большей степени проявляют интерес к академической науке, в то время как преподаватели многопредметных кафедр активно ведут исследовательскую деятельность не только в области преподаваемой дисциплины, но и в сфере психологии и дидактики высшей профессиональной школы. 41,84% преподавателей предметных и 41,04% многопредметных кафедр проявили неустойчивую активность в научно-исследовательской деятельности, отметили, что занимаются ей эпизодически, что соответствует среднему уровню развития. Низкий уровень заинтересованности наукой был отмечен примерно у пятой части опрошенных преподавателей. Характерным признаком низкого уровня было то, что исследовательская активность данных преподавателей определяется прежде всего какими-либо внешними обстоятельствами, например, необходимость формально соответствовать занимаемой должности. Занятие научной деятельностью не имеет внутренней мотивации, и поэтому необходимость заниматься ею вызывает негативные переживания.

Интегрирующим показателем мотивационно-ценностного компонента является постоянная, осознанная, эмоционально окрашенная потребность в постоянном личностном и профессиональном самосовершенствовании. На высоком уровне развития ее продемонстрировали 38,41% преподавателей предметных и 42,24% преподавателей многопредметных кафедр. Характерным признаком высокого уровня является наличие у преподавателя осознанной, обоснованной программы профессионального саморазвития с обозначением в ней не только целей, но и способов и условий их достижения. Средний уровень (41,46% ПК и 38,78% МПК) характеризуется неустойчивостью проявления данной потребности, ее обусловленности различными внешними факторами. Имея определенную программу целей, преподаватели затруднялись обозначить адекватную программу действий, ставили свое профессиональное развитие в зависимость исключительно от внешних условий (курсов повышения квалификации, организованных вузом семинаров и т.д.). Показательно, что просьба обозначить виды собственной активности по совершенствованию своего профессионального мастерства вызывала у преподавателей затруднения. На низком уровне потребность в самосовершенствовании была зафиксирована у 20,07% преподавателей предметных и 18,98% преподавателей многопредметных кафедр. Для большинства преподавателей этой группы была характерна убежденность в том, что актуальный уровень профессионального развития обеспечивает успешность их педагогической деятельности и не нуждается в постоянном совершенствовании.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о необходимости более тщательного анализа мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя высшей профессиональной школы.

THE MOTIVATIONAL-EVALUATIVE COMPONENT ANALYSIS OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A HIGHER SCHOOL TEACHER

© 2012 E.G.Gutsu Nizhny Novgorod State Pedagogical University

The article presents the results of a research into the effects of the pilot testing of the motivational-evaluative component of professional competence of a teacher of a higher pedagogical school.

Key words: professional competence of teacher of Pedagogical University, motivational-evaluative component, evaluative attitude to the profession, level of the motivational-evaluative component development.

Elena Gennadevna Gutsu, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of Psychology, Associate Professor. E-mail: elenagytcy@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.